Рынок оружия России

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 01 Июля 2014 в 12:07, курсовая работа

Краткое описание

Целью работы является анализ состояния современного рынка вооружения, спроса и предложения на этом рынке, анализ стран экспортёров/импортёров вооружения. Для достижения поставленной цели были поставлены следующие задачи:
проанализировать статистические показатели мирового рынка вооружений;
проанализировать статистические данные по странам экспортёрам/импортёрам;
проанализировать рынок вооружения России.

Содержание

Введение………………………………………………………………………….2
1. Мировой рынок оружия………………………………….…….……...……..3
1.1Страны-экспортёры оружия ……….……………………. ………………...6
1.2 Страны-импортёры оружия ……………………………………………….9
2. Рынок оружия России……………………………………………………….11
2.1 Стратегии военно-технического сотрудничества России с иностранными государствами…………………………….…………………………………...…14
Заключение………………………………………………………………….……19
Библиографический список…………………………………………..…………20

Вложенные файлы: 1 файл

МИРОВОЙ РЫНОК ОРУЖИЯ.docx

— 290.04 Кб (Скачать файл)

 

 

 

    1. Стратегии военно-технического сотрудничества России с иностранными государствами.

 Стандарты военно-технического сотрудничества России с иностранными государствами, выработанные в позднесоветский период и в постсоветское время, позволяют выделить несколько основных направлений стратегии сотрудничества в зависимости от партнеров.

     Первая, наиболее трудоемкая, но вместе с тем наиболее значимая в политическом плане и стабильная линия сотрудничества направлена на передачу лицензий и в некоторых случаях совместную разработку военной техники. На сегодня такая стратегия осуществляется в полном объеме лишь в отношении Индии, воплощаясь в крупных контрактах, например, на лицензионное производство самолетов Су-30МКИ (контракты на 140 машин в 2000 г. и два дополнительных на 40 и 42 машины в 2007 и 2012 гг. соответственно), не считая приобретенных в готовом виде. В общей сложности на начало 2013 г. Индия располагала примерно 170 истребителями Су-30МКИ, которые поступили из России либо были полностью или частично собраны внутри страны из поставленных Машино-комплектов. Общая стоимость поставленных индийцам Су-30, включая запчасти и принадлежности, сервисное обслуживание, обучение пилотов и т.д., оценивается специалистами в 12–15 млрд долл. Второе направление сотрудничества связано с танком Т-90. С 2001 по 2007 гг. Россия и Индия в общей сложности заключили контракты на поставку почти 2000 танков Т-90 на сумму около 6 млрд долл. Из этого числа более 1700 танков должны быть собраны в Индии из российских Машино-комплектов, остальные поставлены из России готовыми. В настоящее время Вооруженные силы Индии располагают примерно 800 танками Т-90, из которых более половины местной сборки. Объемы выпуска постепенно растут – производственные мощности казенного завода «Heavy Vehicles Factory» (HVF) позволяют производить до 140 танков в год.

     Нужно учесть, что лицензионное производство из поставленных Машино- комплектов практиковалось еще в советское время – например, в Индию поставлялись танки Т-72, истребители-бомбардировщики МиГ-27 и некоторые другие виды вооружения. [9]

     В рамках совместной разработки различных систем вооружения наиболее заметными контрактами стали соглашения по крылатым ракетам PJ-10 «Brahmos» (1998 г.) и истребителю пятого поколения FGFA (2007 г.). В обоих случаях в основе перспективных разработок лежат российские прототипы – ракета П-800 «Оникс» и истребитель Т-50. Причем если «Оникс» к 1997 г. уже находился в опытной эксплуатации, то Т-50 на момент заключения соглашения о разработке FGFA существовал лишь в виде макетов и отдельных элементов. Первый полет новой машины состоялся в январе 2010 г.

