Региональные экономические обьединения

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 14 Декабря 2013 в 14:35, реферат

Краткое описание

Современный этап развития международного разделения труда становится всё более структурированным в пространстве, что внешне приобретает вид регионализации и глобализации международной экономики. В этих формах находит своё проявление международный территориальный аспект специализации и кооперирования труда.
Региональные группировки стран имеют место в Европе, на Ближнем и Дальнем Востоке, в Азиатско-Тихоокеанском регионе и в Америке. Таким образом, целью реферата является обоснование условий, процессов и особенностей региональных экономических объединений в современном мире, а также изучение Украины в системе региональных структур.

Содержание

Введение………………………………………………………………………. 3
1. Сущность международной экономической интеграции……………….... 4
2. Региональные интеграционные группировки в современном мире……. 7
3. Украина в региональных экономических объединениях……………….. 18
Список использованной литературы………………………………………... 22

Вложенные файлы: 1 файл

Региональные экономические объединения.doc

— 125.00 Кб (Скачать файл)

Североамериканская  ассоциация свободной торговли (НАФТА). Другим примером центристских интеграционных тенденций, что развиваются уже не в Европе, а в Северной Америке, является НАФТА. Североамериканская ассоциация свободной торговли была создана путем подписания соглашения в декабре 1992 г. между тремя странами – США, Канадой и Мексикой, а вступила в действие с 1 января 1994 г.

В рамках НАФТА предусмотрены  мероприятия относительно либерализации движения товаров, услуг и капиталов через границы, что разделяют три страны. Создаются условия для принятия этими странами аналогичных законов в отрасли охраны окружающей среды, а также трудового законодательства. Между США и Канадой такие меры уже осуществлены, и теперь речь идет о принятии их Мексикой. В соглашении предусмотрено защиту североамериканского рынка от экспансии азиатских и европейских компаний, что стремятся обойти американские таможенные барьеры путем реэкспорта своих товаров у США через Мексику. Стороны договорились также о снятии ограничений на движение капитала (за исключением нефтяного сектора в Мексике, культуры в Канаде, авиаперевозок и радиокоммуникаций в США).

Достигнуто согласие о ликвидации большинства тарифных барьеров на продукцию сельского хозяйства, за исключением ограничений в торговле кукурузой, сахаром, некоторыми овощами и фруктами, а также о постепенной (на протяжении 10 лет) ликвидации таможенных барьеров в торговле автомобилями и текстилем. Предусмотрено необходимые мероприятия защиты интеллектуальной собственности, гармонизации технических стандартов, санитарных норм.

По подсчетам специалистов НАФТА объединяет сегодня территорию с населением более 375 млн. человек (7 % населения мира); часть организации в объеме мировой торговли составляет 20 %; 22 – 23 % национального продукта и производства промышленной продукции, 12 – 13 % сельскохозяйственной продукции мирового хозяйства. Наиболее важные особенности этих североамериканских стран следующие:

  1. богатый рынок сбыта;
  2. могущество банков, трестов, концернов США, контролирующих не только национальное богатство своей страны, но и превращающихся в транснациональные корпорации;
  3. высокий технический уровень промышленности США и Канады;
  4. высокий научный потенциал США и Канады;
  5. мощный военно-промышленный комплекс США.

Надо заметить, что НАФТА – молодое экономическое формирование, поэтому пока ещё не созданы специальные механизмы, которые регулируют сотрудничество подобные тем, что существуют в ЕС.

В данный момент трудно оценить эффективность деятельности НАФТА, т. к. период её существования незначительный. Но уже сейчас в ряде южноамериканских стран просматривается стремление к присоединению к НАФТА.

Для Украины североамериканский регион, и главным образом США, становит определенный интерес с точки зрения перспектив развития экономических и научно-технических связей.

Ассоциация Азиатско-тихоокеанского экономического сотрудничества (АТЕС). В последние 20 лет начались интеграционные процессы в Азиатско-тихоокеанском регионе. Первым из них является Ассоциация Азиатско-тихоокеанского экономического сотрудничества. Она была создана в 1989 г. как оформленная региональная интеграционная группировка. В данном регионе интеграционные процессы охватывают, прежде всего, микроуровень на базе транснациональных корпораций.

В настоящее время АТЕС включает 21 государство Азии, Северной и Южной  Америки: Канаду, США, Мексику, Новую  Зеландию, Австралию, Папуа-Нову Гвинею, Бруней, Индонезию, Малайзию, Сингапур, Таиланд, Филиппины, Южную Корею, Тайвань, Гонконг, КНР, Японию, Чили, Россию, Перу, Вьетнам. Заявление на вступление подали Индия, Пакистан, Монголия, Колумбия, Эквадор. Штаб-квартира в Сингапуре.

