Пакт Бриана — Келлога

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 19 Января 2014 в 15:06, доклад

Краткое описание

Кульминационным достижением «пацифистской» дипломатии был так называемый пакт Бриана — Келлога об отказе от войны как орудия национальной политики. Инициатива предложения этого нового пацифистского пакта принадлежала Бриану. 6 апреля 1927 г., в связи с десятой годовщиной вступления США в мировую войну, тысячи американских волонтёров, сражавшихся на Западном фронте, по приглашению французского правительства приехали в Париж. По этому поводу Бриан выступил с заявлением о дружественных чувствах Франции к США и о готовности французского правительства подписать с США «любое взаимное обязательство, чтобы поставить, по американскому выражению, войну вне закона».

Вложенные файлы: 1 файл

Пакт Бриана - Келлога.docx

— 29.46 Кб (Скачать файл)

Пакт Бриана — Келлога

Кульминационным достижением  «пацифистской» дипломатии был так  называемый пакт Бриана — Келлога об отказе от войны как орудия национальной политики.

Инициатива предложения  этого нового пацифистского пакта  принадлежала Бриану. 6 апреля 1927 г., в связи с десятой годовщиной вступления США в мировую войну, тысячи американских волонтёров, сражавшихся на Западном фронте, по приглашению французского правительства приехали в Париж. По этому поводу Бриан выступил с заявлением о дружественных чувствах Франции к Соединённым штатам и о готовности французского правительства подписать с США «любое взаимное обязательство, чтобы поставить, по американскому выражению, войну вне закона».

20 июня 1927 г. Бриан передал американскому послу в Париже официальную ноту с проектом франко-американского договора о «вечной дружбе». Заключением такого договора французское правительство рассчитывало обеспечить себе поддержку США для укрепления франка, урегулировать свои долговые обязательства перед Америкой и вообще упрочить военно-политическое положение Франции на случай осложнений в Европе. Со своей стороны американская дипломатия старалась использовать идею Бриана в интересах внутренней и внешней политики США. Что касается внешнеполитических мотивов, которые заставляли правительство Соединённых штатов поддержать французское предложение, то они были достаточно понятны. Возросшая после войны экономическая мощь Соединённых штатов внушала правительству заокеанской республики стремление приобрести руководящее влияние в мировой политике. Американцы не забыли, какое дипломатическое поражение они понесли после мировой войны, когда Англия и Франция сумели воспользоваться всеми плодами победы над Германией и превратить детище Вильсона — Лигу наций — в послушное орудие своего собственного господства. Руководитель государственного департамента США Келлог стремился создать Соединённым штатам Америки положение международного арбитра и противопоставить создаваемый им «инструмент мира» женевскому синедриону, где американским представителям приходилось оставаться в роли наблюдателей. В период выборов президента и членов Конгресса предполагаемый пакт изображался как плод мирной инициативы самого американского правительства. 28 декабря 1927 г. Келлог сообщил Бриану, что правительство Соединённых штатов с удовлетворением принимает французское предложение. Однако оно не считает возможным заключить договор о «вечном мире» с одной лишь Францией. Необходимо «достигнуть присоединения всех главных держав к пакту, посредством которого эти державы отказались бы от войны как орудия национальной политики».

Во Франции американский ответ вызвал большое разочарование. Многосторонний договор, предложенный Келлогом, грозил ослабить значение ранее  заключённых французской дипломатией  договоров и подорвать французскую  систему союзов. Кроме того, он наносил  урон и престижу Лиги наций, противопоставляя ей новое объединение европейских  держав, подписавших пакт.

Последовавшая затем дипломатическая  переписка между Францией и США  отразила стремление французской дипломатии устранить нежелательные для  Франции изменения в первоначальном проекте пакта. Келлогу предлагалось заключение такого договора между Францией и США, который воспрещал бы всякую наступательную войну. В дальнейшем к нему могли бы присоединиться и  все остальные государства. Во французской  ноте имелась характерная оговорка, что новый пакт не упраздняет заключённых  ранее союзов и не аннулирует обязательств, содержавшихся в уставе Лиги нации, в Локарнских соглашениях и других международных актах.

Было очевидно, что французская  дипломатия стремится оставить за Францией право применения вооружённой силы в целях своей внешней политики. Келлог ответил, что американское правительство  стоит за безусловный отказ от войны как средства национальной политики. Потому оно и не может  принять французское предложение.

13 апреля 1928 г. послы Соединённых  штатов в Англии, Германии, Италии, Японии вручили правительствам  этих стран ноты тождественного  содержания с запросом по существу  франко-американского спора. Ими  были представлены также первоначальный  проект Бриана, дипломатическая переписка государственного департамента с французским правительством и американский проект договора о запрещении войны.