     В настоящее время стороны ведут совместную работу над проектом многоцелевого транспортного самолета МТС/МТА. Активно развивается сотрудничество в военно-морской сфере. Достаточно упомянуть состоявшуюся в ноябре 2013 г. передачу ВМС Индии после длительной модернизации авианосца «Викрамадитья», аренду АПЛ проекта 971И «Чакра», которая была достроена по измененному под индийские требования проекту, принципиальную договоренность о достройке еще одной субмарины этого проекта, достигнутую в конце октября 2013 г., серийное строительство фрегатов проекта 11356 и др.

     Во всех упомянутых случаях Индия и Россия преследуют свои цели. Индия становится для России финансовым донором, чьи вложения заметно ускоряют работу, поддерживают предприятия на плаву, а также гарантируют рынок сбыта помимо внутреннего. В свою очередь, Россия служит для Индии источником высокой технологии в отраслях, где индийская промышленность отстает от лидеров на десятилетия. В числе стран, в отношении которых Россия применяет или стремится применить данную стратегию военно-технического сотрудничества, стоит упомянуть Китай, Бразилию и Южную Корею. Причем во всех трех случаях сотрудничество имеет свои особенности. Китай, активно производивший вооружение по советским лицензиям (а затем и «пиратским» способом) в 1950–1980-х годах, после восстановления нормальных отношений с Москвой вернулся к покупке российских технологий для совершенствования своего ВПК. Однако от лицензионных копий китайцы очень быстро перешли к самостоятельному производству техники, воспроизводившейся на основе полученных образцов. При этом в ряде случаев копирование облегчалось технологической помощью российских и украинских КБ, находившихся на голодном пайке в 1990–2000-х годах. Такова история появления истребителей J-11, J-15, транспортного самолета Y-20, зенитно-ракетной системы HQ-9 и ряда других образцов. Вместе с тем достижения КНР в области копирования чужой техники пока не находят продолжения в ее развитии. Поэтому можно прогнозировать возобновление интереса Китая к новым российским разработкам по мере смены поколения систем вооружения, производимых российским ОПК. Первым сигналом такого рода стал интерес, проявленный Китаем к истребителю Су-35С, наиболее совершенной на сегодня версии платформы Т-10 (Су-27). [9]

     Южная Корея, в свою очередь, делает в основном ставку на совместные разработки новой техники с участием российских КБ. Так были созданы зенитно-ракетный комплекс KM-SAM и ракета-носитель «Naro-1» (KSLV). В обоих случаях на момент начала работ в первой половине 2000-х годов рабочих прототипов этих систем не имелось. Российские участники кооперации – «Алмаз-Антей» в случае с KM-SAM и НПО им. М.В. Хруничева в случае с «Naro-1» – использовали данные контракты для отработки своих перспективных систем – ЗРК «Витязь» и ракеты-носителя «Ангара» соответственно.

     Что касается Бразилии, то Россия стремится заинтересовать ее возможностями совместных разработок в области боевой авиации и систем ПВО. Если это удастся сделать, можно будет говорить о формировании определенного круга развитых стран, использующих российские разработки в проектировании и производстве собственной военной техники. Подобное развитие событий значительно повысит устойчивость российского ОПК в самой ответственной и наиболее высокотехнологичной сфере. Вторая стратегия военно-технического сотрудничества касается довольно широкого круга стран, которые обладают относительно крупными финансовыми ресурсами и позволяют себе закупать дорогостоящую военную технику. Речь идет об Индонезии, Малайзии, Вьетнаме, Алжире, Ираке, Венесуэле, Азербайджане и ряде других государств. Сотрудничество с ними характеризуется довольно большими объемами контрактов: 7,5 млрд долл. – с Алжиром, более 5 млрд долл. – с Вьетнамом, более 4 млрд долл. – с Азербайджаном. Они закупают современные образцы военной техники или их упрощенные варианты (истребители Су-30МКИ(А), МКМ или МК2, танки Т-90С, вертолеты Ми-28, Ми-35М и др.), обеспечивая в совокупности не меньший объем экспортного портфеля заказов, чем мегаконтракты с Индией или ранее, в 1990–2000-х годах, с Китаем.

