Создание и современная деятельность МВФ

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 06 Июня 2015 в 15:04, курсовая работа

Краткое описание

Целью данной курсовой работы являлось изучить создание и современную деятельность МВФ.
Для реализации поставленной цели, были решены следующие задачи:
а) изучить историю создания МВФ;
б) изучить принципы, цели и задачи деятельности МВФ;
в) изучить современную организационную структуру МВФ;
г) проанализировать деятельность МВФ в предоставлении кредитов;
д) проанализировать регулирование ликвидности и курсовая политику, проводимую МВФ;
е) проанализировать политику надзора и техническую помощь, проводимую МВФ;
ж) изучить и проанализировать историю взаимоотношений МВФ с Украиной
з) проанализировать современное состояние взаимоотношений МВФ с Украиной
и) рассмотреть сотрудничество МВФ с Россией.

Содержание

Введение
1 Общая характеристика МВФ
1.1 История создания и функции МВФ
1.2 Основные принципы, цели и задачи деятельности МВФ
1.3 Современная организационная структура
2 Основные направления деятельности МВФ
2.1 Предоставление кредитов
2.2 Регулирование ликвидности и курсовая политика
2.3 Политика надзора и оказание технической помощи
3 Сотрудничество МВФ с Украиной
3.1 Кредиты, предоставляемые МВФ России
Заключение
Список использованных источников

Вложенные файлы: 1 файл

Дубровская Д. Создание и современная деятельность МВФ.doc

— 481.50 Кб (Скачать файл)

МВФ наряду с другими международными организациями активно участвует в урегулировании внешнего долга развивающихся стран, стран Восточной Европы, России, других государств СНГ. Что касается ТНК и ТНБ, то они поддерживают мероприятия МВФ лишь в той мере, в какой его кредитная политика отвечает их собственным интересам, обеспечивая регулярность платежей стран-должников.

Рисунок 3 – Обслуживание МВФ внешнего долга.

В-пятых, МВФ осуществляет постоянный надзор и наблюдение за макроэкономической политикой стран-участниц и состоянием мировой экономики. Он собирает огромный массив информации, относящейся к отдельным странам и к мирохозяйственным процессам в целом. Эта информация включает сведения о динамике экономического роста и цен, денежном обращении, экспорте и импорте товаров, услуг, капиталов, состоянии платежных балансов, официальных золотых и валютных резервов, производстве, экспорте и импорте золота, размерах заграничных капиталовложений, движении валютных курсов и многом другом и подвергается тщательной аналитической обработке. Страны-члены обязаны беспрепятственно предоставлять Фонду эти сведения и консультироваться с ним по вопросам их макроэкономической и валютной политики [23].

 

2.3 Политика надзора и  оказание технической помощи

 

Вероятно, наиболее известными аспектами деятельности МВФ являются рекомендации по экономической политике и кредиты на проведение

реформ, предоставляемые странам в период экономических кризисов. Однако МВФ также регулярно делится с государствами-членами своим опытом и знаниями, оказывая техническую помощь и проводя обучение по широкому кругу областей, включая деятельность центрального банка, денежно-кредитную и курсовую политику, налоговую политику и администрацию и официальную статистику. Цель этой работы состоит в том, чтобы способствовать совершенствованию процесса разработки и осуществления экономической политики государств-членов, в том числе путем повышения квалификации персонала ответственных учреждений, таких как министерства финансов и центральные банки. Техническая помощь

дополняет рекомендации по экономической политике и финансовую помощь МВФ государствам-членам; на ее долю приходится приблизительно 20 процентов административных затрат МВФ.

МВФ начал предоставлять техническую помощь в середине 1960-х годов, когда большое число стран, получивших независимость, обратилось к нему за помощью в организации центральных банков и министерств финансов. Еще одно увеличение технической помощи пришлось на начало 1990-х годов, когда страны Центральной и Восточной Европы и бывшего Советского Союза начали переход от централизованного планирования к рыночной экономической системе. С недавнего времени МВФ увеличил объем технической помощи в рамках работы по укреплению архитектуры международной финансовой системы. Он, в частности, помогает странам в укреплении их финансовой системы, совершенствовании методов сбора и распространения экономических и финансовых данных, усилении их налоговой и правовой систем и улучшении банковского регулирования и надзора. Он также предоставляет значительный объем рекомендаций по операционным вопросам странам, которым пришлось восстанавливать государственные институты после серьезных гражданских волнений или

войн.