Первой из запрошенных  держав ответила Германия. В ноте от 27 апреля 1928 г. она, разумеется, поспешила  высказаться в пользу американского  проекта. Германская дипломатия следовала  своей обычной тактике: демонстрировать  абсолютное миролюбие Германии, усыплять международную бдительность и отвлекать  внимание стран-победительниц от усиленного роста германских вооружений.

Британская дипломатия, обеспокоенная  активностью США, решила укрепить англо-французские  отношения. Нота Чемберлена от 19 мая 1928 г., указывая на «отсутствие существенных противоречий» между обоими проектами, солидаризировалась с французским  проектом. Однако британское правительство  сохраняло за собой право особого  истолкования обязательств пакта в  отношении таких стран, где у  Великобритании имеются «особые  интересы».

Таким образом, Америка оказалась  перед объединённым фронтом англо-французской  дипломатии. Во избежание провала  своего предложения американское правительство  решило пойти на уступки. Проект был  изменён в соответствии с важнейшими требованиями Франции и Англии, сводившимися к тому, что разрешались войны  в интересах обороны государств.

23 июня 1928 г. правительство  США разослало текст договора  об отказе от войны всем  участникам Локарнских соглашений и британским доминионам. Вскоре он был принят всеми государствами, приглашёнными стать участниками пакта: Германией (12 июля), Францией (14 июля), Италией (15 июля), Польшей (17 июля), Бельгией (18 июля), Великобританией (18 июля), Японией (20 июля), Чехословакией (20 июля).

Церемония подписания пакта  Келлога была проведена 27 августа 1928 г. в Париже с участием представителей Англии, Бельгии, Германии, Италии, Польши, Франции, Чехословакии и Японии. В  первой статье пакта договаривающиеся стороны заявляли, что они «исключают обращение к войне для Урегулирования международных споров и отказываются от таковой в своих взаимных отношениях». Вторая статья гласила, что при урегулировании или разрешении всех могущих возникнуть между сторонами споров или конфликтов должны всегда применяться только мирные средства. Наконец, третья статья устанавливала, что пакт открыт для присоединения  всех других государств: сообщения  о таком присоединении будут  приниматься правительством США.

26 сентября 1928 г. Лига наций  приняла Генеральный акт по  арбитражу для мирного урегулирования  конфликтов. Этот договор предусматривал  судебную и арбитражную процедуру  рассмотрения и урегулирования  конфликтов между участниками  пакта Келлога.

 

 

6 апреля 1927 г., в день 10-й  годовщины вступления США в  Первую мировую войну, министр  иностранных дел Франции А.  Бриан обратился с призывом к США заключить двусторонний договор “о вечной дружбе, запрещающий обращение к войне как к средству национальной политики”. Идея договора была подсказана Бриану профессором Колумбийского университета, активистом антивоенного движения в США Дж. Шотвеллом, главным редактором 150-томной “Экономической и социальной истории Первой мировой войны”. Он был убежден, что война между двумя промышленно развитыми странами будет в принципе всегда перерастать в многосторонний конфликт. Отсюда следовал вывод о невозможности ограниченных войн в индустриальную эпоху. Эти мысли были близки Бриану, который немало способствовал послевоенному восстановлению Европы. Роль Бриана в заключении Локарнского пакта 1925 года и дружественном диалоге Франции и Германии после многих лет недоверия была отмечена Нобелевской премией мира 1926 года.

28 декабря 1927 г. госсекретарь  США Ф. Келлог сообщил Бриану, что правительство США с удовлетворением принимает французское предложение, но не считает возможным заключить договор о “вечной дружбе” с одной лишь Францией. Келлог полагал, что необходимо было “достигнуть присоединения всех главных держав к пакту, посредством которого эти державы отказались бы от войны как орудия национальной политики”.

Такой многосторонний договор, несомненно, ослабил бы значение ранее  заключенных Францией договоров, подорвал французскую систему союзов и  нанес известный урон престижу Лиги наций, противопоставив ей новое объединение европейских держав, подписавших пакт. Поэтому усилия французской дипломатии были направлены на устранение нежелательных для нее изменений в первоначальном проекте пакта. Келлогу было предложено заложить в договор такие формулировки, которые означали бы отказ не от войны вообще, а лишь от всякой наступательной войны. В дальнейшем к договору могли бы присоединиться и все остальные государства. Особо отмечалось, что новый пакт не упраздняет заключенных ранее союзов и не аннулирует обязательств, содержащихся в Уставе Лиги наций, в Локарнских соглашениях и других международных актах.

