Потоки миграции и показатели, определяющие масштабы миграции

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 01 Июня 2013 в 16:37, контрольная работа

Краткое описание

Степень реализации миграционной подвижности населения проявляет себя на второй стадии миграционного процесса, т.е. в собственно переселении. С экономико-демографической точки зрения переселение - это основная стадия миграционного процесса, ибо ее главная задача состоит в обеспечении сбалансированного размещения по территории страны средств производства и личностных элементов производительных сил. Социальное значение этой стадии миграционного процесса заключается в том, что она представляет собой практическую реализацию миграционной подвижности населения, соответствующую или не соответствующую народнохозяйственным интересам.

Вложенные файлы: 1 файл

Моя по .doc

— 95.50 Кб (Скачать файл)

Показатели  межрайонной миграции характеризуют  объем, результаты и интенсивность  миграционного обмена, совершающегося между двумя районами, из которых один — район выхода, другой — район вселения. Первичными из всей системы межрайонных показателей являются числа прибывших и выбывших для каждой пары районов. Абсолютные значения миграционных потоков между районами выхода и вселения выражают мощность совершающегося между районами движения населения. Для оценки интенсивности межрайонного обмена населением применяют обычно не абсолютные размеры переселений, а адекватные им относительные величины — удельные веса переселенцев из различных районов в общем числе прибывших (выбывших, миграционного оборота и др.). Но эти показатели не раскрывают действительных миграционных связей, поскольку структура мигрирующего населения в значительной мере отражает существующее районирование страны. Поэтому значения отдельных районов в обмене населением зависят не только от интенсивности миграционных связей, но и от численности их населения. Численность населения районов выхода определяет их миграционную возможность или их «миграционный потенциал». Миграционная возможность тем больше, чем крупнее район выхода. Так, Сибирь имеет больший вес в обмене населением с другими экономическими районами, чем ее часть — Западная Сибирь, а у этого экономического района миграционная возможность оказывается значительнее, чем у областей и краев, входящих в него. Данный показатель, так же, как и мощность миграционных потоков, непригоден для характеристики интенсивности межрайонных миграционных связей. Для оценки интенсивности межрайонных миграционных связей применяются специальные показатели, не зависящие от численности населения районов, между которыми происходит миграционный обмен. Эти связи не могут быть выявлены с помощью показателей, расчеты которых методически одинаковы с исчислением коэффициентов интенсивности миграции населения той или иной территории. Причем непригодны оба из возможных вариантов исчисления миграционных связей ни по отношению к населению районов выхода, ни по отношению к населению районов вселения. Чтобы элиминировать влияние численности населения как районов выхода (миграционной возможности), так и районов вселения (миграционной емкости) на показатели миграционных связей, надо удельные веса каждого района выхода в миграции населения данного района вселения разделить на удельные веса районов выхода в суммарной численности их населения. Для расчета показателей межрайонных связей указанным способом достаточно иметь данные о структуре мигрирующего населения того или иного района выхода (вселения) и среднегодовую численность населения всех районов.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

2 Международные  интеграционные объединения и тенденции их развития

  Точно определить, на каком уровне развития действительно находится то или иное интеграционное объединение, довольно сложно в силу как отсутствия достаточно сопоставимой информации, так и зачастую возникающих сильных различий между провозглашенными целями и реальными достижениями. Нередко группировка, называющая себя экономическим союзом, может находиться лишь на ранних этапах взаимной ликвидации таможенных тарифов, то есть еще не достигнуть даже уровня зоны свободной торговли, а объединение, считающее себя таможенным союзом, может вообще существовать только на бумаге, поскольку общий таможенный тариф еще не разработан и не введен.

При создании интеграционных объединений большое значение для  стран имеют не только экономические преимущества, но и укрепление взаимодействия в политической, военной, социальной и других неэкономических областях, расширение сотрудничества в этих сферах.

Международное разделение труда вызвало к жизни  еще один процесс интернационализации  хозяйственной жизни - процесс экономической интеграции, т. е. объединения государств в международные экономические союзы.

Экономическая интеграция - это экономический процесс объединения национальных хозяйств двух и более государств и установления между ними устойчивых производственно-экономических связей на основе разделения труда.

