Президентство как становление политических элит

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 29 Мая 2012 в 11:25, курсовая работа

Краткое описание

В конституционном праве понятие главы государства точно и однозначно не определено. Конституции многих зарубежных государств вообще не используют этот термин, а полномочия главы государства могут определяться сложившейся конституционной практикой. Но обычно глава государства является лицом, воплощающим собой представление о данном государстве, как во внутренних делах государства, так и в международных отношениях. Его можно назвать символом государства и официальным представителем всего народа.

Содержание

Введение…………………………………………………………………………..3

Глава 1. Президентство как политическое явление и ступень политической карьеры………………………………………………………….7

1.1. Характеристика сути и содержания президентства………………………..7

1.2. Сущность и характерные особенности президентства…………………...11

1.3. Генезис президентства в современном мире……………………………..19

1.4. Исследование президентской деятельности как эволюции политической элиты……………………………………………………………………………...26

Глава 2. Президентство в контексте политического лидерства…………31

2.1. Характеристика сути и содержания политического лидерства………….31

2.2. Ключевые качества и способности современного политика и лидера…..32

2.3. Трудности и проблемы реализации политическими лидерами президентской карьеры………………………………………………………….35

Заключение……………………………………………………………………...37

Библиография…………………………………………………………………..40

Вложенные файлы: 1 файл

Президентство готово doc.doc

— 189.50 Кб (Скачать файл)

      Третьим важнейшим качеством должна быть политическая информированность лидера. Политическая информация описывает прежде всего состояние и ожидания различных социальных групп и институтов, по которым можно судить о тенденциях развития их взаимоотношений между собой, с государством и различными общественными институтами. Поэтому ни "мелкая", дробная информация, характеризующая случайные факты жизни, ни "сверх - крупная", валовая, описывающая общество в целом и по регионам, ни есть политическая информация. Политическая информация должна служить прежде всего тому, что бы не проглядеть стыки интересов социальных групп, регионов, наций и государств в целом.

      Четвертое важнейшее качество - лексикон политического  лидера. Нынешний профессиональный лексикон политических лидеров очень густо  окрашен современными терминами, без глубокого их понимания. К тому же большинство людей не понимает его (лексикон). Много еще в политическом лексиконе слов призванных заклеймить противника, выявить врага, размежеваться с оппонентом. За рубежом быстро развивается герменевтика с помощью которой анализируется язык, политические тезисы, терминологический багаж политических лидеров. У нас это пока еще в самом начале развития.

      Пятое качество - чувство политического  времени. В прошлом веке у теоретиков политики весьма важной чертой лидера считалось его способность чувствовать политическое время. Выражалось это простой формулой: "Быть политиком - значит своевременно принимать меры". Опыт девятнадцатого века показал, что компромисс - царь политики - весьма капризное существо. Лидер, идущий на компромисс раньше определенного времени, теряет авторитет. Лидер идущий на компромисс с опозданием теряет инициативу и может потерпеть поражение.20

        Поэтому, в выигрыше те лидеры, которые остро чувствуют ход  политического времени и все  делают вовремя. Стоит политическому лидеру не почувствовать изменения политических условий, конъюнктуры, к которой он уже не в состоянии приспособиться, и он становиться либо посмешищем, либо бедствием для своей партии, страны

      .

2.3. Трудности и проблемы реализации политическими лидерами президентской карьеры 

      Политическое  лидерство - это политическое руководство, управление, движение во главе процессов, событий. В большинстве случаев  эту миссию выполняют люди с набором  особых качеств, несвойственных среднему уровню населения страны, политических, личностных, деловых, можно сказать, качеств лидерских.

        Лидер политический - глава государства,  руководитель политической партии, общественной организации, движения.

      В настоящее время особое внимание обращается на лидерство на различных  уровнях государства, общества, различных коллективах, а так же коллективное лидерство. Без глубокого знания проблем уровня жизни, интересов различных общностей людей, общественного мнения трудно претендовать на роль политика даже местного масштаба.

      Положение лидера вынуждает его быть очень аккуратным в повседневной и политической жизни, ибо его дела, поступки, поведение, качества постоянно на виду и все это более строго оценивается людьми, и от этого во многом зависят успех или неудача той партии, того курса, того направления, которому он служит. Претендента на лидерство подстерегает так же опасность полного растворения, абсолютной идентификации себя с этими интересами. В таком случае это уже не лидер, а просто вожак.

