Особенности системы социальной защиты населения в США

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 18 Октября 2014 в 07:26, контрольная работа

Краткое описание

Для развития социальной работы в России огромное значение имеет изучение, осмысление и использование опыта, накопленного в странах мира.
Группировка различных видов социальной работы не является универсальной и может иметь в различных странах свои особенности.
В США основанием группировки различных видов социальной работы служит объект предпринимаемых усилий

Содержание

1 Особенности системы социальной защиты населения в США.
2 Концепция "Государство всеобщего благосостояния", ее содержание и воплощение в странах Западной Европы.
3 Список использованной литературы

Вложенные файлы: 1 файл

Ср за рубежом.doc

— 90.00 Кб (Скачать файл)

 Таким образом, система социальной  защиты США формируется, приспосабливаясь  к современным условиям, опираясь  на прочные материальные ресурсы  и сложившуюся систему ценностей. Американская система социальной защиты имеет 2 четко выраженных направления: систему социального страхования и систему социальной помощи. Американская система социального обеспечения направлена, в первую очередь, на помощь в самореализации, достижении личного успеха, а не на развитие иждивенчества и расчет на помощь государства.

 

    1. Концепция "Государство всеобщего благосостояния", ее содержание и воплощение в странах Западной Европы.

Государство Всеобщего Благосостояния - ( welfare state ) – общество,  где существует государственная ответственность за благосостояние граждан, которая не может быть возложена ни на самого индивида,  ни на частную корпорацию или местную власть.  Государство  предоставляет льготы и решает проблемы социального обеспечения, особенно в области здравоохранения, образования, обеспечения жильем, поддержания доходов посредством пособий по безработице, пособий малообеспеченным семьям,  денежных доплат низкооплачиваемым работникам и т.п. Финансирование этих расходов осуществляется государственными страховыми программами и через систему налогообложения, которая уменьшает социальное  неравенство  посредством перераспределения ресурсов. Первой программой государства всеобщего благосостояния считается система  национального социального обеспечения, введенная Бисмарком в Германии в 1880-е гг. Полную ответственность за благосостояние граждан возлагало на себя и социалистическое государство. Государство всеобщего благосостояния – это характеристика модерных обществ, для которых характерно значительное вмешательство государства в экономику, общественная собственность  на важнейшие коммунальные предприятия и услуги. В политике постмодерных государств господствуют противоположные тенденции – поддерживается самостоятельность, конкурентоспособность, рыночное и частное предпринимательство.  В результате многие компоненты государства всеобщего благосостояния ликвидируются, пособия и услуги предоставляются лишь наиболее нуждающимся, все остальные обеспечивают себя сами. Государство неохотно берет на себя управление  экономикой. Отмечается движение от “организованного”, регулируемого государством монополистического капитализма,  к его “дезорганизованной” форме, характеризующейся большей конкуренцией и меньшей регуляцией. В постсоциалистических странах наблюдаются подобные же тенденции.

С момента распада СССР в странах постсоветского пространства не угасает интерес к так называемой "шведской модели социализма", где экономические и социальные проблемы демократично разрешаются в условиях рыночной экономики. Социал-демократическая рабочая партия Швеции многие годы занимает ведущие позиции в политической жизни страны – имеет большинство в риксдаге (шведском парламенте) и формирует правительство. Успехи этой скандинавской страны в решении экономических и социальных проблем поражают. Это одно из немногих государств Евросоюза с профицитом госбюджета (около 2% ВВП). За послевоенные годы объем производства в Швеции увеличился более чем в 12 раз, в 2005 году прирост ВВП составил 3,7%, средняя зарплата - более 2000 евро в месяц, безработица удерживается на уровне 2%, образование и медицина - бесплатные.

Как шведам это удается? Попробуем разобраться!

В смешанной рыночной экономике (для которой характерны, с одной стороны, государственная поддержка конкуренции на рынке, с другой – ограничение монополизации, опять же государственное) выделяется несколько моделей: либеральная (США), социально ориентированная (Германия) и социал-демократическая, которая нашла самое яркое воплощение в Швеции. В этой модели сочетаются и взаимодействуют разные формы собственности: частная, государственная и кооперативная. Отличительный признак этой модели – ключевая роль государства, которое работает в первую очередь для развития общества, а потом уже - экономического роста (здесь не популярен лозунг "чем меньше государство вмешивается в экономику, тем лучше").

 

Важной чертой шведской модели является то, что контрольный пакет акций крупных частных предприятий принадлежит не финансовым олигархам, не промышленным магнатам и даже не государству, а трудовым коллективам этих предприятий.

Суть шведской модели очень точно определил Ингвар Карлссон - известный политик и один из основателей социал-демократического движения: "Не изменяя форму собственности, мы стремимся ограничить право владельцев капитала на контроль и управление экономикой. С одной стороны, прямым законодательством, с другой — мерами, усиливающими влияние наемных работников".

При помощи налоговой и социальной политики государство перераспределяет значительную часть результатов производства с целью сокращения разрыва в доходах различных групп населения. В социальной политике страны явно выделяются две доминирующие цели: полная занятость и выравнивание доходов.

Регулирование трудовых отношений на национальном уровне вместе с организованной борьбой трудящихся за свои права привели к тому, что шведские профсоюзы реально влияют на экономическую политику не отдельных предприятий, а государства в целом.

