Образование и деятельность НАФТА

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 10 Апреля 2014 в 11:55, курсовая работа

Краткое описание

Данная работа ставит перед собой целью рассмотрение интеграционных процессов на примере Североамериканского соглашения о свободной торговле (НАФТА). Также в данной работе необходимо проанализировать механизм выполнения соглашения и рассмотреть достижения стран-участниц, заключивших это соглашение. Значительное место в работе уделяется изменениям в экономиках стран-участниц НАФТА, так как это является неотъемлемой частью анализа результатов НАФТА, как соглашения имеющего в первую очередь экономический характер.
В соответствии с вышеуказанной целью исследования в работе были поставлены и решены следующие задачи:
•определить предпосылки развития интеграционных связей в Северной Америке;
•исследовать историю и тенденции развития интеграционных процессов в североамериканском регионе;
•изучить и дать оценку положения стран в НАФТА;
•рассмотреть организационную структуру и определить роль комитетов и рабочих групп в функционировании НАФТА;
•определить отрицательные и положительные стороны интеграции в рамках НАФТА, проанализировать их влияние на отношения между странами-участницами;
•дать оценку перспектив развития интеграции.

Содержание

Введение…………………………………………………………………… 3
1. История и предпосылки интеграционных связей в Северной Америке………………………………………………………………………….. 6
1.1 Предпосылки развития интеграционных связей……………….. 6
1.2 Начало интеграционных процессов в североамериканском регионе……………………………………………………………………..…… 8
1.3 Этапы интеграционного процесса……………………………… 10
2. Анализ форм и особенностей взаимодействия стран в рамках НАФТА………………………………………………………………………… 12
2.1 Основные положения трехстороннего договора……………… 12
2.2 Структура НАФТА……………………………………………….. 13
2.3 Роль стран и их экономические характеристики в НАФТА…… 14
3. Современное состояние НАФТА и перспективы развития………. 18
3.1 Положительные и отрицательные стороны интеграции……… 18
3.2 Перспективы развития НАФТА………………………………… 19
Заключение……………………………………………………………… 21
Список используемых источников и литературы…………………… 23

Вложенные файлы: 1 файл

Нафта курсач.docx

— 42.86 Кб (Скачать файл)

 

1.3 Этапы интеграционного процесса

 

НАФТА предусматривает программу по устранению тарифных барьеров, которая включает в себя четыре этапа.

Первый этап становления НАФТА характеризуется тем, что в течение 5 лет страны-участницы активно отменяют тарифные барьеры. К примеру, США отменили 79 % тарифов на канадский экспорт и на 84 % мексиканского экспорта. Нетронутым остался лишь «нефтяной экспорт». В свою очередь, Мексика ликвидировала 43 % тарифных ограничений на американские товары и 41 % - на канадские товары, из которых 80 % представляют основной капитал и химические товары.

Во время второго этапа, в 1999 г. США и Канада ликвидировали тарифы почти по 1200 видам товаров. Мексика, в свою очередь, устранила тарифные ограничения почти по 2500 видам товаров, доля которых в экспорте США И Канады составляет соответственно 18 и 19 %.

На третьем этапе, который был закончен в 2004 году, США и Канада сняли тарифные ограничения на 12 и 7 % мексиканского «нефтяного экспорта», одновременно Мексика сняла тарифы на 48% американского и канадского экспорта.

На четвёртом этапе должны быть устранены оставшиеся тарифные ограничения на импорт особых видов товаров, которые чувствительны к сдвигам на рынке и климатическим условиям. Пошлины на них предполагается полностью отменить к 2010 году.

Достижением НАФТА является устранение дискриминации в отношении импорта мексиканских товаров на рынок США и Канады, что, в свою очередь, способствует увеличению объемов и повышению эффективности американского и канадского экспорта. Устранение тарифных ограничений также будет способствовать модернизации мексиканской экономики и обеспечению более надёжного инвестиционного климата.

Несмотря на основную идею создания Североамериканской зоны свободной торговли - полное реформирование торговли между странами на взаимовыгодных условиях, допускается ряд исключений. В ходе переговоров стороны настаивали на исключении из НАФТА определённых отраслей. Но для стран эти отрасли являются стратегическими, поэтому при заключении соглашения были сохранены основные объёмы ограничений на капиталовложения.

В рамках НАФТА также были рассмотрены вопросы о торговле услугами, движении инвестиций и правах интеллектуальной собственности.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

2. АНАЛИЗ ФОРМ И ОСОБЕННОСТЕЙ ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ СТРАН В РАМКАХ НАФТА

 

2.1 Основные положения трёхстороннего договора

 

Страны руководствовались различными мотивами создания регионального экономического блока Северной Америки; при этом свою определенную роль сыграли экономические, политические и социальные соображения.

Основной целью создания НАФТА явилось снятие барьеров на торговлю между США, Канадой и Мексикой. Данное соглашение является лишь международным торговым соглашением в рамках международного права.

