Проблемы и перспективы развития экономики Японии

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 12 Мая 2014 в 00:32, курсовая работа

Краткое описание

Япония является великой экономической державой и занимает третье место в мире по номинальному ВВП и третье по ВВП, рассчитан-ному по паритету покупательной способности. Япония является четвёртым по величине экспортёром и шестым по величине импортёром. Банковские услуги, страхование, недвижимость, транспорт, розничная торговля, телекоммуникации и строительство играют значительную роль в экономике страны. Япония обладает крупными производственными мощностями, и в ней находятся несколько крупнейших производителей механических транспортных средств, электроники, станков, стали, судов, химических веществ, текстиля и пищевых продуктов.

Содержание

Введение.
1 Общая характеристика Японии.
1.1 Географическое положение страны, демография.
1.2 Природные ресурсы.
1.3 История развития экономики.
2 Структура экономики Японии.
2.1 Сектора экономики Японии.
2.2 Япония в международных экономических отношениях.
2.3 Показатели экономического развития Японии.
3 Проблемы и перспективы развития экономики Японии.
3.1 Государственный долг Японии.
3.2 Положение экономики в Японии после землетрясения, цунами и ядерной катастрофы.
Заключение.
Список литературы.

Вложенные файлы: 1 файл

проблемы и перспективы развития экономики Японии.doc.doc

— 283.50 Кб (Скачать файл)

Многие считают, что Япония совершила чудо за счёт своего экспорта. Однако до того, как она стала торговой державой, прошло немало времени. Зависимость японской экономики от экспорта возрастала по мере того, как замедлялся высокий темп роста, совпадая с нефтяным кризисом 1974 г., и снова упала при повышенном курсе иены после 1985 г. Другими словами, для японской экономики экспорт является не столько основным двигателем экономического роста (хотя приобретение иностранной валюты было жизненно важным для импорта передовой технологии и природных ресурсов), сколько спасательным кругом в периоды экономического спада.

Основным двигателем роста были внутреннее потребление и постоянно растущие капиталовложения. Также постоянный рост капиталовложений с импортом передовых технологий, отчасти стимулируемый специальной налоговой ставкой «ускоренной амортизации», резко повысил производительность труда и обеспечил становление тяжёлой и химической индустрии, обладающей гораздо большим, чем лёгкая промышленность, влиянием на рост других отраслей.

К 1970 году жизнь японцев заметно изменилась. Зарплата неуклонно росла не только в бурно развивающихся отраслях, но и в относительно отсталых, таких как сфера услуг. В такое «равное» распределение плодов экономического роста внесла свой вклад ежегодная «весенняя борьба за повышение зарплаты». По окончании очередного финансового года профсоюзы вели жёсткие переговоры с руководством компаний, часто сопровождая их ожесточёнными забастовками. Благодаря всему этому Японии удалось построить общество, в котором более 95% его членов причисляют себя к среднему классу.

Доля государственного бюджета в ВНП была в то время довольно низкой по сравнению с другими промышленно развитыми странами, даже в 2000 г. – 29,4%, (включая муниципальный бюджет). Этому способствовал тот факт, что расходы на оборону всегда были ниже 1% ВНП. К тому же правительство с тех пор перестало выделять дотацию для поддержания уровня цен, которая после войны составляла примерно 27% от общего объёма бюджета. Основные расходы по разработке новых технологий несли предприятия.

Роль правительства была наибольшей в области финансов. Минфин и Центральный банк Японии сумели восстановить доверие населения к банкам. Сбережения населения начали перекачиваться в предприятия.

В качестве рычага воздействия на экономику правительство использовало и налоговую систему, например: ускоренная амортизация при внедрении нового оборудования с передовой технологией и налоговые льготы при закупке экологически безопасного оборудования. Для контроля экономической деятельности применялись многочисленные регламентации, стандарты. В частности банковский сектор, транспорт и энергетика были защищены от ожесточённой конкуренции посредством таких регламентаций. Однако эти меры со временем приводили к сращиванию правительства и компаний и часто подвергались критике как протекционистские.

