Торговля со странами Европы и Азии

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 10 Декабря 2013 в 23:47, доклад

Краткое описание

Начало торговых отношений Руси с другими странами теряется в веках, когда отдельные земли — Полянская, Словенская и др., расположенные на перекрестке древних путей мировой торговли, соединявших Балтийское море с Черным и Кордову с Багдадом, — участвовали и в европейской и в азиатской торговле. Торговля восточно-славянских земель с Византийской империей началась задолго до образования Древнерусского государства; этим объясняется и зависимость русских сыпучих мер и денежных весов от римских. [1] Но собственно внешняя торговля началась лишь с образованием Древнерусского государства, которое взяло на себя руководство ею и ее юридическую защиту.

Содержание

Введение стр. 3
Торговля со странами Европы стр. 4-9
Торговля со странами Азии стр. 10-11
Заключение стр. 12
Список литературы стр. 13

Вложенные файлы: 1 файл

Готовый вариант 2.docx

— 35.93 Кб (Скачать файл)

 

 

 

 

 

 

Оглавление

  1. Введение стр. 3
  2. Торговля со странами Европы стр. 4-9
  3. Торговля со странами Азии стр. 10-11
  4. Заключение стр. 12
  5. Список литературы стр. 13

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Введение

Начало торговых отношений  Руси с другими странами теряется в веках, когда отдельные земли  — Полянская, Словенская и др., расположенные  на перекрестке древних путей  мировой торговли, соединявших Балтийское море с Черным и Кордову с Багдадом, — участвовали и в европейской  и в азиатской торговле. Торговля восточно-славянских земель с Византийской империей началась задолго до образования  Древнерусского государства; этим объясняется  и зависимость русских сыпучих  мер и денежных весов от римских. [1] Но собственно внешняя торговля началась лишь с образованием Древнерусского государства, которое взяло на себя руководство ею и ее юридическую  защиту.

Торговля в Древней  Руси имела важное значение и велась по двум направлениям:

  1. Торговля со странами Европы
  2. Торговля со странами Азии

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

    1. Торговля со странами Европы

По мнению Сахарова торговый путь «из Варяг в греки» возник в XIII- IX веках и первоначально использовался скандинавами для грабительских набегов на более экономически и культурно развитые города Византии, но впоследствии он стал важным торговым маршрутом между Скандинавией, Северной Европой, Византией и Востоком. [2] И по сути ускорил формирование древнерусского государства. Постепенно, во второй половине XI-начале XII века усилились связи Руси с Западной Европой и он уступил место Припятско-Бужскому, Западно-Двинскому и др.

В Древней Руси придавали  первостепенное значение зарубежному  сбыту излишков собираемой дани, сырьевых продуктов и ремесленных изделий  натурального хозяйства и, наконец, челяди; с другой стороны, они были заинтересованы в притоке золота, серебра и в получении тех  продуктов для своего потребления, которые не производились на Руси. Об этом можно судить по ранним русско-византийским договорам, в которых вопросам торговли отведено немало места.

Уже межгосударственный договор 907 г. включал статьи, в соответствии с которыми Русь получила право беспошлинной торговли в Византии (И да входят в град одними вороты со царевымъ мужемъ, без оружьа, мужь 50, и да творят куплю, якоже имъ надобе, не платяче мыта ни в чем же)[3], а так же, так называемые — «уклады» (в виде шестимесячного довольствия — хлебом, вином, мясом, рыбой, фруктами) приезжающим в Византию для торговли купцам русских городов — Киева и столиц подвластных ему восточнославянских земель. Русские купцы жили близ Константинополя; их прибытие и, вероятно, отбытие регистрировалось; по желанию для них устраивали баню; в город они могли входить через одни ворота группами не более, чем по 50 человек, в сопровождении охраняющего их императорского чиновника и должны были соблюдать законы страны. Ясно предполагалось, что поездки купцов происходили с ведома князя, а торговать им разрешалось лишь по предъявлении, видимо, княжеских же серебряных печатей. По истечении шести месяцев, отправляясь домой, они получали на дорогу еду, якоря, снасти, паруса и другое необходимое снаряжение. Можно думать, что и византийские купцы обрели в это время аналогичный статус в Киеве. Что Киев давно торговал с Византией, видно и из слов Олега, будто бы сказанных киевлянам: «Гость есмь, и идем в греки от Олга и от Игоря княжича». [3]

