Сущность международного валютного фонда

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 23 Декабря 2012 в 14:06, реферат

Краткое описание

Международный валютный фонд, МВФ (англ. International Monetary Fund, IMF) — специализированное учреждение ООН, со штаб-квартирой в Вашингтоне, США. На Бреттон-Вудской конференции ООН по валютно-финансовым вопросам 22 июля 1944 года была разработана основа соглашения (Хартия МВФ). Наиболее существенный вклад в разработку концепции МВФ внесли Джон Мейнард Кейнс, возглавлявший британскую делегацию, и Гарри Декстер Уайт — высокопоставленный сотрудник Министерства финансов США.

Содержание

Введение……………………………………………………………….….3
1. Цели и функции МВФ……………………………………….……..4
2. Структура органов управления МВФ……………………………..5
3. Основные механизмы кредитования………………………………9
3.1. Резервная доля……………………………………………....9
3.2. Кредитные доли. ……………………………………………9
3.3. Договоренности о резервных кредитах стэнд-бай……..…10
3.4. Механизм расширенного кредитования………………...…10
Критика действий МВФ…………………………………………….12
Заключение………………………………………………………...…….15
Список использованных источников и литературы……………………..17

Вложенные файлы: 1 файл

Введение.docx

— 32.79 Кб (Скачать файл)

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Содержание

Введение……………………………………………………………….….3

  1. Цели и функции МВФ……………………………………….……..4
  2. Структура органов управления МВФ……………………………..5
  3. Основные механизмы кредитования………………………………9

     3.1. Резервная доля……………………………………………....9

3.2. Кредитные доли. ……………………………………………9

3.3. Договоренности о резервных кредитах стэнд-бай……..…10

3.4. Механизм расширенного кредитования………………...…10

  1. Критика действий МВФ…………………………………………….12

Заключение…………………………………………………………...…….15

Список использованных источников и литературы……………………..17

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Введение

Международный валютный фонд, МВФ (англ. International Monetary Fund, IMF) — специализированное учреждение ООН, со штаб-квартирой в Вашингтоне, США.

На Бреттон-Вудской конференции  ООН по валютно-финансовым вопросам 22 июля 1944 года была разработана основа соглашения (Хартия МВФ). Наиболее существенный вклад в разработку концепции  МВФ внесли Джон Мейнард Кейнс, возглавлявший  британскую делегацию, и Гарри Декстер  Уайт — высокопоставленный сотрудник  Министерства финансов США. Окончательный  вариант соглашения первые 22 государства  подписали 27 декабря 1945 года — официальная  дата создания МВФ. МВФ начал свою деятельность 1 марта 1947 года как часть  Бреттон-Вудской системы. В этом же году Франция взяла первый кредит. В настоящее время МВФ объединяет 188 государств, а в его структурах работают 2500 человек из 133 стран.

МВФ предоставляет кратко- и среднесрочные кредиты при  дефиците платёжного баланса государства. Предоставление кредитов обычно сопровождается набором условий и рекомендаций, направленных на улучшение ситуации.

Политика и рекомендации МВФ в отношении развивающихся  стран неоднократно подвергались критике, суть которой состоит в том, что  выполнение рекомендаций и условий  в конечном итоге направлены не на повышение самостоятельности, стабильности и развитие национальной экономики  государства, а лишь на привязывание её к международным финансовым потокам.

 

 

 

  1. Цели и функции МВФ

Цели:

  • «способствовать международному сотрудничеству в валютно-финансовой сфере»;
  • «содействовать расширению и сбалансированному росту международной торговли» в интересах развития производственных ресурсов, достижения высокого уровня занятости и реальных доходов государств-членов;
  • «обеспечивать стабильность валют, поддерживать упорядоченные отношения валютной области среди государств-членов» и не допускать «обесценивания валют с целью получения конкурентных преимуществ»;
  • оказывать помощь в создании многосторонней системы расчётов между государствами-членами, а также в устранении валютных ограничений;
  • предоставлять временно государствам-членам средства в иностранной валюте, которые давали бы им возможность «исправлять нарушения равновесия в их платежных балансах

Функции МВФ:

  • содействие международному сотрудничеству в денежной политике
  • расширение мировой торговли
  • кредитование
  • стабилизация денежных обменных курсов
  • консультирование стран-дебиторов (должников)
  • разработка стандартов международной финансовой статистики
  • сбор и публикация международной финансовой статистики

 

 

 

 

  1. Структура органов управления МВФ

Высший руководящий орган  МВФ — Совет управляющих (англ. Board of Governors), в котором каждая страна-член представлена управляющим и его  заместителем. Обычно это министры финансов или руководители центральных  банков. В ведение Совета входит решение ключевых вопросов деятельности Фонда: внесение изменений в Статьи Соглашения, приём и исключение стран-членов, определение и пересмотр их долей  в капитале, выборы исполнительных директоров. Управляющие собираются на сессии обычно один раз в год, но могут проводить заседания, а  также голосовать по почте в любое время.