Цели НАФТА были определены в ст. 102 Договора:

1.снятие торговых барьеров  и содействие свободному движению  товаров и услуг между странами;

2.установление справедливых  условий конкуренции в области  свободной внешней торговли;

3.значительное увеличение инвестиционных возможностей на территории трёх стран;

4.обеспечение необходимой и эффективной защиты прав интеллектуальной собственности на территории каждой из стран;

5.эффективное выполнение и применение данного соглашения;

6.установление рамок для дальнейшего регионального и многостороннего сотрудничества с целью увеличения и расширения преимуществ данного соглашения.

Несмотря на договорённости между странами-участницами, США, Канада и Мексика сохраняют своё внешнеторговое законодательство, так как создание таможенного союза не предусмотрено. Тем не менее, содержание договора существенно превосходит цели формирования простой зоны свободной торговли товарами.

В общем, договор о создании НАФТА подразумевает постепенное сокращение торговых и инвестиционных барьеров, а также включает вопросы инвестирования, либерализации сферы услуг, прав на интеллектуальную собственность, экологических аспектов, трудового сотрудничества и межгосударственного механизма разрешения споров.

 

2.2 Структура НАФТА

 

НАФТА обладает четкой организационной структурой. Комиссия по свободной торговле является центральным институтом НАФТА. Данный орган наблюдает за осуществлением и дальнейшей разработкой Соглашения и помогает разрешать споры, возникающие между странами. Она также следит за работой более чем 30 комитетов и рабочих групп НАФТА.

Министры торговли стран-участниц согласились, что Комиссии будет оказывать содействие Координирующий секретариат НАФТА (NCS), создание которого планировалось на конец 1997 года. Секретариат призван служить официальным архивом работы НАФТА и исполнять роль рабочего секретариата при Комиссии.

НАФТА предусматривает дальнейшую работу по оказанию помощи в достижении создания зоны свободной торговли. В соответствии с Соглашением, с целью способствования торговле и инвестициям, обеспечения эффективного выполнения норм НАФТА и их администрирования, было создано более 30 рабочих групп и комитетов. Основные области, в которых ведется работа по созданию норм, включают в себя происхождение товаров, таможни, торговлю сельскохозяйственными товарами и субсидии в эту область экономики, стандартизацию товаров, государственные поставки и передвижение деловых людей через границы. Эти рабочие группы и комитеты ежегодно представляют отчет Комиссии НАФТА.

Рабочие группы и комитеты НАФТА также помогают сделать процесс претворения соглашения в жизнь более гладким, обеспечить создание форума для изучения способов дальнейшего реформирования торговли между странами-участницами. Кроме этого, рабочие группы и комитеты НАФТА обсуждают спорные вопросы, возникшие между странами, на ранней стадии их развития, дабы избежать длительных процедур разрешения споров.

В настоящее время большая часть торговли, осуществляемой в Северной Америке, происходит в соответствии установленными нормами НАФТА и Всемирной организации торговли (ВТО). Но всё же в сфере торговли возникают спорные вопросы, при этом НАФТА выступает за дружеское разрешение споров государств, чьи интересы затронуты, с помощью комитетов и рабочих групп НАФТА или других органов. НАФТА предусматривает скорое и эффективное рассмотрение проблемы группой экспертов, если стороны не находят взаимовыгодного решения данной проблемы.

Разрешением споров, возложено на канадскую, американскую и мексиканскую национальные секции Секретариата НАФТА.

Для разрешения вопросов, связанных с инвестициями, НАФТА использует процедуры "смешанного" арбитража между инвестором, чьим интересам наносится ущерб, и заинтересованным правительством, основываясь на общих процедурах установленных канадскими соглашениями о защите иностранных инвестиций и Мировым банковским центром урегулирования споров, связанных с инвестициями.

На национальные секции НАФТА возложена ответственность и за разрешение споров по другим соглашениям о свободной торговле, заключенными этими странами не в рамках НАФТА.

 

2.3 Роль стран и их  экономические характеристики в  НАФТА

 

В результате реализации Североамериканского соглашения о свободной торговле улучшились макроэкономические показатели стран-участниц, а именно: возросли размеры ВВП, увеличился взаимный товарооборот и объём инвестиционного потока. Также произошло повышение конкурентоспособности у американских и канадских корпораций, снизились издержки за счёт перемещения производства в Мексику, так как рабочая сила там дешевле.

Соглашение позволило Мексике ускорить темпы социально-экономического развития и проведение масштабных экономических реформ. Для Мексики вступление в НАФТА дало возможность выхода на американский рынок, а также увеличения притока иностранных инвестиций. Мексика добилась твёрдого экономического роста. Многие иностранные компании стали переносить свою деятельность на территорию Мексики с целью проникновения на американский и канадский рынки. Прямые иностранные инвестиции в Мексику резко возросли. Привлекательность Мексики для иностранных предпринимателей связана во многом с низким уровнем жизни (низкой оплатой труда) и низкими экологическими стандартами. Из-за участия в НАФТА экономика Мексики сильно изменится в соответствии с соглашением, и это может означать, что в будущем возвращение к экономической самостоятельности станет практически невозможным.