Договора 911 г. предусматривал отказ от применения широко распространенного  в средние века берегового права  — утверждалась неприкосновенность терпящих крушение судов и находящегося на них товара и помощь самим корабельщикам. Заинтересованная в торговых операциях  на Черном, Каспийском, Балтийском морях  и связывающих их реках Русь предпочитала упорядоченную торговлю случайной  наживе пиратского характера. Русское  право, как видно из договора 944 г.[3], карало за преступления в отношении потерпевших кораблекрушение, в византийское право суровая кара грабителям была включена лишь при Андронике Комнине (XII в.).

Окрепли русские позиции  в самом Константинополе, где  по договору 988 г. после принятия христианства возник русский квартал (емболос), а  наши купцы, прибывавшие на Русскую  пристань, так часто проходили  через Золотые ворота, что и  эти ворота стали называть Русскими.[4] Торговали русские и во втором по величине городе империи — Фессалониках (Солуни), где ежегодно в октябре устраивалась знаменитая ярмарка. Здесь их отметили в XII в. «Тимарион» и Евстафий, упоминающие о торговле купцов с Дона и Дуная вином, соленой рыбой, икрой и воском.

Не малую роль занимала в древнерусском государстве  торговля с Восточной и Северной Европой.

Мытный устав Раффельштеттена, составленный в 903—906 гг. во времена  короля Людовика IV Дитяти (900—911), свидетельствует  о русской торговле времен Олега  на Верхнем Дунае. В уставе, отражающем отношения, сложившиеся еще в IX в., регламентируется сбор пошлин: «Что касается славян, которые приходят из Ругов (т. е. Руси) или из Богемов ради торговли, то они могут торговать везде  подле дунайского берега, а также  везде в Ретеле (Ретель впадает  в Дунай у Линца) и Ридмархе, но обязаны платить пошлину; если они привозят воск, то платят с одного вьюка две меры воска, ценностью  каждая в один скоти, с ноши одного человека — одну меру той же цены.

Русские и чехи тоже не случайно названы рядом. Испанский еврей  Ибрагим ибн Якуб (966 г.) писал, что  «Прага — значительнейший из торговых городов» и приходят сюда (тратя  на дорогу 3 недели) «из города Кракова руссы и славяне с товарами»,  т.е. в торговле участвовала и Верхняя и Нижняя Русь.

Хорошо налаженные торговые пути связывали Русь и с Польшей  и с Венгрией. Когда Иван Ростиславич, заняв Белрад, то издал (вероятно, в 1144 г.) грамоту. Смысл её установления заключался в том, что Малый Галич (ныне Галац) — место сбора мыта в пользу берладского князя с  товаров местных, венгерских, русских  и чешских, привозимых к низовьям Дуная; одновременно для купцов из г. Месемврия устанавливалась привилегия платить мыто при распродаже товаров  — в Берладе, Текучем и других, пунктах, тяготевших к этому княжеству, которое лежало в междуречье Серета и Прута и простирало свое влияние  на «подунайске города» нижнего  течения важной торговой артерии Европы. Чем торговали на Дунае, можно судить по мыту, введенному у замка Штейн герцогом Леопольдом и его сыном; сбор распространялся на оружие, седла, шерстяные и льняные ткани и др.; ввозились перец, шафран, инбирь, тмин, гвоздика, лакрица, оливковое масло, лавровый лист, орехи, парча, шелк и т. п.

