Права человека

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 09 Января 2015 в 22:51, реферат

Краткое описание

Определение места института омбудсмена в системе механизма защиты прав человека имеет важное теоретическое и практическое значение. Деятельность Уполномоченного по правам человека дополняет существующие способы защиты прав и свобод человека и гражданина, не отменяя и не пересматривая компетенции государственных органов, обеспечивающих защиту и восстановление нарушенных прав и свобод.

Содержание

Введение…………………………………………………………………………………………3
Общее понятие омбудсмена…………………………………………………………………...4
Исторические вехи……………………………………………………………………………...5
Обязанности и полномочия …………………………………………………………….……..7
Институт омбудсмена………………………………………………………………………….9
Возникновение института уполномоченного по правам человека в России……………...12
Современное понятие и модели института омбудсмена-защитника на примере некоторых стран. …………………………………………………………………………………….…….14
Заключение……………………………………………………………………………..….…..16
Список использованной литературы…………………

Вложенные файлы: 1 файл

права чела.docx

— 42.60 Кб (Скачать файл)

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Содержание

 
Введение…………………………………………………………………………………………3

Общее  понятие омбудсмена…………………………………………………………………...4

Исторические вехи……………………………………………………………………………...5

Обязанности и полномочия …………………………………………………………….……..7

Институт омбудсмена………………………………………………………………………….9

Возникновение института уполномоченного по правам человека в России……………...12

Современное понятие и модели института омбудсмена-защитника на примере некоторых стран. …………………………………………………………………………………….…….14

Заключение……………………………………………………………………………..….…..16

Список использованной литературы………………………………………………….……..17

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Введение

Важную роль среди правовых механизмов и институтов, гарантирующих эффективную реализацию и защиту прав человека, играет уполномоченный по правам человека (омбудсмен).

Определение места института омбудсмена в системе механизма защиты прав человека имеет важное теоретическое и практическое значение. Деятельность Уполномоченного по правам человека дополняет существующие способы защиты прав и свобод человека и гражданина, не отменяя и не пересматривая компетенции государственных органов, обеспечивающих защиту и восстановление нарушенных прав и свобод.

Salus populi suprema lex esto «Благополучие народа да пребудет  высшим законом». Цицерон.

В классическом виде омбудсмен - это независимое должностное лицо, которое получает жалобы о действиях государственных чиновников, проверяет их и после проверки дает рекомендации, не имеющие силу закона.

Омбудсмена является не только действенным средством парламентского надзора за деятельностью органов управления, но и не менее действенным средством защиты прав человека, а также свободы печати и других средств массовой информации, свободы собраний и слова, которые могут стать объектом ущемления со стороны тех, кто стоит у руля власти.

В современных условиях обеспечение прав и свобод гражданина заключается прежде всего в проведении экономических и политических преобразований, которые дали бы возможность создать надежные гарантии социальной защищенности людей. Эти гарантии имеют огромное значение для обеспечения психологической стабилизации общества, соблюдения принципов справедливости и гуманности во время проведения рыночных реформ, приватизации государственного имущества и т.д.

В государственно-правовом смысле омбудсмен понимается как достойное доверия независимое лицо, уполномоченное парламентом на охрану прав отдельных граждан и опосредованный парламентский контроль в форме обширного надзора за всеми государственными должностными лицами, но без права изменения принятых ими решений.

С точки зрения гражданина, омбудсмен представляет собой прежде всего должностное лицо, к которому можно обратиться в случае неудовлетворенности административным решением, процессом его принятия, а также действиями работников государственного аппарата.

 

 

 

Общее понятие.

О́мбудсмен (от швед. ombudsman, омбудсман, стар. норв. umboðsmaðr «представитель») — в некоторых государствах должностное лицо, на которое возлагаются функции контроля за соблюдением законных прав и интересов граждан в деятельности органов исполнительной власти и должностных лиц. Официальные названия должности в разных странах различаются.

Впервые должность парламентского омбудсмена учреждена риксдагом Швеции в 1809 году, согласно принятой в этом году конституции (Форме правления).

Долгое время идея создания должности омбудсмена не была принята в других правовых системах, кроме шведской. Однако с течением времени пост омбудсмена был введён по шведскому образцу и в других странах Северной Европы — в 1919 году (после получения независимости от РСФСР) в Финляндии, в 1952 году в Норвегии, а годом позже в Дании. Первым неевропейским государством, введшим должность омбудсмена, стала Новая Зеландия в 1962 году, первым социалистическим — Польша (1987)1. В настоящее время уже в 100 странах всего мира омбудсмены занимают свои должности.

