Современные тенденции развития Международных отношений

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 03 Февраля 2014 в 14:59, реферат

Краткое описание

Цель – исследовать основные тенденции в развитии современных международных отношений.
Для достижения цели необходимо выполнить следующие задачи:
1. Раскрыть понятие международных отношений
2. Определить субъекты международных отношений
3. Рассмотреть сущность перехода к многополярному мировому порядку
4. Раскрыть глобализацию международных отношений

Содержание

Введение...................................................................................................................3
Раздел 1 Понятие и субъекты международных отношений................................4
Раздел 2 Современные тенденции развития международных отношений.......6
Раздел 3 Республика Беларусь в международных отношениях..........................9
Заключение.............................................................................................................12
Список литературы................................................................................................13

Вложенные файлы: 1 файл

междунар экономика.docx

— 41.93 Кб (Скачать файл)

Понятие демократизации в политической науке используется в основном в двух значениях. Во-первых, понимается рост количества демократических государств; во-вторых, усиление и развитие демократических институтов и процедур в различных странах.

Появление демократических государств в мире шло не линейно. Можно выделить в истории следующие волны, или этапы, демократизации. Первая «волна» демократизации датируется примерно 1820-1920 годами. Во время этой «волны» было образовано более 20 демократических государств. Для этих стран была характерна парламентская и партийная системы, широкое избирательное право. За первой «волной» последовал «откат» от пути демократического развития. Он связан с приходом к власти фашизма в ряде стран мира. Вторая «волна» (сер. 1940 – нач. 1960-х) обусловлена поражением фашизма во Второй мировой войне и крушением колониальной системы. После нее наступает новая регрессивная «волна», во время которой формируется ряд военных и авторитарных режимов. Наконец, новая третья «волна» начинается с первой половины 1970-х годов. Если в 1974 году насчитывалось 39 демократических стран, то уже к началу 1996 года их число составило 117. Самые мощные всплески свободы в ходе третьей «волны» пришлись на вторую половину 1980-х и начало 1990-х годов. В 1991-1992 гг. распространение свободы в мире, похоже, достигло высшей точки. Что связано, скорей всего, с развалом СССР.

Следует, подчеркнуть, что демократизация не является неким однозначным и  поступательным процессом. С особой отчетливостью это предстало  в результате последней «волны»  демократизации, когда стали образовываться нелиберальные демократии, гибридные  режимы, имитационные демократии.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Раздел  3 Республика Беларусь в международных отношениях

 

К моменту распада СССР Беларусь лидировала среди союзных республик  по активности ввоза-вывоза товаров. По многим товарным позициям (тракторам, грузовым автомобилям и т.д.) вывоз  составлял 90 – 95% от объема производства. Беларусь часто называли «сборочным цехом» Советского Союза, экономика сформировалась как экспорто-ориентированная.

Республика Беларусь осуществляет внешнеторговые операции более чем  со 180 странами мира. Основными торговыми  партнерами Беларуси являются: Россия, Германия, Великобритания, Польша, Украина.

В обозримой перспективе Республика Беларусь, строя свою внешнеэкономическую  деятельность на принципах многовекторности, будет продолжать осуществлять торгово-экономическое сотрудничество со всеми странами, включая страны дальнего зарубежья, и их региональными объединениями, с различными союзами и международными организациями.

Для нашей  страны принципиально важным в международных  отношениях является повышение роли международных организаций и  прежде всего ООН. Осознавая неизбежность влияния процессов глобализации, Беларусь активно выступает за укрепление ведущей роли ООН в построении справедливого миропорядка. Беларусь вошла в число стран — лидеров борьбы с одной из самых острых современных проблем – торговлей людьми.

Помимо  системы ООН государство представлено в таких международных организациях, как Всемирная организация здравоохранения, Международное агентство по атомной  энергии (МАГАТЭ), Всемирная таможенная организация, Международный валютный фонд, Международный банк реконструкции  и развития и многих других. Беларусь является добросовестным участником всех шести основных международных договоров  в области прав человека и восьми основополагающих конвенций Международной  организации труда.