 

Так же Древняя Русь торговала  с Венгрией. Например, согласно одному (видимо, древнейшему) летописному варианту Игорь и Олег заняли Киев, прикинувшись «подугорьскими гостьми». Так же в Венгрии русские купцы издавна посещали важный торговый центр Эстергом. В жалованной грамоте короля Имре (1196—1204) на сбор мыта эстергомскому монастырю, подтверждающей старинную привилегию («так же, как и в древних актах»), на первом месте упомянуты купцы из Руси: «Купец, который пришел из Руси об одном коне, пусть входит в Пешт или Эстергом, или в другое место, и наравне с теми, которые везут дорогие меха, оплатит полмарки»;

У польского хрониста Галла  Анонима (начало XII в.) указано, что Польша «удалена от проторенных дорог паломников и знакома она лишь немногим, идущим на Русь ради торговли». Так же в Польшу поступала галицкая соль, как видно из привилея 1176 г. Казимира Справедливого цистерцианскому монастырю в Сулейове, которому было даровано право на ежегодное получение 13 возов соли от сандомирской таможни «тогда, когда поступает из Руси».

Конечно, уловить следы  русско-поморской торговли нелегко, но они есть. В Поморье (как и  в Пруссии) в Волине, Щецине, Колобжеге, Гданьске находят русские кольца, браслеты, гривны, сосуды, пряслица; а  изделия из янтаря — в Пскове, Новгороде, Минске, Городно, Гнездово (Смоленск), Киеве, Рязани, Муроме и др.

Волин имел давние связи  с Русью по Балтийскому морю, которое  немецкий хронист Адам Бременский (XI в.) называл «Скифским», а Гельмольд (XII в.) — «Русским»; ранее его по имени пруссов-эстиев именовали «Восточным морем». Адам писал о Волине: «Это действительно величайший из городов в Европе. Населяют его славяне вместе с другими народами — греками и варварами; приезжие саксы тоже получают право на жительство, лишь бы только, находясь там, не проявляли признаков своего христианства. Есть там маяк, который местные жители называют греческим огнем». Под греками хронист понимал и православных руссов, страну которых и торговые пути через нее неплохо знал. Путь Волин — Новгород отнимал 14 дней. Любопытно переменчива судьба названий руссов: на севере их причисляют к грекам, на юге — к норманнам.

В житии Оттона Бамбергского говорится о заморской торговле Колобжега. И остров Руяна (Рюген) имел торговые связи с другими славянскими странами, в их числе, может быть, и с Русью. В произведении «Атис и Профилиас» (начало XIII в.) упоминается соболь на острове Руяны, который считают русским.

Возможно, что русские  купцы встречались с арабскими  и еврейскими и на Балтике, ибо  и отсюда через Данию те везли  в гаремы Испании пленных из Европы, которых кастрировали в Вердуне  и Лионе. Из Пруссии Русь вывозила янтарь, который из Самбии через Белоозеро попадал в Булгар, а оттуда в халифат: живший в Тунисе арабский врач ибн ал-Газзар (умер в 1004 г.) знал, что янтарь «привозится из земли русов (ar-Rūs)».

Большую роль во внешнеторговых связях Руси играли еврейские купцы. В X в. сложились еврейские общины в Майнце, Аугсбурге, Регенсбурге, а  также в Праге. С этого времени  еврейские купцы этих городов  через Краков ездили в Перемышль  и Киев; в раввинских распонсах  эти ездившие целыми караванами купцы  назывались «на Русь ходящие», т. е. были подобны латинским «руссариям», которые упомянуты в жалованной грамоте Регенсбургу от 9 июля 1192 г., говорящей о местной купеческой корпорации, торгующей (в частности мехами) с Кёльном. Торговые связи Кёльна с Русью, в свою очередь, подтверждает источник конца XI в. — «Хвалебная песень кельнскому архиепископу Анно» (умер в 1075 г.), канцлеру императора Генриха III и регенту при малолетнем Генрихе IV: ему слали дары «короли» Византии, Англии и Дании; «из Фландрии и из Руси добыл он различное добро для Кёльна». [5]

Сохранился рассказ регенсбургского  купца Петахии, который около 1175 г. проехал по маршруту: Прага —  Польша — Киев — Половецкая земля  — Крым — Кавказ — Мосул — Багдад. Тот же Ибрагим (в передаче ал-Казвини — XIII в.) говорил о торговых связях Майнца с Самаркандом и Индией. [6]

