О проблемах сохранения музейных фондов в России

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 31 Мая 2012 в 21:10, научная работа

Краткое описание

Культурное и природное наследие рассматривается сегодня как значимый фактор самоидентификации общества и личности и как важнейший ресурс развития отдельных регионов и страны в целом. Оно требует решения множества актуальных проблем сохранения и освоения, а музеи, число и влияние которых растёт во всем мире, являются оптимальной, исторически созданной для этой цели формой.

Вложенные файлы: 1 файл

Daydzhest.docx

— 41.20 Кб (Скачать файл)

Дайджест

Международный факультет

 Группа 211101

Майданова Юлия

О проблемах сохранения российских музейных фондов

Введение

Культурное и природное  наследие рассматривается сегодня  как значимый фактор самоидентификации  общества и личности и как важнейший  ресурс развития отдельных регионов и страны в целом. Оно требует  решения множества актуальных проблем  сохранения и освоения, а музеи, число  и влияние которых растёт во всем мире, являются оптимальной, исторически  созданной для этой цели формой.1

В соответствии с  Федеральным законом "О Музейном фонде Российской Федерации и  музеях в Российской Федерации", Положением о Музейном фонде Российской Федерации, утвержденным Постановлением Правительства Российской Федерации  от 12 февраля 1998 г. N 179, проблема сохранения музейных предметов и музейных коллекций  относится к числу приоритетных направлений в деятельности Министерства культуры Российской Федерации, органов  исполнительной власти Российской Федерации  в сфере культуры, всех музеев страны. 
В целях усиления контроля за сохранностью Музейного фонда Министерством культуры Российской Федерации подготовлены рекомендации, изложенные в прилагаемой аналитической справке "Об актуальных проблемах сохранения Музейного фонда Российской Федерации". 
Просим довести материал до сведения всех музеев, находящихся на территории субъекта Российской Федерации, структурных подразделений музеев федерального ведения и принять меры к безусловному исполнению указанных рекомендаций.2

 

С начала 1990-х гг. Министерство культуры Российской Федерации  начало целенаправленную работу по усилению охраны и защиты культурных ценностей  в рамках раздела "Безопасность музейных и библиотечных фондов", являющегося  составной частью федеральной подпрограммы "Развитие культуры и сохранение культурного наследия России".3

 

О сохранности  культурных ценностей

 

Одной из важнейших задач  любого государства является сохранение ценностей национальной культуры. Основы законодательства Российской Федерации  о культуре, принятые 9 августа 1993 г. установили, что культурное достояние  народов России находится на особом режиме охраны и использования. Для  решения проблемы защиты и сохранения культурных и исторических ценностей  была принята межведомственная Программа  мер по обеспечению сохранности, усилению борьбы с хищениями и  контрабандным вывозом предметов  культурного и природного наследия народов России. Основное внимание в ней уделялось профилактике и пресечению правонарушений, связанных  с незаконным оборотом культурных ценностей, и раскрытию ранее совершенных  преступлений. О чрезвычайной значимости этих проблем для нашего общества свидетельствует принятие 18 августа 1998 г. очередной межведомственной Программы  мер по обеспечению сохранности, усилению борьбы с хищениями и  незаконным оборотом предметов исторического  и культурного наследия народов  России.

Наиболее распространенными  в данной группе преступлений являются хищения художественных произведений, антиквариата, предметов религиозного культа. Сегодня российские "дельцы от искусства" нацелены преимущественно  на добычу очень дорогих и действительно  редких художественных произведений, находящихся в экспозициях и  в запасниках музеев, в частных  коллекциях. Если говорить о правоохранительных структурах, призванных охранять достояние  России, то основной мешающей в борьбе с расхитителями культурных ценностей  проблемой является кадровая. В этой сфере в идеале должны работать люди, владеющие как оперативным мастерством, так и искусствоведческими познаниями.4

В целях определения состояния  Музейного фонда Российской Федерации  и музеев в Российской Федерации  по поручению Президента Российской Федерации от 8 августа 2006 года  в 2007-2009 годы проведена комплексная проверка сохранности культурных ценностей, находящихся в фондах российских музеев.

Основанием для проведения проверки послужили факты хищения 221 предмета из коллекции Отдела истории русской культуры Государственного Эрмитажа, выявленные в августе 2006 года.

 

 

Проверка осуществлялась тремя  рабочими  группами Комиссии:       

I. Рабочая группа по проверке  наличия, состояния учета и  хранения музейных предметов  и музейных коллекций, входящих  в состав Музейного фонда Российской  Федерации;

II. Рабочая группа по рассмотрению  вопросов совершенствования законодательства  Российской Федерации и исполнения  бюджетных обязательств в области  сохранения Музейного фонда Российской  Федерации.

