Российско-таджикские отношения 21 века

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 25 Октября 2013 в 16:56, курсовая работа

Краткое описание

Цель курсового исследования заключается в анализе международно-правового регулирования таджикско-российского сотрудничества и разработке научно-практических рекомендаций и предложений, направленных на совершенствование внутригосударственного законодательства обеих стран в различных областях, развитие национальной и коллективной безопасности.
Реализация цели исследования предполагает решение следующих задач:
1. Исследование теоретико-правовых основ международного сотрудничества государств; конкретизация двусторонних отношений между Республикой Таджикистан и Российской Федерацией в разных областях.
2. Рассмотрение основных направлений экономического и политического сотрудничества РФ и РТ.
3. Рассмотрение социально-гуманитарного сотрудничества РФ и РТ; проблема трудоустройства мигрантов.

Содержание

Введение …...........................................................................................................
Глава 1: Основные направления экономического и политического сотрудничества.
I.1 Правовая основа межгосударственного сотрудничества…………...
Глава 2: Социально-гуманитарное сотрудничество РФ и РТ.
II.1. Проблема трудоустройства мигрантов ……………………………..
II.2. Российско-таджикский (славянский) университет и филиал МГУ им.Ломоносова в г.Душанбе – детище российско-таджикской дружбы
Глава 3:
Военно-политическое сотрудничество РФ и РТ в 2000-е гг……………..
Заключение……………………………………… ……… …………………
Список литературы………..…………………………………………………...

Вложенные файлы: 1 файл

курсовая. правка.docx

— 82.46 Кб (Скачать файл)

                                                        Глава 2

           Социально-гуманитарное сотрудничество РФ и РТ.

 

II.1. Проблема трудоустройства мигрантов.

В постсоветский период между  Россией и Таджикистаном сформировался  ряд согласованных и взаимовыгодных отношений во многих сферах. Однако проблема трудовой миграции из Таджикистана в Россию до сих пор остается нерешенной. Главное препятствие в регулировании миграционного обмена между странами - это отсутствие соответствующей нормативно-правовой базы. Соглашение между правительствами двух стран о трудовой деятельности и защите прав граждан Республики Таджикистан в РФ и граждан России в Таджикистане, подписанное в 2004 г., мало что изменило в практике регулирования миграции гастарбайтеров из Таджикистана.7 Существующий порядок оформления иностранной рабочей силы предписывает ее нанимателям, а также самим гастарбайтерам пройти сложный путь в бюрократических инстанциях по регистрации работников, получению миграционных карт и разрешений на работу. Работодателю необходимо получить разрешение на привлечение иностранцев к трудовой деятельности, оплатить залоговые суммы, позволяющие гарантировать депортацию мигрантов, нарушивших закон РФ, производить налоговые отчисления, существенно большие, нежели при использовании труда россиян, а также нести ответственность за гражданские и социальные права мигрантов, однозначно законодательством не определенные. Бюрократические трудности приводят к широкой практике нелегальной трудовой миграции, неопределенности масштабов миграционных потоков. Сегодня отсутствуют точные данные о численности трудовых мигрантов из Таджикистана в России, ее оценки, появляющиеся в средствах массовой информации, колеблются от 400 тыс. до 1,5 млн. человек.

Проведенный  в 2004 г. социологический  опрос 349 гастарбайтеров из Таджикистана в четырех городах России (Москве, Санкт-Петербурге, Екатеринбурге, Астрахани) показал, что большая часть мигрантов (65%) работает по устной договоренности. Официально трудовая деятельность была оформлена лишь у 30% респондентов - в  разных городах от 8 до 30% заключали  договор на работу, от 1 до 18% опрошенных работали по трудовому соглашению. Наиболее распространенные документы, имеющиеся "на руках" у гастарбайтеров – это миграционная карта и  свидетельство о регистрации (85 и  80 % соответственно), хотя, учитывая существующую практику приобретения данных документов, можно сомневаться, что все они являются легитимными.