Франко-американские переговоры продолжались более года. В конфиденциальном письме Бриану французский посол в Вашингтоне сообщал, что в госдепартаменте США “абсолютно не верят” в практическую возможность безусловного отказа от войны ни для Соединенных Штатов, ни для Франции.

Американское правительство  заявило, что оно не может принять  французских предложений. Госдепартамент настоял на том, чтобы ознакомить другие великие державы с американо-французской перепиской по этому вопросу.

13 апреля 1928 г. Келлог официально  представил проект соответствующего  документа. В тексте содержалось  декларативное осуждение войны,  но не оговаривались никакие  репрессивные санкции против  тех, кто может ее развязать.  Проект договора и пояснительные  записки к нему были направлены  министрам иностранных дел Великобритании, Германии, Италии и Японии, а также  европейским союзникам Франции  и британским доминионам с  просьбой высказаться по данному  вопросу. Был представлен также  первоначальный проект Бриана, дипломатическая американо-французская переписка и американский проект договора о запрещении войны.

Первой ответила Германия. В ноте от 27 апреля она высказалась  в пользу американского проекта. В английской ноте от 19 мая предлагалось не включать в договор положения  о праве на самозащиту из-за очевидности  этого тезиса, а также положения  об освобождении участников пакта от выполнения обязательств по отношению  к государству — нарушителю других договоров. Великобритания сделала  оговорку, что договор не должен распространяться на Британскую империю, а также оставляла за собой  свободу действий в “некоторых областях, благополучие и целостность которых  являются предметом особого и  жизненного интереса для нашего мира и безопасности”. Франция в ноте от 14 июля наметила положения, касающиеся права на выполнение обязательств статута Лиги наций, Локарнского договора и договоров о нейтралитете.

В мае правительство Соединенных  Штатов получило положительные ответы от Японии, Новой Зеландии, Австралии, Канады, Южно-Африканского Союза, Индии.

Подписание пакта состоялось 27 августа 1928 г. в Париже. В состав первоначальных участников, кроме шести  великих держав (США, Франция, Великобритания, Германия, Италия и Япония), были включены страны — участницы Локарнских соглашений и британские доминионы, которые дали согласие на его подписание. Официально этот документ назывался “Парижский договор об отказе от войны в качестве орудия национальной политики”. В историю дипломатии он вошел как “пакт Бриана — Келлога”.

В день подписания пакта  государственный департамент США  направил ноту правительствам 48 государств с приглашением присоединиться к пакту. В этот же день французский посол в Москве Ж. Эрбетт довел до сведения НКИД текст пакта и попросил сообщить мнение правительства СССР в отношении возможного присоединения к договору. Посол при этом добавил, что в случае утвердительного ответа он “уполномочен принять акт о присоединении для передачи его в Вашингтон”.

По вопросу о пакте  в советском руководстве имелись  разногласия. Из высших партийных лидеров  за присоединение к нему выступал член Политбюро Н. И. Бухарин. Из руководителей  наркомата иностранных дел идею пакта поддержал замнаркома М. М. Литвинов, а возражал против нее — нарком Г. В. Чичерин.

Свое отношение к пакту  Чичерин выразил в записке, направленной 17 июля 1928 г. в Политбюро. Нарком в  ней особенно обращал внимание на то, что СССР не был приглашен  к подготовке этого документа. “Присоединение к уже готовому пакту, созданному другими, — писал он, — для  нас неприемлемо, потому что мы должны будем принять все, что сделано  без нас, и притом на совершенно другой идейной почве”. По его убеждению, имелся бы некоторый смысл в том, чтобы участвовать в торжественных  мероприятиях по поводу подписания договора. “В этом случае — продолжал Чичерин, — наша роль заключалась бы в  том, чтобы явиться, поспорить, пошуметь, выдвинуть всякие протесты и, наконец, уйти со скандалом”. “Участвовать”  же в той или иной форме в  пакте Бриана — Келлога, т. е. подписывать его, нарком считал для СССР “принципиально невозможным” 1.

Однако в этот период Чичерин, который с середины 1927 года все  чаще находился на лечении за границей, уже не мог реально влиять на формирование позиции НКИД. С 1928 года наркомат фактически возглавлял М. М. Литвинов, подходивший  к внешнеполитическим вопросам сугубо прагматически. Отстранение от активной политической жизни наркома давало его заместителю широкие возможности  для постепенной переориентации советской внешней политики. Главным для роста авторитета СССР Литвинов считал участие Москвы в различного рода международных пактах и конференциях, уделяя много внимания переговорам по вопросам разоружения, проводившимся при его активном участии в Женеве.

Информация о работе Пакт Бриана — Келлога