Правовое положение президентов США и Франции

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 28 Января 2014 в 12:39, контрольная работа

Краткое описание

Целью данной работы является сравнительный анализ правового положения Президентов США и Франции. Эти государства входят в список наиболее экономически и политически развитых стран, а так же США историческая родина института президентства, а Франция одна из первых европейских стран ввела этот институт. Располагаются данные государства в различных географических регионах, в данных странах разная форма закрепления конституционных норм (в США Конституция 1787 года и поправки к ней, а во Франции Конституция V Республики, представляющая собой единый акт) и разная форма правления (президентская республика в США и полупрезидентская республика во Франции).

Содержание

Введение 3
Глава 1. Правовой статус президента: общие положения 4
Глава 2. Правовое положение Президентов США и Франции 11
2.1 Порядок избрания 11
2.2 Полномочия 15
2.3 Ответственность президента 18
Заключение 20
Список использованной литературы 21

Вложенные файлы: 1 файл

контрольная КПЗС.docx

— 48.87 Кб (Скачать файл)

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Глава 2. Правовое положение Президентов США и Франции

2.1 Порядок избрания

Президент США избирается каждый високосный год, таким образом, срок его полномочий составляет 4 года. Для президентских республик, к  которым относится США, порядок  выборов президента в этой стране является исключением из правила, в  соответствии с которым президент  избирается прямыми выборами. В США  же выборы косвенные и проходят в  несколько этапов, причем данная модель выборов считается идеальной.

Голосование избирателей  на выборах Президента не имеет окончательного характера. Его результаты определяют лишь партийный состав коллегии выборщиков. Её численный состав предопределен  заранее. В соответствии с разд. 1 ст. 2 Конституции США, число выборщиков от каждого штата равно общему числу сенаторов и представителей, подлежащих избранию от данного штата. Кроме того, трех выборщиков имеет федеральный округ Колумбия. Следовательно, в целом по стране избираются 538 выборщиков.

Персональный состав выборщиков в виде их списка по каждому штату  устанавливается партийными конвентами соответствующих штатов. При этом в соответствии с Конституцией США (разд. 1 ст. 2) не могут назначаться выборщиками сенаторы, представители, лица, занимающие почетную или оплачиваемую должность, учрежденную Союзом. Каждый штат и округ Колумбия по сути формирует собственную коллегию выборщиков, уполномоченную окончательно представлять позицию штата (федерального округа) по вопросу об избрании Президента и Вице-президента. При этом штаты представляют собой на данной стадии президентского избирательного процесса по существу многомандатные избирательные округа. Задача же избирателей состоит в том, чтобы из нескольких списков выборщиков (двух основных), предложенных партиями, выбрать один. Не во всех штатах фамилии выборщиков вносятся в избирательный бюллетень: в большинстве из них обозначены лишь кандидаты в Президенты и Вице-президенты с указанием их партийной принадлежности. Применяемая на этой стадии мажоритарная система относительного большинства обусловливает то, что партия, получившая большее, чем любая другая, число голосов избирателей штата, приобретает все места выборщиков от данного штата. Американцы характеризуют применяемую на данной стадии выборов избирательную систему формулой: «Победитель получает все». Именно поэтому кандидаты стремятся прежде всего одержать победу в наиболее крупных по числу населения (а следовательно, и выборщиков) штатах — Калифорнии, Нью-Йорке, Техасе, Огайо, Флориде и некоторых других.

Через шесть недель после  голосования избирателей выборщики  каждого штата собираются в его  столице (выборщики от федерального округа Колумбия — в Вашингтоне) для проведения окончательного, решающего  голосования в рамках президентских  выборов. В отличие от процедуры  голосования избирателей выборщики  голосуют по кандидатурам Президента и Вице-президента отдельно. Такой  порядок установлен XII поправкой  к Конституции США, вступившей в  силу в 1804г. Первоначально же Вице-президентом  становился кандидат в Президенты, получивший наибольшее после избранного Президентом кандидата число  голосов выборщиков. Это было чревато  возникновением конфликтной ситуации между Президентом и Вице-президентом  ввиду их возможной различной партийной принадлежности.

По обычаю, выборщики каждого  штата голосуют за кандидата в  Президенты (соответственно и в Вице-президенты), получившего в данном штате большинство  голосов избирателей, то есть в целом  голосование выборщиков носит чисто  партийный характер. Поэтому исход  его по сути предрешен итогами голосования избирателей: как только становится известным соотношение числа выборщиков от каждой партии в целом по стране, фактически ясно, кто из кандидатов станет Президентом (и Вице-президентом).