АТЕС не имеет механизма  принятия решений и много в  чём сохраняет черты консультативной  группы. Особенность АТЕС состоит в географической принадлежности входящих в Ассоциацию стран, что находятся на огромных расстояниях друг от друга и объединенных лишь выходом к Тихому океану. Особенность АТЕС с экономической точки зрения состоит в том, что в неё входят как наиболее промышленно развитые страны (США, Япония, Канада, Австралия), так и такие государства, что уступают им в развитии (Мексика, Чили, Филиппины и др.). На АТЕС приходится 55 % мирового ВВП, 40 % мировой торговли, более 40 % населения земного шара.

На встречах участников АТЕС в 1993 г. и в 1994 г. были разработаны программы либерализации торговли (региональной и глобальной); создания благоприятных условий для иностранных инвестиций и сотрудничества в отрасли технологий; мероприятия таможенного развооружения и создания зон свободной торговли к 2000 г. (для менее развитых стран – к 2020 г.).

Ассоциация  государств Юго-Восточной Азии (АСЕАН) – это региональная политико-экономическая организация азиатского пространства, созданная в 1967 г. в составе Индонезии, Малайзии, Сингапура, Таиланда, Филиппин. В 1970 г. в АСЕАН вступили Мьянма, Лаос, Камбоджа; в 1984 г. – Бруней; в 1995 г. – Вьетнам.

Официальными целями АСЕАН провозглашено такие, как  способствование экономическому росту, социальному прогрессу и культурному развитию стран-членов. Система руководства представлена высшим органом – Советом министров заграничных дел и постоянным Секретариатом АСЕАН с местом пребывания в Джакарте (Индонезия).

Специфика АСЕАН определяется тем, что её участницы фактически являются одновременно членами других региональных объединений, а также наличием двухсторонних договорных обязательств между АСЕАН и США.

Следует отметить, что  АСЕАН является в данный момент самой  эффективной структурой в Азиатско-тихоокеанском регионе. За 30 лет существования она достаточно успешно способствовала формированию субрегиона свободной торговли, хотя часть взаимной торговли её стран в общем объеме их внешнеторгового оборота не превышает 20 – 22 %. АСЕАН планирует снизить таможенные сборы до 5 % по 38 тыс. наименований товаров и создать систему безтаможенной торговли, своего рода «общий рынок». Вместе с тем на этот регион приходится 1/5 мирового экономического потенциала. Последние годы Украина прикладывает значительные усилия для расширения внешнеэкономических связей с государствами Азиатско-Тихоокеанского региона.

Латиноамериканская  ассоциация интеграции (ГАВКИТ). Одной из интеграционных группировок Америки является Латиноамериканская ассоциация интеграции (ГАВКИТ) – торгово-экономическая организация, созданная в 1981 г. по договору «Монтевидео – 80» вместо Латиноамериканской ассоциации свободной торговли, что действовала с 1961 г. Участниками ГАВКИТ являются: Аргентина, Боливия, Бразилия, Венесуэла, Колумбия, Мексика, Парагвай, Перу, Уругвай, Чили, Эквадор.

Некоторые страны являются одновременно и членами других региональных группировок. Система руководства ГАВКИТ представлена высшим органом – Советом министров (штаб-квартира в Монтевидео, Уругвай).

Внутризональная торговля и региональная интеграция Ассоциации осуществляются путем решений региональных и субрегиональных, а также функциональных соглашений, что предусматривают конкретные мероприятия для торговли и таможенных вопросов. Договорные отношения могут распространятся не только на торговлю, но и на сотрудничество в сфере промышленности и сельскохозяйственного производства, транспорта, валютно-финансовых отношений и т. д.

«Меркосур». Более влиятельной и известной является организация «Меркосур» – зона свободной торговли, что возникла в 1995 г. как союз 4 стран Латинской Америки (Бразилии, Аргентины, Уругвая и Парагвая). Летом 1996 г. в состав блока вошла Боливия. На страны «Меркосур» приходится приблизительно 68,6 % территории Латинской Америки, 51 % населения региона, 60 % общего ВВП. По совокупному объему ВВП «Меркосур» занимает 4-е место в мире после ЕС, НАФТА, АТЕС. Соглашением о создании «Меркосур» были ликвидированы таможенные сборы на 90 % товаров, что перемещаются в пределах группировки.

Конечная цель создания «Меркосур» участниками определена как образование в регионе «общего рынка» и для достижения этого необходимо:

  • унификация национальных режимов налогообложения, трудового и миграционного законодательства;
  • создание механизма регулирования обменных курсов валют;
  • введение приоритетности решений и правил «Меркосур» над национальным законодательством.

