Парижская мирная конференция

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 08 Января 2012 в 15:48, курсовая работа

Краткое описание

Целью данной работы является целостный анализ Парижской мирной конференции в единстве прошлого и настоящего и раскрытие ее последствий для стран Европы.
Для достижения этой цели сформулированы следующие исследовательские задачи:
1) Изучить основные подходы держав-победительниц к вопросу о заключении мира
2) Изучить основные органы Парижской мирной конференции, ее задачи, цели.
3) Изучить «Русский вопрос» на Парижской мирной конференции
4) Изучить территориальные проблемы на Парижской мирной конференции, Версальскую систему договоров, репарационный вопрос и проблему границ и германских колоний.

Содержание

Введение…………………………………………………………………….2-6
Глава 1. Проблемы послевоенного мирного регулирования
1.1. Подготовка мирной конференции. Основные подходы держав-победительниц к вопросу о заключении мира …………………………….7-13
1.2 Заключение перемирия………………………………………………….13-15
1.3 Парижская мирная конференция 1919 года. Основные органы Парижской мирной конференции ………………………………………………………..15-18

Глава 2. Планы великих держав по мирному урегулированию и послевоенной организации мира
1.1 «Русский вопрос» на Парижской мирной конференции…………………19-23
1.2 Территориальные проблемы на Парижской мирной конференции. Версальская система договоров……………………………………………….24-30
1.3 Создание Лиги Наций……………………………………………………....30-35
1.4 Репарационный вопрос на Парижской мирной конференции…………………………………………………………………….35-37
1.5 Судьба германских колоний. Мандатная система…………………………………………………………………………...37-40
1.6 Границы Германии. Проблема разоружения……………………………………………………………………..40-41

Заключение…………………………………………………………………..42-44

Список использованных источников…………………………………45

Вложенные файлы: 1 файл

курсовая 3 курс.doc

— 217.50 Кб (Скачать файл)

     Австро-Венгерский морской и дунайский флоты  поступили в распоряжение стран-победительниц. Для послеверсальской Австрии были определены вооруженные силы в 30 тыс. человек. По Трианонскому договору Словакия и Закарпатская Украина были переданы Чехословакии, Хорватия и Словения были включены в состав Югославии, Трансильвания, Буковина и большая часть Баната-Румынии. Численность венгерской армии определялась в 35 тыс. человек.

     По  Нейискому договору Южная Добружда была закреплена за Румынией. Западная Фракия передавалась Греции, часть  болгарской территории — Югославии. У Болгарии был отнят флот, за исключением 4 миноносцев и 4 моторных лодок. Она могла иметь 33-тысячную армию и была обязана платить репарации в сумме 2,5 млрд. золотых франков. Хозяйство Болгарии оказалось в полной зависимости от империалистических держав-победителей.

     В результате первой мировой войны  распалась турецкая империя. По Севрскому договору она потеряла около 80% бывших земель. Из утраченных Турцией территорий по мандатам группы «А» получили: Англия — Палестину, Трансиорданию и Ирак; Франция — Сирию и Ливан; Смирна и прилегающие к ней районы, острова на Эгейском море — Имрос и Тенедос — должны были перейти к Греции. Кроме того, к Англии отошел Масук, к Франции — Александретта, Килликия и полоса территории вдоль сирийской границы. Предусматривалось создание на востоке Анатолии независимых государств — Армении и Курдистана. Англичане хотели превратить эти территории в плацдарм для борьбы против большевистской угрозы.

     Турция  ограничивалась территорией Малой  Азии и Константинополя с узкой  полоской европейской земли. Проливы  оказались целиком в руках  стран-победительниц под контролем  международной комиссии. Турция, по Севрскому договору, официально отказывалась от утраченных ею ранее прав на Египет, Судан и Кипр в пользу Англии, на Марокко и Тунис — в пользу Франции, на Ливию и Додеканезские острова — в пользу Италии. В распоряжении султана сохранялась личная гвардия в 700 человек и 35-тысячная жандармерия, которая могла быть увеличена для подавления антиправительственных выступлений. В Турции устанавливался колониальный режим стран-победительниц. Все ее хозяйство должно было быть подчинено им. В результате начавшегося национально-освободительного движения в Турции Севрский договор не был ратифицирован, а затем аннулирован. 

