Миграционная политика государств в свете международных обязательств

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 19 Ноября 2013 в 18:45, курсовая работа

Краткое описание

Актуальность темы. Международная миграция населения – это реальность современного мира. Практически не осталось стран, которые в той или иной степени не были бы вовлечены в сферу миграции. Миграционные потоки интенсифицируются и становятся более многообразными по видам и форме, миграционное взаимодействие стран явно приобретает качественно новый характер. Каждое государство самостоятельно определяет свою миграционную политику, так как это суверенное право государства.

Содержание

Введение ……………………………………………………………………
1 Миграционная политика………………………….……………………...
1.1 Способы определения миграционной политики…………………...
1.2 Международное сотрудничество в сфере миграционной политики………..……………………………..
2 Высылка…………………………………………………………………..
2.1 Обоснованная……………………………….………………………...
2.2 Необоснованная…………………………..…………………………..
Заключение ……………………………………………………………….
Список использованных источников …………………………………...

Вложенные файлы: 1 файл

Курсовая.docx

— 64.80 Кб (Скачать файл)

Одним из основных документов, разработанных в целях защиты прав мигрантов, является Международная  конвенция о защите прав всех трудящихся-мигрантов  и членов их семей11. Конвенция  охватывает вопросы, касающиеся всего процесса миграции, начиная с подготовки и отъезда и заканчивая возвращением в государство происхождения.12 Причем участниками конвенции являются только те страны, которые являются странами происхождения мигрантов. Они заинтересованы в защите своих граждан за рубежом. Для наблюдения за осуществлением положений конвенции создан Комитет по защите прав всех трудящихся-мигрантов и членов их семей. 

Хотелось бы отметить вклад в международное сотрудничество такой организации, как Международная организация по миграции (IOM - The International Organization for Migration engl. ). Это международная организация, которая является ведущим межправительственным учреждением в области миграции, она тесно взаимодействует с правительственными, межправительственными и неправительственными организациями. Задача организации – содействовать гуманизации и упорядочению процессов миграции ради всеобщего блага. Для решения этой задачи Международная организация по миграции  оказывает услуги и предоставляет консультации правительствам и мигрантам. Деятельность направлена на упорядочение и гуманизацию мер регулирования миграции, развитию международного сотрудничества в сфере миграции, оказание помощи в поиске практических решений проблем миграции и предоставление гуманитарной помощи нуждающимся в ней мигрантам, в том числе беженцам и внутренним переселенцам.13

Также, сотрудничество в  сфере миграционной политики осуществляется в рамках региональных организаций. Так, в рамках СНГ принято множество мер и созданы органы, регулирующие миграционную политику государств-членов, также была создана комплексная правовая база сотрудничества стран содружества в противодействии незаконной миграции. Основным правовым документом является Соглашение о сотрудничестве в области трудовой миграции и социальной защиты трудящихся-мигрантов, закрепляющее основополагающие права трудовых мигрантов и направления сотрудничества государств в данной сфере.

Продолжая решать задачи в  области миграции – участники  СНГ пришли к общему пониманию  необходимости решения вопросов миграции в регионе на основании  комплексного подхода. Акцент в оценке миграционных процессов с превалировавшего в предыдущие периоды концептуального  подхода «миграция – безопасность»  сделан на более конструктивный подход «миграция – развитие». В основу комплексного подхода регулирования  процессов в области миграции положены четыре принципа: организованность, защита, интеграция, сотрудничество.

Приоритетными направлениями  сотрудничества в области миграции являются: 1) формирование условий для  проведения согласованной миграционной политики; 2) регулирование трудовой миграции на основе достижения соответствия объемов, направлений и структуры  миграционных потоков интересам мигрантов с учетом законодательства принимающего государства; 3) формирование общего рынка труда, создание правовых, экономических и организационных условий для перехода к свободному перемещению рабочей силы; 4) обеспечение интеграции иммигрантов в общество и формирование у граждан государств – участников СНГ уважительного отношения к законодательству, языку и культуре страны пребывания; 5) продолжение противодействия незаконной миграции; 6) повышение степени защиты и надежности паспортно-визовых документов (включая использование биометрических данных); 7) заключение соглашений о реадмиссии.14