      Вожак - это тот, кто аккумулировал сиюминутные интересы, запросы определенного социального строя, чаще - толпы, и не смог пойти дальше, глубже этих поверхностных запросов.

      Вожак - это тот, кто не в состоянии  оторваться, превзойти самые низшие слои общественного сознания. Если "номенклатурщик" - это послушный рупор "верхов", то вожак не менее послушный рупор "низов". Потакание же "низам" не менее разрушительно пресмыкания перед "верхами". Это ведет к охлократии, беспределу и разрушению уже существующего социального строя, вплоть до распада государства.

      В тоже время очевидно, что политический лидер должен опираться на ту или  иную организацию, будь то партия, союз, ассоциация и т.д. Лидер должен опираться  на решающие звенья политической системы, иначе невозможно его продвижение  по политической лестнице до самых ее высот.

      Но  в тоже время сама политическая система  не должна зависеть от личных качеств  политического лидера, его слабостей  и достоинств. Иначе эта система  не будет демократичной, а скорее всего будет прообразом будущей  диктатуры. Все политические формирования, институты, и прежде всего государственные, призваны во время пресекать негативные устремления тех или иных деятелей, а в случае необходимости - заменять их новыми руководителями, отвечающим потребностям общества, требованиям законов и нравственности. Опасность для политического лидера также представляет собой и негативизм, обвинение и бичевание "врагов". Прошедшее время подтвердило необходимость выдвижения на руководящие посты политических лидеров нового, демократического типа способных вести подлинную борьбу за влияние в среде граждан, доказывающих свою способность управлять словом и делом.

      Наиболее  характерная ошибка современных  лидеров - это подмена цели средствами ее достижения. Так было в истории  не раз, это история продолжается и в современных условиях. И на макро- и на микроуровнях.

      Цель - благосостояние и свободное развитие народа, а средства - это демократизация и рынок. Но сейчас эти средства рассматриваются  в качестве цели. Без сомнения ясно, что глубокая разработка механизмов достижения поставленных целей является важнейшим элементом деятельности политического лидера, но совершенно недопустимо смешение целей и средств.  

Заключение 

      Зарубежная  практика президентской власти убедительно свидетельствует о важности этого института в тех или иных политических системах. По сравнению со всеми другими высшими должностными лицами президент обладает особым статусом, полномочиями и ответственностью. Его прерогативы позволяют президенту играть важную роль в общественно-политической жизни21.

      В дипломной работе были рассмотрены далеко не все из ключевых характеристик президентской власти. Специального анализа требуют такие ее проявления, как особые полномочия президента в условиях чрезвычайного положения, взаимоотношения главы государства с различными общественно-политическим группами и средствами массовой информации, стили политического поведения президентов и нормы их ответственности за свои действия. Большую практическую значимость представляет рассмотрение оптимальных вариантов организации работы аппарата президента, процедуры передачи властных полномочий от одного президента к другому, профессиональных и личностных характеристик президентов. Вообще проблематика, связанная с анализом института президентства обширна и многообразна, явно нуждается в дальнейших исследованиях.

      Несмотря  на то, что статус главы государства  достаточно универсален, функционирование целого ряда моделей президентства выявляет их зависимость от различных политических режимов и разных систем государственного правления. При авторитарных и тем более  тоталитарных режимах президентская власть часто приобретает многие черты режима личной власти. В демократических странах глава государства служит одним из ведущих гарантов незыблемости конституционных основ политической системы.  Не менее важно и то, что каждому типу государственного правления соответствует определенный тип президентства с его особыми ролевыми функциями. В условиях президентской республики президент, совмещая полномочия главы государства и главы правительства, должен быть эффективным политическим лидером, который непосредственно руководит правительственной политикой. При полупрезидентской республике президент, не будучи главой правительства, нередко выступает в ответственной роли арбитра в отношениях между кабинетом министров и парламентом. Парламентарная республика наделяет президента статусом "первого гражданина", имеющего высокий моральный авторитет и представляющего свою страну во многих официальных актах государственной власти. Однако при любых моделях президентства на главе государства лежит особая ответственность за сохранение законности, согласия и стабильности в обществе.

      Пост  президента является основополагающим, но лишь одним из составных элементов  института президентства. Для того чтобы этот институт занял подобающее ему место в политической системе, необходимы, прежде всего, прочная конституционная база президентства и широкая общественно-политическая поддержка президентской власти. В Основном законе и других правовых нормах должны быть максимально четко и полно определены статус главы государства, его полномочия и пределы этих полномочий. Придание президентской власти институционального характера невозможно без тщательной правовой регламентации взаимоотношений президента с правительством, парламентом, местными органами власти. Институт президентства предполагает также наличие отлаженной организационно-управленческой структуры президентского аппарата, эффективной процедуры принятия решений, устойчивых морально-этических норм для тех, кто занимает высший официальный пост в государстве.