На международном  уровне этот процесс имеет не только экономические, но и политические аспекты, он принимает форму межгосударственных соглашений и регулируется национальными  или межгосударственными органами. В процесс интеграции вступают обычно государства с однотипным общественным строем и примерно одинаковым уровнем развития. Они формируют интеграционное объединение, имеющее своей целью создание условий для свободного перемещения товаров, услуг, рабочей силы и капиталов в пределах объединения. Для этого страны согласовывают свои цели, интересы и проводят единую экономическую, внешнеторговую, финансовую, валютную политику. С учетом политических аспектов разрабатывается и единая оборонная политика. Однако сведение интеграции к процессам, протекающим лишь на межгосударственном уровне, представляется упрощенным. В действительности экономическая интеграция представляет собой дополняющие друг друга процессы межгосударственной и межфирменной интеграции.

Существует  несколько типов интеграционных объединений, представляющих собой этапы интеграционного процесса. Исторически каждый последующий этап постепенно развивается из предыдущего.

Подготовительным  можно считать этап, на котором  между странами либо между уже существующей интеграционной группировкой и отдельной страной заключаются преференциальные торговые соглашения. В соответствии с ними страны предоставляют друг другу режим наибольшего благоприятствования в торговле, более благоприятный, чем третьим странам.

Первый этап интеграционных группировок - Зона свободной торговли (ЗСТ). Государства - участники ЗСТ договариваются об отмене таможенных тарифов и количественных ограничений во взаимной торговле товарами. При этом каждая страна оставляет за собой право на самостоятельную внешнеторговую политику в отношении третьих стран, т. е. на сохранение национальных таможенных тарифов и мер нетарифного регулирования в отношениях с ними.

Создание ЗСТ  устраняет взаимные торговые барьеры  и создает условия для свободного перемещения товаров между странами. Однако именно это может представлять угрозу для национальных производителей в стране, товары которой ниже по конкурентоспособности. Более конкурентоспособный импортный товар может вытеснить их со своего внутреннего рынка, если государство не примет мер по поддержке и защите отечественных товаропроизводителей.

Специальных органов  для координации действий в рамках ЗСТ обычно не создается, все решения  по вопросам взаимодействия принимаются  министерствами и ведомствами стран-участниц.

Второй этап интеграции - Таможенный союз (ТС). Для него, как и для ЗСТ, характерна отмена таможенных тарифов во взаимной торговле между государствами-участниками. Осуществляются беспошлинная торговля товарами и полная свобода их перемещения внутри региона. Однако, в отличие от ЗСТ, внешнеторговая политика членов объединения в отношении третьих стран разрабатывается и осуществляется коллективно. Она заключается во введении ими единого для всех стран-участниц таможенного тарифа и системы нетарифного регулирования торговли в отношении третьих стран.

Этот тип  интеграционной группировки дает странам-участницам возможность более надежно защитить свое единое внутреннее рыночное пространство. Он благоприятно действует на развитие рынка, создает конкурентные условия для отечественных товаропроизводителей и поставщиков импортных товаров. И хотя страны-участницы в отдельности отчасти теряют самостоятельность во внешнеторговой политике, но приобретают значительные общие выгоды, проводя единую экономическую политику. При этом интеграционные процессы внутри Таможенного союза усиливаются.

Члены Таможенного  союза должны согласовывать таможенные тарифы, координировать развитие отдельных  отраслей, исследовать состояние  рынка. Для этой деятельности в Таможенном союзе создается система межгосударственных наднациональных органов. Чаще всего это действующий межгосударственный секретариат и периодические совещания министров, руководителей соответствующих ведомств, финансовых структур.

Третий этап экономической интеграции - Общий рынок. На этом этапе сохраняются все принципы свободной торговли, характерные для таможенного союза, но к свободному перемещению товаров добавляются обмен услугами и свобода перемещения капитала, рабочей силы и технологий между странами. Для этого типа интеграции необходимо преодолеть различия в национальных законодательствах стран-участниц: хозяйственном, налоговом, валютном, трудовом. Необходимо унифицировать технические стандарты и экологические нормы, а также отказаться от бюджетных субсидий отдельным предприятиям.

Координацию деятельности в рамках Общего рынка осуществляет постоянно действующий межгосударственный секретариат (например, в ЕС - Европейский  совет глав государств и правительств, Совет министров и Секретариат). Также 1-2 раза в год проводятся совещания глав государств и правительств стран-участниц, чаще проводятся встречи министров.