Большой вклад в сотрудничество в сфере международного сотрудничества вносит Совет Европы. Разрабатывая миграционную и интеграционную политику, основанную на уважении прав человека, демократии и верховенстве права, организация способствует ее реализации. Совет Европы призван защищать принципы равного обращения, терпимости, недискриминации и ликвидации всех видов дискриминации в политике и на практике, еще существующих во входящих в него государствах. Совет Европы стремится к тому, что миграция организовывалась таким образом, чтобы она укрепляла социальную сплоченность и способствовала развитию как стран происхождения, так и стран приема мигрантов. Деятельность Совета Европы в области миграции традиционно делится на три основные части: управление миграцией, интеграция, правовой статус мигрантов. Эти области включают в себя многочисленные конкретные вопросы, в том числе такие, как разработка эффективных каналов легальной миграции, содействие  осуществлению эффективных мер по интеграции мигрантов на рынке труда и помощи им в изучении языков принимающих стран, а также проблемы особо уязвимых групп мигрантов.15

Рассмотрев международное  сотрудничество в области миграционной политики, можно сделать следующие  выводы:

1. Страны стремятся к сотрудничеству в данной сфере в связи в тем, что за последние десятилетия данная проблема стала ощущаться наиболее сильно.

2. Странны назначения заинтересованы в получении наибольшей прибыли от пребывания мигрантов на их территории, одна из главнейших задач для стран происхождения – не допустить нарушения прав своих граждан за рубежом.

3. Основные организации, занимающиеся вопросами миграции, на международном уровне – это МОТ и МОМ, однако иные организации касаются миграции в пределах своей компетенции.

 

1.2 Высылка, как один из механизмов регулирования миграционной политики государства.

 

Государство вправе устанавливать  ограничения на въезд иностранных граждан. И если ин. Граждане нарушают правли, то в зак-ве большинства стран предусмотрена возм выслать лицо, нарушающее  внутренни правила.

Высылка означает официальный  акт или поведение, состоящие  в действии или бездействии, посредством  которых иностранец принуждается покинуть территорию государства; она не включает в себя экстрадицию в другое государство, передачу международному уголовному суду или трибуналу или отказ в  приеме иностранца государством, если такой иностранец не является беженцем.16

Относительно процедуры  высылки иностранных граждан  стоит отметить, что «право государства  высылать по своему усмотрению иностранцев, присутствие которых на его территории оно считает нежелательным, считается, также как и право отказывать иностранцам в допуске на свою территорию, атрибутом суверенитета».17

Однако, как отмечает один из классиков международно-правовой доктрины Л. Оппенгейм, «хотя государство имеет большую свободу действий при осуществлении своего права на высылку иностранцев, его свобода не абсолютна. Так, в рамках обычного международного права государство не должно злоупотреблять своим правом, действуя произвольно при принятии решений о высылке иностранца и при определении способа, которым совершается высылка».18

Европейская конвенция  о защите прав человека и основных свобод не гарантирует права иностранцам быть допущенным на территорию любого государства или оставаться на его территории. Европейский Суд по правам человека признаёт, что государство обеспечивает контроль въездом, пребыванием и высылкой лиц, не являющихся гражданами страны в соответствии с установившимися принципами международного права.

Но стоит учесть, что  осуществление государством своего суверенного контроля за иммиграцией нередко нарушает обязательство государства уважать семейную жизнь, гарантированную статьёй 8 Европейской конвенции о защите прав человека и основных свобод, которая гласит:

«1. Каждый имеет право  на уважение его личной и семейной жизни, его жилища и его корреспонденции.

2. Не допускается вмешательство со стороны публичных властей в осуществление этого права, за исключением случаев, когда такое вмешательство предусмотрено законом и необходимо в демократическом обществе в интересах национальной безопасности и общественного порядка, экономического благосостояния страны, в целях предотвращения беспорядков или преступлений, для охраны здоровья или нравственности или защиты прав и свобод других лиц»19.

  В некоторых случаях  решение о высылке является  посягательством на личную и семейную жизнь депортированных лиц или членов их семей.20

 

2. Высылка иностранных граждан,  как акт нарушающий право на  личную и семейную жизнь.

 

2.1 Обоснованная высылка

 

В функции Европейского Суда по правам человека не входит оценка миграционной политики государства, так  как оно имеет право самостоятельно устанавливать порядок проживания в нём иностранцев, однако задача Суда заключается в том, чтобы  определить, «было ли соблюдено при  высылке справедливое равновесие между соответствующими интересами, а именно правом заявителя на уважение его частной и семейной жизни, с одной стороны, и, с другой стороны, охраной общественного порядка и предотвращением преступлений».21

При рассмотрении дел связанных  с высылкой мигрантов Суд определяет, соответствует ли высылка требованиям  статьи 8.2, то есть является ли она «предусмотренной законом», направлена ли на достижение одной или нескольких правомерных целей, например таких как: «защита публичного порядка» и «предотвращение преступлений»22, и «необходимой в демократическом обществе» для реализации этих целей.

