Проблема субъекта международных отношений в политической теории

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 14 Ноября 2014 в 00:10, курсовая работа

Краткое описание

В последние десятилетия международная жизнь значительно усложнилась и одновременно приобрела необычайно динамичный характер. Резко усилилось ее воздействие на внутреннее развитие любой страны. Состояние международных отношений, характерной чертой которых является рост взаимосвязи и взаимозависимости в мире, стало играть важную роль в решении ключевых, основополагающих проблем, стоящих перед человечеством, особенно глобальных проблем, среди которых первостепенное значение имеет проблема войны и мира.

Содержание

Введение………………………………………………………………………….3
Понятие и классификация субъектов международных отношений………….5
Проблема субъекта международных отношений в политической теории……………………………………………………………………………11
Основные теории международной политики…………………………………16
Заключение…………………………………………………………….………..18

Вложенные файлы: 1 файл

Курсовая Субъект МО.docx

— 43.74 Кб (Скачать файл)

НОВОСИБИРСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ ЭКОНОМИКИ И УПАВЛЕНИЯ

Кафедра международных отношений

 

 

 

 

 

 

Курсовая работа по дисциплине

ТЕОРИЯ МЕЖДУНАРОДНЫХ ОТНОШЕНИЙ

 по теме: «Проблема  субъекта международных отношений  в политической теории»

 

 

 

Выполнил: Стенникова О.А.

Группа БМО-11

Проверил: д.филос.н., профессор

Ивонин Ю.П.

 

 

 

Новосибирск

2014 
Оглавление

Введение………………………………………………………………………….3

Понятие и классификация субъектов международных отношений………….5

Проблема субъекта международных отношений в политической теории……………………………………………………………………………11

Основные теории международной политики…………………………………16

Заключение…………………………………………………………….………..18 
Введение

В последние десятилетия международная жизнь значительно усложнилась и одновременно приобрела необычайно динамичный характер. Резко усилилось ее воздействие на внутреннее развитие любой страны. Состояние международных отношений, характерной чертой которых является рост взаимосвязи и взаимозависимости в мире, стало играть важную роль в решении ключевых, основополагающих проблем, стоящих перед человечеством, особенно глобальных проблем, среди которых первостепенное значение имеет проблема войны и мира. 

Международные отношения - это не только политика и экономика. Они проявляются и в таких областях человеческой жизнедеятельности, как право, философия, история, культура, религия, дипломатия и многих других. Кроме того, международные отношения нельзя ограничивать рамками межгосударственных отношений, ибо они осуществляются не только на государственном уровне. Все более значительная часть политических, экономических, торговых, научных, культурных и иных связей государств с внешним миром приходится на неправительственные организации, экономические объединения и предприятия, международные ассоциации и институты, партии и т.д. 

Политология сегодня занимает важнейшее место в зарубежном обществознании. Еще в античной общественной мысли политика, наряду с философией, была одной из центральных наук. В «Никомаховой этике» Аристотель именно ей отводит центральное место в своей всеобъемлющей по тому времени классификации наук.

Аристотель начинает свою «Политику» с характеристики мира политики как специфической формы общения между людьми, поскольку политическое общение предполагает взаимодействие отдельных людей (как частей общества) с государством (как общественным целым).

Вплоть до конца XIX — начала XX в. в политической мысли  доминантой все еще выступало представление о государстве, как о субстанциональном начале политической жизни, а под политическими институтами понимались лишь административные учреждения и юридические нормы.

Сегодня весьма популярен своего рода «микроподход» к политическим отношениям, когда «первичной клеточкой» политического анализа в качестве главного политического субъекта становится индивид. Этот подход связан с теорией «рационального выбора», исходящей из представления о том, что и «избиратели, и политики— это субъекты, рационально преследующие цель максимальной выгоды или пользы».

Целью моей работы является исследование проблемы субъекта международных отношений в политической теории. Для достижения этой цели я поставила несколько задач:

  1. Исследовать труды по данной проблеме;
  2. Как рассматривался субъект международных отношений в разные периоды;
  3. Как рассматривается субъект международных отношений в настоящее время;
  4. Составить классификацию субъектов международных отношений на сегодняшний день.

Проблема субъекта международных отношений является актуальной и в наши дни, поэтому постараюсь рассмотреть её подробнее.