Неофициальный характер взаимоотношений  с мигрантами дает работодателям  возможность нарушать их права. Многие приезжие испытывают все трудности "рабского" труда, живя и работая  без соответствующей заработной платы, нормальных жилищных условий, социальных гарантий, но с постоянной угрозой  выдворения и обмана.8

Как показал опрос, уровень  заработной платы таджикских гастарбайтеров сильно различается в зависимости от региона, в котором они работают. Так, в Санкт-Петербурге сложилась наиболее благоприятная структура доходов таджикских гастарбайтеров. Здесь меньше всего малооплачиваемых опрошенных (только 2,5% заявили, что получают менее 3 тыс. рублей в месяц) и больше всего высокооплачиваемых (33,7% зарабатывают более 9 тыс. рублей в месяц, еще 35% - от 6 до 9 тыс. рублей). В Москве оплата труда мигрантов также сравнительно высокая, большинство респондентов здесь (53%) зарабатывают от 6 до 9 тыс. рублей. В двух других точках опроса - Екатеринбурге и Астрахани - заработок приезжих значительно ниже и в основном не превышает 6 тыс. рублей ежемесячно. Наихудшая структура доходов наблюдается у респондентов из Астрахани, где каждый пятый респондент (19%) получает меньше 3 тыс. рублей ежемесячно и только 6% респондентов могут заработать более 9 тыс. рублей.

Достаточно высокие, на первый взгляд, доходы гастарбайтеров окажутся не столь привлекательными, если учесть, во-первых, то обстоятельство, что они  часто бывают единственным источником доходов не только самих мигрантов, но и их семей в Таджикистане, а, во-вторых, режим работы мигрантов. По данным опроса почти половина респондентов (49,4%) трудятся 9 и более часов в  день, причем каждый десятый (9,4%) работает более 12 часов ежедневно. Еще 18% имеют  ненормированный рабочий день. Таким  образом, 67,8% опрошенных мигрантов ежедневно  работают свыше 9 часов или вообще не подчиняются нормативу длительности трудового дня. Ситуация с продолжительностью рабочего времени рабочих-иностранцев не одинакова в городах, где проводилось обследование. Каждый пятый респондент в Москве и почти каждый третий в Астрахани заняты на условиях ненормированного рабочего дня. Однако, если исключить респондентов этой группы, то окажется, что по длительности трудового дня у таджикских гастарбайтеров лидируют Екатеринбург и Санкт-Петербург, где 66 и 50% соответственно работают по 10 и более часов в день. В целом же можно констатировать, что труд таджикских гастарбайтеров отличается высокой продолжительностью и неблагоприятным режимом.

Социально-бытовые условия  проживания таджикских гастарбайтеров также далеко не благополучны. Данные опроса показали, что большинство мигрантов снимают жилье. Это касается трех из четырех обследованных городов (кроме Астрахани). Собственным жильем располагают лишь 4,3% опрошенных. При этом мигранты живут кучно, на одной жил-площади селятся много человек, и даже при наличии собственного жилья или съемной квартиры респонденты не имеют нормальных условий проживания. В Астрахани большинство опрошенных проживают в приспособленных (44,2%) либо неприспособленных (20%) для этого помещениях на рабочей территории (на рынках, стройках).

Неофициальный характер занятости  большинства мигрантов, широкая  практика устных договоренностей о  сроках и объеме работ, об оплате труда  создают возможности для обмана. Часто работодатели забирают у мигрантов  паспорта, якобы для оформления регистрации  или в "залог". Если работник не согласен с задержкой оплаты труда, ее величиной или условиями труда, он не имеет возможности покинуть рабочее место, уехать, найти другую работу. В результате такие мигранты становятся "заложниками" порядочности работодателя. По данным исследования около половины таджикских гастарбайтеров (51%) были обмануты их работодателями. Менее  всего недобросовестное поведение  работодателей распространено в  Москве, где обманом сталкивались 37% опрошенных. Наиболее распространено нарушение обязательств в отношении таджикских мигрантов в Екатеринбурге, где о них говорили 80% респондентов.

