Система образования в японии

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 17 Февраля 2013 в 16:35, реферат

Краткое описание

В начальной школе изучают японский язык, обществоведение, арифметику, естествознание, музыку, рисование и ремесла, домашнее творчество, этику, занимаются физической культурой. Есть также такой предмет, как "специальная деятельность", включающий клубную работу, собрания, спортивные мероприятия, экскурсии, церемонии и пр. В младшей средней школе к этим предметом прибавляются иностранный язык, сельское хозяйство или углубленный курс математики.

Вложенные файлы: 1 файл

СИСТЕМА ОБРАЗОВАНИЯ ЯПОНИИ.docx

— 46.56 Кб (Скачать файл)

Известно, что в  Японии действуют как государственные, так и частные школы. Расходы  на образование в частных школах значительно превышают расходы  на образование в государственных. Так, посещение двумя детьми государственной  средней школы второй ступени  обходится семье в 13,7% ее месячного  бюджета, а частной — в 29,6% [111, с. 212]. Тем не менее родители во многих случаях, не считаясь с расходами, отдают своих детей в частные школы. Помимо всего прочего частные  школы более престижны, а престиж  в Японии расценивается весьма высоко. Нередко вопрос о том, поступит или  не поступит выпускник в высшее учебное  заведение, зависит от того, какую  школу он закончил. Поступление в  университет для многих японцев  — одна из главных жизненных целей. Тяга к университетскому образованию  в Японии год от года увеличивается. В современных условиях, как справедливо  отмечает советский ученый И. А. Латышев, «помыслы, направленные на предоставление детям максимально высокого образования, образуют в большинстве семей  страны ту духовную ось, вокруг которой  вращается практически вся их будничная жизнь» [111, с. 210]. С этими  помыслами связаны и основные бюджетные проблемы многих японских семей. Однако, чтобы поступить в  университет, японскому школьнику  надо пройти через рогатки «экзаменационного  ада».

Японский школьник сдает жесткие вступительные  экзамены в среднюю школу второй ступени, в колледж, в университет. Экзамены постоянно преследуют его  и в ходе обучения. Поэтому учебный  процесс в японских школах ориентирован не на творческое овладение знаниями, а на запоминание, т. е. на приобретение такой информации (например, даты битв, химические формулы и т. д.), которая  может понадобиться па экзаменах. Обучение в представлении многих японцев  выглядит лишь как подготовка к экзаменам. Это обусловливает и массовое посещение различных частных  курсов. В Японии процветают «домашние» курсы («дзюку»), обеспечивающие подготовку учащихся к экзаменам, на квартирах преподавателей. По данным печати, «дзюку» посещают 5% учащихся первых классов начальной школы, 20% учеников старших классов начальных школ, 40% учеников средних школ первой ступени. В Токио же на таких курсах занимаются в некоторых школах до 80% учащихся [111, с. 213]. С конца 60-х годов в крупных городах Японии функционируют посреднические бюро и даже центры, которые в соответствии с поступающими заявками рекомендуют нужных репетиторов. Все это, конечно, далеко не всегда решает проблемы успешного прохождения учениками «экзаменационного ада». Срывы на экзаменах ведут к нервно-психическим расстройствам детей, к материальному ущербу для родителей. Нередки случаи, когда «провалившиеся» на экзаменах школьники кончают жизнь самоубийством.

Успехи и неуспехи детей, естественно, переживаются всеми  членами семей, но особенно остро  — матерями. Ведь мать-домохозяйка  в Японии, как говорят, — это  очаг семьи. В недалеком прошлом  на нее ложились в основном хозяйственные  заботы. Теперь к ним прибавились  заботы об устройстве детей в престижные школы, наблюдение за их продвижением по тернистым тропам учения. «Педагогические» заботы современной японской женщины  обрели настолько серьезную значимость, что в обиход вошел термин «кёику-но мама» («мамаша, одержимая образованием»). «Мамаши» настолько входят в свою роль, что даже начинают забывать про  домашние очаги. Нередко вместо ребенка, который по болезни не может посещать школу, на уроках сидит его «мамаша». Она скрупулезно записывает все, что сообщает детям учитель.

Некоторые исследователи  считают, что непомерно сильная  опека японских детей со стороны  «кёику-но мама» ведет к некоторым  изменениям в ролевой дифференциации японского общества. Так, старший  сын в японской семье в прошлом  достаточно быстро обретал власть и  авторитет, подобающие человеку, которому после смерти отца предстояло стать  главой семьи. В современных же условиях, когда сын не выходит из-под  опеки матери почти до окончания  университета, положение дел существенно  изменилось. Известный японский журналист  X. Мацуока по этому поводу пишет: «Создается впечатление, что японские юноши в наши дни остаются под опекой матерей до 30 лет» [111, с. 220]. По мнению журналиста, такая социальная практика японских женщин ведет к воспитанию сначала безынициативных подростков, а затем и просто духовно неполноценных людей.

В целом же японская система общего образования выполняет  социальный заказ правящих классов  Японии. Она успешно справляется  с двумя главными задачами, которые  стоят перед ней. Это, во-первых, подготовка молодежи для овладения сложными профессиями современного производства и, во-вторых, воспитание у молодых  людей навыков безоговорочного  подчинения авторитету. Профессор Токийского университета Т. Хэмми заметил, что  японские школы «не заботятся  о том, чтобы учащийся умел вести  полемику. Для них важно, чтобы  он всегда отвечал: „Я вас понял"» [256, с. 75].

Может создаться  впечатление, что японские школьники  тяготятся школой и делают все  возможное, чтобы улизнуть из-под  ее влияния. Однако это не так. Есть немало фактов, которые говорят о  том, что японские школьники сильнее, чем школьники стран Запада, привязаны  к своей школе, они с рвением  штурмуют основы наук и с охотой идут в школу после каникул. В  школе у них есть верный старший  друг «сэнсэй» (учитель), который печется  о них, пестует их и постоянно  заботится о поднятии их чувства  собственного достоинства. А если принять  во внимание тот факт, что чувство  собственного достоинства имеет  в Японии очень высокую цену, то становится понятным, почему японских детей пе особенно страшит перспектива «экзаменационного ада».

 

Источники:

  1. В.А. Пронников, И.Д. Ладанов Японцы (этнопсихологические очерки). Издание 2-е, исправленное и дополненное. М., Главная редакция восточной литературы издательства 'Наука', 1985. 348 с. с ил.

 

 


Информация о работе Система образования в японии