1.3

     Вопрос  о Лиге в повестке дня оказался одним из главных как минимум  по двум основным причинам. Во-первых, как международный орган Лига в самом деле могла внести практический вклад в регулирование международных отношений и уменьшение опасности войны. Во-вторых, Лига и ее Устав были призваны дать правовую и моральную санкцию политике великих держав, легализовать ее в глазах общественного мнения, которое к 20-м годам ХХ века уже становилось важным политическим фактором - прежде всего в демократических и либеральных странах.

     Выдвигая  предложение о создании международной  организации, призванной обеспечить всеобщий мир, правительства стран-победительниц отдавали дань антивоенным настроениям широких масс. Народы требовали положить конец политике, ведущей к войнам, и создать надежные гарантии мира. Президенту Вильсону, включившему предложение о «союзе народов» в свои «14 пунктов», пресса создала ореол борца за мир. Отсюда широко распространилось мнение о том, что Лига наций является детищем Вильсона, хотя проекты международной организации разрабатывались не только в Соединенных Штатах, но и во Франции, и в Англии, притом задолго до окончания войны.

     Французский проект Лиги наций, подготовленный специальной  правительственной комиссией под  руководством министра труда Леона  Буржуа, имел антигерманскую направленность. Германия не должна была входить в  эту международную организацию. Предлагалось формирование международных вооруженных сил и" международного генерального штаба при Лиге нации. Такой проект не удовлетворил ни Англию, ни Соединенные Штаты. Обе страны были против создания международных вооруженных сил, которые неизбежно попали бы под контроль Франции как сильнейшей сухопутной военной державы.

Английская  правительственная комиссия во главе  с лордом Филлимором разработала  проект, который предусматривал лишь схему арбитража между крупными державами, объединяемыми в «союз», с целью предотвращения внезапного нападения одного из членов «союза» на другого. По расчетам английских правящих кругов, этот «союз» должен был обеспечить Англии сохранение ее огромной колониальной империи.

     Американский  проект подготовила комиссия во главе  с полковником Хаузом. По форме этот проект был ближе к уставу международной организации, чем английский. Он предусматривал создание Лиги наций и ее главных органов. В отличие от английской схемы членство в Лиге не ограничивалось только крупными державами. Устанавливался принцип взаимных гарантий территориальной целостности и политической независимости» всех членов Лиги. В то же время допускалась возможность пересмотра существующих государственных образований и их границ, если три четверти делегаций Лиги наций признают их не соответствующими изменившимся национальным условиям и «принципам самоопределения наций».

     По  прибытии в Париж Вильсон на основе проекта Хауза составил новый, так  называемый Парижский, проект устава Лиги наций, включив в него пункт о  переходе германских колоний и бывших владений Османской империи в распоряжение Лиги наций, с тем чтобы она выдавала мандаты (поручения, полномочия) на управление этими территориями малым странам.

     Американские  правящие круги скрывали свое стремление ослабить позиции Англии и Франции. Предлагая допустить в Лигу наций Германию и малые страны, Вильсон рассчитывал, что они попадут в экономическую зависимость от Соединенных Штатов и будут следовать в фарватере их политики. Предусматриваемое уставом Лиги наций вмешательство в территориальные споры должно было облегчить Соединенным Штатам подрыв английской и французской колониальных империй. Такую же цель преследовало предложение относительно германских колоний и бывших турецких владений. Передача их в распоряжение Лиги наций с предоставлением мандатов малым странам создала бы наиболее благоприятные условия для США как самой мощной в финансовом и экономическом отношении державы.

