Особливості трансформації зовнішньополітичних пріоритетів Білорусії у другій половині XX – XXI ст.

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 09 Ноября 2013 в 05:12, лекция

Краткое описание

В 1991 году Республика Беларусь получила независимость, в свою очередь статус суверенного государства потребовал радикальной перестройки международных связей республики и формирования собственной внешней политики.
В 1990-ые гг. Республика Беларусь стала полноправным членом более 60 международных организаций, в 10 получила статус наблюдателя. В 1991-1995 гг. она подписала более 600 двусторонних межгосударственных и международных соглашений по вопросам внешнеполитической и внешнеэкономической деятельности. Беларусь заключила договоры с суверенными республиками СНГ, о дружбе и границах с Польшей, Латвией и Литвой. Республика стала участницей совещания по безопасности и сотрудничеству в Европе (ОБСЕ), подписала Заключительный акт ОБСЕ в Хельсинки, подписала Парижскую хартию новой Европы, вошла в Международный валютный фонд и Всемирный банк реконструкции и развития.

Вложенные файлы: 1 файл

Беларусь.docx

— 29.30 Кб (Скачать файл)

В период 1994-2004 гг. диалог Украины  и Беларуси хотя и не характеризовался только однозначной стабильностью, но и протекал без значительных напряженностей, присущих отношениям с некоторыми другими  соседними странами. Украина в  то время поддерживала руководство  Беларуси, особенно в период выборных компаний. На протяжении двух каденций пребывания на посту президента Леонида Кучмы украинский и белорусский лидеры встречались 19 раз.

Как и следовало ожидать, с конца 2004 г. акценты в отношениях Украины и Беларуси претерпели изменения. Это было связано с тем, что  в Украине вследствие Оранжевой  революции произошла смена политических элит. В этот период в Минске наблюдалась  неоднозначная оценка происходящих в Украине политических событий, опасение возможного экспорта в Беларусь элементов Оранжевой революции. Тем не менее, уже с осени 2005 г. формат отношений между странами снова трансформировался. В силу ряда внутренних и внешних факторов, основной акцент в отношениях с Беларусью  был перенесен на экономический  аспект сотрудничества. С 2006 по 2008 гг. на повестке дня постоянно стоял  вопрос о возобновлении контактов  на высшем уровне, однако, в силу ряда политических обстоятельств, двусторонняя встреча глав государств все время переносилась.

Одной из причин таких срывов уже традиционно являлась жесткая  позиция руководства Беларуси по вопросу ратификации Договора о  государственной границе от 1997 г. с вопросом об украинском долге. В  целом, с 2005 по 2008 гг. президенты Украины  В. Ющенко и Республики Беларусь А.Лукашенко имели возможность лишь трижды встретиться в рамках саммита глав государств-членов СНГ. Данный формат общения не способствовал глубокому осмыслению двустороннего сотрудничества и выведению его на новый уровень. 2009 г. стал прорывным в отношениях Украины и Беларуси в политической плоскости. Это позволило провести 4 встречи на уровне президентов Украины и Беларуси, а также активизировать диалог на правительственном и парламентском уровне.

Более оптимистично Минск  отнесся к смене элит в Украине  в результате последних президентских  выборов. Уже 24-25 февраля 2010 г. состоялся  рабочий визит Президента Республики Беларусь в Украину для участия  в церемонии инаугурации избранного Президента Украины В. Януковича, а 29 апреля, в свою очередь, состоялся  рабочий визит президента Украины  в Беларусь, где были наработаны перспективные направления украинско-белорусского сотрудничество.

Однако уже в мае  того же года не состоялся визит  А. Лукашенко в Украину, где должен был произойти обмен ратификационными грамотами Договора о государственной  границе. До конца 2010 г. президенты двух стран встречались ещё дважды в рамках различных международных  мероприятий, однако эти встречи  обошлись без декларации новых задач  двустороннего сотрудничества. С  мая 2010 г. последующая двусторонняя коммуникация происходила преимущественно на межправительственном уровне.

!!!!!ВЫВОД: Пожалуй, ключевой проблемой является то, что отношения между Украиной и Беларусью, начиная с 2000-х годов, всегда преимущественно определялись третьими странами и актуальностью на конкретный период времени той или иной интеграционной перспективы для каждой из этих соседних стран. Это привело к тому, что двусторонние отношения между Киевом и Минском строились по остаточному принципу, насколько это позволяли отношения Украины и Беларуси с Россией, ЕС и США. Результатом стало доминирование в них экономической составляющей, при прохладном политическом диалоге, сохранении нерешенных проблем, нереализованном стратегическом потенциале в транспортной и энергетической сферах.


Информация о работе Особливості трансформації зовнішньополітичних пріоритетів Білорусії у другій половині XX – XXI ст.