Уставный капитал составляет около 217 млрд СДР (на январь 2008 года, 1 СДР  равнялся примерно 1,5 доллар США). Формируется  за счет взносов государств-членов, каждое из которых обычно выплачивает  приблизительно 25 % своей квоты в  СДР или в валюте других членов, а остальные 75 % — в своей национальной валюте. Исходя из размеров квот распределяются голоса между странами-членами в  руководящих органах МВФ.

 Исполнительный совет,  который определяет политику  и отвечает за большинство  решений, состоит из 24 исполнительных  директоров. Директоров назначают  восемь стран с наибольшими  квотами в Фонде — Соединенные  Штаты, Япония, Германия, Франция,  Соединенное Королевство, Китай,  Россия и Саудовская Аравия. Остальные  176 стран организованы в 16 групп,  каждая из которых выбирает  по исполнительному директору.  Примером такой группы стран  может служить объединение стран-бывших  среднеазиатских республик СССР  под руководством Швейцарии, которое получило название Гельветистан. Часто группы формируются странами со схожими интересами и обычно из одного региона, например, франкоязычные страны Африки.

Самым большим количеством  голосов в МВФ (по состоянию на 16 июня 2006 года) обладают: США — 17,08 %(16,407% - 2011); Германия — 5,99 %; Япония — 6,13 %(6,46% - 2011); Великобритания — 4,95 %; Франция  — 4,95 %; Саудовская Аравия — 3,22 %; Китай  — 2,94 % (6,394% - 2011); Россия — 2,74 %. Доля 15 стран  участниц ЕС — 30,3 %, 29 стран-членов Организации  экономического сотрудничества и развития имеют в совокупности 60,35 % голосов  в МВФ. На долю остальных стран, составляющих свыше 84 % количества членов Фонда, приходится лишь 39,65 %.

В МВФ действует принцип  «взвешенного» количества голосов: возможность стран-членов оказывать  воздействие на деятельность Фонда  с помощью голосования определяется их долей в его капитале. Каждое государство имеет 250 «базовых» голосов  независимо от величины его взноса в капитал и дополнительно  по одному голосу за каждые 100 тыс. СДР  суммы этого взноса. В том случае, если страна покупала (продавала) СДР, полученные ей при первичной эмиссии  СДР, число её голосов увеличивается (сокращается) на 1 за каждые 400 тыс. купленных (проданных) СДР. Эта коррекция осуществляется не более чем на 1/4 от числа голосов, полученных за взнос страны в капитал  Фонда. Такой порядок обеспечивает решающее большинство голосов ведущим государствам.

Решения в Совете управляющих  обычно принимаются простым большинством (не менее половины) голосов, а по важным вопросам, имеющим оперативный  либо стратегический характер, — «специальным большинством» (соответственно 70 или 85 % голосов стран-членов). Несмотря на некоторое сокращение удельного  веса голосов США и ЕС, они по-прежнему могут налагать вето на ключевые решения  Фонда, принятие которых требует  максимального большинства (85 %). Это  означает, что США вместе с ведущими западными государствами располагают возможностью осуществлять контроль над процессом принятия решений в МВФ и направлять его деятельность исходя из своих интересов. При наличии скоординированных действий развивающиеся страны также в состоянии не допускать принятия не устраивающих их решений. Однако достичь согласованности большому числу разнородных стран сложно. На встрече руководителей Фонда в апреле 2004 г. было высказано намерение «расширить возможности развивающихся стран и стран с переходными экономиками участвовать более эффективно в механизме принятия решений в МВФ».

Существенную роль в организационной  структуре МВФ играет Международный  валютный и финансовый комитет (МВФК; англ. International Monetary and Financial Committee). C 1974 г. до сентября 1999 г. его предшественником был Временный комитет по вопросам международной валютной системы. Он состоит из 24 управляющих МВФ, в  том числе от России, и собирается на свои сессии дважды в год. Этот комитет  является совещательным органом  Совета управляющих и не имеет  полномочий для принятия директивных  решений. Тем не менее он выполняет  важные функции: направляет деятельность Исполнительного совета; вырабатывает стратегические решения, относящиеся  к функционированию мировой валютной системы и деятельности МВФ; представляет Совету управляющих предложения  о внесении поправок в Статьи Соглашения МВФ. Подобную роль играет также Комитет  по развитию — Объединенный министерский комитет Советов управляющих  ВБ и Фонда (Joint IMF — World Bank Development Committee).

Совет управляющих делегирует многие свои полномочия Исполнительному  совету (англ. Executive Board), то есть директорату, который несёт ответственность  за ведение дел МВФ, включающих широкий  круг политических, оперативных и  административных вопросов, в частности  предоставление кредитов странам-членам и осуществление надзора за их политикой валютного курса.

 

Исполнительный совет  МВФ выбирает на пятилетний срок директора-распорядителя (англ. Managing Director), который возглавляет  штат сотрудников Фонда (на март 2009 г. — около 2478 человек из 143 стран). Как правило он представляет одну из европейских стран. Директор-распорядитель (с 5 июля 2011) — Кристин Лагард (Франция), её первый заместитель — Джон Липски (США).