Из этих сообщений как  будто следует, что Русь имела  устойчивые торговые связи с городами Германии. Немецкие источники говорят о том же. По мере продвижения немецких феодалов на Восток в жалованных грамотах захваченным или построенным городам фигурирует Русь, издревле торговавшая в этом краю и, как увидим ниже, отстоявшая свои права. Любек — столица Славии издавна вел широкую торговлю; торговал он и с Русью: ведь женой местного короля бодричей Кнута (1129— 1139) была Ингеборг Мстиславна. Не случайно вновь основывая в середине XII в. Любек, саксонский герцог Генрих Лев, дав ему разного рода льготы, отправил «послов в города и северные государства — Данию, Швецию, Норвегию и Русь,— предлагая им мир, чтобы они имели свободный проезд к его городу Любеку». В жалованной грамоте кельнского архиепископа Райнальда вестфальскому городу Медебаху (1165 г.) мимоходом, как об обычной вещи, сказано о торговле с Русью.

Сами русско-шведские торговые связи восходят к давности уже  известных нам договоров с  Византией, когда варяги (включавшие и шведских купцов) участвовали в  русской торговле с Европой и  Азией на пути из Балтики (Варяжского моря) в Черное (Русское) море; причем путь этот распадался на отрезки — балтийско-новгородско-смоленский в Верхней Руси, киево-черноморско-византийский — в Нижней и внутренний — новгородско-киевский. В самой Швеции руссы торговали с Упсалой, столицей земли Упланд, прибрежная полоса которой — Рослаген, быть может, служила одним из источников найма варягов, а торговый центр город Бирка, стоявший на острове Бьерке на озере Мелар, отправлял на Русь купцов. Разрушенную в 1060 г. Бирку заменила Сигтуна. Сюда и плыли русские мимо Готланда; в Сигтуне был русский купеческий двор с каменной церковью.

Новгород — центр морской  торговли Руси с Европой, тут имелись  кварталы, выросшие на древней торговле с Поморьем — улицы  Прусская, Чудская; здесь «заморстии» купцы в 1156 г. соорудили свою церковь на Торговище, в 1207 г. они же построили церковь св. Пятницы, а купцы-щецинцы возвели в 1165 г. церковь Троицы — ясно, что их дела процветали. Североевропейские купцы наряду с подворьями имеют свои «варяжские» (католические) храмы, гибель некоторых из них отмечена во время пожаров, когда в 1152 г. сгорела одна варяжская церковь, в 1181 г.— другая (Петра и Павла), а в 1217 г. — в варяжской церкви «изгоре товар вьсь варязьскый бещисла».

 

 

До сих пор речь шла  о торговле с Германией Верхней  Руси. Но велась такая торговля и  Нижней Русью. О притоке русских  ювелирных изделий и мехов в Германию (где Регенсбург — крупный центр меховой торговли) и вывозе оттуда серебра (из Гослара), тканей (из соседних Рейнско-Вестфальским землям Фландрии и Фрисландии) и рейнских вин — писал недавно Б. Видера. Русский соболь был хорошо известен в Германии. В торговле соболями и серым мехом участвовал, как видно из его жития, и падеборнский епископ Мейнверк (умер в 1039 г.). Едва ли можно сомневаться, что купеческие караваны сопровождали русские посольства в Мерзебург (1017 г.), Альштедт (1040 г.), Гослар (1043 г.) и др. Наши источники отметили какого-то «немчина» в Луцке (1149 г.), едва не убившего рогатиной князя Андрея Юрьевича; латинян во Владимире-на-Клязьме встречал в середине XII в. киевский купец Кузьма; понятно, что говоря под 1195 г. об обновлении епископом Иваном церкви в Суздале, летописец счел нужным подчеркнуть выполнение этой работы местными специалистами, «не ища мастеров от немець». В Галиче в XIII в. были Немецкие ворота, а в волынском Владимире немецкие купцы входили в число «местичей»-бюргеров. Некоторые из них были, вероятно, богаты — некий «немчин» Марколт давал обед в честь князей Василько Романовича, Льва Даниловича и Войшелка.

Информация о работе Торговля со странами Европы и Азии