     Вопросы создания Лиги вызвали серьезные  споры между главными участниками  конференции. На одном из первых заседаний выяснилось, что планы ее создания, исходящие от разных делегаций, отличаются мерой пространности и степенью проработки деталей. Французский план, в частности, был гораздо детальнее британского. Париж непримиримо требовал включения в Устав пункта о создании международных вооруженных сил, способных поддерживать безопасность в Европе. Франция надеялась использовать свое превосходство в сухопутных силах и сделать их основой будущей международной армии, которую при необходимости можно было бы направить против Германии. Одновременно французская делегация считала, что сначала необходимо подготовить и подписать договор с Германией, а потом заниматься созданием международной организации.

     В этом Клемансо встретил очень серьезное  сопротивление Вильсона, полагавшего, что создание мирового порядка нужно начинать как раз со строительства Лиги. По мнению США, Лиге как главной международной организации по созданию новой системы коллективной безопасности можно было даже вообще делегировать право разработки мирного договора с Германией. Вильсон настоял на подготовке проекта создания Лиги специальной комиссией. В рамках конференции был образован (25 января 1919 г.) комитет по подготовке проекта Лиги наций. Резолюция о его учреждении, предложенная британской делегацией, предусматривала, что Лига

1) будет  создана для урегулирования всех  вопросов, связанных с установлением  мира и содействия международному  сотрудничеству, осуществлению гарантий  выполнения принятых международных  обязательств;

2) станет  неотъемлемой частью общего договора о мире и останется открытой для присоединения каждой цивилизованной нации, которая примет и поддержит ее цели;

3) обеспечит  периодические встречи ее членов  на международных конференциях (сессиях), в интересах чего будут созданы постоянная организация и секретариат для обеспечения работы Лиги в перерывах между конференциями (сессиями).

     Принятие  резолюции было несомненным успехом  Вильсона, но оно не гарантировало  подготовки Устава организации до окончания  работы по договору с Германией. Оппоненты Вильсона не скрывали надежд на провал работы комиссии под его председательством. Но американская делегация проявила упорство. Сам президент США с помощью члена американской делегации Д.Х.Миллера дважды перерабатывал свой исходный проект Лиги. Последний был закончен уже 2 февраля 1919 г.

     11 апреля 1919 г. вся работа по Уставу после споров и согласований была завершена. 28 апреля Устав был одобрен конференцией и вошел в качестве составной части во все мирные договоры с Германией и ее европейскими союзниками - Версальский, Сен-Жерменский, Трианонский и Нейиский.

     Устав Лиги наций, принятый Парижской конференцией после упорной борьбы, явился плодом компромисса между английским и  американским проектами. Наряду с Ассамблеей, представлявшей всех членов Лиги, создавался совет, обладавший почти такими же полномочиями. Постоянными членами совета должны были стать пять главных держав-победительниц: Соединенные Штаты, Англия, Италия, Франция и Япония, а четыре непостоянных члена подлежали избранию ассамблеей из других стран, входивших в Лигу наций.

Устав Лиги наций подписали представители 45 государств. Государства германского  блока не были допущены в нее.

     Вопрос  о германских колониях и арабских землях Османской империи был  решен в уставе Лиги таким образом, что под видом установления мандатной системы фактически производился раздел этих территорий между державами-победительницами. Германия и Турция отказывались от своих бывших владений в пользу Лиги наций, но непосредственное управление ими поручалось державам-мандатариям. Мандаты предназначались Англии, ее доминионам, Франции, Японии и Бельгии, которые, таким образом, фактически приобретали новые колонии. Устанавливались три категории мандатов: «А», «В», «С». Мандаты группы «А» распространялись на арабские территории бывшей Османской империи; как указывалось в уставе Лиги наций, народы этих стран достигли такой стадии развития, что могут «в скором времени» стать самостоятельными, а поэтому они передаются под управление мандатариев «временно». Германские колонии в Центральной Африке (Германская Восточная Африка, Того и Камерун) отошли в группу «В»; по поводу них не давалось никаких обещаний о скором предоставлении независимости. В отношении этих двух категорий Соединенным Штатам удалось добиться признания принципа «открытых дверей». Юго-Западная Африка и бывшие владения Германии на Тихом океане вошли в группу «С»; они должны были управляться как составная часть территории державы-мандатария.