      Оставаясь в рамках своих конституционных  полномочий, президент может активно использовать весь потенциал своего поста и эффективно решать многие насущные проблемы общественного развития. Опыт института "президентства в разных странах и многие его правовые нормы, которые проявили свою целесообразность в зарубежной практике, несомненно, полезны в процессе формирования новой политической системы22. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

Библиография 

                                             Источники

Американская  пресса о советско-американской встречи  на высшем уровне в Москве в 1972 г. // Хрестоматия  по отечественной истории (1946-1995) /Под  ред. Киселева А.Ф., Щагина Э.М. - М.: Владос, 1996. - 600 С.

Американские   просветители.   Избр.   произведения.   В   2-х  т.   Т.2.   М.,"Мысль"; 1968-69.-519 С.

Американские   федералисты:   Гамильтон,   Мэдисон,   Джей:   Избранныестатьи  с приложением документов. /Пер. Г. Фрейдин; ред. В.Л. Чалидзе. -BENSON. Chalidze Publications, 1992. - 327 С.

Декларация  независимости. 4 июля 1776 г. // Американские федералисты; 
Указ. соч.

Декларация  прав. //Американские федералисты: Указ. соч.

Конституция США. // Беррес Р. Документы американской революции. –М., Тверь: "Альба"; "Рос. экон. журн.", 1994. - 222 С.

Никсон  Р. На арене. Воспоминания о победах, поражениях и возрождении.-М.: Из-во "Новости"., 1992. - 440 С.

Никсон  Р. Шесть кризисов. М.: "Мысль", 1995.

Статьи   Конфедерации   1777.   //   Черниговский   З.М.   Хрестоматия   по всеобщей теории государства и права. - М., 1996.

Советско-американская встреча на высшем уровне (Женева., 1986.) - 
М., 1986.

Рейган  Р. Откровенно говоря. Статьи и речи. - М., 1990.

Рейган  Р. Жизнь по-американски. - М., 1992  >.

Хант   Г.   Пошли   нам   сей   день.   //   Самуилов   С.М.  Уотергейт: 
предпосылки, последствия, уроки. - М., 1991.
 

 

      Научная литература и энциклопедии 

Аникеев А.А. Проблемы методологии истории. Ставрополь, 1995.

Боботов СВ. , Жигачев И.Ю. Введение в правовую систему США.-М.,1997.

Бурстин Д. Американцы: Демократический опыт /Пер. с англ. - М.,1993.-811 С.

Вильсон В. Цели и задачи правительства. // Новое  время. - 1994., с. 6.

Всемирная история (под ред. И.Б. Поляка, А.Н. Маркова). - М., 2000.

Геевский  И.А., Сегтунский Н.А. Американская мозаика.- М.,1991.

Гренвил Дж. История XX века. Люди. События. Факты. - М., 1999.

Гринстайн Ф. Американская партийная система  и американский народ. / Пер. с англ. - М., 1990.

Гринстайн Ф. Личность и политика: Проблемы доказательства выводов и концептуализации. - М., 1991.

Дай Томас  Р., Хартен Зиглер Л. Демократия для  элиты (Введение в американскую политику). - М.: Юрид. лит-ра., 1984.

Замошкин  Ю.А. Вызов цивилизации и опыт США: История, психология, политика. - М., 1991.

Иванов  Р. Ф. Президентство в США. - М, 1999.

Иванян  Э.А. Белый дом: президенты и политики. - М., 1979.

Иванян  Э.А. Ястребы войны. - М.: Поилтиздат., 1984.

Иванян  Э.А. Рональд Рейган - Хроника жизни  и времени. - М.: Мысль., 1991.

Иванян  Э.А. История США. М., 2004.

Мирошникова В.В., Мирошникова Д.С. 100 знаменитых политиков.-Харьков:"Фолио",2002.

Политически институты США: История и современность. - М., 1988.

Савельев  В.А. Капитолий США: прошлое и настоящее. - М., 1989.

Сахаров Н.А. Институт президентства в современном  мире. - М.,1980.

Сычев Н.В., Языков Е.Ф. Новейшая история США. - М., 1980.

Информация о работе Президентство как становление политических элит