Отношения Республики Беларусь со странами СНГ

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 02 Июня 2013 в 18:01, реферат

Краткое описание

Целью данной работы является изучение внешнеполитических процессов Республики Беларусь в 2000-е гг.
Задачи:
- рассмотреть внешнюю политику Белоруссии в отношении СНГ и России;
- проанализировать внешнеполитическую деятельность Республики Беларусь с ЕС и взаимоотношения с НАТО.

Содержание

Введение. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .2
Отношения Республики Беларусь со странами СНГ. . . . . . . . . . . . . 4
Белорусско-Российские отношения. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .9
Взаимоотношения с ЕС. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 11
Отношения Беларусь – НАТО на современном этапе. . . . . . . . . . . 15
Заключение. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .18
Список использованной литературы. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 19

Вложенные файлы: 1 файл

внешняя политика.docx

— 40.60 Кб (Скачать файл)

Межрегиональное сотрудничество направлено на эффективное использование  имеющегося производственного потенциала, развитие специализации и кооперирования предприятий, совершенствование ранее  сложившихся экономических связей. Ежегодно в белорусских и российских регионах осуществляется обмен визитами делегаций, проводятся заседания советов делового сотрудничества, рабочих групп по сотрудничеству, экономических форумов, семинаров.  Большое значение имеет реализация совместных программ, финансируемых из бюджета Союзного государства. В настоящее время реализуется несколько десятков таких программ, они охватывают сферы промышленности, энергетики, строительства, инноваций и новых технологий, совместного освоения космос, развития компьютерных технологий и др. Реализация программ Союзного государства обеспечило работой 1,2 млн белорусов и 3,7 млн россиян. Кооперативные связи налажены между 26 тыс белорусских и российских предприятий.

Развивают сотрудничество в военной и военно-технической сферах. На белорусской территории размещены военные объекты (в Барановичах и Вилейке). Беларусь поставляет в Россию автоматизированные системы управления, колесные тягачи. 180 российских предприятий ВКП работают со 120 белорусскими партнерами. Проводятся совместные белорусско-российские учения. Наши страны формируют единую систему ПВО.

Беларусь и Россия координируют свои действия на международной арене, работают над углублением интеграции в рамках СНГ, выступают с совместными инициативами в международных организациях, прежде всего ООН и ОБСЕ. В 2010 г. достигнута договоренность о переводе совместных коллегий министерства иностранных дел Беларуси и России с двухгодичного цикла на ежегодный. [2]

 

ВЗАИМООТНОШЕНИЯ С ЕС

После расширения на восток в 2004 г. Европейский союз стал непосредственным соседом. В настоящее время Беларусь и ЕС имеют около 1000 км общей границы. Отношения между ЕС и Беларусью в последние годы в решающей степени определялись внутриполитическим развитием страны. Уже вскоре после выборов в 1994 году ЕС ввиду различных нарушений был вынужден кардинально изменить свою позицию по отношению к Минску. Заключенное между ЕС и Беларусью в 1995 г. Соглашение о партнерстве и сотрудничестве, равно как и двустороннее временное соглашение, уже в 1997 г. были заморожены Евросоюзом. Как следствие этого интенсивность сотрудничества продолжала падать. ЕС начал применять санкции. В 2003 году в ходе формирования Европейской политики Беларусь оказалась фактически исключенной из политики добрососедства. [3] Белорусскую сторону категорически не устраивает фактическая дискриминация граждан Республики Беларусь в отношении въездного режима в ЕС. В качестве первоочередной меры необходимо понизить как минимум вдвое стоимость визы, после чего упростить и ускорить процедуру выдачи виз, а в перспективе достичь безвизового режима общения. Необходимо отметить, что подход Беларуси к визовой проблематике разделяет ряд государств, входящих в ЕС и шенгенскую зону ( Польша, Литва, Латвия, Эстония, Чехия, Словакия, Венгрия и др.)

Сотрудничество с ЕС в  области торговли и инвестиций сохраняет  высокую степень привлекательности  для Беларуси, поскольку по объему торговли ЕС устойчиво занимает вторую позицию после Росси, а по объему инвестиций в белорусскую экономику  находится на первом месте.

По данным Национального  статистического комитета, товарооборот со странами ЕС в январе—сентябре 2012 г. увеличился на 22,3% и составил 21 млрд. 363,5 млн. долларов. Экспорт увеличился на 32,1% (14 млрд. 871,9 млн. долларов), импорт вырос на 4,4% (6 млрд. 491,6 тыс. долларов). Положительное сальдо составило 8 млрд. 380,3 млн. долларов. Из общего объема белорусского экспорта на долю стран ЕС приходится 41,2%. Импорт из стран ЕС составил 18,7%. [7]

Европейские страны входят в число ключевых внешнеторговых и инвестиционных партнеров Беларуси. К странам, с которыми Республика Беларусь имеет наиболее развитые связи в торгово-экономическом отношении, относятся Нидерланды, Германия, Польша, Латвия, Великобритания, Италия, Литва, Франция. Активно инвестируют капитал в белорусскую экономику Австрия, Великобритания, Кипр, Нидерланды, Италия.