Техническая помощь дополняет рекомендации по мерам политики и

финансовую помощь со стороны МВФМВФ оказывает техническую помощь и проводит подготовку кадров в четырех областях:

• укрепление денежно-кредитного и финансового секторов путем предоставления рекомендаций по регулированию банковской системы, надзору за ней и ее реструктуризации, управлению валютными средствами и валютным операциям, системам клиринга и расчетов по платежам и по структуре и развитию центральных банков;

• поддержка действенной политики и управления в налогово-бюджетной сфере посредством рекомендаций по налоговой и таможенной политике и администрации, составлению бюджета, управлению расходами, разработке систем социальной защиты и управлению внутренним и внешним долгом;

• подготовка статистических данных, управление ими и их распространение, а также повышение качества данных;

• составление и анализ экономического и финансового законодательства.

МВФ организует курсы обучения для сотрудников правительственных учреждений и центральных банков государств-членов в своей штаб-квартире в Вашингтоне и региональных учебных центрах в Бразилии, Вене, Сингапуре и Тунисе.

Сотрудники МВФ, а также работающие по контракту консультанты и эксперты, оказывают техническую помощь в ходе своих поездок на места. Дополнительное финансирование технической помощи МВФ и его деятельности по подготовке кадров предоставляют правительства таких стран, как Япония и Швейцария, а также международные организации, включая Всемирный банк, Европейский союз, Организацию экономического

сотрудничества и развития и Программу развития Организации Объединенных Наций.

Рисунок 4 – Техническая помощь МВФ по регионам.

 

3 Сотрудничество МВФ с Украиной

3.1 История взаимоотношений МВФ с Украиной

 

Украина стала членом МВФ в 1992 г. в соответствии с Законом Украины «О вступлении Украины в Международный валютный фонд. Международного банка реконструкции и развития, Международной финансовой корпорации, Международной ассоциации развития и Многостороннего агентства по гарантиям инвестиций», который был принят 3 июня 1992 года. В настоящее время квота Украины в Фонде составляет 1,37 млрд. СДР (Special Drawing Rights - «Специальные права заимствования» - специальная безналичная денежная единица, выпускаемая Международным валютным фондом). С 1994 г. сотрудничество Украины с МВФ было активизировано по таким программам, как: STF, Stand-by и «Механизм расширенного финансирования» (EFF), средства по ним в основном направляются на финансирование дефицитов платежного и торгового балансов страны. Важным направлением использования кредитов и займов МВФ стало также формирование валютных резервов. В частности, за счет кредитов МВФ Украина провела денежную реформу и ввела конвертируемость гривны по текущим операциям. В табл. 1 представлена в виде цифр двадцатилетняя история отношений между Фондом и Украиной. 
 
Таблица 1 - Займы МВФ Украине, погашение и обслуживание займов МВФ (СДР*) [24] 

 

Года

Перечисление средств займов

Погашение основного долга

Выплата процентов

1994

249.325.000

0

38.868

1995

787.975.000

0

27.551.931

1996

536.000.000

0

51.289.813

1997

207.262.000

0

74.062.799

       

            1998

281.815.500

77.331.250

84.795.670

1999

466.600.000

407.031.249

80.734.514

2000

190.070.000

643.491.270

92.499.478

2001

290.780.000

361.231.584

68.164.641

2002

0

140.748.392

42.719.449

2003

0

144.516.665

31.075.544

2004

0

201.800.002

30.057.314

2005

0

202.825.419

34.108.497

2006

0

278.974.998

35.979.125

2007

0

278.975.000

25.278.365

2008

3.000.000.000

215.618.334

8.608.160

2009

4.000.000.000

57.283.337

87.374.376

2010

2.250.000.000

0

157.671.211

2011

0

0

230.042.458

2012

0

2.234.375.000

198.041.797

2013

0

3.656.250.000

110.651.324


 

 

Всего за 20 лет общения Украины с Международным валютным фондом она получила от него средств на сумму 12.259.827.500 СДР. Округленно - 12,26 млрд. СДР. По состоянию на 1 марта 2014 года курс СДР был таков: 1 СДР = 1,5414 долл. США. Таким образом, Украина за два десятилетия по сегодняшнему курсу получила 18,9 млрд. долл [8].

