Требования ФГОС НОО (2009) к условиям реализации основной образовательной программы НОО

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 17 Октября 2013 в 22:15, контрольная работа

Краткое описание

С 1 сентября 2011 года все образовательные учреждения России перешли на новый Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования (ФГОС НОО). Федеральные государственные стандарты устанавливаются в Российской Федерации в соответствии с требованием Статьи 7 «Закона об образовании» и представляют собой «совокупность требований, обязательных при реализации основных образовательных программ начального общего образования (ООП НОО) образовательными учреждениями, имеющими государственную аккредитацию».

Вложенные файлы: 1 файл

Раевская ответы.docx

— 51.51 Кб (Скачать файл)
  1. Требования ФГОС НОО (2009) к условиям реализации основной образовательной программы НОО.

С 1 сентября 2011 года все образовательные учреждения России перешли на новый Федеральный  государственный образовательный  стандарт начального общего образования (ФГОС НОО). Федеральные государственные  стандарты устанавливаются в  Российской Федерации в соответствии с требованием Статьи 7 «Закона  об образовании» и представляют собой  «совокупность требований, обязательных при реализации основных образовательных  программ начального общего образования (ООП НОО) образовательными учреждениями, имеющими государственную аккредитацию». Определить современные требования к начальной школе, обеспечить качество начального образования - основная задача федеральных государственных образовательных  стандартов второго поколения. В соответствии с Законом РФ «Об образовании» Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования представляет собой совокупность требований, обязательных при реализации основных образовательных программ начального общего образования образовательными учреждениями, имеющими государственную аккредитацию.

Федеральный государственный  образовательный стандарт начального общего образования должен обеспечивать:

-единство образовательного  пространства Российской Федерации; 
- преемственность основных образовательных программ начального общего и основного общего образования.

Структура стандартов включает три  группы требований:

- к результатам  освоения основной образовательной  программы начального общего  образования; 

- к структуре  основной образовательной программы  начального общего образования,  в том числе требования к  соотношению частей основной  образовательной программы начального  общего образования и их объему, а также к соотношению обязательной  части основной образовательной  программы начального общего  образования и части, формируемой  участниками образовательного процесса;

- к условиям реализации  основной образовательной программы  начального общего образования,  в том числе кадровым, финансовым, материально-техническим и иным  условиям.

Требования к  результатам, структуре и условиям освоения основной образовательной  программы начального общего образования  учитывают возрастные и индивидуальные особенности обучающихся на ступени начального общего образования, самоценность ступени начального общего образования как фундамента всего последующего образования.

Отличительной особенностью нового стандарта является его деятельностный характер, ставящий главной целью развитие личности учащегося. Система образования отказывается от традиционного представления результатов обучения в виде знаний, умений и навыков, формулировки стандарта указывают реальные виды деятельности, которыми учащийся должен овладеть к концу начального обучения. Требования к результатам обучения сформулированы в виде личностных, метапредметных и предметных результатов.

Неотъемлемой частью ядра нового стандарта являются универсальные  учебные действия (УУД). Под УУД  понимают «общеучебные умения», «общие способы деятельности», «надпредметные действия» и т.п. Для УУД предусмотрена отдельная программа – программа формирования универсальных учебных действий (УУД). Все виды УУД рассматриваются в контексте содержания конкретных учебных предметов. Наличие этой программы в комплексе Основной образовательной программы начального общего образования задает деятельностный подход в образовательном процессе начальной школы.

Важным элементом  формирования универсальных учебных  действий обучающихся на ступени  начального общего образования, обеспечивающим его результативность являются ориентировка младших школьников в информационных и коммуникативных технологиях (ИКТ) и формирование способности их грамотно применять (ИКТ-компетентность). Использование  современных цифровых инструментов и коммуникационных сред указывается как наиболее естественный способ формирования УУД включена подпрограмма «Формирование ИКТ компетентности обучающихся». Реализация программы формирования УУД в начальной школе – ключевая задача внедрения нового образовательного стандарта.

Требования к  информационно-образовательной среде (ИС) являются составной частью Стандарта. ИС должна обеспечивать возможности  для информатизации работы любого учителя  и учащегося. Через ИС учащиеся имеют  контролируемый доступ к образовательным  ресурсам и Интернету, могут взаимодействовать  дистанционно, в том числе и  во внеурочное время. Родители должны видеть в ИС качественные результаты обучения своих детей и оценку учителя. 

