Организационные формы международного бизнеса

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 28 Октября 2013 в 06:03, реферат

Краткое описание

Современный этап развития международного бизнеса характеризуется глубокими изменениями во всей его системе. Существенной чертой его становится глобализация, подразумевающая усиление взаимозависимости и взаимовлияния различных сфер деятельности в области международного бизнеса.

Содержание

Введение 3
1. Основные этапы интернационализации бизнеса 4
2.Контрактная форма международного бизнеса 12
3. Многонациональная корпорация 15
Заключение 19
Список литературы 20

Вложенные файлы: 1 файл

ВВЕДЕНИЕ.docx

— 39.34 Кб (Скачать файл)

Большое влияние на расширение практики создания сборочных предприятий  оказывает соответствующая правительственная  политика стран-импортеров. Иногда импорт отдельных видов оборудования в  собранном виде вообще запрещается  или бывает весьма затруднен. В некоторых  странах при создании сборочных  предприятий предоставляются различные  льготы (например, в Бельгии, Канаде, а также во многих развивающихся  странах). Молодые государства, вставшие на путь самостоятельного экономического развития, будучи ограничены в финансовых и других ресурсах, вынуждены начинать развитие отечественного машиностроения со строительства сборочных предприятий  за счет внешних источников финансирования. Многие из таких предприятий частично или полностью принадлежат иностранному капиталу. Для привлечения необходимых капиталов развивающиеся страны вводят ряд льгот для фирм, строящих машиностроительные предприятия, в частности, отменяют полностью или частично таможенные пошлины и налоги на ввоз оборудования и материалов для таких предприятий; ограничивают импорт готовой продукции, аналогичной той, которую будут выпускать создаваемые предприятия; предоставляют иностранным фирмам права полного или частичного перевода прибылей, получаемых на сборочных предприятиях; устанавливают налоговые льготы на определенный начальный период действия предприятия.

Поставка машин и оборудования в разобранном виде на сборочные  и производственные дочерние предприятия  промышленных ТНК осуществляется путем  прямых контактов между материнской  и дочерней компаниями и отражается в балансе компании часто как  экспорт из страны производства. Продажа  готовых изделий на рынке страны местонахождения дочерней компании или на рынках третьих стран уже  относится к заграничным операциям  компании и производится как через  свои собственные каналы сбыта, так  и через посредников.

2.Контрактная форма международного бизнеса

Контрактные и инвестиционные формы международного бизнеса, их сравнительная  характеристика. Международное инвестирование в контексте интернационализации. Стратегическая ориентация стран базирования  и принимающих стран. Преимущества и сдерживающие факторы иностранной  предпринимательской деятельности. Мотивация непосредственных партнеров. Международные совместные предприятия  и их систематизация.

Международная предпринимательская  инвестиционная деятельность развивается  в контексте углубления интернационализации  экономики, усиление процессов обобществления капитала, совершенствование форм и  методов его концентрации и экспорта, диверсификации производства в динамическом конкурентной среде.

 Интернационализация  на микроуровне как процесс  привлечения фирмы к международным  операциям имеет стадийный характер. Так, теория международного жизненного  цикла продукта, предложенная Р.Вернон, идентифицирует этапы интернационализации  зависимости от характера и  масштабов реализации (и производства) фирмой определенного продукта  за рубежом. Результаты известных  многолетних исследований Л.Велша,  Р.Луостаринена, Дж.Йохансена и других  ученых также свидетельствуют  о постепенности вхождения фирмы  в международный бизнес.

 В основном предприятие,  выходящее на зарубежный рынок,  рассматривает преимущества и  недостатки таких вариантов деятельности: экспорт; контрактные кооперационные  соглашения, в том числе лицензирование  и франчайзинг, создание за  рубежом СП, собственного производства  или филиала.

 Известный американский  специалист в области международного  менеджмента Ф.Рут предложил детализированный  перечень экстернальных (внешних)  и интернальних (внутренних) факторов, влияющих на выбор формы выхода  на зарубежные рынки.

 Важнейшие экстернальные  факторы следующие:

- рыночные факторы зарубежной страны: размер рынка и перспективы роста, конкурентная структура и т.п.;

 - средовые факторы зарубежной страны: политические, экономические и социально-культурные характеристики, в частности правительственная политика в отношении прямых зарубежных инвестиций; географическая расстояние; экономический рост, внешние связи страны и т.д.;

- производственные факторы зарубежной страны: наличие, качество и стоимость сырья, рабочей силы, а также степень развития инфраструктуры (транспорт, коммуникации и т.д.);

- факторы страны базирования: размер рынка, стоимость производства, условия конкуренции, уровень правительственной поддержки международного бизнеса и т.д.