III. Рабочая группа по рассмотрению  вопросов обеспечения безопасности, защищенности (в том числе техническими  средствами), охраны музейных предметов  и музейных коллекций Музейного  фонда Российской Федерации.

Наиболее крупные хищения из экспозиционных и хранительских  помещений зафиксированы в  Челябинском областном краеведческом музее (4671 предмет), Смоленском государственном объединенном музее-заповеднике (1288 предметов), Национальном музее Республики Адыгея (756 предметов),  Центральном государственном музее истории Санкт-Петербурга (537 предметов). 5

Надзор за музейными  ценностями

Сенаторы заявили о необходимости  принятия закона, регламентирующего  создание такого информационного ресурса, как государственный каталог  музейного фонда России.

Как сообщает пресс-служба Совета Федерации, подобная система требует постоянного  внимания и соответственно квалифицированных  операторов, в противном случае база данных рискует попасть в руки непрофессионалов и быть уничтоженной. Эта проблема требует законодательного решения, подчеркивают сенаторы.

В ходе обмена мнениями эксперты отметили обязательность установления тщательных критериев отбора информации для  сбора и хранения. Они обращали внимание на необходимость выработки  национальной концепции сохранения цифровых ресурсов, которая бы определяла, кто сохраняет, как и зачем. 6

Формы и стратегии сохранения культурного наследия России

Сохранение памятников деревянного  зодчества важно как для культурного  развития, так и социально-экономического. Практикуются два способа спасения построек от уничтожения: либо они переносятся  на новую территорию и организуются в музеи под открытым небом, либо музеефицируются на своих местах без перемещения. 7

Приватизация  памятников архитектуры и истории  частными лицами - практически решенный вопрос, за который ратуют деятели  культуры. По их мнению, только это может  спасти культурное наследие России.

Надо  отметить, что за рубежом передача памятников истории и культуры в  частную собственность - вполне обычное явление. В России идея продажи памятников культуры будоражит умы наших чиновников уже не первый год. Главным ее двигателем долгое время был прежний министр культуры Михаил Швыдкой, который подчеркивал необходимость таких перемен на прошлогоднем Госсовете по культуре. Тогда же, кстати, его поддержал и Юрий Лужков, заявивший, что памятники надо отдавать тем, кто может их восстановить. Однако только сейчас их идея стала реальностью. Деятели культуры считают, что приватизация памятников культуры была бы вполне своевременной: пока еще есть, что продавать.

"Петербургская  стратегия сохранения культурного  наследия" разработана Комитетом  по государственному использованию  и охране памятников. Стратегия  определяет основные приоритеты, критерии и направления деятельности  по сохранению культурного наследия  Санкт-Петербурга. Она раскрывает  проблемы охраны, реставрации и  использования памятников, ансамблей  и городской среды, а также  реконструкции и нового строительства  в исторических районах. Стратегия  призвана обеспечить смысловые,  правовые и процедурные аспекты  преобразования и совершенствования  городского ландшафта, сущность  которых определяется формулой  “сохранение через развитие, развитие  через сохранение”1.

"Стратегия  сохранения наследия" носит универсальный  характер. Она раскрывает проблемы  охраны реставрации и использования  памятников, ансамблей, городской  среды, а также реконструкцию  и новое строительство в исторических  районах города. Она строится  на основе сбалансированных интересов  между требованиями общественности  по охране исторической среды  и необходимостью экономической  деятельности в центре города. Сегодня в Санкт-Петербурге под  государственной охраной находятся  около восьми тысяч памятников. Более семи тысяч из них нуждаются в срочных ремонтно-реставрационных работах. В границах объединенных охранных зон действуют особые режимы градостроительной и хозяйственной деятельности. Особенно строгие ограничения, включая полный запрет нового строительства, действуют на территории исторического центра. "Считаю, что охранные режимы должны войти в "Правила застройки и землепользования Санкт-Петербурга, обеспечивая сохранение исторической застройки и меру допустимых преобразований", - подчеркивает губернатор.8

Разрабатывая  региональные стратегии политики в  области сохранения памятников истории  и культуры, специалисты называют следующие приоритетные направления  охраны культурного наследия от негативных последствий проявления факторов риска, в том числе - экологического риска:

