Привилегии и иммунитеты дипломатических представительств и их персонала

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 08 Декабря 2012 в 18:11, курсовая работа

Краткое описание

Привилегированное положение дипломатов в обществе традиционно, и причина не только в сохраняющемся уважении к их профессии, но и в том, что представители государства смогут выполнить свои дипломатические функции удовлетворительно лишь при условии полной свободы от правового, физического или морального давления со стороны государства, в котором они работают. В большинстве миролюбивых правовых государств, предоставленные дипломатам привилегии и иммунитеты могут показаться не имеющими смысла и излишними до такой степени, что могут вызвать негодование жителей принимающей страны, но в исключ

Содержание

Введение
Глава 1. Теоретическое обоснование дипломатических привилегий и иммунитетов
1.1 Понятие дипломатических привилегий и иммунитетов
1.2 Теория экстерриториальности
1.3 Теория представительского характера посла
1.4 Теория дипломатических функций
Глава 2. Дипломатические привилегии и иммунитеты в свете положений Венской Конвенции о дипломатических сношениях 1961г.
2.1 Привилегии и иммунитеты дипломатических представительств
2.2 Личные привилегии и иммунитеты
Глава 3. Практика применения дипломатически привилегий и иммунитетов в Республике Беларусь
3.1 Привилегии и иммунитеты дипломатических представительств
3.2 Ответственность за нарушения дипломатических привилегий и иммунитетов
Заключение

Вложенные файлы: 1 файл

КУРСОВАЯ РАБОТА.docx

— 39.93 Кб (Скачать файл)

1.4 Теория дипломатических  функций

Теория дипломатических  функций достигает полного расцвета со второй половины XIX века, тогда как  наука международного права, вставшая на путь систематизации позитивного  правового материала, стремится дать реалистическое обоснование международно-правовых институтов, в частности и дипломатического иммунитета.

С другой стороны, расцвету, теории дипломатических функций, способствовала та реакция, которая к середине XIX века стала проявляться против широких  дипломатических привилегий, установившихся в период абсолютизма и кажущихся  теперь не только неоправданными, ввиду  законодательной регламентации  личных и имущественных прав, как  местных граждан, так и иностранцев.

В Гаванской конвенции  о дипломатических чиновниках 1928г. говорится, что дипломатические  чиновники "не могут требовать  иммунитетов, которые не являются существенными  для выполнения их должностных функций". [17, c.150], а также содержится раздел об иммунитетах персонала, но не самого дипломатического представительства, а иммунитеты представительства  выражаются через иммунитеты персонала. С принятием Конвенции о дипломатических  сношениях иммунитеты и привилегии дипломатического представительства  были оформлены в качестве самостоятельного института, однако существующее доктринальное  обоснование дипломатических иммунитетов  и привилегий по-прежнему сориентировано лишь на иммунитеты и привилегии персонала  представительства.

До заключения Конвенции  не было принятого ныне деления дипломатических  иммунитетов и привилегий на две  группы: иммунитеты и привилегии самого дипломатического представительства  и личные иммунитеты и привилегии персонала представительства. В  работах ведущих юристов иммунитеты и привилегии дипломатического представительства  выводились из иммунитетов и привилегий главы представительства, рассматривались  как продолжение этих иммунитетов. Неприкосновенность помещений дипломатического представительства считалась производной  от личной неприкосновенности главы  представительства, об иммунитетах  персонала, но не самого дипломатического представительства, а иммунитеты представительства  выражаются через иммунитеты персонала. С принятием Конвенции о дипломатических  сношениях иммунитеты и привилегии дипломатического представительства  были оформлены в качестве самостоятельного института, однако существующее доктринальное  обоснование дипломатических иммунитетов  и привилегий по-прежнему сориентировано лишь на иммунитеты и привилегии персонала  представительства. Одним из общепризнанных принципов международного права  является принцип суверенного равенства  государств. [1, c.7]

На этом принципе основывается норма международного права –  иммунитет государства от иностранной  юрисдикции. Иммунитет государства  распространяется как на само государство, так и на его имущество, собственность, государственные органы.

Дипломатическое представительство  является публичным органом государства  и в силу иммунитета государства  освобождается от юрисдикции государства  пребывания. [22, c.35] Именно иммунитетом  аккредитующего государства, можно  объяснить необходимость предоставления всех тех иммунитетов и привилегий, которыми наделено дипломатическое  представительство. Это единое обоснование  предполагает равный объем иммунитетов  у всех зарубежных органов внешних  сношений, что отвечает существующей практике. Данное теоретическое обоснование  объясняет и необходимость предоставления иммунитетов и привилегий сотрудникам  дипломатического представительства, которые должны рассматриваться  как работники государственного учреждения и в силу этого освобождаться  от юрисдикции иностранного государства, т.е. иммунитеты предоставляются не самим сотрудникам, а аккредитующему государству в отношении его  работников за границей. Эта теория предполагает одинаковый статус у всех сотрудников дипломатического представительства, хотя на настоящий момент различные категории персонала пользуются далеко не одинаковым объемом иммунитетов и привилегий.