Социальная политика Швеции в области оплаты труда пронизана идеей равенства. Основной лозунг здесь — “равная зарплата за равный труд" — означает, что для установления зарплаты нормой выступают тип и природа труда, а не различная прибыльность фирм и отраслей. Шведская модель отличается очень высокой степенью выравнивания заработной платы между квалифицированными и неквалифицированными работниками, что отражает основные принципы идеологии всеобщего благосостояния в Швеции.

В соответствии со шведской моделью занятость населения является важнейшим приоритетом в экономической политике. Фактический уровень зарегистрированной открытой безработицы в Швеции по мировым стандартам чрезвычайно низок – около 2%.

Один из важнейших элементов шведской социальной политики всеобщего благосостояния - социальное страхование, цель которого - обеспечить человека экономической защитой в случае болезни, при оказании медицинской помощи, рождении ребенка и по старости, в связи с несчастными случаями и профессиональными болезнями.

Наверное, наибольшим достижением социал-демократов, которые находятся у власти уже не один десяток лет, является то ощущение защищенности, которое есть у каждого шведа. И это один из основных столпов "шведского социализма". Кстати, скандинавы часто говорят не "шведская модель" и не "шведский социализм", а "страна благосостояния", что вполне отвечает реальности.

Уровень образования в стране весьма высок – 25% населения имеют высшее или среднее специальное образование, что заметно выше, чем в Германии или Франции. Швеция не скупится на науку, выделяя на нее 3-4% ВВП, а это почти вдвое больше, чем в среднем по ЕС. Около 30% населения считают, что государственное (бесплатное) здравоохранение работает хорошо, – такого высокого процента нет больше нигде в мире.

В Швеции очень высокие налоги, однако это компенсируется качеством и прозрачностью работы государства. К тому же при этом получается, что богатые делятся с бедными.

В политике здесь представлены все слои общества (а не только бизнесмены, как у нас), и нардепы передвигаются без охраны и без служебного автотранспорта (возможно, экономия на льготах народных избранников и госчиновников, о которой у нас только кричат, в Швеции тоже служит наполнению госбюджета и увеличению социальных расходов?).

Несмотря на то, что Швеция добилась в разрешении экономических и социальных проблем общества большего, чем многие бывшие соцстраны, шведские социал-демократы называют свою страну не социалистической, а обществом социальной демократии. Приоритетом этого общества является создание нормальных условий для самой незащищенной его части. С остальными слоями общества правительство социал-демократов строит свои отношения на принципах социального партнерства.

Подытоживая все сказанное, можно составить рецепт шведской модели: политическая демократия плюс ведущая роль государства в регулировании экономики плюс сильная социальная политика.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Список использованной литературы:

 

1. Антропов В.В. Модели социальной  защиты в странах ЕС/ В.В.Антропов// Мировая экономика и международные  отношения. – 2005. - №11. – с.70-77

2. Булатов А.С. Экономика: Учебник/ А.С.Булатов. – 3-е изд., перераб.и доп. – М.: Экономистъ,2003. – 896 с.

3. Гарбузов В. Социально-экономическая  модель США/В.Гарбузов// Общество  и экономика.- 2004.- №11-12.- с.228-277

4. Глазьев С. Бюджет 2007: все тот  же социально-экономический смысл/С.Глазьев//Российский экономический журнал.-2006.- №9-10. – с.3-28

5. Кочетков А.А. Основы экономической  теории: Курс лекций/А.А.Кочетков.-2-е  изд.- М.: Издательско-торговая корпорация  «Дашков и Ко», 2005. – 492 с.

6. Куликов В.В. Социальная политика как приоритет и приоритеты социальной политики/В.В.Куликов, В.Д.Роик// Российский экономический журнал.- 2005.-№1.- с.3-17

7. Мадиевский С. Социальная помощь  в Германии/ С.Мадиевский// Мировая  экономика и международные отношения.-2006.-№10.-с.42-44

8. Миронов С. Социальная политика: уточнение задач, отладка механизмов/ С.Миронов// Общество и экономика.-2005.-№5.-с.5-12

9. Моисеев В.Е.Экономические реформы  России: учебно-методическое пособие/В.Е.Моисеев, О.И.Уланова.- Пенза: РИО ПГСХА, 2005.-с.76-93

10. Николаева И.П.Экономическая  теория: Учебник для вузов/ И.П.Николаева.- М.:ЮНИТИ-ДАНА,2004.-510 с.

11.Сажина М.А.Экономическая теория: Учебник для вузов/М.А.Сажина, Г.Г.Чибриков.- М.: Издательство НОРМА,2007. – 456с.

12. Сидорина Т.Ю. Социальная политика- между экономикой и социологией/Т.Ю.Сидорина//Общественные науки и современность.-2005.-№6.-с.112-120

13. Стрежнева М.В.Проблемы социальной  политики в Европейском союзе/М.В.Стрежнева//Мировая  экономика и международные отношения.-2006.-№8.-с.22-31

14. Якобсон Л.И.Социальная политика: коридоры возможностей/Л.И.Якобсон//Общественные науки и современность.-2006.-№2.-с.52-66

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 


 



Информация о работе Особенности системы социальной защиты населения в США