Трудовые мигранты и безработица в странах -доноров мигрантов

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 12 Июня 2013 в 08:12, контрольная работа

Краткое описание

Активно происходящий во всем мире процесс интернационализации производства сопровождается интернационализацией рабочей силы. Трудовая миграция стала частью международных экономических отношений. Миграционные потоки устремляются из одних регионов и стран в другие. Порождая определенные проблемы, трудовая миграция обеспечивает несомненные преимущества странам, принимающим рабочую силу и поставляющим ее. Наблюдающаяся в последние десятилетия интенсификация процессов миграции выражается как в количественных показателях, так и в качественных: изменяются формы и направления передвижения трудовых потоков. Миграция рабочей силы помимо экономического эффекта сопровождается рядом последствий, находящихся за рамками традиционного экономического анализа. Она может принести выигрыш или вызвать издержки, которые не поддаются обычной рыночной оценке1.

Содержание

Введение 3
1. Последствия миграции населения для стран-доноров. Двойной рынок труда 5
2. Потери РФ от трудовой миграции 8
Заключение 11
Список литературы 13

Вложенные файлы: 1 файл

миграц.политика.docx

— 34.42 Кб (Скачать файл)

 

Оглавление

 

Введение 3

1. Последствия  миграции населения для стран-доноров.  Двойной рынок труда 5

2. Потери  РФ от трудовой миграции 8

Заключение 11

Список литературы 13

 

 

 

Введение

 

Активно происходящий во всем мире процесс интернационализации  производства сопровождается интернационализацией рабочей силы. Трудовая миграция стала  частью международных экономических  отношений. Миграционные потоки устремляются из одних регионов и стран в  другие. Порождая определенные проблемы, трудовая миграция обеспечивает несомненные  преимущества странам, принимающим  рабочую силу и поставляющим ее. Наблюдающаяся в последние десятилетия  интенсификация процессов миграции выражается как в количественных показателях, так и в качественных: изменяются формы и направления  передвижения трудовых потоков. Миграция рабочей силы помимо экономического эффекта сопровождается рядом последствий, находящихся за рамками традиционного экономического анализа. Она может принести выигрыш или вызвать издержки, которые не поддаются обычной рыночной оценке1.

Примером получения выигрыша от международного перемещения рабочей  силы могут служить перенос знаний из страны в страну, их распространение  по всему миру. Термин «знание» здесь  используется в расширенном смысле.

Это могут быть: талант выдающегося  артиста или художника, способности  крупного ученого, знания современных  технологий, маленькие секреты ремесла  парикмахера или кулинара. От такой  передачи знания выигрывают все: и сам  мигрант, и страны, как эмиграции, так и иммиграции, а также мировое сообщество в целом.

Иммигранты во многих странах  заняты на тяжелых, вредных, низкооплачиваемых  работах, на которые нет претендентов среди местного населения. В Западной Европе доля иностранцев в таких отраслях очень велика и порой доходит до 70% рабочей силы. Нередко без привлечения иммигрантов невозможно нормальное функционирование некоторых отраслей национальной экономики - строительства, автомобильной промышленности, сферы услуг.

Приток иностранной рабочей  силы позволяет развитым странам  проводить перемещение национальной рабочей силы в высоко-технологичные отрасли без ущерба для работы тех секторов, откуда уходят местные работники. Работники-иммигранты в большинстве принимающих стран рассматриваются как определенный амортизатор в периоды ухудшения экономической конъюнктуры - иностранцы теряют работу первыми.

 

1. Последствия миграции населения для стран-доноров. Двойной рынок труда.

 

О положительном влиянии  процесса «утечки умов», например для  экономики США, писалось немало. Достаточно сказать, что 40% из пришедших на рынок  труда США в 80-х гг. докторов наук в области инженерных и компьютерных дисциплин были иммигрантами; 25% преподавателей технических дисциплин в вузах - тоже иммигранты. В конце 90-х гг. в США проживало более 13 млн иммигрантов; они зарабатывают, по оценкам, 240 млрд долл. в год. При этом они платят налоги в размере более 90 млрд долл. в год. В то же время американское государство ежегодно тратит на социальное вспомоществование иммигрантам 5 млрд долл. Ясно, что отдача от иммигрантов даже в чисто денежном выражении весьма высока для американского государства. Неизмеримо выше тот вклад, который вносят высококвалифицированные иммигранты в развитие американской науки, медицины, искусства. Так, в конце 90-х гг. 23% всех ученых в США в области естественных и точных наук были иммигрантами2.

