Перспективы вступления Украины в ЕС

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 10 Января 2012 в 05:31, статья

Краткое описание

Партнерский диалог Украина-ЕС развивается в ходе проведения ежегодных заседаний саммита Украина-ЕС. Мнения сторонников и противников вступления Украины в международную организацию. Возможные положительные и негативные последствия вступления Украины в ЕврАзЭС.

Вложенные файлы: 1 файл

ес.doc

— 99.50 Кб (Скачать файл)

2. Верховенство закона. Верховенство закона предполагает, что государственный орган должен действовать только в рамках законов, принятых в государстве. Этот принцип предназначен для защиты свобод от произвола властей.  

Всем  известно, что власть в Украине  – это и есть закон. Будь то представители  государственной или судебной власти – действуют они, как правило, в интересах того, кто приходит к ним с более «весомым аргументом» в виде бумажника.  

3. Права человека. Права человека являются неотъемлемыми и принадлежат всем людям, то есть ими нельзя наделить, нельзя предоставить, ограничить, обменять, или продать. К ним относятся право на жизнь, право быть привлеченным к судебной ответственности только в соответствии с законами, которые существуют на момент совершения преступления, право быть свободным от рабства и право на свободу от пыток.   

Украина неоднократно попадала в поле зрения международных правозащитных организаций  в связи с произволом и беззаконием, царящими в правоохранительных и  исправительных учреждениях. Что касается права на жизнь, здесь все гораздо сложнее. Право на жизнь подразумевает ряд других прав: образование, медицина, культура, спорт, жилье, питание и т.д. Но о каком праве на жизнь может идти речь, если 80% жителей Украины живут за чертой бедности, и зачастую им недоступно право на жизнь в полном смысле этого слова, а доступно только право на существование!   

4. Уважение и защита прав меньшинств. Члены национальных меньшинств должны иметь право сохранить свою особую культуру и иметь право на свой родной язык, а также не должны страдать от какой-либо дискриминации.  

Не  будем говорить о «меньшинствах». Достаточно привести в качестве примера  русскоязычное население Украины, которое составляет в некоторых  регионах более 50% населения и не имеет возможности воспитываться  в дошкольных учреждениях, получать образование на родном русском языке, смотреть телепрограммы и т.п.  

Второй  Копенгагенский критерий провозглашает  необходимость существования рыночной экономики, способной выдержать  конкуренцию внутри ЕС.  

Экономика-то в Украине рыночная, но если копнуть глубже, мы увидим: промышленность энергозатратная, производственные фонды изношены на 80%, производительность труда ничтожна, продукция в большинстве своем низкотехнологична и морально устарела. Достаточно сравнить цифры: средний ВВП на душу населения в ЕС в 2009 году составлял почти $22 тыс., против $2,1 тыс. на Украине (то есть более чем в десять раз выше, а ведь в ЕС не все страны одинаково богатые). Вот вам и конкуренция!   

А тут  еще подоспела и малоутешительная последняя информация от Государственного комитета статистики Украины: падение  валового внутреннего продукта Украины  по итогам 2009 года составило 15%, по сравнению  с 2008 годом. О какой уж тут конкуренции  внутри ЕС можно вести речь.  

Третий  критерий провозглашает способность  принимать на себя обязательства  страны – члена ЕС, включая приверженность целям политического, экономического и валютного союза.  

На  эту тему можно рассуждать долго, но достаточно заметить, что с формулировкой «принимать на себя обязательства» у Украины все в порядке. Проблемы в основном возникают со способностью страны «выполнять обязательства». Это хорошо видно, если понаблюдать за выполнением взятых на себя обязательств перед ЕС, НАТО, МВФ. В более широком смысле, в соответствии с этим критерием государство-кандидат должно привести свое законодательство в соответствие с законодательством ЕС.   

Учитывая  «плодотворную» законотворческую деятельность Верховной Рады в последние годы, Украине на это понадобится не менее 300 лет…  

Кроме Копенгагенских критериев существуют еще и Маастрихтские критерии, которые являются еще более жесткими, так как определяют требования к  макроэкономическим показателям государства, претендующего на вступление в ЕС.   