     Перспективы военно-технического сотрудничества на этом направлении зачастую подвергаются сомнению в силу политических рисков. Так, «арабская весна» заставила многих экспертов говорить о предстоящем прекращении сотрудничества со странами Ближнего Востока, а смерть Уго Чавеса поставила под сомнение сотрудничество с Венесуэлой. Однако эти опасения оказались преувеличенными.

     Наиболее показательным опровержением мнения о бесперспективности российского военного экспорта на Ближнем Востоке стал новый контракт на поставку вертолетов, систем ПВО и других видов вооружения для Ирака на сумму 4,2 млрд долл., заключенный осенью 2012 г. Поставки по этому контракту были начаты осенью 2013 г. Тогда же возобновилось и военно-техническое сотрудничество с Ливией. В эту страну были поставлены заказанные еще правительством М. Каддафи самоходные противотанковые комплексы «Хризантема» (по некоторой информации, боевые машины пехоты БМП-3). Очевидно, что правительство Сирии также будет закупать в России современную военную технику, а охлаждение российско-американских отношений открывает путь к возобновлению поставок вооружения в Иран. При этом необходимо заметить, что после смены власти в Иране и на фоне разногласий с Саудовской Аравией Соединенные Штаты могут отреагировать на возможное возобновление сотрудничества России с Исламской республикой гораздо менее резко, чем 5–7 лет назад. Наконец, третья стратегия военно-технического сотрудничества России с иностранными государствами касается стран третьего мира. Речь идет в основном о бедных или среднеразвитых государствах Африки, Латинской Америки и Юго-Восточной Азии. Контракты с этими странами носят, как правило, разовый характер и заключаются на относительно небольшие суммы – от нескольких миллионов до нескольких сотен миллионов долларов. 
     Впрочем, крупные доходы встречаются и здесь: например, в октябре 2013 г. был заключен контракт с Анголой на поставку вооружений на общую сумму 1 млрд долл. В пакет поставки были включены запчасти к вооружению советского производства, легкое стрелковое оружие, боеприпасы, танки, артиллерийские установки и многоцелевые вертолеты Ми-17. Кроме того, стороны договорились о строительстве на территории Анголы завода по производству патронов. В соглашение была включена и поставка 18 отремонтированных и вооруженных истребителей Су-30К, ранее входивших в состав ВВС Индии. Су-30К были поставлены Индии по контракту от 1996 г. Это соглашение подразумевало передачу индийским ВВС истребителей Су-30МКИ, однако в 1997–1999 гг. заказчику по взаимной договоренности были поставлены самолеты в упрощенной версии К с обязательством последующей их замены на более совершенные МКИ. Позднее Россия передала Индии 18 Су-30МКИ, одновременно оформив формальный возврат Су-30К, но до июля 2011 г. все они находились на индийской территории. [10]

     Данный контракт довольно точно отражает состав основной массы соглашений, заключаемых со странами третьего мира, в том числе и с наименее развитыми партнерами России по ОДКБ типа Кыргызстана и Таджикистана. Речь идет о поставках запчастей, легкого стрелкового оружия, боеприпасов, бронетехники (как правило, отремонтированной б/у из имеющейся в наличии у Вооруженных сил России), бывшей в употреблении авиатехники. Исключение составляют вертолеты и автомобили, которые закупаются преимущественно новыми. Относительно сотрудничества с Анголой следует отметить, что дальнейший экономический рост и увеличение военных расходов могут перевести эту страну в группу «второй стратегии», в случае если она решит развивать отношения с Россией в этой сфере. Пока же число стран «третьей стратегии» наиболее велико: по оценкам экспертов, они составляют 2/3 из более 70 стран, входящих в географию сотрудничества «Рособоронэкспорта». Однако ежегодный доход от этой группы относительно невелик и, по оценкам, не превышает 10–15% от общего объема поставок. В этой группе нередки и политически мотивированные сделки. Это касается, в первую очередь, уже упомянутых партнеров России по ОДКБ, для которых военная помощь Москвы – залог политической стабильности и сохранения существующих режимов. 
     Действующие стратегии военно-технического сотрудничества демонстрируют разнообразие инструментов, используемых Россией в данной сфере с целью извлечения доходов и укрепления своего политического влияния. При этом политическая мотивация может быть различной: от поддержки союзников на ключевых направлениях (поставки для стран ОДКБ), закрепления на тех или иных новых/хорошо забытых старых рынках до наращивания влияния в регионе (Венесуэла, Ангола) либо сохранения и укрепления отношений со стратегически важными партнерами (как в случае с Индией).