Широкое распространение  недобросовестного поведения работодателей  в отношении таджикских гастарбайтеров во многом обусловлено отсутствием  должного контроля над процессами трудовой миграции со стороны государственных  инстанций России. Пока весь контроль в данной сфере заключается в  избавлении от нелегальных мигрантов  путем их выдворения, однако даже в этом случае миграционная служба не в состоянии охватить весь контингент нелегальных мигрантов, и полное освобождение территории России от незаконно присутствующих мигрантов невозможно. Ужесточение же требований к работодателям, использующим иностранцев, не приносит адекватного эффекта. И не случайно. Не известно еще ни одного случая, чтобы официально был наказан хоть один работодатель, нарушающий трудовые, социальные или гражданские права таджикских мигрантов. Невнимание к данной проблеме со стороны российских и таджикских властей позволяет ей углубляться и нарастать. В ходе проведенного исследования 82% опрошенных мигрантов отметили, что их гражданские права в России нарушаются. Характерно, что данные

Часто миграция из Таджикистана, особенно нелегальная, связывается  с проблемой наркобизнеса. Действительно, среди мигрантов из Таджикистана есть наркокурьеры и сбытчики наркотиков, а лица таджикской национальности чаще других фигурируют в делах, связанных  с преступлениями в сфере незаконного  оборота наркотиков. Однако мигранты, приезжающие в Россию на работу, по оценкам представителей Миграционной службы МВД России, в основном законопослушны, а среди правонарушителей оказываются  в силу своей открытости и бесхитростности. Деятельность тех, кто перевозит  и распространяет наркотики, подавляющим  большинством гастарбайтеров осуждается, так как из-за нее формируется  негативное общественное мнение обо  всех таджикских мигрантах. Сами трудовые мигранты стремятся жить и работать в России легально, однако длительная процедура оформления документов, прежде всего, регистрации и получения разрешения на работу, вынуждает их обращаться к лжефирмам, предлагающим ускоренную процедуру оформления. В результате таджикские мигранты, стремясь узаконить свое пребывание в России, сами становятся жертвами поддельных "официальных удостоверений" и нарушителями закона.9

Нелегальный статус значительной части гастарбайтеров из Таджикистана обостряет характер взаимоотношений  трудовых мигрантов с правоохранительными  органами, провоцирует поборы и необоснованные задержки таких мигрантов. Например, в ходе специальных рейдов, проведенных  в московском аэропорту "Домодедово" общественными организациями российской таджикской диаспоры "Hyp", "Ватан", "Инсон", Фонд "Таджикистан", была выявлена практически узаконенная  система поборов с пассажиров каждого рейса, вылетающего в  Таджикистан. Чтобы привезти домой  заработанное, а не задержаться в России, многие таджикские мигранты готовы, не споря, отдать часть денег.10

Важной проблемой, связанной  с миграцией таджикских гастарбайтеров в Россию, является их высокая смертность. Существует несколько причин, которые  ведут к высокой смертности трудовых мигрантов. Главная из них - несоблюдение правил техники безопасности. Гастарбайтеры  в основном представляют собой неквалифицированную  рабочую силу, не имеют опыта работы со многими рабочими механизмами. Работодатели также не уделяют внимания обучению их правилам безопасной работы. Таким  образом, требования, которые предъявляются  строительным фирмам по обеспечению  техники безопасности, в отношении  таджикских гастарбайтеров не исполняются.

В целом сегодня трудовая миграция населения из Таджикистана в Россию связана с целым рядом  проблем, требующих неотложного  и адекватного решения – учет численности мигрантов, соблюдение их гражданских прав и социальных гарантий, легализация приезжих, совершенствование законодательной базы регулирования миграции и другие. Поэтому необходима комплексная межгосударственная программа по выявлению и изучению основных проблем в сфере трудовой миграции, выработке комплекса мер по ее решению.

 

II.2. Российско-таджикский (славянский) университет и филиал МГУ им. Ломоносова в г. Душанбе – детище российско-таджикской дружбы.

Российско-Таджикский (Славянский) Университет (РТСУ) — межгосударственное образовательное учреждение высшего профессионального образования. Ректор — Имомов Махмаисуф Сайдалиевич. Обучение студентов осуществляется по 25 специальностям.

Находится в совместном ведении Республики Таджикистан и Российской Федерации. Пользуется статусом государственных университетов Российской Федерации и Республики Таджикистан.