Маастрихтские критерии включают в себя следующие требования:   

дефицит государственного бюджета  не должен превышать 3% ВВП. В 2009 году по соглашению с МВФ Украина должна была удержать дефицит госбюджета на уровне 6%. Премьер-министр Юлия Тимошенко, помнится, заявляла, что этот параметр выполнен, в то время как оппоненты оперируют цифрами дефицита госбюджета более 10%;   

государственный долг должен быть менее 60% ВВП. С этим у Украины пока все в порядке. Государственный долг к концу 2009 г. составил более $ 35 млрд. и пока не превышает 30%. Но учитывая, что за 2009 год рост государственного долга составил порядка 70%, тенденция намечается тревожная;  

национальная  валюта не должна подвергаться девальвации в  течение последних  двух лет, при этом колебания обменного курса не должны превышать предусмотренного европейской валютной системой уровня 2,5%. Эту тему можно оставить без комментариев. Всем известно, насколько девальвировала гривна и какие курсовые колебания постоянно происходят в нашей благословенной стране;   

уровень инфляции не должен превышать более  чем на 1,5% среднего значения трех стран  Евросоюза с наиболее стабильными ценами. В последние годы уровень инфляции на Украине традиционно перепрыгивает за 10% и, по мнению МВФ, это слишком высокий показатель даже для стран с переходной экономикой;  

долгосрочные  процентные ставки по государственным  облигациям не должны превышать более  чем на 2% средний  уровень процентных ставок в трех странах  с минимальной  инфляцией. Традиционно в странах ЕС процентные ставки по различным государственным займам не доходят до 4%, на Украине они также традиционно не бывают ниже 9%.

Что же может предпринять  Украина, чтобы больше «понравиться»  Европе?

- Украине стоит  больше выделяться своей «европейскостью»  на фоне России, показывать, что она полностью независимая страна. Когда немцы смотрят на Словению, Чехию, то они видят, что эти страны давно и своевременно подтвердили свою независимость от СССР- России, что у них есть свои национальные элиты, свой национальный бизнес, не связанные с прошлым. То же европейцы должны в полной мере увидеть у вас в стране, - уверен Мартин Лессентин, - Новое украинское правительство должно доказать, что оно на деле, а не на словах соблюдает права человека, даже в преследовании коррумпированных чиновников прежнего режима, которые должны быть наказаны, но в строгом соответствии с законом. Отношение к национальным меньшинствам – русским, татарам должно быть цивилизованным. Таким же должно быть отношение ко всем церквям. Недопустимо государственное предпочтение какой-либо церкви. Наконец, Украина должна окончательно переосмыслить свое советское прошлое, окончательно уйти от ограничений в области прессы, культуры и науки.

Естественно не улучшают имидж Украины и «отечественные»  криминальные элементы, просочившиеся в Европу. Желтая пресса Германии сообщала о чуть ли не 300 тысячах преступников и проституток из Украины, попавших в Германию из-за коррупции в органах, выдающих визы.

18           Возможные положительные результаты вступления 
в ЕврАзЭС

Преимущества от обретения полноправного членства могут проявиться на уровне государства, отдельных отраслей и производств. Так, по данным, приведенным во время «круглого стола» В.Черномырдиным, потери России (и, соответственно, выигрыш Украины) в случае нашего вступления в ЕврАзЭС могли бы достичь 700—800 млн. долл. В частности, можно выделить следующие главные положительные эффекты.

Определенное  улучшение условий  сбыта на рынках Сообщества украинской продукции, прежде всего — товаров перерабатывающей промышленности.  Вследствие такой политики, за первое полугодие украинские экспортеры понесли убытки почти на 700 млн. долл.

Отмена  экспортной таможенной пошлины на важнейшие сырьевые товары из России,  Отмена этого налога могла бы привести к снижению цен на производимую в Украине продукцию и, соответственно, повышению ее конкурентоспособности как на рынках ЕврАзЭС, так и за его пределами.

Со вступлением  Украины в ЕврАзЭС будут отменены существующие изъятия из режима свободной торговли по применению импортной таможенной пошлины — на белый сахар, этиловый и прочие спирты, водку, сигары и сигареты. По оценке Минэкономики, неприменение таможенной пошлины к украинским товарам указанных товарных групп может увеличить их экспорт до 1%, или примерно на 40 млн. долл.