 

Что такое внеурочная деятельность, каковы ее особенности?

Стандарт предполагает реализацию в образовательном учреждении как урочной, так и внеурочной деятельности. Внеурочная деятельность организуется по направлениям развития личности (спортивно-оздоровительное, духовно-нравственное, социальное, общеинтеллектуальное, общекультурное).

Содержание занятий  должно формироваться с учетом пожеланий  обучающихся и их родителей (законных представителей).

Во внеурочную деятельность могут входить: выполнение домашних заданий (начиная со второго полугодия), индивидуальные занятия учителя  с детьми, требующими психолого-педагогической и коррекционной поддержки (в  том числе – индивидуальные занятия  по постановке устной речи, почерка  и письменной речи и т.д.), индивидуальные и групповые консультации (в том  числе – дистанционные) для детей  различных категорий, экскурсии, кружки, секции, круглые столы, конференции, диспуты, школьные научные общества, олимпиады, соревнования, поисковые и научные исследования и т.д.

Содержание внеурочной деятельности должно быть отражено в  основной образовательной программе  образовательного учреждения.

Время, отведенное на внеурочную деятельность, не входит в  предельно допустимую нагрузку обучающихся. 

 

  1. Сущность педагогических технологий. Основные признаки педагогических технологий.

Педагогическая  технология - совокупность, специальный набор форм, методов, способов, приёмов обучения и воспитательных средств, системно используемых в образовательном процессе, на основе декларируемых психолого-педагогических установок. Это один из способов воздействия на процессы развития, обучения и воспитания ребёнка

Любая технология в той  или иной мере направлена на реализацию научных идей, положений, теорий в  практике. Поэтому педагогическая технология занимает промежуточное положение  между наукой и практикой. 

Классификация педагогических технологий:

По сущностным и инструментально  значимым свойствам (например, целевой  ориентации, характеру взаимодействия учителя и ученика, организации  обучения) выделяются следующие классы педагогических технологий.

§ По уровню применения выделяются общепедагогические, частнометодические (предметные) и локальные (модульные) технологии.

§ По философской основе: материалистические и идеалистические, диалектические и метафизические, научные (сциентистские) и религиозные, гуманистические  и антигуманные, антропософские и  теософские, прагматические и экзистенциалистские, свободного воспитания и принуждения  и другие разновидности.

§ По ведущему фактору психического развития: биогенные, социогенные, психогенные и идеалистические технологии. Сегодня общепринято, что личность есть результат совокупного влияния 6иогенных, социогенных и психогенных факторов, но конкретная технология может учитывать или делать ставку на какой-либо из них, считать

В принципе не существует таких  монотехнологий, которые использовали бы только один какой-либо единственный фактор, метод, принцип - педагогическая технология всегда комплексна. Однако своим акцентом на ту или иную сторону процесса обучения технология становится характерной и получает от этого свое название.

§ По научной концепции  усвоения опыта выделяются: ассоциативно-рефлекторные, бихевиористские, гештальттехнологии, интериоризаторские, развивающие. Можно упомянуть еще малораспространенные технологии нейролингвистического программирования и суггестивные.

§ По ориентации на личностные структуры: информационные технологии (формирование школьных знании, умении, навыков по предметам ЗУН); операционные (формирование способов умственных действий - СУД); эмоционально-художественные и  эмоционально-нравственные (формирование сферы эстетических и нравственных отношений - СЭН), технологии саморазвития (формирование самоуправляющих механизмов личности - СУМ); эвристические (развитие творческих способностей) и прикладные (формирование действенно-практической сферы - СДП).

§ По характеру содержания и структуры называются технологии: обучающие и воспитывающие, светские и религиозные, общеобразовательные  и профессионально-ориентированные, гуманитарные и технократические, различные  отраслевые, частнопредметные, а также монотехнологии, комплексные (политехнологии) и - групповые и дифференцированные способы обучения, когда педагог имеет и проникающие технологии.

Способ, метод, средство обучения определяют названия многих существующих технологий: догматические, репродуктивные, объяснительно-иллюстративные, программированного обучения, проблемного обучения, развивающего обучения, саморазвивающего обучения, диалогические, коммуникативные, игровые, творческие и др.