Среди интернальних факторов, влияющие на выбор формы зарубежной деятельности, выделяются две основные группы:

1. продуктовые – степень дифференциации продукта, гарантийное и послегарантийное обслуживание, технологический уровень, потенциал глобальной стандартизации и т.д.;

 2. ресурсные – управленческие, инвестиционные и технологические ресурсы, производственный и маркетинговый опыт, оценка важности зарубежной деятельности, которую дает высший менеджмент фирмы.

 Учитывая целевые приоритеты  фирмы и значимости каждого  из факторов можно оценить  относительную привлекательность  различных вариантов выхода на  зарубежные рынки. Оптимальным  будет такой выбор, который  обеспечивает получение максимальной  прибыли в заранее определенный  период времени с учетом ограничений,  обусловленных уровнем обеспеченности  ресурсами, допустимым уровнем  риска, а также необходимостью  решения задач, не связанных  напрямую с получением прибыли  (обеспечение стратегической гибкости, формирование имиджа и т.д.).

 Еще один важный  вопрос, который часто возникает  на начальном этапе интернационализации  фирмы – это выбор между  одновременным выходом на несколько  зарубежных рынков и ориентацией  на один из них для приобретения  опыта освоения других потенциально  доступных рынков в будущем.  В основном одновременный выход  сразу на несколько зарубежных рынков требует чрезмерно высоких ресурсных затрат, что может быть неприемлемым для фирмы, которая не имеет международного опыта. Однако, благодаря одновременному освоению нескольких рынков международная предпринимательская инвестиционная деятельность

 может получить дополнительные  конкурентные преимущества, связанные  с фактором времени и потенциальной  экономией на масштабах деятельности.

 Значительный вклад  в развитие теоретической базы, которая объясняет стратегические  аспекты интернационализации, сделал  известный английский экономист  Дж.Даннинг. Интегрируя результаты  исследований в области международной  торговли, индустриальных организаций  и рыночных инперфекций, он  предложил модель, которая иллюстрирует  выбор стратегии вхождения в  зарубежного рынка на базе  трех групп детерминирующих факторов: преимущества владения, преимущества  дислокации и преимущества интернационализации.

3. Многонациональная  корпорация

Многонациональная компания (МНК) является одной из наиболее сложных  форм организации международного бизнеса. Такая компания использует международный  подход в поиске заграничных рынков и при размещении производства, а  также комплексную глобальную философию  бизнеса, предусматривающую хозяйственную  деятельность как внутри страны происхождения, так и за ее пределами.7

Организация, формы и структурные  особенности различных МНК могут  быть достаточно разнообразными. Тем  не менее можно выделить следующие  основные принципы, лежащие в основе МНК и отличающие эту форму  организации международного бизнеса  от других форм международного бизнеса, в частности, МСА:

• корпоративная целостность, основанная на принципе акционерного участия;

• ориентация на достижение единых для компаний МНК стратегических целей и решение общих стратегических задач;

• наличие единой управленческой вертикали (с различной степенью жесткости) и единого центра контроля в виде холдинговой компании, банка, либо группы взаимосвязанных компаний;

• бессрочный характер существования  МНК.

Наряду с термином «многонациональный»  для определения бизнеса, ведущего международные операции по всему  миру, часто используют понятия «мировой»  или «глобальный». При этом предполагается, что менеджмент глобальной компании:

• применяет глобальный, интегрированный подход к бизнесу  с целью поиска новых рыночных возможностей, оценки возможных угроз  для бизнеса со стороны конкурентов, поиска новых ресурсов для расширения деятельности (включая человеческие и финансовые ресурсы);

• стремится закрепить  присутствие компании на ключевых страновых (региональных) рынках;

• ориентирован на поиск  общих черт, присущих различным географическим рынкам.

С этой точки зрения, многонациональная  компания — это разновидность  холдинговой компании, осуществляющей хозяйственную деятельность на различных  национальных рынках и стремящаяся  через менеджеров дочерних подразделений  адаптировать свои продукты и маркетинговую  стратегию к местным особенностям.