Снижение  себестоимости продукции отечественного производства,благодаря отмене квотирования поставок нефти и природного газа и, соответственно, снижению средней цены сырой российской нефти при экспорте в Украину, а также, как следствие, — внутренней цены на нефтепродукты. Беспошлинный ввоз российской нефти в объемах 2002 года, по расчетам Минэкономики Украины, мог бы сэкономить украинским субъектам хозяйствования около 140 млн. долл.

19        Изменение порядка взыскания НДС на российские товары.По официальным российским оценкам, в случае полноправного членства Украины в ЕврАзЭС поставки углеводородного сырья в нашу страну по принципу «страны назначения» могут увеличить доходы госбюджета Украины примерно на 400—450 млн. долл., способствовать росту украинского ВВП примерно на 1,5%. Однако при взыскании косвенных налогов во взаимной торговле между государствами — членами ЕврАзЭС существуют многочисленные проблемы, что не позволяет рассматривать такой эффект как гарантированный.

Внедрение более эффективного механизма разрешения споров, возникающих  в отношениях с государствами — участницами Сообщества. 

Сокращение  практики специальных  и антидемпинговых расследований в отношении украинских производителей. В течение последних лет объектами расследований были украинские сахар, спиртопродукты, карамель, стальные трубы, оцинкованный прокат и т.п.

Однако даже полноправное членство в ЕврАзЭС полностью не защитит Украину от возможных ограничительных мер.

Улучшение условий производственной кооперации и научного сотрудничества с государствами — участницами Сообщества — прежде всего через применение согласованных условий реализации такого сотрудничества и снижение при этом уровня коммерческих рисков.

более эффективное использование  производственно-технической базы отечественного транспортно-дорожного комплекса, повышение качества международных перевозок и укрепление конкурентных позиций Украины на международном рынке транспортных услуг. Именно ЕврАзЭС сейчас формирует почти 90% грузопотоков, идущих по территории Украины. В то же время возникают риски в связи со значительными разногласиями среди государств — участниц Сообщества в вопросах эксплуатации транспортных коридоров и управления грузопотоками.

20     Возможные негативные последствия вступления Украины в ЕврАзЭС

Ограничение самостоятельности  страны в формировании экономической, финансовой, таможенной, валютной политики. Важны и тенденции к усилению интеграции в политической и военной сферах, характерные для государств ЕврАзЭС. При этом, учитывая доминирующую роль в Сообществе России, может значительно увеличиться степень подчинения политики Украины принципам, разрабатываемым в Российской Федерации.

Пересмотр договоров о свободной торговле со странами, не входящими в ЕврАзЭС (прежде всего со странами — членами ГУУАМ), а также необходимость сложного согласования с Сообществом системы преференций третьим странам.

Возможность возникновения конфликта  между обязательствами  по адаптации украинского законодательства к законодательству ЕС и его гармонизацией (унификацией) в рамках ЕврАзЭС. Это может усложнить налаживание связей с компаниями ЕС, являющееся важной предпосылкой интеграции Украины в европейское экономическое пространство.

Форсированное вхождение  в структуры ЕврАзЭС может повлечь известный для интеграционных объединений эффект «отклонения торговли» вглубь интеграционного сообщества — с прекращением тенденции к повышению удельного веса стран — членов ЕС в структуре нашей торговли. Аналогичные эффекты, вероятно, произойдут и в инвестиционной сфере, где российские компании, более привычные к постсоветским особенностям ведения бизнеса, имеют значительное преимущество перед западными инвесторами в процессе приватизации.

Потребует пересмотра политика охраны украинских границ. Наше государство может столкнуться с высокой миграционной нагрузкой, ее будут рассматривать в качестве «фильтра» на пограничье с европейским миром.

Особая  проблема — влияние вступления в ЕврАзЭС на конкурентоспособность украинских производителей.  Однако подобные опасения неконкурентоспособности кажутся слишком преувеличенными, ведь уровень либерализации рынка Украины в случае вступления в ЕврАзЭС будет не очень значительным,учитывая наличие действующих двусторонних соглашений о свободной торговле со всеми государствами — участницами Сообщества 

Информация о работе Перспективы вступления Украины в ЕС