Глава постоянного представительства  МВФ в России — Невен Матес.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

  1. Основные механизмы кредитования
    1. Резервная доля

Первая порция иностранной  валюты, которую страна-член может  приобрести в МВФ в пределах 25 % квоты, называлась до Ямайского соглашения «золотой», с 1978 г. — резервной долей (Reserve Tranche). Резервная доля определяется как превышение величины квоты страны-члена  над суммой, находящейся на счете  Фонда национальной валюты данной страны. Если МВФ использует часть национальной валюты страны-члена для предоставления кредита другим странам, то резервная  доля такой страны соответственно увеличивается. Непогашенная сумма займов, предоставленных  страной-членом Фонду в рамках кредитных  соглашений ГСЗ и НСЗ, образует её кредитную позицию. Резервная доля и кредитная позиция вместе составляют «резервную позицию» страны — члена  МВФ.

    1. Кредитные доли.

Средства в иностранной  валюте, которые могут быть приобретены  страной-членом сверх резервной  доли (в случае её полного использования  авуары МВФ в валюте страны достигают 100 % квоты), делятся на четыре кредитные  доли, или транша (Credit Tranches), составляющие по 25 % квоты. Доступ стран-членов к кредитным  ресурсам МВФ в рамках кредитных  долей ограничен: сумма валюты страны в активах МВФ не может превышать 200 % её квоты (включая 75 % квоты, внесенных  по подписке). Таким образом, предельная сумма кредита, которую страна может  получить у Фонда в результате использования резервной и кредитных  долей, составляет 125 % её квоты. Однако устав предоставляет МВФ право  приостанавливать это ограничение. На этом основании ресурсы Фонда во многих случаях используются в размерах, превышающих зафиксированный в уставе предел. Поэтому понятие «верхние кредитные доли» (Upper Credit Tranches) стало означать не только 75 % квоты, как в ранний период деятельности МВФ, а суммы, превосходящие первую кредитную долю.

3.3. Договоренности о резервных кредитах стэнд-бай

Договоренности о резервных  кредитах стэнд-бай (англ. Stand-by Arrangements) (с 1952 г.) обеспечивают стране-члену  гарантию того, что в пределах определённой суммы и в течение срока  действия договоренности при соблюдении оговоренных условий страна может  беспрепятственно получать иностранную  валюту от МВФ в обмен на национальную. Подобная практика предоставления кредитов представляет собой открытие кредитной  линии. Если использование первой кредитной  доли может быть осуществлено в форме  прямой покупки иностранной валюты после одобрения Фондом её запроса, то выделение средств в счёт верхних  кредитных долей обычно проводится посредством договоренностей со странами-членами о резервных  кредитах. С 50-х и до середины 70-х  годов соглашения о кредитах стэнд-бай  имели срок до года, с 1977 года — до 18 месяцев и даже до 3 лет в связи  с увеличением дефицитов платежных  балансов.

3.4. Механизм расширенного кредитования

Механизм расширенного кредитования (англ. Extended Fund Facility) (с 1974 г.) дополнил резервную  и кредитные доли. Он предназначен для предоставления кредитов на более  длительные сроки и в больших  размерах по отношению к квотам, чем в рамках обычных кредитных  долей. Основанием для обращения  страны к МВФ с просьбой о предоставлении кредита в рамках расширенного кредитования является серьёзное нарушение равновесия платёжного баланса, вызванное неблагоприятными структурными изменениями производства, торговли или цен. Расширенные кредиты обычно предоставляются на три года, при необходимости — до четырёх лет, определёнными порциями (траншами) через установленные промежутки времени — раз в полугодие, ежеквартально или (в некоторых случаях) помесячно. Главным назначением кредитов стэнд-бай и расширенных кредитов является содействие странам — членам МВФ в осуществлении макроэкономических стабилизационных программ или структурных реформ. Фонд требует от страны — заемщицы выполнения определённых условий, причём степень их жёсткости нарастает по мере перехода от одной кредитной доли к другой. Некоторые условия должны быть выполнены до получения кредита. Обязательства страны- заемщицы, предусматривающие проведение ею соответствующих финансово-экономических мероприятий, фиксируются в «Письме о намерениях» (Letter of intent) или Меморандуме об экономической и финансовой политике (Memorandum of Economic and Financial Policies), направляемых в МВФ. Ход выполнения обязательств страной — получателем кредита контролируется путём периодической оценки предусмотренных договоренностью специальных целевых критериев реализации (Performance criteria). Эти критерии могут быть либо количественными, относящимися к определённым макроэкономическим показателям, либо структурными, отражающими институциональные изменения. Если МВФ сочтет, что страна использует кредит в противоречии с целями Фонда, не выполняет взятых обязательств, он может ограничить её кредитование, отказать в предоставлении очередного транша. Таким образом, этот механизм позволяет МВФ оказывать экономическое давление на страны — заемщицы.

Информация о работе Сущность международного валютного фонда