Следует отметить, что Европейский  суд также установил «руководящие принципы»23 для определения о необходимости высылки иностранного гражданина в «демократическом обществе»:

1. природа и серьезность совершенного заявителем правонарушения; длительность пребывания заявителя в стране, из которой его собираются выслать; истекшее время с момента совершения правонарушения, а также поведение заявителя в этот период;

2. национальности различных лиц, имеющих отношение к делу; семейное положение заявителя, такое, как длительность пребывания в браке, и прочие факторы, выражающие результативность семейной жизни супружеской четы;

3. знала ли супруга (супруг) о совершенном правонарушении, когда она (он) вступали в семейные отношения;

4. есть ли дети в браке и, если да, их возраст;

5. серьезность трудностей, с которыми супруга (супруг) наверняка встретится в стране, где родился тот или иной из супругов, хотя тот простой факт, что лицо может столкнуться с определенными трудностями, сопровождая супругу или супруга, не может сам по себе исключать высылки из страны.

Примерами обоснованной и  законной высылки могут служить дело Бушелькиа против Франции и дело С против Бельгии.

По делу Бушелькиа против Франции24 установлено: алжирский гражданин прибыл во Францию со своей семьей в возрасте 2 лет. Подростком он был обвинен в изнасиловании, нападении, воровстве и приговорен к 5 годам лишения свободы. В 1990 г. он был депортирован в Алжир, в 1992 г нелегально вернулся во Францию, в 1993 г. у него родилась дочь, в 1996 заявитель женился на матери своего ребенка, французской гражданке.

Европейский суд по права  человека, учитывая связи заявителя  с Алжиром, серьёзность совершённых им преступлений признал, что высылка иностранного гражданина после осуждения по уголовному делу об изнасиловании не ущемляет право на уважение личной и семейной жизни, несмотря на то, что он прибыл во Францию в возрасте двух лет, что его мать и братья постоянно проживают во Франции, и что он, тайно вернувшись после депортации во Францию, признал ребенка от француженки и женился на ней.

По делу С против Бельгии25 суд единогласно постановил, что высылка заявителя не была мерой «непропорциональной законно преследуемой цели», при этом учитывались связи С с Марокко и серьёзность совершенного им преступления, а именно торговля наркотиками по сговору.

 

2.2 Необоснованная высылка.

Как уже писалось выше, право государства на высылку иностранцев является атрибутом суверенитета, оно не абсолютно. Международное право признает следующие ограничения данного суверенного права:

1. запрет осуществления индивидуальной высылки иностранцев, законно находящихся на территории государств пребывания, без соблюдения минимального набора процессуальных гарантий;26

2. запрет на высылку  иностранцев в государства, где  им может угрожать применение пыток;27

3. запрет высылки иностранцев  с нарушением права человека  на уважение семейной жизни28;

4. запрет коллективной  высылки иностранцев.29

Осуществление государством своего суверенного контроля за миграцией  нередко нарушает обязательство  государства уважать семейную жизнь, гарантированную статьёй 8 Европейской конвенции о защите прав человека и основных свобод.

Европейский суд по правам человека, рассматривая подобные дела, принимает во внимание множество факторов, например: время прибытия на территорию принимающего государства, длительность проживания на его территории, наличие  и характер связей с государством, гражданином которого лицо является,  тяжесть совершенных преступлений, которые, как правило, служат причиной для выдачи ордера о депортации, семейные отношения, в том числе состоит ли лицо в законном браке, есть ли у него дети, проявляет ли он  заботу о детях после развода,  и даже когда лицо признало ребенка до или после решения о депортации.

Одним из показательных  дел, рассмотренных Европейским  судом, является дело Лю и Лю против России, и более того, постановление  по этому делу имеет прецедентный характер для рассмотрения всех последующих  аналогичных жалоб, поданных против России в Большую Палату Европейского суда.30

Дело было инициировано жалобой против Российской Федерации, поданной в Суд гражданином Китая господином Лю Цзинцай («первый заявитель»), и гражданкой России госпожой Юлией Александровной Лю («второй заявитель») 25 ноября 2005 года.  Изучив все обстоятельства дела, суд признал нарушение властями Российской Федерации права заявителей на уважение семейной жизни. При рассмотрении вопроса о том, было ли вмешательство в право заявителей на семейную жизнь основано на законе, Европейский суд по правам человека пришёл к выводу что «вмешательство базировалось на правовых нормах, которые не соответствуют требованиям «качества закона», установленным Европейской конвенцией о защите прав человека и основных свобод.

Информация о работе Миграционная политика государств в свете международных обязательств