Сотрудничество Республики Узбекистан со странами СНГ

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 16 Декабря 2012 в 00:23, доклад

Краткое описание

Самый надежный и продуктивный путь к разрешению накопившихся в СНГ проблем – встречи на высшем уровне. Но в структуре Содружества нет действенного экономического механизма реализации достигнутых на саммите договоренностей, усиливающих, с одной стороны, эффективное взаимное присутствие в реальных экономиках стран региона, а с другой – создающих достаточно высокую экономическую заинтересованность государств-участников в совместных действиях.

Вложенные файлы: 1 файл

Доклад.docx

— 57.04 Кб (Скачать файл)

Часто причина неработающих предприятий во многих странах Союза  не в разорванных связях, а в  неумении приспосабливаться к новым  условиям хозяйствования. Такие предприятия  не могут найти сбыт своей продукции, у них нет средств для поддержки и развития производства.

Отсюда видно, что надо быстрей реформировать экономику, совершенствовать механизмы расчётов, элементарно навести у себя необходимый  цивилизованный порядок.

При интеграционных процессах  нужно учитывать мировой опыт (пример Европейского Союза, АСЕАН, АТЭС), но необходимо иметь ввиду и ту особую ситуацию, которая имеет место на постсоветском пространстве.

Как показывает опыт Европейского Союза подлинная интеграция достигается десятилетиями - это результат большого пути, пройденного государствами-участниками.

Интеграция подобная Европейскому Союзу возможна между странами имеющие  стабильные, основательные демократические  общественные государственные структуры, сформировавшие прочные рыночные и  правовые законодательные нормы, механизмы  и инфраструктуру  по их реализации. Страны, входящие в Европейский Союз, располагают примерно равным, достаточно высоким экономическим потенциалом. Нет государств, которые бы имели  явно выраженные преимущества по своему развитию.

Рассматривая вопрос об односторонних  и многосторонних связей в рамках СНГ и, прежде всего Узбекистана  со странами Содружества необходимо учитывать следующие факторы.

1. Страны Содружества встали на путь рыночных преобразований, в ходе которых

происходит изменение  в отношениях собственности, формируются  инсти-туты рыночной инфраструктуры, а также новые механизмы го-сударственного регулирования в экономике. Вместе с тем в странах СНГ эти процессы идут с различной степенью интен-сивности и находятся на разных этапах своего осуществления. Например, одним из основных направлений изменения форм собственности, является разгосударствление и приватизация. В структуре приватизированных предприятий наибольший удель-ный вес приходится на предприятия торговли, общественного питания и бытового обслуживанию населения. Доля этих пред-приятий в общем, числе приватизированных составляет в Бело-руссии, Казахстане и Молдавии - 48 - 50 %, Кыргызстане и Рос-сии - 57 - 59 %, на Украине - 66, в Грузии - 79, Узбекистане - 85 %.

Сложность переходного периода, различные условия эко-номического развития, обеспеченность ресурсами, темпы ре-форм, платёжный и торговый дисбаланс не могут, не отразится на динамике интеграционных и экономических процессов.

2. Образование подобной  международной организации, типа  СНГ, не имеет, пожалуй, исторического  прецедента, так как в него  во-шли государства раннее составляющие части (республики) еди-ного государства, государства, которое строило свою политику на основе единого народно-хозяйственного комплекса с учётом не только экономической целесообразности, но и политических интересов. Этим определяется определённый дисбаланс в обще-ственном разделении труда. Тяжёлую промышленность разви-вали в Прибалтике и в Белоруссии, а сырьё для неё доставляли из Сибири, Казахстана и Средней Азии, что не было выгодно не первым регионам ни последним. После распада СССР и провоз-глашения республиками независимости некоторые страны ока-зались монополистами в добыче и производстве важных видов сырья и продукции. Так, на долю Росси приходилось более 90% общесоюзной добычи нефти (включая газовый конденсат), бо-лее 75% газа, около 91% деловой древесины, более 80% полима-териалов и бумаги. На долю Украины - 65-68% общесоюзного производства стали готового проката, стальных труб, а Узбеки-стан производил более 60 % хлопка.

Именно природные, струк-турные факторы, сложившиеся в процессе специализации, кон-центрации и размещении производства являются важнейшими предпосылками взаимодействия государств в рамках СНГ, и именно эти факторы вносят ряд противоречий в функционирование данной международной организации.

Безусловно, множественность  участников СНГ, разнона-правленность их интересов и многослойность решаемых ими политико-экономических проблем сказываются на развитии ре-гиональных и локальных производственных связей.

Продолжаются поиски новых  форм межгосударственных отношений. Это  проявляется, прежде всего, в создании финан-сово-промыщленных групп (ФПГ) или (МФПГ) в том числе и на межгосударственном уровне.

Создание подобных групп  позволяет концентрировать ин-вестиционную, техническую, структурную, маркетинговую и финансовую политику на наиболее важных направлениях. Основная цель их создания состоит в укреплении нацио-нального экономического потенциала стран-участниц и СНГ в целом, освоение новых рынков. МФПГ должны обеспечивать интенсивную рыночную циркуляцию произведённой продукции и финансовых ресурсов.