И наконец, у Японии было достаточно времени до того, как она открыла свой рынок для иностранцев. Япония вступила в ГАТТ лишь в 1955 г. и взялась за либерализацию иностранных инвестиций только в 1967 г. К тому же относительно низкий курс иены долго вызывал протекционистский эффект.

Правительство Японии предприняло попытки стимулировать внутренний спрос и инвестиции, раздувая бюджетные расходы (34,6% роста с 1984 г до 1990 г.) и снижая процентную ставку до нулевого уровня.

Сначала казалось, что всё хорошо. ВВП вырос в течение 1984-1991 гг. на 51,8% (в текущих ценах). Для Японии настал золотой век. Она превратилась чуть ли не в «мировой завод». Некоторые японцы утверждали, что им больше нечему учиться у Запада. Импорт США за 1985-1990 гг. увеличился лишь на 46,7%, японский импорт возрос на 80,4%.

США предложили Японии нести бремя мировой державы. Япония стала донором №1 официальной экономической помощи и оплачивала расходов по размещению американских войск на своей территории.

 Повышение процентной ставки  Японским Центральным банком  в 1990 г. послужило первым толчком  к краху. Раздутые цены на земли  и акции упали за короткое время, понизив стоимость залога банковских кредитов. В экономике стали накапливаться «плохие долги», банки начали сокращать кредитование, усугубляя спад. Сложился замкнутый круг: плохая конъюнктура – выжимание кредитов – ещё худшая конъюнктура.

К этому времени международная деятельность японских коммерческих банков начала представлять угрозу для западных банков. Пользуясь низкой процентной ставкой внутри страны, японские коммерческие банки предоставляли дешёвые кредиты и за границей. Объём их ссуд составил одну треть от всего мирового объёма. В 1992 году представители западных центральных банков приняли новую норму кредитования, что привело к необходимости уменьшения объёма активов японских банков.

Размер катастрофы был огромным. Совокупная потеря в стоимости акций составила 5 трлн. долларов и ещё 5 трлн. было потеряно в стоимости земли, что в итоге достигло размеров ВНП Японии за два года, хотя уровень жизни большинства японцев почти не пострадал. Они лишь потеряли прибыли от «пузыря».

Это не что иное как логический конец чрезмерного раздувания своей экономики. Япония выстраивала свою экономику на основе раздутого спроса. Неудивительно, что до сих пор простаивает примерно 25% производственного оборудования. К 1996 г. США уже вышли из кризиса, а Япония, предоставленная самой себе, еле дышит.

 

В Японии период с 1991-го по 2000-й называют «потерянным десятилетием». Несмотря на унылые сообщения СМИ, будто всё в Японии приходит в упадок, внешне общество выглядит как никогда спокойно и процветающе. Япония наконец вступила в гражданское общество скандинавского типа со всеми преимуществами социального обеспечения и без излишнего вмешательства в частную жизнь.

Реальный уровень ВВП на душу населения за 1990-1998 гг. повысился на 50% и к 1998 г. достигли 12 трлн. Долларов. Несмотря на трудности, Япония – экономическая держава №2, на долю которой в 1997 г. приходилось 55% совокупного ВНП Азии, включая Китай. Притом, что Япония производит половину ВНП США, тратит она на это только 1/5 энергоносителей.

Её валютный резерв (379 млрд. долларов по состоянию на сентябрь 2001г.) и частные денежные сбережения (примерно 12 трлн. Долларов) гарантируют выносливость японской экономики.

Активное инвестирование за границей начало приносить плоды, и в 2001 г. дивиденды и прибыли 6,7 трлн. иен. Растут и выплаты за японские патенты, в 2000 г. они впервые превысили 1 трлн. иен.

Огромные частные денежные средства обеспечивают макроэкономическую прочность, но не гарантируют социальную стабильность. Дело в том, что 70% всех накоплений владеют люди старше 50 лет. Немалая доля (400 трлн. иен) принадлежит 560 тысячам богатых (0,4% всего населения). Остальная часть общества менее подготовлена к «чёрному дню».