По категории обучающихся наиболее важными и оригинальными являются:

§ массовая (традиционная) школьная технология, рассчитанная на усредненного ученика;

§ технологии продвинутого уровня (углубленного изучения предметов, гимназического, лицейского, специального образования  и др.);

§ технологии компенсирующего  обучения (педагогической коррекции, поддержки, выравнивания и т.п.);

§ различные виктимологические технологии (сурдо-, орто-, тифло- олигофренопедагогика);

§ технологии работы с отклоняющимися (трудными и одаренными) детьми в  рамках массовой школы.

И, наконец, названия большого класса современных технологий оделяются  содержанием тех модернизаций и  модификаций, которым в них подвергается существующая традиционная система.

Основные качества (принципы) современных педагогических технологий

Для описания таких сложных  объектов, какими являются педагогические технологии, следует прежде всего выделить их основные общие качества (принципы).

Системность

Важнейшим качеством любой  технологии выступает системность  как особое качество множества определённым образом организованных компонентов, выражающееся в наличии у этого множества интегральных свойств и качеств, отсутствующих у его компонентов

Комплексность. Многофакторность и содержательное разнообразие педагогических процессов делает педагогические технологии комплексными, требующими координации  и взаимодействия всех элементов.

Целостность. Целостность  педагогической технологии заключается  в наличии у неё общего интегративного качества при сохранении специфических  свойств элементов.

Научность

Педагогическая технология как научно обоснованное решение  педагогической проблемы включает анализ и использование опыта, концептуальность, прогностичность и другие качества, представляет собой синтез достижений науки и практики, сочетание традиционных элементов прошлого опыта и того, что рождено общественным прогрессом, гуманизацией и демократизацией общества.

Концептуальность. Педагогический процесс всегда совершается во имя  каких-то глобальных социальных целей  на основе системы взглядов на педагогический процесс, идей, принципов, на основе которых  организуется деятельность.

Развивающий характер современных  педагогических технологий.

Структурированность

Наличие определённой внутренней организации системы (цели, содержания), системообразующих связей элементов (концепция, методы), устойчивых взаимодействий (алгоритм), обеспечивающих устойчивость и надёжность системы.

Иерархичность. Четыре иерархически соподчинённых класса (уровня) педагогических технологий, о которых говорилось выше, адекватных организационным уровням  социально-педагогических структур деятельности, и образуют модель «матрешки»:

1. Метатехнологии (социально-политический уровень).

2. Отраслевые макротехнологии (общепедагогический и общеметодический уровни).

3. Модульно-локальные мезотехнологии: частнометодический (модульный) и узко методический (локальный) уровни.

4. Микротехнологии (контактно-личностный уровень).

Логичность. Формально-описательный аспект технологии выражается в логике и чёткости действий, зафиксированных в различных документах (проект, программа, положение, устав, руководство, технологическая схема, карта) и учебно-методическом оснащении (учебно-методическое пособие, разработки, планы, диагностические и тренинговые методики).

Алгоритмичность пространственной структуры данной технологии состоит в разделении на отдельные содержательные участки (ступени, шаги, кадры, порции и т.п.), которые совершаются в определённом порядке, по алгоритму.

Преемственность. Любая из нижерасположенных в иерархии технологий является частью вышерасположенной, т.е. связана с ней узами преемственности: принимает идеологию, решает определённую часть общей задачи, координируется по содержанию, времени и другим параметрам.

Системные качества педагогических технологий выступают также в  единстве научного, процессуально-действенного и формально-описательного аспекта. В деятельностном аспекте технологии выступают также качества субъекта (профессионализм) и качества объекта (способности, потребности).

Вариативность и гибкость технологии основываются на изменении  последовательности, порядка, цикличности  элементов алгоритма в зависимости  от условий осуществления технологии.

Процессуальность (временной алгоритм). Педагогическая технология рассматривается как процесс - развивающееся во времени взаимодействие его участников, направленное на достижение поставленных целей и приводящее к заранее запланированному изменению состояния, преобразованию свойств и качеств объектов. Развитие целенаправленного и управляемого технологического процесса включает последовательные этапы целеполагания, планирования, организации, реализации целей и аналитический.

Информация о работе Требования ФГОС НОО (2009) к условиям реализации основной образовательной программы НОО