Канада активно выступает за расширение зоны свободной торговли и считает, что в первую очередь в блок должны вступить Чили, Колумбия и Аргентина. В 1996 г. Канада заключила двустороннее соглашение с Чили о свободной торговле по образцу НАФТА, а также два дополнительных - о регулировании трудовых отношений и об охране окружающей среды. Также были заключены двусторонние соглашения со многими странами Латинской Америки. Канада активно пропагандирует идею об интеграции НАФТА с МЕРКОСУРом. Вступление в НАФТА выгодно отразилось на канадской экономике: объём экспорта резко увеличился, был обеспечен доступ товаров на мексиканский рынок. Также вступление в НАФТА позволило Канаде модифицировать некоторые положения CUSFTA.

В результате заключения Североамериканского соглашения Соединённые Штаты приобрели значительные выгоды, а именно:

·были постепенно сведены к минимуму барьеры против иностранных производителей из стран-партнеров, что позволило закупать многие товары дешевле;

·увеличился рынок сбыта, за счёт доступа на рынки стран-соседей;

·были обеспечены поставки сырья, материалов и полуфабрикатов из стран-участниц;

·появилась возможность снижения издержек производства;

·создание НАФТА заметно увеличило конкурентоспособность США на фоне других интеграционных объединений.

Участие США в региональном интеграционном процессе обеспечило положительное воздействие на внутреннюю экономику.

НАФТА обладает мощным (особенно благодаря США) экономическим потенциалом. Ежегодный объем производства товаров и услуг США, Канады и Мексики равняется 5 триллионам долларов, а их доля в мировой торговле составляет почти 20%.

Главное отличие НАФТА от других интеграционных объединений - различная степень экономической зависимости США, Канады и Мексики. Взаимодействие хозяйственных структур Мексики и Канады резко отличается от прочной американо-канадской и мексикано-американской интегрированности. Канада и Мексика скорее являются конкурентами на американском рынке товаров и рабочей силы, соперниками по привлечению капитала и технологий американских корпораций, чем партнерами по интеграционному процессу. Канада и Мексика тесно интегрированы с США, но не друг с другом.

Другая особенность североамериканской экономической группировки заключается в том, что её участники находятся на разных уровнях экономического развития. Мексика в отличие от США и Канады находится на уровне экономически отсталого государства, и пока еще заметно отстает от этих стран по основным базовым показателям.

Разница в размерах ВВП на душу населения между Мексикой и США достигает 6,6 раза, а с Канадой - 4,1 раза. Столь существенный разрыв в уровнях экономического развития стран-членов затрудняет создание единого хозяйственного комплекса.

Ещё одним отличием от других группировок является лидирующие положение США, что и создаёт среду потенциальных конфликтов.

интеграция сотрудничество cевероамериканская свободная торговля

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

3. СОВРЕМЕННОЕ СОСТОЯНИЕ  НАФТА И ПЕРСПЕКТИВЫ РАЗВИТИЯ

 

3.1 Положительные и отрицательные стороны интеграции

 

Главным положительным эффектом является высокий темп роста инвестиций. Вместе с тем имеются и противоречивые, неоднозначные последствия в деятельности НАФТА.

В США и Канаде исчезают высокооплачиваемые рабочие места по мере увеличения объемов импорта из менее развитых индустриальных стран, одной из которых является Мексика. У Мексики также есть причины для беспокойства: американские и канадские ТНК, проникая в страну, уничтожают малые и средние промышленные предприятия. Таким образом в рамках НАФТА было уничтожено 28000 мексиканских малых предприятий, которые не выдержали конкуренции со стороны крупных зарубежных компаний.

В декабре 1994 г. в Мексике разразился валютный кризис, в связи, с чем произошёл обвал фондового рынка, падение курса мексиканского песо и отток краткосрочных капиталов. Соединенные Штаты вынуждены были реагировать на ситуацию мгновенно. МВФ предоставил Мексике заём, причём его размеры были в три раза больше обычных займов, которые ранее практиковались фондом. В целом из различных источников Соединенные Штаты смогли мобилизовать 51 млрд. долл. США для стабилизации финансово-экономического положения своего южного соседа. НАФТА не только смогла выстоять в период мексиканского кризиса, но и в дальнейшем показала свою жизнеспособность.

Следует отметить, что в США НАФТА рассматривается как структура, выходящая по своему значению за рамки свободной торговли между тремя странами-участницами. В политическом плане предполагается создание «сообщества демократий Западного полушария». В торгово-экономическом плане в Вашингтоне рассчитывают на то, что НАФТА станет ядром интеграционного объединения, охватывающего весь американский континент. В тексте договора (НАФТА) предусмотрены перспективы и некоторые механизмы расширения североамериканской зоны свободной торговли.

 

3.2 Перспективы развития НАФТА

 

С возникновением и развитием НАФТА усилилась конкурентная борьба между тремя мировыми лидерами - Северной Америкой, Западной Европой и Японией.

Информация о работе Образование и деятельность НАФТА