В рамках «Меркосур» разработанный  и действует механизм регулярных консультаций на уровне глав государств и правительств, министров заграничных дел, экономики, финансов, торговли, соцобеспечения. В декабре 1995 г. «Меркосур» и ЕС подписали соглашение о создании первой в истории Южной Америки трансконтинентальной зоны свободной торговли.

Экономическое сообщество государств Западной Африки (ЭКОВАС). В последние годы начались активные интеграционные процессы в Африке. Одним из таких интеграционных объединений является Экономическое сообщество государств Западной Африки, основанное в 1975 г. Членами ЭКОВАС являются: Бенин, Буркина-Фасо, Гана, Гамбия, Гвинея, Гвинея-Бисау, Кабо-Верде, Нигерия, Сенегал, Сьерра-Леоне, Того и Кот Дивуар.

Целями организации  провозглашены:

  • развитие всестороннего экономического сотрудничества;
  • мобилизация природных ресурсов;
  • выравнивание уровней развития стран региона;
  • поэтапное создание на протяжении 15 лет африканского общего рынка;
  • проведение единой экономической политики, координация планов развития государств-членов.

Экономическая интеграция в рамках ЭКОВАС развивается по следующим направлениям: либерализация региональной торговли; создание таможенного и валютного союза; установление свободного режима передвижения граждан и имущества; развитие и реализация совместных проектов в отрасли энергетики, горнодобывающей промышленности и дорожного строительства.

Правовые основы функционирования ЭКОВАС представляет высший орган сообщества – ежегодная конференция глав государств и правительств. Постоянный административный орган – Исполнительный Секретариат. Штаб-квартира – г. Логос (Нигерия).

Таможенный  и экономический союз центральной  Африки (ЮДЕАК) создан в результате подписания соглашения об установлении организации в 1964 г. в г. Браззавиль (Конго), которое вступило в действие 1 января 1966 г. Страны-члены ЮДЕАК: Габон, Камерун, Конго, ЦАР, Чад, Экваториальная Гвинея (с 1983 г.).

В рамках блока на межгосударственную торговлю приходится всего 0,9% совокупного экспорта государств-членов. Целями ЮДЕАК являются:

  • создание общего рынка путем постепенного снятия ограничений во взаимной торговле;
  • согласование экономических программ;
  • унификация налоговых систем;
  • строительство совместных предприятий;
  • финансовая взаимопомощь и создание льготных таможенных условий для стран-членов, что не имеют выхода к морю (Чад, ЦАР).

В рамках ЮДЕАК функционируют  такие финансовые организации, как  Фонд солидарности, Банк развития, Банк государств Центральной Африки. Главою Союза назначается президент одной из стран-участниц на год. Штаб-квартира находится в Банги (ЮАР).

В ЮДЕАК сохраняются  многочисленные препятствия на пути межгосударственного движения товаров, капиталов и рабочей силы. К основным причинам, что мешают расширению внутрирегиональной торговли, в первую очередь стоит отнести: общий низкий уровень развития её участников; однотипность их специализации в международном разделении труда; отсутствие развитой транспортной сети в регионе.

Содружество Независимых Государств (СНГ). Решение о создании Содружества Независимых Государств было принято 8 декабря 1994 г. соответственно к Соглашению Республики Беларусь, Российской Федерации и Украины. Принципиальное значение для укрепления сотрудничества имеет Договор о создании экономического союза (сентябрь 1993 г.), Соглашение о создании платежного союза государств-участников СНГ (сентябрь 1994 г.), Соглашение о таможенном союзе между Россией и Беларусью от 6 января 1995 г., к которому 20 января 1995 г. присоединился Казахстан, а 29 марта 1996 г. – Киргизия. Кроме того, были созданы Межгосударственный банк СНГ и Межгосударственный валютный комитет. Но, Соглашение о платежном союзе реализуется в очень сложных условиях.

Главное препятствие  на пути экономического сближения в СНГ на данный момент – серьезное расхождение в этапах реформ в отдельных странах, что диктует отличие, а иногда и противоположность экономических интересов внутри СНГ. Именно это обстоятельство заставляет сегодня сосредоточится прежде всего на гармонизации развития государств СНГ, создании общей правовой среды для решения экономических проблем.

Для реализации этих заданий  участниками предоставлен план интеграционного развития Содружества, который предусматривает:

  1. принятие Концепции экономического интеграционного развития СНГ;
  2. выработку проектов законов о транснациональных корпорациях и акционерных обществах, регулирование межгосударственного рынка ценных бумаг;
  3. создание основ единой методологии ценообразования на продукцию и услуги природных монополий;
  4. мероприятия усовершенствования и расширения Таможенного союза;
  5. обработку условий вхождения в платежный союз и пр.

Информация о работе Региональные экономические обьединения