Из двадцати лет «сотрудничества» Украины с Фондом 9 лет перечисления средств займов МВФ вообще не происходили. Это периоды 2002-2007 гг. и 2011-2013 гг. Более ¾ всех средств займов Фонда были перечислены в течение трехлетнего периода 2008-2010 гг. (9,25 млрд. СДР), когда во главе правительства Украины находились премьеры Ю.Тимошенко и Н.Азаров. Деньги предоставлялись для борьбы с экономическим кризисом. За последующие три года (2011-2013 гг.) Украина вернула 5,89 млрд. СДР, что составило 63,7% полученных средств. Непогашенная сумма долга по антикризисным займам 2008-2010 гг. на 31 декабря 2013 г. составила 3,36 млрд. СДР. А с учетом процентов общая задолженность Украины перед Фондом на 31.12.2013 определялась в 4,73 млрд. СДР. Или в пересчете по сегодняшнему курсу 7,29 млрд. долл [15].

За два десятилетия «сотрудничества» с Фондом Украина выплатила в виде процентов по займам сумму, равную 1.483 млн. СДР. То есть по сегодняшнему курсу это получается 2,29 млрд. долл. Таким образом, объем выплаченных процентов по отношению к сумме полученных займов за период два десятилетия составил 12,1%. Это намного больше тех цифр, которые обычно фигурируют в заявлениях чиновников Фонда и официальных лиц Украины. Это получается даже намного больше, чем проценты по кредитам первоклассных и даже просто нормальных частных банков. Фонд в отношениях с Украиной выступает в качестве классического ростовщика! Может быть, в статистику выплачиваемых процентов включают штрафные санкции? Может быть, происходит начисление сложных процентов? В общем, возникает серьезное сомнение, что займы Фонда так уж выгодны (даже с чисто экономической точки зрения, если не брать во внимание их жесткие социально-политические условия) по сравнению с другими потенциальными источниками внешних заимствований [15].

Долговое положение Украины достаточно запутанное. У нее есть государственный и негосударственный долг, долг внешний и внутренний, долг, номинированный в национальной валюте (гривнах) и номинированный в валюте иностранной (долларах, евро, СДР, рублях и т.д.). Наконец, кроме долгов, возникающих в результате получения займов и кредитов, имеются еще долги, вызванные неплатежами Украины по импортным контрактам. Цифры отдельных видов долгов, которые фигурируют в СМИ, оказываются заниженными. Например, многие СМИ называют цифру государственного долга Украины на 31.12.2013, равную 60,05 млрд. долл. Это государственный внутренний долг (32,15 млрд. долл.) и государственный внешний долг (27,9 млрд. долл.). Но это заниженная оценка, поскольку она не отражает обязательств государства, возникающих в результате гарантирования им кредитов и займов, разными организациями Украины. Если включить гарантийные обязательства, то совокупный государственный долг составит 73,08 млрд. долл [8].

Структура совокупного государственного долга (включающего государственные гарантии) на 31.12.2013 выглядела следующим образом (%): 
Таблица 2 - Совокупный государственный внешний долг Украины на 31.12.2013 (млрд. долл.) [24]

Категории держателей долгов

Прямые долги государства

Гарантийные обязательства государства по внешним долгам

Совокупный государственный внешний долг

Международные финансовые организации

7,71

2,03

9,74

Иностранные органы государственного управления

0,91

0,25

1,16

Зарубежные коммерческие банки

-

3,45

3,45

Прочие

19,28

3,90

23,18

Всего

27,90

9,63

37,53




 

 

Таблица 3 - Доля отдельных международных финансовых институтов и зарубежных коммерческих банков в совокупном государственном долге Украины на 31.12.2013 (в %) [24]

Кредиторы Украины

Прямые долги государства

Гарантийные обязательства государства по внешним долгам

Совокупный государственный внешний долг

Международный валютный фонд

7,45

2,26

9,71

МБРР

4,20

0,33

4,53

ЕБРР

0,82

0,13

0,95

Европейский инвестиционный банк

0,69

-

0,69

Иностранные коммерческие банки*

-

4,72

4,72

Итого

13,16

7,44

20,60

 

* В том числе доля российских банков ВТБ, Сбербанка и Газпромбанка в совокупном государственном долге Украины составила 1,88%. 

Информация о работе Создание и современная деятельность МВФ