В число важных приоритетов  внешней политики Беларуси входит развитие взаимовыгодных партнерских связей с Литвой, Латвией и Польшей. Основой  взаимодействия являются тесные исторические и культурные связи между белорусским  народом и народами указанных  государств, сложившиеся во время  их пребывания в составе Великого княжества Литовского, Речи Посполитой, Российской империи, СССР (для Литвы  и Латвии).

Отношения со странами Балтии и Польши имеют важное значение в рамках формирования вокруг Республики Беларусь так называемого «пояса добрососедства». Идея создания такого пояса была выдвинута белорусским руководством в конце 1990-х гг., отразив определенную неудовлетворенность состоянием и перспективами развития отношений с западными соседями.

Основными компонентами создания этого пояса являются формирование политического, военного, экономического, экологического, культурного и информационного пространства безопасности, развитие сотрудничества и обеспечение стабильности в отношениях с западными приграничными государствами.

Наши взаимоотношения  с западными соседями – Польше, Литвой и Латвией развиваются  в русле общих политических тенденций, характерных для белорусско-европейских отношений, дополняемых также фактором добрососедства.

Литва, Латвия и Польша входят в число важнейших внешнеторговых партнером Республики Беларусь. В 2012 г. Латвию экспорт вырос в 1,35 раза до 3 млрд. 79,8 млн. долларов, импорт из этой страны — на 19,4% до 106,4 млн. долларов, экспорт в Польшу составил 740,1 млн. (на 15,5% меньше), импорт из этого государства — 977,6 млн. (на 3,8% больше), экспорт в Литву составил 935,9 млн. (на 61,2% больше), импорт — 256,5 млн. (на 17,9% больше). [7]

Из «старожилов» Европейского союза наибольшее значение для Республики Беларусь имеет Федеративная Республика Германия. Весьма активным является двусторонне общение на уровне внешнеполитических ведомств и отдельных федеральных земель ФРГ. Углубляются белорусско-германские связи в рамках Движения побратимства. В 2009 г. соглашениями о партнерстве были связаны 19 пар городов двух стран.

К концу 2000-х гг. Германия находилась на четвертом мести среди  внешнеэкономических контрагентов Беларуси и на втором месте среди стран, не входящих в СНГ. В Германию в январе—сентябре 2012 года экспортировано товаров на 1 млрд. 305 млн. долларов (на 5,3% меньше), импортировано из этой страны 1 млрд. 837,1 млн. (на 0,3% больше). [7]. Беларусь в январе-июле 2012 г. поставила в Германию 961,1 тыс. т. сырой нефти и сырых нефтепродуктов, полученных из битуминозных минералов, на сумму 750,875 млн долл. США. В свою очередь, экспорт нефтяных газов и прочих газообразных углеводородов в страны ЕС составил 115,7 млн долл. США. [8].

 

Из Германии в нашу страну поступает большое количество инвестиционного  импорта, прежде всего машины, оборудование, транспортные средства, аппаратура и  инструменты. Германия входит в число  ведущих кредиторов Беларуси. Объем  прямых инвестиций, направленных ФРГ  в белорусскую экономику, увеличился с 28 млн долл. США в 2007 г. до 51,6 млн  – в 2009 г.

Достаточно активным и  эффективным является белорусско-германское сотрудничество в области образования и культуры. Германия входит в число лидеров по оказанию помощи Беларуси в ликвидации последствий чернобыльской катастрофы. [2]

 

ОТНОШЕНИЯ БЕЛАРУСЬ – НАТО НА СОВРЕМЕННОМ ЭТАПЕ

Стремление Республики Беларусь к полноценному участию в европейских  интеграционных процессах, затрагивающих  военно-политическую сферу, началось сразу  после провозглашения независимости. Одним из направлений внешней  политики Республики Беларусь является взаимодействие с НАТО. На сегодняшний день Североатлантический альянс является крупнейшим военно-политическим объединением. Взаимодействие с НАТО реализуется в рамках Совета Евроатлантического партнерства (СЕАП) и программы «Партнерство ради мира» (ПРМ), вступив в которую, Беларусь объявила о своей приверженности принципам демократии и обеспечения безопасности.

Официально Беларусь присоединилась к программе ПРМ в 1995 г., подписав в Брюсселе рамочный документ о сотрудничестве и создав при штабе Объединенных вооруженных сил НАТО в Европе Пункт по координации партнерства (ПКП). Главные цели как НАТО, так  и Беларуси совпадают. Их сущность – создание всеобъемлющей и неделимой безопасности в Европе.