Япония стоит перед лицом необходимости существенной реструктуризации своей экономики. «Плохие долги» являются не причиной экономического спада, а скорее последствием незавершённой перестройки структуры всей экономики. При этом надо иметь в виду, что Япония больше не заинтересована в быстрых темпах роста. Уровень личных доходов достаточно высок, или даже слишком высок, что снижает конкурентоспособность экономики. Более того, демографическое положение таково, что через несколько лет численность населения постепенно начнёт снижаться.

В такой обстановке лишь 1% роста ВНП был бы достаточен. Но даже этот 1% недостижим без приложения довольно больших усилий, ибо промышленное производство быстро перемещается за границу, в частности в Китай. По данным Министерства экономики и промышленности, в 2001 г. 23% «японских» промышленных товаров было произведено за границей Одна треть автомобилей и 92% цветных телевизоров уже производятся за границей. За период 1995-1998 гг. объём прямых инвестиций в оборудование. Другими словами, за этот период 1,1% японского ВВП «утекло» за границу.

По мере роста доходов от капиталовложений за рубежом рабочие места внутри страны исчезают. Многие пожилые японцы вынуждены покидать свои рабочие места задолго до наступления пенсионного возраста. Молодые уже чувствуют, что нельзя уповать на пожизненный наём. Создание рабочих мест и новых перспективных отраслей стало задачей №1 в экономике Японии.[5,439]

 

 

2. Структура экономики Японии.

Все отрасли экономики Японии разделены на три сектора:  
Первый сектор: Сельское хозяйство, рыболовство, лесное хозяйство;  
Второй сектор: Горная промышленность, обрабатывающая промышленность, строительство; 

Третий сектор: Транспорт, связь, торговля, финансы, услуги, и др.[1, 31]  
На основе этой классификации правительство Японии осуществляет прогнозирование и управление развитием национальной экономики. При этом Япония стремится к увеличению доли третьего сектора в экономике, с целью создания наиболее благоприятных условий для удовлетворения конечных потребителей. Чтобы усилить роль сферы обслуживания, в Японии, прежде всего, было обеспечено повышение эффективности промышленности за счет роста производительности труда и на этой основе производилось сокращение численности работников. Таким образом, освободившиеся рабочие были направлены в сферу обслуживания. Необходимо подчеркнуть, что за короткое время невозможно решить задачу увеличения доли третьего сектора национальной экономики до оптимального уровня. Японии для этого потребовались десятилетия. 

2.1 Сектора экономики Японии.

Отрасли первого сектора экономики 

Сельское хозяйство. В современном сельском хозяйстве Японии можно наблюдать две тенденции: с одной стороны, имеются необходимые условия для успешного развития этой отрасли (благоприятные природно-климатические факторы, передовая техника, научные результаты), с другой – падение престижности крестьянского труда, отток населения в города, ослабление конкурентоспособности отечественной продукции на мировом рынке. В этих условиях для Японии ввоз продовольственных товаров стал выгоднее, чем организация собственного производства. В настоящее время импортируется 60% продовольственных ресурсов. Характерная особенность сельского хозяйства Японии – ограниченность земельной площади пригодной для ведения земледелия и животноводства. В этих условиях проблемы повышения эффективности землепользования становятся очень актуальными. Поэтому постоянный поиск интенсификации производства является для этой страны вынужденной мерой. 

Животноводство в Японии исторически развито слабо. Более интенсивное развитие началось после Второй мировой войны, когда японцы стали потреблять больше мяса и яиц. С того периода поголовье крупного рогатого скота увеличилось на 28%, свиней на 55% и домашней птицы на 34%. По всем видам продукции животноводства наблюдается рост производства: кур в 3 раза, говядины на 94%, молока на 69%, свинины на 74% и яиц на 46% [1, 53]. 