Однако сам термин "омбудсмен" появился в Швеции еще в более ранние времена, а точнее - в XIII веке. Он имеет немецкое происхождение, и его корни восходят к раннему периоду истории германских племен. Омбудсменом называлось лицо, которое избиралось для сбора от имени пострадавшей стороны денежной пени (виры) с преступников, совершивших убийство. Шведы и другие скандинавские народы переводили слово "омбудсмен" как "поверенный", "управляющий делами", "доверенное лицо". Предполагают также, что корни компетенции этой фигуры просматриваются в римских должностях цензоров, трибунов, провинциальных прокураторов. 2Поначалу, в эпоху абсолютной монархии, омбудсмены были людьми короны, призванными контролировать от имени верховной власти деятельность чиновников и судей. По мере перехода к конституционной монархии омбудсмен становится парламентским органом, что и получило закрепление в Конституции Швеции 1809 года.

 

 

 

 

 

Исторические вехи

Первая историческая веха в развитии института омбудсмена относится к эпохе абсолютной монархии и связана с возникновением в Швеции в XVI веке фигуры Главного Сенешаля ("drotsen"), которому вменялось в обязанность осуществлять от имени верховной власти короля надзора за деятельностью судей и отправлением правосудия и представлять доклады королю. С 1683 года другому должностному лицу (General Richz Schultz) было дано право прямого воздействия на судебных чиновников, вплоть до их обвинения в суде Хиль-Роблес. Далее происходит расширение сферы такого контроля со стороны королевской власти и на администрацию королевства. Этот этап связан с именем Карла XII.

После поражения под Полтавой в 1709 г. он уезжает в Турцию, а в Швеции в этот период начинаются волнения и беспорядки.3 Тогда Карл XII своим указом в 1713 г. учреждает должность королевского омбудсмана (Konungens Hоgsta Ombudsmanen), который с 1719 г. стал называться канцлером юстиции (Justitie Kansler) Хиль-Роблес,.. Его главной функцией являлось осуществление надзора за деятельностью судей, гражданских служащих, обеспечение должного исполнения ими национальных законов. Однако канцлер был слугой короля и подчинялся кабинету. Он не обладал достаточной независимостью для того, чтобы эффективно защищать граждан.4

После смерти Карла XII следует сложный период, когда на разных этапах канцлер юстиции либо находился под влиянием короны, либо становился в большей степени подотчетен законодателям или землям, получая значительную независимость. Окончательное освобождение Швеции от абсолютизма (после убийства короля Густава III и свержения его преемника Густава IV) ознаменовалось принятием риксдагом (парламентом) в 1809 г. новой Конституции, в основе которой лежал принцип равновесия власти короля и парламента.

Конституция вводила должность омбудсмена юстиции (Justitie-Ombudsmanen). В отличие от канцлера (эта должность также сохранилась, как королевский чиновник), омбудсмен юстиции выходил из-под опеки короля и становился подотчетен парламенту, который его избирал и которому он должен был представлять ежегодный доклад о своей деятельности, будучи в своей деятельности независимым и не подчиняющимся никому, кроме закона. В сферу его компетенции входил надзор за администрацией, юстицией и даже Церковью Хиль-Роблес.

В настоящее время в Швеции действует бюро омбудсменов из четырех человек: Главный парламентский омбудсмен и три Парламентских омбудсмена.

Второй страной, где был введена должность омбудсмена, стала Финляндия (Конституция 1919 года), а с середины ХХ века этот институт стал распространяться и среди других стран мира - как в Европе, так и в других регионах.

Сама должность омбудсмена носит в разных странах различные наименования. В скандинавских странах используется название Омбудсмен юстиции, в англоязычных странах - парламентский уполномоченный. В Израиле - уполномоченный по жалобам, уполномоченный по правам граждан - в Польше, уполномоченный по правам человека - в России. Используются также термины посредник, медиатор (Франция), проведор (поручитель) юстиции (Португалия), помощник граждан (штат Айова, США), адвокат народа (Румыния). В названии этого института применяется также термин "защитник", подчеркивающий его направленность именно на защиту прав граждан: защитник граждан (Канада), народный защитник (омбудсман) (Испания), публичный защитник (штат Небраска, США), гражданский защитник (итальянские провинции) и др. 5

В целом омбудсмен понимается как достойное доверия независимое лицо, уполномоченное парламентом на охрану прав отдельных граждан и осуществляющее опосредованный парламентский контроль в форме обширного надзора за всеми государственными должностями, но без права изменения принятых ими решений. 6

Таким образом, институт омбудсмена в международном праве представляет собой достаточно новое явление. Возник он в Швеции в XIX веке, хотя сам термин впервые упоминается уже в XIII веке и имеет немецкое происхождение. Сейчас должность омбудсмена существует во многих странах и в каждом государстве имеет разное название.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Обязанности и полномочия.