 

Понятие и классификация субъектов международных отношений

 

Все акторы на международной арене действуют в сфере международных отношений. Международные отношения — это совокупность экономических, политических, правовых, идеологических, дипломатических, военных, культурных и других связей и взаимоотношений между субъектами, действующими на мировой арене.

Главной особенностью международных отношений является отсутствие в них единого центрального ядра власти и управления. Они строятся на принципе полицентризма и полииерархии. Поэтому в международных отношениях большую роль играют стихийные процессы и субъективные факторы.

Международные отношения выступают тем пространством, на котором сталкиваются и взаимодействуют на разном уровне (глобальном, региональном, многостороннем и двустороннем) различные силы: государственные, военные, экономические, политические, общественные и интеллектуальные.

Международные отношения характеризуются субъективным фактором, который отражает роль выдающихся лидеров, а также намерений других участников международных отношений. Субъектом международных отношений называется социальная группа, способная быть самостоятельным агентом внешнеполитического действия.

Субъект международного права – это участник международных отношений, обладающий международными правами и обязанностями и осуществляющий и имеющий их в рамках и на основе международного права.

Обычно называют четыре типа субъектов международных отношений:

  1. Национальные государства. Их в настоящее время насчитывается свыше 200. Все они имеют очерченные границы и являются суверенными. Государство является приоритетным субъектом международных отношений, поскольку оно представляет локальное сообщество.

Именно государства, а точнее межгосударственные отношения, в первую очередь определяют характер, климат и направление развития международных отношений. Цель межгосударственных отношений - создать наиболее выгодные условия функционирования и развития самих государств. Разумеется, - межгосударственные отношения могут затрагивать самые различные сферы: политическую, экономическую, культурную и т.д. При этом внутри каждой сферы возможно выделение определенных подвидов отношений: например, в политической сфере - дипломатические и военные отношения, в. экономической - торговые и т.д. 

Влияние, силу государства на мировой арене можно представить как его способность, защищая собственные интересы, воздействовать на другие государства, на ход событий в мире.

Силу государства, его положение в системе международных отношений обусловливает целый ряд факторов. Еще недавно считалось, что главным для этого является военная мощь. Безусловно, военный потенциал страны во многом определяет ее могущество и соответствующее положение на международной арене.

Реальное положение государства на мировой арене определяется более широкими показателями. К ним принято относить величину территории, природные и людские ресурсы, структуру национальной экономики, объем и качество промышленного и сельскохозяйственного производства, умение обеспечивать поступательное развитие страны, гарантировать экономическую безопасность обществ, а также способность страны оказывать прогрессивное влияние на международное развитие.

Существенной чертой государства как субъекта международных отношений является такое его свойство как суверенитет. Национально-государственный суверенитет имеет два основных аспекта: внутренний и внешний.

Внутренний аспект означает полную свободу государства при определении своей внутренней и внешней политики. Внешний аспект означает невмешательство государств во внутренние дела друг друга, их равноправие и независимость во взаимоотношениях. Однако формально юридическое равенство государств не говорит об их реальном равенстве как субъектов международных отношений. Государства различаются на основе своей территории, численности населения, по природным ресурсам, экономическому потенциалу, военной мощи и так далее. Следствием такого неравенства является реальная стратификация государств на сверхдержавы, великие государства, средние, малые и микрогосударства.

  1. Наднациональные или межнациональные организации. Результатом межгосударственных отношений могут стать и становятся объединения государств на основе норм международного права - так называемые межправительственные организации.  Они создаются для реализации определённых целей государств-участников, чаще всего для реализации какого-либо общего интереса. Это, прежде всего, международные правительственные организации: ООН со своими глобальными отделами, такими как ЮНЕСКО, МБРР, МВФ, МОТ и др. Сюда относятся Европарламент, Международный суд и др. К этому типу субъектов международных отношений можно отнести организации, возникшие с целью усиления регионов, населения континентов, народов с близкими или сходными этническими свойствами. Это Лига арабских стран, организация американских государств, СНГ и др.

Самую значительную роль в системе международных отношений играет Организация Объединенных Наций (ООН). Она стала практически первым в истории механизмом широкого многогранного взаимодействия различных государств в целях поддержания мира и безопасности, содействия экономическому и социальному прогрессу всех народов.