Рыбная промышленность. По потребления рыбы и морепродуктов Япония занимает второе место, уступая лишь Исландии и роль этой отрасли постоянно возрастает. Это неслучайно: 1. Япония состоит из островов и окружена морями; 2. Японские острова расположены на Тихом океане – одном из центров мирового рыболовства; 3. на внутреннем рынке постоянно возрастает спрос на продукты этой промышленности; 4. Рыболовство – традиционная отрасль. После того как в 1984 г. Япония выловила рекордной количество рыбы (12,8 млн. т) наступил период спада – стало труднее обеспечивать постоянно растущий спрос населения за счет собственного улова. В этих условиях Япония вынуждена ввозить рыбу из других стран. Она является мировым лидером по объему импорта рыбы и морепродуктов. Одновременно является экспортером, но объем экспорта невелик. Для того чтобы увеличить объем улова рыбы и добычи морепродуктов, Япония предпринимает попытки расширения географии промысла в Мировом океане. Однако есть определенные трудности, например удорожание себестоимости продукции, что ослабляет ее конкурентоспособность. Поэтому Япония начала сокращать объем океанического промысла и уделять больше внимания искусственному разведению рыбы и морепродуктов. За счет него Япония получает дополнительно примерно 18% товарной продукции. 

Лесная промышленность. Около 70% территории Японии покрыто лесами. Для Японии леса являются не только промышленным сырьем или строительным материалом, они нужны , прежде всего для охраны окружающей среды, защиты от природных катаклизмов. Поэтому японцы предпочитают уменьшить объем вырубки собственных лесов и увеличить импорт древесины. Последние годы наблюдалась тенденция к росту ввоза древесины, Япония импортировала примерно 50% потребности в этом виде продукции. Однако в связи с кризисом импорт пиломатериалов в 2008 г. сократился на 24% по сравнению с 2007 г [21, 4].  
Отрасли второго сектора экономики 

Горная промышленность. В целом в Японии добыча продукции горной промышленности имеет тенденцию к сокращению. Более того, окончательно свертывается добыча нефти, железной, свинцовой руды. Переживает тяжелые времена угольная отрасль. Неслучайно, что по показателям самообеспечения энергией среди развитых стран Япония занимает одно из последних мест. За счет привозимых из-за рубежа энергоносителей и промышленного сырья страна успешно обеспечивает свое индустриальное развитие и устойчивое обеспечение населения электричеством и теплом. Уровень самообеспечения Японии первичной энергией составил 22%, углем – 3,2%, нефтью – 0,2 и природным газом на 3,7%. Таким образом, с точки зрения самообеспечения энергоносителями Япония почти полностью зависит от других стран. [1,65] 

Наибольший удельный вес в обрабатывающей промышленности имеет машиностроение: Япония ежегодно экспортирует примерно 6 млн. автомобилей. Экспорт автомобилей приносит японской экономике огромную прибыль, и она стремится расширить сферу этой деятельности, что нередко становится причиной противоречий с другими странами-производителями автомобилей. При этом японцы постепенно переносят тяжесть этой работы на азиатские страны, где существуют благоприятные для них конкурентные условия и в избытке имеются свободные руки. Сейчас падение спроса на автомобили внутри страны и за рубежом, ослабление доллара и евро к иене в условиях кризиса привели к резкому снижению доходов японской автомобильной промышленности. Восемь крупных концернов, в том числе «Toyota», «Honda», «Nissan» в январе – марте 2009 г. сократили производство до 1,7 млн. долларов.[22,4] 

Судостроение в Японии на современном уровне стало развиваться после Второй Мировой войны. К 1965 г. страна заняла первое место в мире по количеству производимых судов. Резкое повышение мирового спроса на крупные суда в определенной мере было связано с ростом потребности промышленно развитых стран в таких энергоносителях, как уголь и нефть, и с необходимостью их перевозки морским путем. Япония сумела лучше других понять эту ситуацию и стала интенсивно развивать судостроение. Достаточно отметить, что сегодня Япония имеет около 30% объема мирового производства судов. По этому показателю она занимает второе место в мире, после Кореи. Именно конкуренция между этими лидирующими странами определяет ситуацию в мировом судостроении. Кризис затронул японские судостроительные фирмы. За январь - октябрь 2008 г. приток заказов на экспортные суда составил 415 единиц, а в аналогичный период 2007 г. 418 единиц [16, 5]. 

Информация о работе Проблемы и перспективы развития экономики Японии