Несомненно, однако, и то, что многие ученые из развивающихся  стран, повысив свою квалификацию и  поработав в США и других развитых странах, вернулись к себе на родину, положив начало научным школам и  направлениям в своих странах. Да и не только ученые. Получив образование  и поправив материальное положение, возвращаются и представители других профессий: управляющие, врачи, строители, квалифицированные рабочие. Возвратились на родину многие китайцы, корейцы, югославы, греки, индийцы. Все они принесли в свои страны новые знания, квалификацию, достаток своим семьям. Важно, чтобы  и эти страны научились ценить свои кадры, создавали им условия для реализации их потенциала, нормальные условия для работы и жизни.

Другим ярким примером преимущественно позитивного влияния  иммиграции на экономику страны может  служить Израиль. Проводя целенаправленную политику на привлечение евреев в страну со всего мира, Израиль, во многом благодаря иммиграции научных и других высококвалифицированных кадров, вошел в число наиболее развитых в экономическом и научно-техническом отношении стран мира.

Важным позитивным последствием для стран-доноров являются доходы от эмиграции, т.е. денежные переводы эмигрантов в свои страны. В некоторых странах  они достигают довольно значительных величин. Так, масштабы этих доходов  составили в середине 90-х гг. для  Бангладеш - 4% ВВП, для Ямайки - более 5, для Пакистана - более 3, для Шри  Ланки - 6,2%. По имеющимся оценкам, перевод, например, в Египет доходов эмигрантов в размере 2,8 млрд долл. стимулировал создание дополнительного ВВП на сумму 6,8 млрд долл., что составило 16% ВВП страны3.

Теория двойного рынка  доказывает, что миграция диктуется  спросом на рабочую силу, свойственным индустриальным обществам. Согласно этой теории миграция вызывается не «выталкивающими» факторами в донорских странах (низкая заработная плата или высокий  уровень безработицы), а притягивающими факторами в принимающих странах (потребность в иностранной рабочей  силе). Данная теория исходит из того, что трудовым рынкам развитых индустриальных стран свойственна неразрывная  взаимосвязь между рабочей силой  и капиталом, связанная с сегментированной структурой рынка труда. Низкая заработная плата, часто меняющиеся условия  труда, незначительные перспективы  для продвижения в сфере услуг  не дают возможности привлечь в нее  местных рабочих, которые заняты, как правило, в сфере материального производства. Чтобы восполнить нехватку рабочей силы в сфере обслуживания, предприниматели нанимают иммигрантов.

Таким образом, теория двойного рынка труда предполагает следующее:

- трудовая миграция в  значительной степени основана  на потребности в рабочей силе  и инициируется вербовкой со  стороны предпринимателей в развитых  обществах (или правительствами,  выражающими их интересы);

- так как причина спроса  на рабочих-иммигрантов кроется  в структурных потребностях экономики,  а их наем ведется методами  вербовки, различия в заработной  плате между регионами не являются  ни необходимыми, ни достаточными  условиями для трудовой миграции. Другими словами, предприниматели  имеют возможность принимать  на работу рабочих при поддержании  постоянного уровня заработной  платы;

- низкий уровень заработной  платы в принимающих странах  не повышается в ответ на  уменьшение притока рабочих-мигрантов;  зарплата держится на определенном  уровне и не реагирует на  изменения в спросе и предложении  рабочей силы;

- правительства вряд ли  будут влиять на миграцию с  помощью мер, которые могут  привести к незначительным изменениям  в занятости или заработной  плате;

- иммигранты удовлетворяют  спрос на рабочую силу, которая  структурно включена в современную  постиндустриальную экономику без  крупных изменений в экономической  организации общества.

Таким образом, в этой теории интересы капитала рассматриваются  как доминирующие; недостаточное  внимание обращается на побуждения и  действия индивидов и групп, вовлеченных  в миграционные процессы; миграционный процесс чрезмерно социализирован, а люди рассматриваются лишь как  пассивные его участники.

 

2. Потери РФ  от трудовой миграции

 

С учетом изложенного опыта  следует относиться и к проблемам  внешней миграции в России. Прежде всего, не надо преувеличивать вероятные  масштабы трудовой миграции из нашей  страны. Она будет ограничиваться как административно-законодательными мерами потенциальных принимающих  стран, так и объективными экономическими условиями этих стран, спецификой их рынка труда. С одной стороны, в большинстве развитых стран  достаточно высокий уровень безработицы (7-10%), что резко усиливает конкуренцию  на рынке средне- и низкоквалифицированной рабочей силы, а с другой стороны, уровень квалификации потенциальных мигрантов из России (за небольшими исключениями среди ученых и инженеров в таких областях, как космическая и лазерная техника, кристаллография, биология, физика низких температур) оказывается ниже профессиональных стандартов западных стран.