 

Глава 2. Дипломатические  привилегии и иммунитеты в свете  положений Венской Конвенции  о дипломатических сношениях 1961 г.

Дипломатические привилегии и иммунитеты представляют собой  права и преимущества, которые  предоставляются дипломатическому представительству как таковому, а также его главе и дипломатическому персоналу. С определенными ограничениями  они могут быть распространены на административно-технический и обслуживающий  персоналы.

В наше время привилегии и  иммунитеты, которыми пользуются дипломатические  представительства, их главы и сотрудники, регулируются как двусторонними  соглашениями, так и многосторонними  конвенциями. К их числу относится  Венская конвенция о дипломатических  сношениях 1961 г., которая устанавливает  две категории дипломатических  привилегий и иммунитетов: относящиеся  к дипломатическому представительству  как таковому и личные, т.е. относящиеся  к главам и персоналам представительств.

2.1 Привилегии и иммунитеты  дипломатических представительств

Ст. 22 Венской конвенции  о дипломатических сношениях 1961г. устанавливает, что помещения представительства  неприкосновенны. Власти государства  пребывания не могут вступать в эти  помещения иначе как с согласия главы представительства. При этом под помещениями представительства  понимаются здания или часть зданий, используемых для целей представительства, включая резиденцию главы представительства  и обслуживающий их земельный  участок.

В прошлом имели место  попытки со стороны некоторых  государств оспаривать это положение, в частности, для случаев пожаров. Но в конечном итоге они были отклонены. Больше того, согласно Конвенции, на государстве  пребывания лежит специальная обязанность  принимать все надлежащие меры защиты помещений представительства от вторжения или нанесения ущерба и для предотвращения всякого  нарушения спокойствия представительства. Предметы их обстановки и другое находящееся  в них имущество, а также средства передвижения представительства пользуются иммунитетом от обыска, реквизиции, ареста и исполнительных действий. Неприкосновенностью пользуется также  официальная корреспонденция представительства, а дипломатическая почта не подлежит ни вскрытию, ни задержанию (Ст. 27 п. 2, 3).

Как пример нарушения дипломатических  привилегий и иммунитетов можно  привести дело "посольства США в  Тегеране". 4 ноября 1979 г. группа студентов  захватила здание посольства США  в Тегеране и в качестве заложников удерживала сотрудников дипломатического представительства. США обратились в Международный суд ООН.

15 декабря 1979 г. суд вынес  постановление, в котором говорилось  о следующих временных мерах,  что говорит о подтверждении  судом обязательности дипломатического  иммунитета.

Во-первых, правительство  Ирана должно немедленно обеспечить возвращение помещений посольства, канцелярии и консульства США  во владение и исключительный контроль, неприкосновенность этих помещений  и эффективную защиту в соответствии с действующими международными договорами между двумя государствами и  общим международным правом.

Во-вторых, правительство  Ирана должно обеспечить немедленное  освобождение всех граждан США, которые  в качестве заложников содержатся в  посольстве США или в МИДе в  Тегеране или в других местах, обеспечить всем таким лицам полную защиту в  соответствии с существующими договорами между двумя странами и общим  международным правом.

В-третьих, с этого момента  Иран должен обеспечить всему дипломатическому и консульскому персоналу США  полную защиту и предоставить привилегии и иммунитеты, на которые этот персонал имеет право по действующим договорам  между двумя государствами и  общему международному праву, в том  числе иммунитет от любой формы  уголовной юрисдикции, также возможность  покинуть территорию Ирана.

В-четвертых, США и Иран должны воздержаться от любых действий и обеспечить все, чтобы не предпринимались  действия, могущие усилить напряженность  между ними или осложнить решение  спора. [17, c.80]

Государство пребывания должно либо оказать содействие аккредитующему государству в приобретении на своей  территории, согласно своим законам, помещений, необходимых для его  представительства, либо оказать помощь аккредитующему государству в получении  помещений каким-либо иным путем.

Оно должно также, в случае необходимости, оказывать помощь представительствам в получении подходящих помещений  для их сотрудников (ст. 21).

Государство пребывания должно предоставить все возможности для  выполнения функций представительства (ст. 25).

Поскольку это не противоречит законам и правилам о зонах, въезд  в которые запрещается или  регулируется по соображениям государственной  безопасности, государство пребывания должно обеспечивать всем сотрудников  представительства свободу передвижения по его территории (ст. 26).