Четвертый этап интеграционных объединений - Экономический союз. Он представляет собой объединение государств на основе единого экономического, правового и информационного пространства. Это высшая форма межгосударственного объединения, при которой происходит полная интеграция, предполагающая проведение странами-участницами единой экономической, валютной, бюджетной, денежной политики. На более высоких ступенях развития возможны создание валютного союза и введение единой валюты. Объединение государств в Экономический союз заставляет их подчинить собственные интересы интересам Союза, но не может заставить полностью от них отказаться. Внутри Союза возможна конкуренция между странами за внутренний рынок, за выход на новые рынки.

Для проведения единой экономической политики необходимо учреждение органов наднационального регулирования внутри Экономического союза. Правительства стран - членов Союза отказываются от части своих функций в пользу надгосударственных органов, которые наделяются правом принимать решения по вопросам, касающимся интеграции без согласования с ними (например, в ЕС - Комиссия ЕС).

Основными тенденциями  развития международных экономических отношений в настоящее время являются процессы международной экономической интеграции, глобализации и транснационализации мировой экономики.

Международная экономическая  интеграция – сближение и взаимоприспособление национальных экономик, включение их в единый воспроизводственный процесс в интернациональных масштабах.

Международную экономическую  интеграцию можно охарактеризовать как процесс хозяйственного объединения  стран на основе разделения труда  между отдельными национальными  хозяйствами, взаимодействия их экономик на различных уровнях и в различных формах путем развития глубоких устойчивых взаимосвязей.

Международная экономическая  интеграция – это достаточно высокая, эффективная и перспективная  ступень развития мировой экономики, качественно новый и более сложный этап интернационализации хозяйственных связей. На этой ступени происходит не только сближение национальных экономик, но и обеспечивается совместное решение экономических задач. Следовательно, экономическую интеграцию можно представить как процесс экономического взаимодействия стран, приводящий к сближению хозяйственных механизмов, принимающий форму межгосударственных соглашений и согласованно регулируемый межгосударственными органами.

Экономическая интеграция выражается в:

сотрудничестве между национальными хозяйствами разных стран и полной или частичной их унификации; ликвидации барьеров в движении товаров, услуг, капитала, рабочей силы между этими странами; сближении рынков каждой из отдельных стран с целью образования одного единого (общего) рынка; стирании различий между экономическими субъектами, относящимися к разным государствам; отсутствии той или иной формы дискриминации иностранных партнеров в каждой из национальных экономик и т.п.

Процессы экономической  интеграции идут как на двусторонней, так и на региональной или на глобальной основе. В качестве характерной особенности интеграционных объединений в настоящее время можно назвать их развитие на региональном уровне: создаются целостные региональные хозяйственные комплексы с общими наднациональными и межгосударственными органами управления.

Существенной особенностью всей системы международных отношений  становится глобализация. Экономическая  интеграция вполне вписывается в  процесс глобализации, составляя  его ядро, а сама глобализация представляет собой более высокую стадию интернационализации, ее дальнейшее развитие, когда долго накапливающиеся количественные изменения привели к качественному скачку. Мир становится единым рынком для большинства ТНК и к тому же большинство регионов открыто для их деятельности.

Глобализация международных  отношений – это усиление взаимозависимости  и взаимовлияния различных сфер общественной жизни и деятельности в области международных отношений. Она затрагивает практически  все сферы общественной жизни, включая  экономику, политику, идеологию, социальную сферу, культуру, экологию, безопасность, образ жизни, а также сами условия существования человечества.

Процесс глобализации охватывает разные сферы мировой экономики, а именно:

внешнюю, международную, мировую торговлю товарами, услугами, технологиями, объектами интеллектуальной собственности; международное движение факторов производства (рабочей силы, капитала, информации); международные финансово-кредитные и валютные операции (безвозмездное финансирование и помощь, кредиты и займы субъектов международных экономических отношений, операции с ценными бумагами, специальные финансовые механизмы и инструменты, операции с валютой); производственное, научно-техническое, технологическое, инжиниринговое и информационное сотрудничество.

Информация о работе Потоки миграции и показатели, определяющие масштабы миграции