Базовым документом по созданию межгосударственных ФП Г является

"Соглашение о содействии  в создании и развитии про-изводственных, коммерческих, кредитно-финансовых и сме-шанных транснациональных объединений", подписанное прави-тельствами государств - участников СНГ. На основе этого со-глашения были подписаны договора о формировании МФПГ между правительствами Росси, Белоруссии, Казахстана, Узбеки-стана, Кыргызстана и Таджикистана. Эти государства приняли также собственные положения по ФПГ.

Формирование финансо-промышленных групп опирается на объективный характер интеграционных процессов в экономике. Либерализация хозяйственной жизни, функционирование фон-дового рынка открывает новые возможности перелива капитала в привлекательные сферы деятельности. Финансово-промыш-ленные группы могут объединяться не только в мощные хозяй-ственные структуры, но и наибольшие предприятия, банки и прочие хозяйственные структуры. Ключевой проблемой форми-рования межгосударственных финансово-промышленных групп в экономическом пространстве СНГ сегодня являются принятие общих законов и правил и обработка механизма контроля за их выполнением.

В современных интеграционных процессах главной движу-щей силой является научно-технический процесс. Поэтому при-нятому ещё 3 ноября 1995 года Соглашение о создании общего научно-технического пространства государств - участников СНГ и всему научному и техническому сотрудничеству госу-дарств придаётся приоритетный характер. В странах СНГ кон-центрируются основные технологические связи многих приори-тетных узбекистанских предприятий. По этой причине в отно-шениях Узбекистана с Россией, Казахстаном, Туркменистаном, Украиной определяется курс на постепенную реструктуризацию существующих товарооборотов, а именно: создаются условия для развития прямых связей с по-ставщиками и потребителями в рамках общего экономи-ческого пространства;

необходимо эффективно использовать рынки СНГ для продвижения  новой продукции в соответствии с техни-ческой и структурной политикой страны;

сокращать недопустимо высокую  зависимость Узбеки-стана от России энергоносителей, товаров народного по-требления, стройматериалов за счёт импортозамещения и частичного распределения этих поставок по иным источ-никам импорта.

Вместе с тем, на сегодня  главным партнёром Узбекистана  во внешней торговле остаётся Россия. Начиная с 1992 года меж-государственный обмен между Узбекистаном и Россией осуще-ствляется на основе двусторон-них соглашений о торгово-эконо-мическом сотрудничестве. В перечень взаимных поставок на правительственном уровне включились объёмы наиболее важ-ной для обоих государств продукции. Для создания благоприят-ных условий такие по-ставки освобождались от уплаты тамо-женных пошлин.

Отношения между Узбекистаном и Россией складываются не всегда однозначно, это, прежде всего, касается торговли хлопком-волокном, а, следовательно, и проблемой текстильной промышленности.

В последние годы значительная часть экспортируемого из Узбекистана  в Россию хлопка-волокна оформляется  посредст-вом бартерных соглашений и клиринговых операций. Подобные отношения не выгодны для Узбекистана, поскольку затрудняют движение реальных финансовых средств в отрасли-производи-тели и в подразделении агропромышленного комплекса, обслу-живающие хлопкоперерабатывающие и хлопкосеющие пред-приятия.

Кроме того, импортирующие  организации, не заинтересо-ванные в предоставлении хлопка-волокна текстильным пред-приятиям России, в целях обеспечения быстрого оборота средств экспортируют его в третьи страны (так в 1996 году Рос-сия до 70 % полученного из Центральной Азии хлопка-волокна экспортировала в США, став для его производителей, в том числе и Узбекистана, торговым конкурентом на мировом рынке).

Тем не менее, Узбекистан не может без серьёзного экономического и социального ущерба отказаться от экспорта в Российскую Федерацию  хлопка-волокна, удельный вес которого в экспорте в эту страну доходит  до 50 %. При отсутствии оборотных  средств позиции текстильной промышленности России стали бесперспективны. Возникла прямая угроза вымирания этой отрасли со всеми тяжёлыми социальными последствиями не только для занятых в ней, но и для производства хлопка-волокна, традиционно обеспечивающих её сырьём.

Для решения возникшей  проблемы необходимо не только развитие в республике перерабатывающей хлопок-волокно  отрасли, но и приобретение узбекской  стороной ряда текстильных и швейных  предприятий России, то есть надо создавать  единую структуру (кластер), которая  охватывает, как и узбекистанских производителей, так и потребителей их продукции прямо выходящих с конечным товаром на рынок. Приобретение Узбекистаном текстильных и швейных предприятий России может реализоваться через создание совместных предприятий. Узбекистан получит возможность распоряжаться не только финансовыми средствами за поставляемое сырьё, но и долей прибыли за реализацию готовой продукции.

