Мировая экономика

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 20 Мая 2012 в 11:58, курс лекций

Краткое описание

Мировое хозяйство представляет собой сложный механизм, подверженный быстрому изменению под влиянием много-численных факторов экономического и политического характера. Научно-техническая революция определила качественные преобра-зования в производительных силах, выход развитых стран на постиндустриальную ступень развития, обусловила структурные сдвиги в мировой экономике. За последние десятилетия в мире произошли существенные изменения в расстановке экономических сил, прослеживалась тенденция к многополюсному строению мирового хозяйства. В этих условиях возрастает значение дисциплин, изучающих мировое хозяйство как единое целое, а также экономику зарубежных стран, международные экономи-ческие отношения и внешнеэкономическую деятельность.

Содержание

Введение в курс «Мировая экономика»..........................................................................5
Тема 1. Мировое хозяйство: содержание, структура и особенности современного этапа развития............................................................................8
1.1. Объективные основы становления, содержание и этапы развития мирового хозяйства...................................................................................................8 3
1.2. Структура мировой системы хозяйства............................................................12 7
1.3. Основные черты мирового хозяйства в современных условиях.............21 14
Тема 2. Международное разделение труда (МРТ). Международная специализация и кооперация........................................................................27
2.1. Потенциал мирового хозяйства.............................................................................27 19
2.2. Содержание и факторы международного разделения труда. Его особенности в современных условиях...............................................................30 21
2.3. Теории развития МРТ...............................................................................................33 24
2.3.1. Теория абсолютных преимуществ А. Смита........................................34
2.3.2. Теория сравнительных преимуществ Д. Рикардо...............................34
2.3.3. Теория соотношения факторов производства Хекшера-Олина.....36
2.3.4. Парадокс Леонтьева.......................................................................................37
2.3.5. Теория технологического разрыва М.Познера...................................38
2.3.6. Теория жизненного цикла продукта Р.Вернона.................................38
2.3.7. Эклектическая модель Д. Данинга...........................................................39
2.4. Международная специализация и кооперация................................................39 29
2.5. Мировой рынок: содержание, структура, конъюнктура и основные черты...............................................................................................................................44
Тема 3. Мировой рынок товаров и услуг. Международная торговля............49
3.1. Объективные основы международной торговли............................................49 37
3.2. Особенности современной мировой торговли.................................................52 40
3.3. Формы международной торговли.........................................................................56 42
3.4. Ценообразование на мировом рынке. Виды цен мирового рынка...........59 45
3.5. Регулирование международной торговли.........................................................64 49
3.5.1. Внешнеторговая политика государства. Ее основные формы и инструменты.....................................................................................................64
3.5.2. Наднациональное регулирование международной торговли. Роль ВТО...........................................................................................................69
Тема 4. Международная миграция капиталов (ММК). Мировой рынок ссудных капиталов...............................................................................................76
4.1. Содержание, факторы и формы ММК................................................................76 56
4.2. ТНК и их роль в мировой экономике..................................................................81 59
4.3. Основные черты ММК в современных условиях...........................................85 62
4.4. Международный кредит, его функции и формы. Кризис внешней задолженности.............................................................................................................88 64
4.5. Мировой рынок ссудных капиталов и его структура....................................92 67
Тема 5. Международная трудовая миграция (МТМ)............................................ 97
5.1. Объективные основы и значение международной трудовой миграции......................................................................................................................97 70
5.2. Черты современной международной трудовой миграции и основные центры иммиграции..................................................................................................99 71
5.3. Регулирование международной трудовой миграции.................................102
Тема 6. Международная валютная система (МВС)..............................................106
6.1. Понятие валюта. Виды валют.............................................................................106 77
6.2. Валютный курс: содержание, виды, факторы и последствия изменения....................................................................................................................108 78
6.3. Международная валютная система и этапы её развития..........................112 82
6.4. Международный валютный фонд и его роль................................................116 85
6.5. Валютный рынок.....................................................................................................118 87
Тема 7. Международная экономическая интеграция.......................................... 121
7.1. Содержание и значение международной экономической интеграции.....121 89
7.2. Этапы международной экономической интеграции...................................122
7.3. Основные интеграционные группировки в мировом хозяйстве.............125
Список литературы...............................................................................................................132
Вопросы к экзамену..............................................................................................................134
Вопросы к зачету....................................................................................................................136

Вложенные файлы: 1 файл

мировая экономика лекции.doc

— 817.00 Кб (Скачать файл)

До Второй Мировой войны преобладала межотраслевая международная специализация, для которой характерен обмен между странами продуктами одной комплексной отрасли на продукцию другой. Например, продукция промышленности обменивается на продукцию сельского хозяйства, или продукция машиностроения на топливно-энергетические ресурсы.

В 50-60-е годы ведущие позиции занимает межотраслевая специализация, но уже на уровне первичных отраслей, которая выражается в обмене продуктами специфического предназначения. Например, одна страна специализируется на производстве продукции атомного и энергетического машиностроения, а другая страна специализируется на продукции пищевого машиностроения, и они обмениваются товарами этих отраслей.