Масштабы выезда на работу и постоянное место жительства ученых и инженеров составляют ежегодно около 8 тыс. человек (ученых - 4,5 тыс. человек). Доля выехавших из страны ученых за 1985-1997 гг. составила не менее 2-3% от их общего числа, что не превышает размеры  выезда ученых из большинства развитых стран. Однако в отдельных областях науки процент уезжающих гораздо  выше. Усиление этой тенденции может  привести к серьезным отрицательным  последствиям для отечественной  науки.

Несмотря на возможность  оттока за рубеж части наиболее квалифицированных  кадров (ученых, инженеров, врачей, квалифицированных  рабочих), чрезмерных поводов для  алармизма нет.

 Во-первых, несомненно, повысив  свою квалификацию и улучшив  материальное положение, многие  вернутся. Для большинства жить  у себя дома гораздо естественнее  и психологически комфортнее, чем  за границей. Во-вторых, если страна  переходит к рынку и стремится  к интеграции в мировое хозяйство,  то надо признать, что работники  в соответствии с рыночными законами ищут себе наиболее адекватное применение и оптимальные условия для продажи своей рабочей силы. Выход состоит в подъеме экономики страны, росте заработной платы. Разумеется, в нынешней ситуации государство должно позаботиться о необходимых правовых и экономических механизмах процесса международной миграции рабочей силы страны (социальная и консульская защита, налоги, финансовое и транспортное обеспечение, юридическая подготовка), соответствующих интересам как выезжающих российских граждан и их семей, так и страны.

Серьезные последствия имеет  для России процесс иммиграции (репатриации) из стран ближнего зарубежья. Приезд в Россию миллионов этнических россиян  и представителей других национальностей  из бывших советских республик требует  гигантских затрат на их обустройство, социальную помощь и создание рабочих  мест. Особенно это касается вынужденных  мигрантов, т.е. беженцев (лиц, не являющихся гражданами Российской Федерации) и  вынужденных переселенцев (лиц, являющихся гражданами Российской Федерации). Их число с начала регистрации (в 1992 г. - вынужденных переселенцев и в 1993 г. - беженцев) возросло до 1,2 млн человек (данные за 1998 г.). В условиях продолжающегося экономического кризиса быстро решить социальные и иные проблемы иммигрантов из стран - членов СНГ представляется весьма затруднительным. Вместе с тем необходимо подчеркнуть, что именно приток иммигрантов из СНГ позволяет удерживать численность населения России от еще более значительного уменьшения по причине естественной убыли (смертность в России превышает рождаемость). Кроме того, приток трудоспособного и весьма образованного населения в Россию позволит в перспективе использовать его потенциал во благо страны, как это происходит и в других странах-реципиентах.

Наряду с созданием  соответствующих финансовых и экономических  условий в стране необходимо законодательное  регулирование миграционных процессов, заключение соответствующих межгосударственных соглашений со странами - членами СНГ, политическая и социальная поддержка этнических россиян, проживающих в этих странах.

Наиболее сложной с  точки зрения последствий для  России проблемой является нелегальная  иммиграция иностранных граждан. По экспертным оценкам, приток незаконных иммигрантов составляет около 100 тыс. человек в год. Низкий профессиональный и квалификационный уровень нелегальных  мигрантов, возможность ухудшения  криминогенной обстановки и появления инфекционных заболеваний требуют серьезного контроля со стороны государства за данным процессом и его регулирования.

 

Заключение

 

1. Международная миграция  рабочей силы представляет собой  объективный процесс, отражающий  интернационализацию хозяйственной  жизни. Трудовые ресурсы, как  и прочие экономические ресурсы,  ориентированы на максимально  эффективное использование, в  том числе и в масштабах  мировой экономики.

2. Правовая база современных  миграционных процессов отражает  тенденцию не только к экономическому  либерализму и открытой экономике,  но и к протекционизму и  ограничениям в области международной  миграции.

3. Основными мировыми  центрами притяжения миграционных  потоков являются развитые страны, прежде всего США и Западная  Европа. Существуют и локальные,  региональные центры притяжения  миграционных потоков. Главными  странами-донорами в сфере международной  миграции являются развивающиеся  страны Азии, Латинской Америки  и Африки, а также бывшие социалистические  страны.

4. Международная миграция  населения и рабочей силы становится  одной из острых социально-экономических  проблем России. С одной стороны,  кризисные явления в экономике,  падение жизненного уровня населения  вызывают довольно значительную  эмиграцию рабочей силы, прежде  всего наиболее квалифицированной,  а с другой стороны, резко  возрос поток в Россию русскоязычных  беженцев и временных переселенцев  из других стран - членов СНГ,  которые сталкиваются там с  национальной, экономической и политической  дискриминацией. Направить эти процессы  в цивилизованное русло призвано  законодательство России и международные  соглашения в этой области.

Информация о работе Трудовые мигранты и безработица в странах -доноров мигрантов