Конвенция подтвердила существовавший ранее порядок сношения представительства  со своим правительством с помощью  дипломатических курьеров и закодированных или шифрованных депеш.

Дипломатическая почта не подлежит ни вскрытию, ни задержанию.

Все места, составляющие дипломатическую  почту, должны иметь видимые внешние  знаки, указывающие на их характер, и они могут содержать только дипломатические документы и  предметы, предназначенные для официального пользования (ст. 27).

Архивы и документы  представительства неприкосновенны  в любое время и независимо от их местонахождения.

В случае разрыва дипломатических  отношений между государствами, либо окончательного, либо временного отозвания представительства и  даже в случае вооруженного конфликта  государство пребывания должно уважать и охранять помещения представительства вместе с его имуществом и архивами.

До принятия Венской Конвенции  о дипломатических сношениях 1961г. были не редки случаи нарушения дипломатических  привилегий и иммунитетов, а особенно в случае разрыва дипломатических  отношений или вооруженного конфликта. Так, например, в своей книге "Страницы дипломатической истории", В.М. Бережков приводит примеры грубого нарушения  германскими властями дипломатических  привилегий и иммунитетов: "22 июня эсэсовцы ворвались в помещение  посольства. Вскоре прибыл закрытый черный фургон, в него втолкнули сотрудников, и повезли их в гестапо. Там  их бросили в одиночную камеру. По несколько раз в день вызывали на допрос, били, пытаясь выведать секретную  информацию, заставляли подписать какие-то бумаги".[18, c.63]

Аккредитующее государство  может вверить охрану помещений  своего представительства вместе с  его имуществом и архивами третьему государству, приемлемому для государства  пребывания.

Аккредитующее государство  может вверить защиту своих интересов  и интересов своих граждан  третьему государству, приемлемому  для государства пребывания (ст. 45).

Специальная ст. 20 конвенции устанавливает право представительства и его главы пользоваться флагом и эмблемой аккредитующего государства на помещениях представительства, включая резиденцию его главы, а также на средствах передвижения.

В соответствии с принятыми  в Республике Беларусь Правилами  применения "Положения о государственном  флаге Республики Беларусь".[12]

Государственный флаг Республики Беларусь поднимается на зданиях  дипломатических и консульских  представительств Республики Беларусь в дни национальных праздников, траурные и другие дни с учетом местной  практики страны, где находится соответствующее  дипломатическое или консульское  представительство Республики Беларусь, в другие дни по особому указанию Министерства иностранных дел Республики Беларусь и ежедневно в тех  странах, где это принято согласно с местным обычаем.

Государственный флаг Республики Беларусь поднимается (устанавливается) на транспортных средствах дипломатических  и консульских представительств Республики Беларусь, на морских судах  и других средствах передвижения, где в качестве официальных лиц  находятся Президент Республики Беларусь, Председатель Национального  Собрания Республики Беларусь, Премьер-министр  Республики Беларусь или другие лица, представляющие Национальное Собрание Республики Беларусь либо Совет Министров  Республики Беларусь, Министр иностранных  дел Республики Беларусь, посол или  руководитель консульского учреждения Республики Беларусь с согласия этих лиц.

Государственный флаг Республики Беларусь поднимается на зданиях  торговых учреждений Республики Беларусь, находящихся за границей, в дни  национальных праздников республики.

Государственный флаг Республики Беларусь поднимается на других объектах по распоряжению Президента Республики Беларусь, по решению Национального  Собрания Республики Беларусь, Совета Министров Республики Беларусь, местных  Советов депутатов, местных исполнительных и распорядительных органов.

Государственный флаг Республики Беларусь поднимается с восходом солнца и опускается после захода солнца или по окончании празднеств, торжеств, траурных церемоний.

Министерство иностранных  дел Республики Беларусь обязано  обеспечить выполнение дипломатическими и консульскими представительствами  Республики Беларусь требований Положения  о Государственном флаге Республики Беларусь и настоящих Правил.

Помещение представительства  не может быть использовано для насильственного  задержания какого-либо лица. Оно не должно быть использовано и для предоставления убежища. Хотя в Венской конвенции 1961 года прямо о не предоставлении убежища ничего не говорится, в ней  содержится положение, которое позволяет  трактовать его именно таким образом. Так, статья 41 конвенции (§ 3) гласит: "Помещения  представительства не должны использоваться в целях, не совместимых с функциями  представительства, предусмотренными настоящей Конвенцией или другими  нормами общего международного права, или же какими-либо специальными соглашениями, действующими между аккредитующим  государством и государством пребывания".

Информация о работе Привилегии и иммунитеты дипломатических представительств и их персонала