По мнению Кулаковского Ю.А. "эффективность судебной защиты прав и свобод не удовлетворяет потребностям отдельной личности и государства в целом". Всё это происходит в связи с нехваткой квалифицированных кадров, загруженностью судов, недостаточностью материально-техническим обеспечением судов. Таким образом, институт омбудсмена необходим, хотя бы для предупреждения судебных исков.

Главная функция этого института заключается в том, чтобы следить за справедливостью и законностью действий органов государственной администрации. Говоря более конкретно, институт омбудсмена создается для защиты прав отдельных лиц, которые считают себя жертвами несправедливых действий со стороны государственной администрации. Соответственно омбудсмен нередко выступает в качестве беспристрастного посредника между пострадавшим гражданином и правительством. Хотя нет двух стран, где существуют абсолютно одинаковые институты омбудсмена, все они при выполнении своих обязанностей следуют одинаковым процедурам. Омбудсмен принимает жалобы от представителей общественности и расследует эти жалобы при условии, что они входят в сферу его компетенции. В процессе расследования омбудсмену, как правило, предоставляется доступ к документам всех соответствующих государственных органов; он также может принудить свидетелей, включая государственных чиновников, предоставить соответствующую информацию.

Омбудсмены в разных странах наделены многими гарантиями выполнения своих рекомендаций. Так, омбудсмен юстиции Швеции, французский медиатор и т.д. вправе наложить штраф на государственных служащих, отказывающихся предоставить информацию; возбудить дисциплинарное производство. Кроме того, в этих же странах, а также в Испании, Великобритании, Австралии предусмотрена уголовная ответственность за игнорирование, обструкцию деятельности омбудсмена.

Любой гражданин, который считает, что его права были нарушены, может направить жалобу омбудсмену, во многих странах существует положение, согласно которому податель жалобы в первую очередь должен исчерпать все альтернативные средства правовой или административной защиты. Деятельность омбудсмена не всегда ограничивается по жалобам, и он может начинать расследование по собственной инициативе.

Уполномоченный вправе принимать жалобы и заявления не только непосредственно от тех лиц, чьи права были нарушены, но и от третьих лиц, которые выступают на стороне потерпевших и добиваются обеспечения прав граждан со стороны нарушивших их органов и должностных лиц. В качестве третьих лиц могут выступать различные общественные объединения или группы граждан при условии согласия на это самих заявителей.

Доступ к омбудсмену также зависит от страны. Во многих странах отдельные граждане могут подавать жалобы непосредственно в канцелярию омбудсмена. В других странах жалобы могут представляться через посредника, например через местного члена парламента. Жалобы, подаваемые омбудсмену, обычно носят конфиденциальный характер, а личность подателя не разглашается без его согласия.

Омбудсмен осуществляет свою деятельность независимо от других органов государства и должностных лиц.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Институт омбудсмена

 

Характерной чертой института является то, что эффективность его работы напрямую зависит от органичного взаимодействия и сотрудничества с другими органами государства, осуществляющими защиту прав человека и гражданина. Это достигается, прежде всего, обязыванием органов государства и местного самоуправления, равно как и объединений граждан, предприятий, учреждений, организаций сотрудничать с Уполномоченным по правам человека и предоставлять ему необходимую помощь; предоставлением омбудсмену таких прав как безотлагательного приема должностными лицами, беспрепятственного посещения органов публичной власти, присутствие на их заседаниях, направление актов реагирования в соответствующие органы и т.д. При этом весомым условием эффективности института выступают также личные и профессиональные качества омбудсмена, прежде всего, такие как моральный облик и опыт правозащитной деятельности.

Уникальный характер института проявляется в проведении исследований: слушания, напоминающие судебные, почти никогда не используются омбудсменом в качестве обнаружения фактов. Обычно изучаются документы, доклады, объяснения, проводятся интервьюирования. В некоторых странах омбудсмен может присутствовать на заседаниях органов, но это не является главным способом получения информации.

Если касаться организационной формы деятельности, то есть два варианта: единоличная (одно публичное должностное лицо и его аппарат) и коллегиальная (несколько членов, принимающих решения совместно - Швеция - их четыре - каждый из которых ведёт свою определённую область контроля, Панама - 3) форма деятельности. Опыт стран Восточной Европы показывает, что коллективный институт омбудсмена является скорее исключением, чем правилом. Обычно данная организация формы деятельности вызвана сильным влиянием зарубежного опыта (Литва, Молдова) или необходимостью равного представительства каждой национальной общины (Босния и Герцеговина). Как правило, учреждается единоличный омбудсмен, который имеет одного или нескольких заместителей.

Информация о работе Права человека