Наряду с терминами  «многонациональная» и «глобальная» компания в научной, специальной  и деловой литературе используется и целый ряд сходных понятий. Так, по традиции, ООН и правительственные  организации развитых стран в  течение десятилетий использовали применительно к фирмам, ведущим  бизнес более чем в одной стране, термин «транснациональный» (транснациональная корпорация, ТНК). В последнее время ряд ученых стал использовать этот термин в отношении компаний, которые можно охарактеризовать и как глобальные, и как многонациональные, то есть в отношении компаний, стремящихся к достижению эффекта масштаба за счет глобальной интеграции и в то же время высоко адаптивных к специфической внешней среде (новый термин: «многокультурная МНК»). Видно, что это определение весьма сходно с введенным ранее понятием глобальной компании. Бизнесмены, со своей стороны, часто используют термин «транснациональная корпорация» в отношении бизнеса, образовавшегося в результате слияния (а не образования совместного предприятия или стратегического альянса) двух компаний примерно одинакового размера, однако представляющих различные страны. К числу наиболее известных и удачных объединений, завоевавших прочную международную репутацию, можно отнести англо-голландские компании Unilevervi Royal Dutch Shell, шведско-швейцарскую компанию ABB, германо-американскую банковскую группу Deutsche Bank-Bankers Trust.

На сегодняшний день МНК, превратившись в транснациональные  группы компаний производственного, торгового, финансового и научно-исследовательского профиля, не только остаются опорой экономики  развитых стран, но и превратились в  одну из главных сил мирового хозяйства. Так, если в 1976 г. число МНК оценивалось  в 11 тыс. (с более чем 86 тыс. зарубежных подразделений), то к началу 1990-х  гг. их число перевалило за 35 тыс. (147 тыс. зарубежных филиалов). Сегодня  в мире действует порядка 40 тыс. МНК, имеющих около 200 тыс. подразделений  в 150 странах.                              

МНК лидирует в мировой  экономике по различным показателям. В1996 г. общий объем продаж МНК  составил 5,5 трлн. долларов или 25% мирового ВВП. На МНК приходится, по разным оценкам, от 1/4 до 1/3 мировой торговли. В середине 1990-х гг. активы 500 крупнейших небанковских МНК превысили 30 трлн долларов, причем 40% активов было размещено за пределами стран, в которых учреждены головные компании. Общая численность занятых в МНК превышает 70 млн. чел. Аналогичная картина наблюдается и в банковской сфере: из 300 крупнейших банков мира около 100 являются транснациональными, при этом около 2/3 операций они ведут в своих государствах и 1/3 — за границей.8

По сути, именно МНК превратили мировую экономику в подлинно международное производство, дали импульс  развития научно-техническому прогрессу  в различных его проявлениях, обеспечили повышение технического уровня и качества продукции, рост эффективности  производства. Особо следует выделить значение МНК с позиции совершенствования  форм менеджмента и организации  предприятия, управления его коммерческим, производственно-технологическим и  кадровым потенциалом. С этим связано  значение, которое придается рассмотрению особенностей организации и управления формируемых МНК интегрированных  структур в курсе международного менеджмента.

 

Заключение

Освоение данных материалов поможет ориентироваться в многообразии организационно-правовых форм бизнеса, применяемых за рубежом, путем соотнесения их с более или менее близкими российскими аналогами. Для лучшего понимания специфики конкретных форм следует ознакомиться со специальной литературой (включая указанную ниже) и весьма желательно с первоисточниками, ибо любое изложение юридических норм неизбежно обедняет содержание.

Данный материал, с одной  стороны, полезен в качестве информационной базы для конкретной деятельности международного менеджера, осуществляющего контакты с зарубежными партнерами. С другой стороны, изложенные принципы построения и функционирования зарубежных систем организационно-правовых форм бизнеса  служат основой для организации  таких широко используемых в рыночной экономике форм межфирменного сотрудничества, как холдинги, финансовые группы, альянсы  и др.; они охватывают все возрастающее число фирм в самых различных  отраслях и регионах, именно с ними по сути уже сейчас связаны внешние  контакты множества российских фирм, и нет оснований полагать, что  ситуация эта изменится.

 

Список литературы

1. Белоусов А.С. Международный  менеджмент. М., 2007.

2. Дэниелс Д., Рабеда Ли X. Международный бизнес. М., 1998.

3.Кузьмина Т.И. Международный  менеджмент. Управление в международных  компаниях: Учебник. М., 2004.

Информация о работе Организационные формы международного бизнеса