     Конференция включила в устав Лиги наций статью, предусматривавшую экономические санкции и коллективные военные выступления членов Лиги против государства, совершившего агрессию (статья 16). Однако понятия «агрессия» и «агрессор» не были разъяснены, что открывало перед Лигой возможность произвольно толковать эту статью.

1.4

      Безусловно, Германия должна была в какой-то форме  восстановить разрушенную ее вооруженными силами оккупированную территорию многих стран Европы. Однако победители не удержались в границах справедливого  возмещения, а решили использовать установление принципа оплаты за возмещение причиненного ущерба в империалистических целях, а целях угнетения германского народа и эксплуатации его. На мирной конференции развернулась упорная борьба по вопросу о взыскании репараций с Германии и ее союзников (за исключение Турции).

      Два основных взгляда были высказаны  на конференции в течении многомесячных  дискуссий – англо-французской  и американской.

Англо-французская  точка зрения предусматривала взыскание  с Германии репарационной сумы порядка  минимум-60 млрд. долларов. Американцы, не рассчитывавшие получить больших сумм, так как их территория не была театром военных действий, соглашались на взыскание с Германии максимум 30 млрд. долларов. Другим соображением у американской делегации на мирной конференции было нежелание резко ослаблять экономическую мощь Германии, в создании которой американский капитал принимал значительное участие.

      В-третьих, американцы рассчитывали экономически закабалить Германию и не хотели, поэтому  делиться долей грабежа с Англией  и Францией. Наконец они не желали сильно ослаблять Германию в надежде сделать из нее ударную силу против СССР. В результате острой борьбы репарационная проблема на мирной конференции не была решена и конкретная сумма репараций с Германии не была указана в мирном договоре.

      Наибольшую  заинтересованность в получении  репараций из Германии проявило французское  правительство. В начале работы конференции  французский представитель Лушер  настаивал на взыскании с Германии 480 — 600 млрд. золотых марок. Американские представители возражали против столь значительного ослабления Германии. Один из компаньонов банкирского дома Моргана, Томас Уламонт, выступивший на конференции в качестве эксперта, назвал сумму в 200 млрд. золотых марок. Позиция Англии в отношении репараций, как и во многих других вопросах мирного урегулирования, была противоречивой. С одной стороны, Англия хотела восстановить свою подорванную во время войны финансовую гегемонию, что требовало поступления крупных сумм в качестве репараций. С другой стороны, перед лицом своего французского соперника в борьбе за господство в Европе ей было невыгодно чрезмерное ослабление Германии. Немалую роль играли опасения английских промышленников, предвидевших значительное увеличение германского экспорта в связи с необходимостью получения средств на покрытие больших репарационных обязательств. Английские представители на Парижской конференции часто выступали с диаметрально противоположными проектами. Так, позиция лорда Конлиффа, представителя одной из подкомиссий в репарационной комиссии конференции, сближалась с французской точкой зрения, напротив, Кейнс, финансовый эксперт английской делегации, утверждал, что от Германии нельзя требовать больше 50 млрд. золотых марок. Колебания по этому поводу проявил Ллойд-Джордж. Во время избирательной кампании 1918 г. он заявил, что Германия заплатит за все. Вскоре после Открытия мирной конференции он начал энергично добиваться уменьшения суммы репараций, а незадолго до подписания мирного договора снова изменил свою точку зрения в сторону сближения с позицией французской делегации.

Информация о работе Парижская мирная конференция