Созданная в 1945 г., ООН превратилась в неотъемлемую часть международной структуры. Ее членами являются 185 государств, что свидетельствует о том, что она достигла практически полной универсальности. Ни одно крупное событие в мире не остается вне поля зрения Организации Объединенных Наций.

Сложность межгосудартвенных отношений в политической сфере, потребность регулировать хозяйственную жизнь приводит к расширению взаимосвязей между государствами и созданию международных организаций уже как третей группы субъектов международных отношений. В этом качестве (как субъекты международных отношений) международные организации могут вступать в межгосударственные отношения от своего имени и одновременно от имени всех государств-членов.

Международные правительственные организации имеют больше рычагов воздействия на международную политику и отдельные государства, чем общественные организации, которые воздействуют, в основном, через формирование международного общественного мнения.

  1. Негосударственные организации. Это любые международные объединения, созданные без межправительственных соглашений и действующие в основном в сфере экономики, науки, техники, медицины и т.п.

Неправительственные организации имеют более сложную структуру, чем межгосударственные. Они могут быть и чисто неправительственными, а могут иметь смешанный характер, то есть включать и правительственные структуры, и общественные организации, и даже индивидуальных членов.

К международным неправительственным организациям относятся общественно-политические организации, а также транснациональные корпорации и некоторые межправительственные организации, которые стремятся утвердить своё экономическое влияние в международном сообществе. Примерами таких организаций могут служить Всемирный Совет Мира, Международная федерация женщин, Международная федерация демократической молодежи, Всемирная организация здравоохранения (ВОЗ), Всемирная организация профсоюзов, церквей и др. Сюда относятся многочисленные разные корпорации (ТНК), идеологические объединения (Социнтерн, Коминтерн).

Огромным влиянием на мировой арене пользуются международные монополии или транснациональные корпорации (ТНК). К ним относятся предприятия, учреждения и организации, целью которых является получение прибыли и которые действуют через свои филиалы одновременно в нескольких государствах. Крупнейшие ТНК обладают огромными экономическими ресурсами, дающими им преимущества в этом отношении не только перед малыми, но даже и крупными державами.

Важными субъектами мировой политики выступают религиозные организации.

4. К четвертому типу  субъектов можно отнести некоторые  субъекты внутренней политики, если  их деятельность выходит за  национальные рамки и имеет  весомое международное отражение, создает значимые для международной  жизни последствия. Это организации  типа объединения евреев в  США, чья деятельность приобретает  международное значение, а также  разные террористические группы. К этому четвертому типу субъектов  относятся и выдающиеся личности, чья национальная деятельность  приобрела мировой масштаб (де  Голль, М. Горбачев, Д. Сахаров и др.).

Существует две традиции в определении политического и правового положения субъекта международных отношений:

– государственный (монопольный субъект международных отношений – государство)

– внегосударственный (помимо государства субъектами международных отношений являются влиятельные социальные и политические группы, объединенные в неправительственные организации – финансовые группы, ТНК и др.) 
Проблема субъекта международных отношений в политической теории

 

Теория международных отношений – составная часть науки изучающей современную внешнюю политику государств и историю дипломатии.  Объект данной дисциплины – внешняя политика государств, политические учения, закономерности и принципы международных отношений. Субъект – государства-участники международных отношений, политические партии, неправительственные общественные организации (Гринпис, например), транснациональные корпорации1.

Международные отношения – это взаимодействие и обмен деятельностью и ее результатами, который происходит между различными социальными субъектами (прежде всего государствами) в тех или иных сферах общественной жизни. Важнейшим критерием отличия международных отношений и процессов от внутриобщественных является пересечение ими территориальных границ. Результирующая и наиболее значимая сфера международных отношений – политическая, поэтому речь идет о международно-политических отношениях.

Политика проявляется в реальной жизни, прежде всего, как активность субъектов или как чья-то живая деятельность, направленная на достижение каких-либо целей. Субъекты международных отношений имеют как совпадающие, так и противоположные интересы, потребности и цели, обладают неодинаковым потенциалом, используют разные и зачастую неожиданные средства. Поэтому каждый субъект вынужден учитывать в своих действиях вероятные действия другого.

Активность и деятельность политического субъекта, с одной стороны, всегда разворачивается в уже сложившихся объективных условиях политической реальности, а с другой, при разработке идеологической доктрины или реформировании политических институтов — «овеществляется» в ткани политических отношений.

Информация о работе Проблема субъекта международных отношений в политической теории