Политические разногласия  в марте 2006 г. не помешали реализации ИПП Беларуси в НАТО на 2006 – 2007гг. В соответствии с данной программой представители Вооруженных Сил Беларуси в мае 2007 г. приняли участие в программе НАТО по трансформации в оборонной области в Европейском Центре изучения вопросов безопасности им. Дж. Маршалла в Гармиш-Партенкирхен (ФРГ) для обсуждения вопросов управления войсками НАТО и подходов к проведению операций.

В ноябре 2007 г. в Беларусь прибыли представители командования объединенных военно-воздушных сил  НАТО «Рамштайн». Основной целью мероприятия было ознакомление участников с задачами командования ОВВС НАТО «Рамштайн» доктриной и процедурами НАТО.

В ходе дальнейшего укрепления сотрудничества была разработана ИПП  Беларуси и НАТО на 2008 – 2009 гг. в нее  вошли 85 мероприятий из 20 областей сотрудничества, а также 9 дополнительных мероприятий.

В конце февраля 2008 г. в  Минске состоялись консультации экспертов  Беларуси и НАТО по оценке результатов  участия белорусского государства  в ПАРП в истекшем периоде. Представители  международного секретариата НАТО дали высокую оценку ответственному и  результативному участию Беларуси в мероприятиях ПАРП.

В апреле 2008 г. вследствие очередных  политических разногласий руководством НАТО было принято решение об ограничении  уровня участия белорусской стороны  в предстоящей встрече СЕАП в  Бухаресте.

Важным шагом на пути сотрудничества в области обеспечения безопасности стало проведение в ноябре 2008 г. консультаций с представителями штаб-квартиры НАТО, в ходе которых в предварительном плане был одобрен проект Индивидуальной программы партнерства Беларусь – НАТО на 2009 – 2010 гг.

Саммит НАТО в апреле 2009 г. открыл перед Беларусью серьезную  перспективу прорыва в отношениях с ЕС и США. Результатом положительных изменений во взаимоотношениях с Североатлантическим альянсом стало полноправное членство Беларуси в Женевском Центре по демократическому контролю над вооруженными силами, действующем в рамках ПРМ в ноябре 2009 г.

В настоящее время главной  задачей отношений Республики Беларусь с НАТО является развитие политического  диалога и наращивание практического  сотрудничества на равноправной и взаимовыгодной основе.

НАТО играет значимую роль в обеспечении европейской международной  безопасности, и в этом направлении  Беларусь готова к дальнейшему сотрудничеству с Североатлантическим альянсом.

Трансформация организации  НАТО, модернизация ее структур, расширение программ партнерства в целом  оказывают положительное воздействие  на национальную безопасность Республики Беларусь. [4]

 

Заключение 
 
Итоги внешнеполитической деятельности Республики Беларусь представляют собой сочетание успехов и неудач, достижений и просчетов. С одной стороны, страна добилась всеобщего международного признания, доказала способность к независимому существованию в сообществе суверенных государств, урегулировала отношения с соседними государствами. С другой стороны, во второй половине десятилетия накапливались трудности и проблемы. Ухудшение отношений с Западом, оказывает негативное воздействие на социально-экономическую ситуацию внутри Беларуси и ее международное положение. Нормализация отношений с ведущими государствами Запада и такими влиятельными международными организациями, как Европейский союз, Совет Европы, НАТО и МВФ, является приоритетом номер один для внешней политики. На современном этапе Беларусь и Евросоюз из-за политических разногласий далеко не в полной мере используют потенциал двусторонних экономических отношений. Полноценная нормализация политических отношений между Беларусью и ЕС позволит придать определенный импульс развитию торгово-экономического сотрудничества, а также снизит для резидентов ЕС риски инвестиций в экономику Беларуси. 
Важнейшим фактором развития Беларуси была и остается Россия.  

 

 

 

 

 

 

Список использованной литературы:

      1. http://www.belta.by/ru/all_news/economics/Tovarooborot-Belarusi-so-stranami-SNG-za-janvar-vyros-na-535_i_592851.html

2.Внешняя политика Республики Беларусь в 2000-е годы.

     Минск, БГУ, 2011

3.Беларусь и Европейский Союз: от изоляции к сотрудничеству.

Вильнюс, 2011 г. под редакцией  Ханса – Георга Вика, Штефана  Малериуса

  1. Международные отношения. История. Теория. Практика.

Минск, «Издательский центр  БГУ», 2010

  1. http://www.belta.by/ru/all_news/economics/Tovarooborot-Belarusi-i-Moldovy-v-janvare-sentjabre-vyros-na-11_i_614369.html
  2. http://www.mintorg.gov.by/index.php?option=com_content&task=view&id=1408&Itemid=30
  3. http://belapan.com/archive/2012/11/19/eu_588433/
  4. http://nmnby.eu/news/analytics/4947.html

 


Информация о работе Отношения Республики Беларусь со странами СНГ