Беларусь  – соучредитель крупной региональной организации – Содружества Независимых  Государств (СНГ), в которую входят 11 стран бывшего Советского Союза. Штаб-квартира (Исполнительный комитет) этой организации размещена в Минске. 10 октября 2000 года президенты Беларуси, Казахстана, Кыргызстана, России и Таджикистана подписали Договор об учреждении Евразийского экономического сообщества (ЕврАзЭС).

Важной  составляющей внешней политики белорусского государства является участие в  процессах региональной безопасности. Прежде всего речь идет о членстве Беларуси в Организации Договора о коллективной безопасности (ОДКБ), в которую помимо нашей страны вошли Армения, Казахстан, Кыргызстан, Россия, Таджикистан и Узбекистан. ОДКБ существует с целью укрепления стабильности в Евразийском регионе, противодействия распространению на континенте терроризма и экстремизма, проведения совместных миротворческих операций в регионе.

Беларусь  является членом Организации по безопасности и сотрудничеству в Европе (ОБСЕ) с 1992 года. Беларусь принимает активное участие в выработке важнейших  документов и решений ОБСЕ, вносит свой вклад в развитие общеевропейского диалога по вопросам безопасности. Под председательством представителя  Беларуси в 2003 году был разработан и  принят на СМИД ОБСЕ в Маастрихте Документ-стратегия ОБСЕ в области экономического и экологического измерения.

В последние годы активизировалось взаимодействие Беларуси с различными институтами, входящими в структуру  ОБСЕ. Развивается сотрудничество с  офисом ОБСЕ в Минске, который действует  с 2003 года и оказывает содействие правительству по направлениям, согласованным  между Беларусью и ОБСЕ.

Беларусь  поддерживает закрепленную в Хартии европейской безопасности приоритетную роль ОБСЕ в вопросах безопасности на основе уважения суверенитета и  территориальной целостности государств, добивается равенства безопасности государств, входящих и не входящих в те или иные военно-политические группировки.

Республика  Беларусь последовательно выступает  за дальнейшую эволюцию ОБСЕ, реформирование ее структуры и методов работы, исправление существующих географических и функциональных перекосов с  целью превращения ОБСЕ в полноценную  международную организацию, действующую  в интересах всех государств-участников.

Беларусь  активно поддерживает разработку Устава ОБСЕ и настаивает на корректировке  деятельности БДИПЧ ОБСЕ по наблюдению за выборами.

Беларусь  входит в Центральноевропейскую инициативу (ЦЕИ) с 1996 года. Страна выступает за интенсификацию усилий членов ЦЕИ по развитию двустороннего и многостороннего экономического сотрудничества, преодолению разделительных барьеров и стимулированию интеграционных процессов на пространстве Центральной и Восточной Европы.

С 2005 года Беларусь в качестве наблюдателя  участвует в деятельности Организации  Черноморского экономического сотрудничества (ОЧЭС).

Беларусь  единственная из европейских стран  является членом Движения неприсоединения. Членство в ДН не только укрепляет  авторитет Беларуси в странах  так называемого третьего мира, но и открывает дополнительные возможности  для координации позиций Беларуси по актуальным вопросам международных  отношений с большим количеством  государств, представленных в Движении, а также способствует продвижению  инициатив Беларуси в ООН и  других международных организациях.

Вместе  с партнерами по Движению неприсоединения  Беларусь противостоит практике применения двойных стандартов в мировой  политике, выступает за построение справедливого международного экономического порядка, эффективную интеграцию развивающихся стран и стран с переходной экономикой в мировое хозяйство, утверждает веру в уникальность и разнообразие путей социально-экономического и политического развития человечества. Кроме того, Движение неприсоединения интересно для Беларуси и в торгово-экономическом плане, ведь страны — участницы ДН – это огромные перспективные рынки. Белорусская дипломатия рассматривает работу с ДН с точки зрения перспективы формирования ведущими странами — участницами Движения нового центра силы на международной арене.