     В зависимости от возможностей и значимости партнеров Россия готова к различным формам сотрудничества, включая развитие сборочных/сервисных производств в стране заказчика. При этом учитывается риск утечки технологий. Возможности оперативного копирования современной боевой техники сегодня есть лишь у наиболее развитых промышленных держав. Помимо России к ним относятся США, некоторые члены НАТО, которые российское оружие не закупают, и Китай. В целом, достаточной гарантией от утечки технологий служит стратегия «отстающего экспорта», когда на экспорт идут изделия преимущественно предыдущего поколения по сравнению с теми, что производятся для своих войск. Данная стратегия, которую с успехом использовали в СССР, фактически возрождается в нынешних условиях, когда российский оборонно-промышленный комплекс осваивает новое поколение техники и вооружения для армии, военно-воздушных сил и флота. [11]

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Заключение.

     Главным выводом является то, что мировой рынок вооружения подчиняется в большей мере не экономическим, а политическим механизмам в связи со своей специфичностью. Это объясняет усиленную в последние годы роль государства, поскольку только оно может использовать политические рычаги. За последние несколько лет была сформирована структура госпосредника, через которую производятся по сути все продажи.    

     Лишь немногие компании сохранили лицензию на внешнюю торговлю.

Следует отметить, что продажа вооружений приносит не только сверхприбыли, связанные с высокой технологичностью производства и большой ролью научно-исследовательских разработок, но и сверхриски, связанные с возможностью дестабилизации обстановки в регионе в связи изменением баланса военных сил. Поэтому в данных вопросах необходим взвешенный подход, который основывается не только на возможности улучшить статистику продаж, но и на геополитически обоснованных расчетах.

     Важным является то, что прибыли от продажи оружия связаны с использованием «длинных денег», т.е. необходимы долгосрочные инвестиции.

     К «плюсам»  присутствия страны на мировом  рынке вооружений можно отнести  следующее: конкурентоспособность  на мировом рынке вооружений  обеспечивается постоянными научными  разработками, что означает постоянную  обороноспособность страны, т.к. данные  разработки при необходимости  могут быть использованы для  внутренних нужд собственных  вооружённых сил.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Библиографический список.

 

1) Информационный портал «Вести экономика»: Мировой рынок вооружения.[Электронный ресурс]/ Информационный портал «Вести экономика»: Мировой рынок вооружения. – Режим доступа: http://www.vestifinance.ru/articles/40723       

2) Федеральная служба статистических данных. [Электронный ресурс]/Федеральная служба статистических данных.- Режим доступа: http://www.gks.ru/wps/wcm/connect/rosstat/rosstatsite/main/

3) Центр анализа мировой торговли оружием. [Электронный ресурс]/

     Центр анализа  мировой торговли оружием. – Режим  доступа:              

     http://www.armstrade.org

4)  Токарев К.И. Гонка вооружения в Азии/ К.И. Токарев// Зарубежное   военное обозрение. – 2013. - № 7. – С. 37-42.

5) Информационный портал  «Военное обозрение».  [Электронный  ресурс]/ Информационный портал «Военное  обозрение». – Режим доступа: http://topwar.ru/?/

Информация о работе Рынок оружия России