После окончания голосования  выборщиков избирательные бюллетени  в запечатанном виде отправляются в  Конгресс на имя председателя Сената. Последний на совместном заседании  обеих палат вскрывает пакеты с бюллетенями, после чего производится подсчет голосов. Кандидат, получивший абсолютное большинство голосов выборщиков по выборам Президента, становится главой государства, а по выборам Вице-президента — соответственно Вице-президентом.

Если никто из кандидатов в Президенты или Вице-президенты не набрал требуемого большинства голосов  выборщиков, применяются экстраординарные процедуры их избрания (поправка XII к Конституции США). Президента избирает Палата представителей из числа трех кандидатов, получивших наибольшее число  голосов. При этом процедура избрания осуществляется по особым правилам. Заседание  правомочно при кворуме, равном числу  представителей от 2/3 штатов. Голоса подаются отдельно по штатам, представительство  от каждого штата имеет один голос. Для избрания необходимо большинство  голосов всех штатов (т. е. 26). Если ко дню начала полномочий Президента и  Вице-президента они (или один из них) не будут избраны и по экстраординарной процедуре, замещение этих должностей осуществляется по общим правилам, установленным на случай досрочной  их вакантности в разд. 3 поправки XX к Конституции США.

Президент Франции избирается прямыми выборами (с 1962 года) на 5 лет. Выборы Президента производятся не позднее, чем за 20 и не раньше, чем за 35 дней до истечения полномочий Президента, состоящего в должности (Статья 7 Конституции).

Президент избирается абсолютным большинством поданных голосов. Если оно  не получено в первом туре голосования, на следующее за ним второе воскресенье  назначается второй тур. В нем  могут участвовать только два  кандидата, «которые в случае снятия кандидатур, находящихся в более  благоприятном положении, получили наибольшее количество голосов в первом туре» или которые следуют после кандидатов, набравших наибольшее количество голосов и снявших свои кандидатуры. Время голосования устанавливается по решению правительства. При наличии определенных обстоятельств Конституционный совет может принять решение о переносе времени выборов (вакантность поста Президента, невозможность исполнения им своих функций, смерть кандидата). Президент Франции избирается сроком на 5 лет и не может занимать свой пост более двух сроков подряд (ст.6 Конституции Франции).

Исходя из вышеперечисленных  обстоятельств, можно сделать вывод  о том, что процедура избрания Президентов в выбранных для  исследования странах абсолютно  разная, кроме того, различны сроки  полномочий глав Франции и США. Но есть и общая черта: ни Президент  Франции, ни Президент США не могут  занимать свой пост более двух сроков подряд.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

2.2 Полномочия

Полномочия Президента США  определены разделом 2 статьи 2 Конституции США. Согласно ему «Президент США является главнокомандующим армии и флота Соединенных Штатов и милиции отдельных штатов, когда они призываются на действительную службу Соединенных Штатов; он может требовать от руководителя каждого исполнительного департамента письменного мнения по любому вопросу, относящемуся к его компетенции; и ему предоставлено право отсрочки исполнения приговоров и помилования за преступления, совершенные против Соединенных Штатов, за исключением случаев осуждения в порядке импичмента.

Он имеет право с  согласия и совета Сената заключать  международные договоры при условии  их одобрения двумя третями присутствующих сенаторов; с совета и согласия Сената назначать послов и иных полномочных  представителей и консулов, судей  Верховного суда, а так же всех других должностных лиц Соединенных  Штатов, о назначении которых в  настоящей Конституции нет иных постановлений и должности которых  установлены законом; однако Конгресс может посредством издания закона предоставить право назначения низших должностных лиц, каких найдет нужным, единолично Президенту, судам или главам департаментов.

Президент имеет право  замещать все вакансии, которые откроются  в период между сессиями Сената, предоставляя должностные полномочия на срок до окончания ближайшей сессии Сената.

Президент периодически представляет Конгрессу информацию о положении  Союза и предлагает на его усмотрение такие меры, которые сочтет необходимыми и полезными; в чрезвычайных случаях  он созывает обе палаты или одну из них, а в случае разногласия  между палатами по поводу времени  отсрочки сессий сам переносит их на такое время, какое сочтет необходимым; он принимает послов и других полномочных представителей, обеспечивает точное соблюдение законов и определяет полномочия всех должностных лиц Соединенных Штатов».