Российско-Таджикский (Славянский) Университет организован Постановлением Правительства Республики Таджикистан  приказ № 141 от 05.04.1996 г. в соответствии со статьей 2-й п. договора о дружбе и сотрудничестве между Российской Федерации и Республики Таджикистан  от 25.05. 1993 г. и согласием между  Правительством Российской Федерации  и Правительством Республики Таджикистан  от 11.06.1997 г. Учредителями РТСУ являются Правительство Российской Федерации  и Правительство Республики Таджикистан. Полномочия учредителей осуществляет Министерство общего и профессионально образования Российской Федерации и Министерство образования Республика Таджикистан. Главная особенность в том, что занятия ведутся на русском языке. В процессе учебы на всех факультетах – обязательное изучение таджикского языка. Студенты изучают и соблюдают важные русские и национальные обычаи, традиции, праздники, День независимости, Пасха, Рождество, Троица, Вознесения. Они будут находиться в своеобразной духовной ауре. В РТСУ проходят обучение студенты из Республики Таджикистан, СНГ и дальнего зарубежья. По окончанию ВУЗа, вручается диплом бакалавра и специалиста, который соответствует стандартам Российской Федерации. С начала открытия РТСУ в нем функционировало два факультета: 1. Гуманитарный – основной, по специальностям: филология, журналистика, история, культурология, английский язык, немецкий язык. 2. Экономико-Правовой - по специальностям: финансы и кредит, менеджмент, международные отношения, правоведение. В настоящее время в РТСУ функционируют пять факультетов: 1. Экономический факультет 2. Филологический факультет 3. Факультет истории и международных отношений 4. Юридический факультет 5. Факультет довузовской подготовки и дополнительных образовательных услуг (лицей, подготовительные курсы, курсы дополнительной подготовки) РТСУ обладает высоким научно-педагогическим потенциалом профессорско-преподавательского состава. Контрольные срезы знаний студентов университета в целом демонстрируют уровень, превышающий показатели многих других вузов Республики. Проверка качества знаний студентов дала положительные результаты, что свидетельствует также об успешной организации учебно-воспитательного процесса в вузе.11

С первых дней жизни университета идет целенаправленная работа ориентированная на пропаганду истории, традиций, культуры, образования, политики Российской Федерации и Республики Таджикистан. Преподаватели и студенты систематически выступают перед коллективами военнослужащих Российской Федерации, Минобороны Таджикистана, в общеобразовательных школах, и других учреждениях с лекциями и концертами, отражающими науку, культуру, образование России и Таджикистана. Постоянное внимание уделяется привлечению высококвалифицированных педагогических и научных кадров, организации и постоянном усовершенствовании современной учебно-методической базы, оснащению учебного процесса компьютерной техникой, созданию специализированных лабораторий, кабинетов, центров отвечающих мировым стандартам. Университет имеет корпоративную компьютерную сеть с выходом в Интернет, новейшие специализированные классы с современным компьютерным оснащением и использованием последних достижений информационно коммуникационных технологий. В университете имеется библиотека, отдел аспирантуры, центры по различным направления, Центр Информационных Технологий и другие структуры.

Со дня своего основания  международный отдел реализовывает  концепцию РТСУ в области международных  связей. Деятельность отдела направлена на налаживание контактов с вузами ближнего и дальнего зарубежья по вопросам академического образования  и международного сотрудничества. В  настоящее время в  университете обучаются более 160 представителей ближнего и дальнего зарубежья. Около 60 наших студентов продолжают свое образование в вузах Китайской  Народной Республики, Германии, США.

Были организованы курсы  обучения русскому языку для более 20 представителей КНР, Афганистана  и Исламской Республики Иран.

Международный отдел постоянно  привлекает для работы в университете видных ученых, педагогов из других стран. В РТСУ сегодня в качестве преподавателей работают специалисты  из КНР, Польши, Германии. Преподаватели  в РТСУ имеют возможность проходить  стажировки в университетах США, Франции, Индии, Германии, Японии, КНР, Польши. В настоящее время подписано  более 15 договоров о сотрудничестве с высшими учебными заведениями  Российской Федерации, Японии, Республики Корея, КНР, Украины, Армении, Арабской Республикой Египет.

Международный отдел постоянно  накапливает и систематизирует  зарубежную информацию в области  высшего и послевузовского профессионального  образования.

Международный отдел содействует  участию наших лучших студентов  в международных конференциях, симпозиумах.

Информация о работе Российско-таджикские отношения 21 века