    • согласование всех видов работ на землях историко-культурного назначения;
    • разработка и утверждение проектов охранных зон;
    • контроль за ведением нового строительства;
    • страхование памятников;
    • вывод экологически вредных производств с территорий памятников и с земель историко-культурного назначения;
    • противоаварийные работы, консервация памятников;
    • проведение инженерно-экологических мероприятий (защита от вибрации, блуждающих токов, экологизация транспортных схем городов, понижение уровня грунтовых вод, устройство ливневых канализаций, вертикальная планировка и благоустройство исторических территорий, берегоукрепительные работы);
    • кадровое обеспечение и финансирование работ по систематическому контролю состояния объектов культурного наследия.9

 

Ввоз и вывоз культурных ценностей

Интерес к проблеме культурных ценностей  можно считать показателем уровня культурного развития населения  любой страны. Сегодня развивающиеся  страны требуют возвращения культурных ценностей, и эта проблема активно  обсуждается международными организациями  и на международных форумах.

Естественно, что само понятие «культурные  ценности» или «произведения  искусства» подразумевают под собой  бережное и внимательное к ним  отношение как со стороны работников «культурной» сферы, так и со стороны  таможенных органов, привыкших, в основном иметь дело с «обычным» товаром, т. е. «продуктом труда, созданным для  продажи».

Вместе с тем, на таможенные органы Российской Федерации возложены  функции по пресечению незаконного  оборота через таможенную границу  предметов художественного, исторического  и археологического достояния народов  России и зарубежных стран. Кроме  того, контроль за законным перемещением культурных ценностей, (при условии, что они имеют материально-пространственную форму воплощения) предполагает выделение их в отдельную категорию товаров.

Данное обстоятельство обусловлено  тем, что в традиционном понимании  товаром является продукт человеческого  труда, созданный для получения  прибыли путем продажи или  обмена. Естественно, что культурные ценности могут выступать и в  этом качестве, но приведенные далее  в данной курсовой работе определения, относящиеся к культурным ценностям, явно противоречат экономической сущности товара.

В соответствии с Законом под  вывозом культурных ценностей понимается перемещение любыми лицами в любых  целях через таможенную границу  РФ культурных ценностей, находящихся  на территории Российской Федерации, без  обязательства их обратного ввоза.

Ввоз культурных ценностей - перемещение  любыми лицами в любых целях через  таможенную границу Российской Федерации  культурных ценностей, находящихся  на территории иностранного государства, без обязательства их обратного  вывоза.

Временный вывоз культурных ценностей - перемещение любыми лицами в любых  целях через таможенную границу  Российской Федерации культурных ценностей, находящихся на территории Российской Федерации, с обязательством их обратного  ввоза в оговоренный срок.

Временный ввоз культурных ценностей - перемещение любыми лицами в любых  целях через таможенную границу  Российской Федерации культурных ценностей, находящихся на территории иностранного государства, с обязательством их обратного вывоза в оговоренный срок.

Контроль государственных  органов

Росохранкультуры осуществляет свою деятельность непосредственно и через свои территориальные органы во взаимодействии с другими федеральными органами исполнительной власти, органами исполнительной власти субъектов РФ, органами местного самоуправления, общественными объединениями и иными организациями. К полномочиям Росохранкультуры, в частности, относятся:

1) осуществление государственного  контроля за вывозом и ввозом культурных ценностей;

2) принятие решений о возможности  вывоза или временного вывоза  культурных ценностей, выдача  юридическим и физическим лицам  свидетельства на право их вывоза и временного вывоза;

3) регистрация культурных ценностей,  ввозимые и временно ввозимые  на территорию РФ;

4) заключение договоров о возврате  вывозимых культурных ценностей  с лицами, ходатайствующими об  их временном вывозе;

5) обеспечение экспертизы культурных  ценностей, заявленных к вывозу  и временному вывозу, а также  при их возврате после временного  вывоза.

Важная роль в регулировании  этого процесса на территории России отводится таможенным органам, которые  обеспечивают соблюдение законодательства в части контроля за порядком перемещения через таможенную границу Российской Федерации культурных ценностей, взаимодействуя при этом с соответствующим департаментом Министерства культуры РФ или его территориальными управлениями по охране культурного наследия. В компетенцию таможенных органов входит пресечение незаконного оборота культурных ценностей через таможенную границу Ст. 403 Таможенного Кодекса РФ. При необходимости применения специализированного оборудования и специальных знаний для таможенного оформления отдельных видов товаров, Федеральная Таможенная Служба России (ФТС России) вправе устанавливать определённые таможенные органы для декларирования таких товаров в целях обеспечения эффективности контроля за соблюдением таможенного законодательства Российской Федерации Ст. 125 Таможенного Кодекса РФ, в частности это касается и перемещения культурных ценностей.10

Информация о работе О проблемах сохранения музейных фондов в России