В 70-е годы на первый план выходит и закрепляет свое положение внутриотраслевая международная специализация. Следовательно, возрастает обмен товарами, которые относятся к одной товарной группе, но имеют различные потребительские свойства. Например, развивается международный обмен автомобилями различных марок, колесных тракторов на гусеничные, обмен  различными видами шоколадной продукции и т.п.

Международная специализация может иметь следующие разновидности:

1. Предметная (продуктовая) специализация;

2. Подетальная специализация;

3. Технологическая специализация.

Предметная специализация – это специализация фирм определенных стран на производстве конечных товаров. Например, в автомобилестроении шведские, немецкие, японские, американские фирмы специализируются на производстве, а потом обмениваются автомобилями различных марок, которые отличаются теми или иными характеристиками:  экономичностью использования топлива,  дизайном,  комфортностью,  безопасностью и т. д.

Подетальная специализация – это специализация фирм отдель-ных стран на выпуске определенных компонентов, комплектующих изделий, узлов, деталей, не имеющих самостоятельного потребления, а использующихся в качестве частей конечного продукта. Этот вид спе-циализации получил распространение в самолетостроении, автомо-билестроении, в производстве радиоаппаратуры, электроники  и  т.д.

Технологическая специализация – это специализация фирм отдельных стран по технологическим операциям при изготовлении какого-то продукта, которые следуют друг за другом. Международ-ная технологическая специализация распространена в металлургии, химической промышленности, в атомной энергетике. Например, исходное сырье для производства алюминия добывается в Гвинее или в Венгрии, производство самого алюминия очень энергоемко и поэтому осуществляется в России или во Франции, а изготовление конечного продукта из алюминия может производиться в какой-то третьей стране.

Подетальная и технологическая специализация в современных условиях выступают выражением международного частного и единичного разделения труда.

Степень включения отрасли или подотрасли определенной страны в МРТ, а, следовательно, уровень международной специализации отрасли или подотрасли можно измерить с помощью ряда показателей. Важнейшими из них являются:

1.   Коэффициент международной специализации отрасли (продукта)  данной страны (Ко).

                                                                                                                                 

Эо – удельный вес экспорта определенного товара или совокупности товаров определенной отрасли в  совокупном экспорте рассматриваемой страны.

2

 



140

 

Эо  =

   экспорт   товара (совокупности товаров отрасли) страны

общий объем экспорта страны

 



140

 

 

Эм – удельный вес экспорта определенного товара или совокупности товаров определённой отрасли в мировом экспорте.

 

 



140

 

Эм  =

мировой экспорт опред. товара (совокупности товаров отрасли)

объем мирового экспорта.

 



140

 

 

Если Ко > 1, то данная отрасль рассматриваемой страны является международно-специализированной.

Если Ко < 1, то отрасль не является международно-специализированной.

 

2. Экспортная квота продукции отрасли данной страны (Ео).             

                                                                                                    

- Экспортная квота продукции отрасли страны;

- Объем экспорта определенного товара (совокупности товаров отрасли) страны;

 



140

 

- Объём национального производства товара (совокупности товаров отрасли).

 



140

 

Экспортная квота свидетельствует о том, в какой степени отдельные отрасли экономики определенной страны ориентируются на внешние рынки. Увеличение экспортной квоты свидетельствует о расширении международных экономических связей и о повышении конкурентоспособности продукции данной отрасли на мировом рынке, и об ориентации на международную специализацию отрасли данной страны.

Распространение международной подетальной и технологичес-кой специализации является неотъемлемым условием развития международной кооперации.

Международная кооперация – это взаимозависимость, взаимодополняемость производственно-технологических процессов, которые осуществляются в различных странах.

В международном масштабе имеет место как внутрифирменная, так и межфирменная кооперация.

Внутрифирменная кооперация приходится на внутрифирменный оборот в рамках ТНК, когда те или иные подразделения ТНК находятся в различных странах и специализируются на производстве деталей, частей, компонентов продукта, или на осуществлении стадии в движении продукта. При этом конечный продукт создается каким-то определенным подразделением ТНК.  Его производство было бы невозможным без взаимосвязанности производственных процессов подразделений ТНК, расположенных в различных странах.

Межфирменная кооперация основана на соглашениях между самостоятельными фирмами разных стран. Она представлена в нескольких модификациях:

1. Подрядная кооперация.

2. Соглашения о разделении производственных программ.

3. Образование совместных предприятий.

4. Лицензионные соглашения.

Подрядная кооперация осуществляется, как правило, в условиях, когда крупная фирма определённой страны, распространяя свою хозяйственную деятельность за рубежом, заключает кооперационные договоры на поставку комплектующих изделий или выполнение услуг с местными фирмами, которые по отношению к иностранной фирме выступают как подрядчики.

         Соглашения о разделении производственных программ  предполагают установление кооперационных связей между несколькими фирмами различных стран при осуществлении какой-либо сложной международной программы, где каждая сторона выполняет свой блок работ. Например: сотрудничество фирм США, Канады, России, Франции и других стран в функционировании Международной Космической Станции (МКС).