Полномочия Президента Французской  Республики закреплены в разных статьях  Конституции. Отметим их:

  1. Назначает Премьер-министра; прекращает исполнение функций Премьер-министра по представлении им заявления об отставке Правительства; по представлению Премьер-министра назначает других членов Правительства и прекращает исполнение их функций (ст.8);
  2. Промульгирует законы; в случае необходимости может потребовать нового обсуждения закона или отдельных его статей, причем в этом обсуждении ему не может быть отказано (ст. 10);
  3. Председательствует в Совете министров (ст. 9);
  4. По предложению Правительства или по совместному предложению обеих палат Парламента Президент может передать на референдум любой законопроект, касающийся организации публичных властей, реформ в экономической, социальной и экологической политике нации и публичных служб, которые к этой политике имеют отношение, или законопроект, разрешающий ратификацию какого-либо международного договора, который, не противореча Конституции, отразился бы на функционировании государственных институтов (ст.11);
  5. Может после консультаций с Премьер-министром и председателями палат объявить о роспуске Национального собрания (ст.12);
  6. Подписывает ордонансы и декреты, рассмотренные в Совете министров; назначает на гражданские и военные государственные должности (ст.13);
  7. Аккредитует послов и чрезвычайных посланников в иностранных державах; иностранные послы и посланники аккредитуются при нем (ст.14);
  8. Является главой вооруженных сил; председательствует в высших советах и комитетах национальной обороны (ст.15);
  9. Когда институты Республики, независимость нации, целостность её территории или выполнение её международных обязательств оказываются под серьезной и непосредственной угрозой, а нормальное функционирование конституционных государственных властей прекращено, Президент принимает меры, которые диктуются этими обстоятельствами, после официальной консультации с Премьер-министром, председателями Палат, а так же с Конституционным советом; информирует об этом нацию посланием (ст.16);
  10. Осуществляет право помилования в индивидуальном порядке (ст.17);
  11. Сносится с обеими Палатами Парламента посредством посланий, которые зачитываются в Парламенте и не являются предметом обсуждения.

В анализируемых статьях  можно выделить как совпадающие  полномочия, так и несовпадающие. Это говорит о различном объеме прав и обязанностей глав рассматриваемых  государств. По содержанию статей видно, что у президента Франции обязанности  схожи с обязанностями американского  президента, (он является верховным  главнокомандующим, обязан защищать свою страну, официально представляет ее на международной арене, обращается с  посланиями к представительному  органу, осуществляет помилование). Но, в отличие от американского президента, полномочия Президента Франции намного  шире. Так, например, он сам может  назначить премьер-министра или  распустить Национальное собрание. Это  позволяет ему осуществлять свою деятельность независимо от кого бы то ни было, проявлять большую самостоятельность  в решении некоторых вопросов по сравнению с Президентом США.

 

 

 

 

 

 

 

2.3 Ответственность  президента

Президент США политической ответственности перед Конгрессом не несет, но он может быть отстранен  им от должности в порядке импичмента, если будет признан виновным в  измене, взяточничестве, других тяжких преступлениях. Эту процедуру возбуждает Палата представителей Конгресса, она  же формулирует обвинение, принимаемое  большинством голосов общего состава  палаты. Документ, содержащий обвинение, передается в Сенат, который рассматривает  дело по существу по правилам уголовного процесса (с вызовом свидетелей, экспертов, представлением сторонами  документов и т.д.) и принимает  решение. При рассмотрении дела в  Сенате председательствует не вице-президент, а председатель Верховного суда США. Решение Сената принимается тайным голосованием, при этом требуется  не менее 2/3 голосов от списочного числа  сенаторов. В решении сенаторов  говорится только об отстранении  Президента от должности или об отказе от этого. Если Президент отстранен, он может быть впоследствии привлечен  к ответственности за уголовное  преступление как обычное лицо. Ни один Президент в порядке импичмента в США уволен с должности не был, хотя палата представителей возбуждала импичмент против Президента около 15 раз. До решения вопроса в Сенате дело дошло дважды. В обоих случаях 2/3 голосов в Сенате получено не было.

Против Президента США  может быть обращен гражданский  иск не только как для представителя  государства, но и как для физического  лица. В соответствии с решением Верховного суда 1997 года Президент  может быть вызван в суд (что и  было осуществлено в отношении У. Клинтона). Однако, как указывалось  выше, импичмент не состоялся, тем  не менее, суд оштрафовал У. Клинтона на 90 тыс. долларов за ложь под присягой.

Информация о работе Правовое положение президентов США и Франции