Рассмотренный аспект интеграционных процессов на примере хлопковых  и текстильных отраслей показывает очевидные преимущества такого взаимодействия. Это будет способствовать стабилизации экономик обеих стран, усилению конкурентного  характера экономической среды, развитию научно-технической деятельности, улучшению инвестиционной обстановки. В кооперации с финансово-промышленными  группами могут в дальнейшем получить своё развитие многие направления малого и среднего бизнеса.

Отношения Узбекистана с  Россией постоянно совершенствуются. Как известно 5-7 мая 1998 года Президент  Республики Узбекистан Ислам Каримов  побывал в Москве с государственным  визитом по приглашению Президента Российской Федерации Бориса Ельцина. Во время этого визита было подписано  Соглашение о сотрудничестве в области  совместного создания серийного  производства и поставок самолётов  ИЛ - 76 МФ и ИЛ - 76  ГФ, а также  обеспечения эксплуатации и модернизации ИЛ - 76 и ИЛ - 78.

В первой половине октября  этого года во время официального визита в Ташкент Борис Ельцин и Ислам Каримов предполагают подписать соглашение об углублении экономического сотрудничества на десять лет.

28 мая 1998 года Президент  Республики Узбекистан Ислам  Каримов принял прибывшего в  нашу страну Исполнительного  секретаря СНГ Бориса Березовского.

Ислам Каримов приветствуя  гостя с прибытием в нашу страну, выразил удовлетворением его

вступлением на эту ответственную  должность, на которую он был избран на Московском саммите

глав государств СНГ.

Пришло время пересмотра ным потенциалом для устойчивого и динамичного экономического

развития. Участники Содружества  накапливают опыт взаимодействия в  современной хозяйственнойжизни, и на его пространстве объективно формируется экономическое и политическое объединение суверенных государств. Объективный характер интеграции определяется общностью исторических, географических, экономических и других факторов. По оценкам Европейского банка реконструкции и развития (ЕБРР), после семи лет "непрерывного падения экономических показателей постсоветский регион выходит из полосы кризиса, и положительные тенденции здесь обозначились в 1997 году". В частности, замедлились темпы спада ВВП, покупательной способности национальных валют, экспорта товаров и услуг. По мнению аналитиков ЕБРР, наиболее высокие темпы экономического роста, устойчивое  увеличение ВВП в 1998 году будут характерны для Узбекистана, Киргизии, Азербайджана и Грузии.

СНГ - молодое объединение, и многие процессы согласования взаимных интересов только формируются. Разработка и внедрение положений сближения  экономических условий долгосрочного  сотрудничества на многосторонней основе позволяет повысить эффективность, действенность Содружества.

 

 

Признавая в определенной степени справедливость этих замечаний, необходимо, чтобы в миротворческой политике России на территории СНГ  в настоящее время соблюдать  следующие основные принципы:

- меньший упор  на применение военной силы;

- стремление находить  политическое решение на основе  компромисса между конфликтующими  сторонами; 

- привлечение к  участию в миротворческих миссиях  международных организаций; 

- обеспечение контроля  со стороны ООН и ОБСЕ за  миротворческими операциями, посредничеством  и гуманитарной помощью. 

Между тем в современных  условиях со стороны развитых стран  Запада все больше просматривается  тенденция использовать миротворческие процессы в своих узко понимаемых эгоистических интересах. При этом в основном делается попытка реализовать  два пути:

- открытое силовое  принуждение со стороны военно-политических  блоков и соответствующих региональных  командований;

- деление мира  на "зоны ответственности", ставка  на "верные" режимы и подготовка  их к выполнению операций в  интересах поддержания "нового  мирового порядка" (так называемые  coalitions of the willing - коалиции по желанию).

Практика показывает, что реализация подобного подхода  к миротворчеству ставит под сомнение традиционно сложившиеся принципы обеспечения международной безопасности, неминуемо ведет к дискредитации  самой идеи миротворчества вообще, разделу мира на зоны влияния и  закреплению права силы в международных  делах. Этот подход отводит России роль регионального полицейского в рамках СНГ, причем, как предполагается, под  давлением со стороны ведущих  мировых держав значение РФ как регионального  миротворца будет неуклонно уменьшаться. Это наглядно видно на примере  происходящего в настоящее время  военного проникновения США в  Центральную Азию, в частности  в Узбекистан, а также в Грузию.

Вот почему в интересах  России жестко отстаивать следующий  подход к региональным соглашениям: региональным соглашением может  быть документ, не обязательно подписанный  всеми государствами одного географического  региона, но касающийся проблем и  затрагивающий интересы всех расположенных  здесь стран. При этом так называемые заинтересованные государства, то есть имеющие интересы в зоне конфликта, самостоятельно организуют и проводят миротворческие операции в пределах зоны ответственности региональной организации в соответствии с уставом ООН и региональными соглашениями. В рамках такого подхода целесообразно наращивать усилия по созданию региональных коллективных миротворческих сил и группировок сил быстрого развертывания.

Информация о работе Сотрудничество Республики Узбекистан со странами СНГ