Образование совместных предприятий предполагает объеди-нение капиталов, научно-технических знаний, управленческих решений и совместную коммерческо-сбытовую деятельность нескольких фирм, что закрепляет конкурентные преимущества партнёров из разных стран, объединяя в одном предприятии достижения и тех, и других. При этом поддерживаются тесные связи по поставке определённых видов товаров или выполнении отдельных видов работ между предприятиями компаний, создавших СП.

Лицензионные соглашения как форма международной коопе-рации предусматривает обязательство фирмы - покупателя лицензии приобретать определённые детали или комплектующие изделия для производимой по лицензии продукции у фирмы - продавца лицензии.

 

 

 

 

2.5.         Мировой рынок: содержание, структура, конъюнктура и  основные черты.

 

Углубление МРТ и развитие международной специализации определили становление и развитие мирового рынка (МР). МР является важной составной частью мирового хозяйства. МР является категорией товарного производства, вышедшего за национальные рамки. Он проявляется в межгосударственном перемещении товаров и факторов производства, находящихся под воздействием не только внутреннего, но и внешнего спроса и предложения.

Мировой рынок – это сфера устойчивых товарно-денежных  отношений между странами мира,  основанных на МРТ,  на свободе предпринимательства, на свободе миграции товаров, услуг, капиталов и других факторов производства.

Мировой рынок  – это совокупность рынков отдельных стран, объединенных между собой устойчивым товарообменом.

         МР оптимизирует использование факторов производства, подсказывая производителю в каких отраслях и в каких регионах мира они могут быть применены с наибольшей эффективностью. Он выполняет санирующую роль, отсеивая из международного обмена товары и производителей, которые не в состоянии обеспечить международный стандарт качества при конкурентных ценах. 

В настоящее время национальные рынки большинства стран выступают неотъемлемой частью МР, и с одной стороны, оказывают влияние на емкость МР, а с другой стороны, находятся под воздействием процессов и тенденций, характерных для МР.

        Мировому рынку присущи общие с другими рынками черты, и одной из них является конъюнктура. Конъюнктура  рынка – это совокупность всех факторов и условий, влияющих на спрос, предложение, конкуренцию и другие рыночные процессы, это комплекс факторов, влияющих на поведение субъектов рынка (продавцов и покупателей, экспортеров и импортеров).

Важность изучения конъюнктуры мирового рынка заключается в том, что знание ее тенденций дает возможность своевременно выявить те изменения, которые происходят в мировом производстве и в международной торговле определенным товаром либо группой товаров. Изучение конъюнктуры товарных рынков позволяет получить ответы на следующие вопросы: смогут ли быть реализованы, в каком количестве и на каких условиях те товары, которые экспортер предполагает поставить. При импорте изучение рынка с помощью каталогов, прейскурантов, рекламы дает возможность обосновать выбор продавца (поставщика), уточнить условия продажи, которые будут наиболее приемлемы для покупателя.

Различают общехозяйственную конъюнктуру и конъюнктуру товарных рынков. Общехозяйственная конъюнктура характеризует состояние всего мирового хозяйства на конкретный период времени. При анализе конъюнктуры товарных рынков изучаются текущие изменения и колебания в сфере производства и сбыта отдельных товаров.

Факторы, влияющие на конъюнктуру мирового рынка, можно представить в следующей схеме:

 

 

 

 

 

-Изменение параметров

совокупного спроса

-Необходимость смены

факторов производства                   -НТП                           -Политические - Межотраслевые                              -Влияние ТНК             события

  перемены капитала                         -Воздействие              -Социальные

                                                              государства                 конфликты

                                                             -Инфляция                  -Стихийные

                                                             -Сезонность                 бедствия.

 

При изучении конъюнктуры мировых товарных рынков анализируются показатели сферы материального производства, показатели внутреннего товарооборота на национальных рынках, показатели внешней торговли, показатели финансово-кредитной сферы (в том числе индекс Доу-Джонса (Dow Jones), индекс НАЗДАГ (NASDAQ) и НИККЕЙ (NIKKEY), курсы акций, учетная ставка процента), параметры банкротств и слияний-поглощений, объёмы капиталовложений,  данные о заказах и, наконец, изменение цен.

              МР состоит из сегментов:

1. Мировой рынок товаров и услуг.

2. Мировой рынок капиталов.

3. Мировой рынок рабочей силы.

1. Мировой рынок товаров и услуг основан на сравнительных преимуществах тех или иных стран в издержках производства и на преимуществах, исходящих из обладания знаниями и технологиями, которые недоступны производителям других стран. Функционирование этого сегмента МР предполагает свободу передвижения товаров и услуг через границы государств. В свою очередь этот сегмент МР подразделяется на более мелкие  элементы:

-         мировой рынок сырьевых ресурсов;

-         мировой рынок энергетических ресурсов;

-         мировой рынок инвестиционных товаров;

-         мировой рынок продовольственных товаров;

-         мировой рынок потребительских товаров;

-         мировой рынок товаров непродовольственного характера;

-         мировой рынок услуг;

-         мировой рынок научно-технических знаний;

-         мировой рынок вооружения.

Информация о работе Мировая экономика