 

 

 

 

 

Заключение

 

Раскрыв и проанализировав тему данной работы мы пришли к выводу, Новая культура мира отрицает рациональность войн и вооруженных конфликтов, ориентирует мировое сообщество на создание такой системы международных отношений, в которых каждое государство имело бы равную степень безопасности, а каждый человек – гарантированные права и свободы. Только в условиях широкого и всестороннего взаимодействия всех, кому не безразличны судьбы человечества, можно будет тщательно проанализировать вызовы, риски и угрозы, перед лицом которых оказались в современных условиях отдельные государства и все мировое сообщество в целом, и на этой основе разработать принципы формирования «коллективного потенциала», посредством которого мировое сообщество будет противодействовать этим вызовам, рискам и угрозам.

Международные отношения в эпоху глобализации изменяют свой характер, структуру  и сущность. Структура международных  отношений обогатилась новыми субъектами, оспаривающими властные полномочия и влияние у традиционных –  государств и межправительственных организаций. Это физические лица, этносы, неправительственные организации, ТНК, ТНБ и МФО. Соответственно, и  сущность международных отношений  претерпела значительные влияния. Государства, стремившиеся максимально реализовать  свои интересы на основе принципа суверенитета, ныне стремятся войти в мир-экономику  и мир-политику.

Беларусь  входит в состав многих международных  организаций. В их числе – ООН, СНГ, ЕврАзЭС, ОБКБ и многие другие. Ведет активную внешнюю политику, а так же активно борется с международными проблемами, такими как – торговля наркотиками, торговля людьми и обеспечение всеобщей безопасности.

Таким образом, поставленная цель в ходе исследования современных тенденций международных отношений была достигнута. Этими тенденциями являются: переход к многополярному миропорядку и противостояние гегемонии США; глобализация и нарастание глобальных проблем; демократизация. Все это свидетельствует о противоречивости развития современных отношений и их более тщательного исследования.

 

Список литературы

 

  1. Бажанов Е. Неизбежность многополюсного мира // МЭИМО.- 2004.-№2
  2. Бовин А. Ведущие тенденции развития международных отношений // Международная жизнь.- 2004.-№4-5
  3. Косолапов Н. Глобализация: территориально-пространственный аспект // МЭИМО.-2005.-№6
  4. http://www.zavtrasessiya.com/index.pl?act=PRODUCT&id=1487
  5. Кузнецова Е. Мировая политика: игра по правилам и без // Международная жизнь.-2006.-№1-2
  6. Лебедева М. М. Мировая политика: Учеб. Для студентов вузов.- М.: Аспект Пресс, 2004.- 352с.
  7. Мартынов Б. Ф. Международные отношения и безопасность в эпоху глобализации // Латинская Америка.-2001.-№7
  8. Международные отношения: теории, конфликты, организации: Учебное пособие / Под ред. Цыганкова П. А.- М.: Альфа-М, 2004.-288с.
  9. Политология: Учеб. Пособие / Н. И. Азаров, Г. С. Адрияш, Т. В. Бакулина / Под ред. Кретова Б. И.- М.: Высш. Шк., 2001.-303с.
  10. Проценко Л. Современные теории международных отношений как условие формирования у населения новой картины мира // Развитие личности.-2005.-№2
  11. Пугачев В. П., Соловьев А. И. Введение в политологию: Учебник для студентов вузов.- 4-е изд., перераб. И доп.- М.: Аспект Пресс, 2002.- 477с.
  12. Сергунин А. А. Международная безопасность: новые подходы и концепты // Полис.- 2005.-№6
  13. Терентьев Н. Мироустройство начала XXI века // МЭИМО.- 2004.-№10
  14. Хозин Г. Какими быть международным отношениям в XXI веке? // Международная жизнь.- 2002.-№2

 




Информация о работе Современные тенденции развития Международных отношений