Мемуары как источник изучения международных отношений

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 30 Октября 2013 в 18:55, реферат

Краткое описание

Мемуары не тождественны ни автобиографии, ни хронике событий, хотя в обиходе эти понятия могут использоваться как синонимы. Мемуарист пытается осмыслить исторический контекст собственной жизни, описывает свои действия как часть общего исторического процесса. В автобиографии же («Исповедь курильщика опиума», «Исповедь» Руссо) упор сделан на внутренней жизни автора и на развитии его личности. От хроник современных событий мемуары отличаются субъективностью — тем, что описываемые события преломляются через призму сознания автора со своими сочувствиями и нерасположениями, со своими стремлениями и видами.

Содержание

Введение:
1.Мемуары.Понятие мемуаров.
2.Метод контент анализа.
3.Проблема подлинности и достоверности источников.
4.Мемуары И.В.Сталина
5.Письма И.В.Сталину.
6.Источниковедение. Понятие источниковедение.

Вложенные файлы: 1 файл

Реферат (мемуары как источник изучения межд.отношений. Овсепян А.В..doc

— 596.65 Кб (Скачать файл)

МИНИСТЕРСТВО  ОБРАЗОВАНИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ 
БЕЛГОРОДСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ НАЦИОНАЛЬНО ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКИЙ УНИВЕРСИТЕТ

Институт  межкультурных коммуникаций и международных  отношений.

   

 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
РЕФЕРАТ 
 
по дисциплине: "Введение в специальность" 
 
на тему: "Мемуары, как источник изучения международных отношений".

 
 
 
 
 
 
 
 

 

Выполнил: 
студент группы 04001331 
Овсепян Артур Ваганович 
 
Руководитель: 
профессор, 
Олейник Николай Николаевич


 
 
 
 

 

Белгород   2013 г.

 

Введение:

1.Мемуары.Понятие мемуаров.

2.Метод контент анализа.

3.Проблема подлинности  и достоверности источников.

4.Мемуары И.В.Сталина

5.Письма И.В.Сталину.

6.Источниковедение. Понятие  источниковедение.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

1.Мемуары. Понятие мемуаров.

Мемуары(воспоминания) – это записки современников, повествующие о событиях, в которых автор мемуаров принимал участие или которые известны ему от очевидцев. Важная особенность мемуаров заключается в установке на «документальный» характер текста, претендующего на достоверность воссоздаваемого прошлого.

Мемуары не тождественны ни автобиографии, ни хронике событий, хотя в обиходе эти понятия могут использоваться как синонимы. Мемуарист пытается осмыслить исторический контекст собственной жизни, описывает свои действия как часть общего исторического процесса. В автобиографии же («Исповедь курильщика опиума», «Исповедь» Руссо) упор сделан на внутренней жизни автора и на развитии его личности. От хроник современных событий мемуары отличаются субъективностью — тем, что описываемые события преломляются через призму сознания автора со своими сочувствиями и нерасположениями, со своими стремлениями и видами.

Многие мемуары написаны лицами, игравшими видную роль в  истории (Уинстон Черчилль, Шарль де Голль, Екатерина II). Они могут обнимать значительный период времени (иногда всю жизнь автора), соединяя важные события с мелкими подробностями повседневной жизни. В этом отношении мемуары служат историческим источником первостепенной важности. Мемуаристы (не всегда осознанно) стараются представить себя перед потомством в выгодном свете, оправдать свои неудачи и похождения, что неизбежно ставит перед историком вопрос о достоверности изложенного. К примеру, расхожие представления о Челлини как о редкостном ловкаче и о Казанове как о неотразимом повесе восходят исключительно к их мемуарным запискам и другими историческими источниками не подтверждаются.

Для изучения международных отношений применяют  большинство общенаучных методов  и методик, которыми пользуются и  в исследованиях иных общественных явлений. В то же время для анализа международных отношений существуют и особые, специальные методологические подходы, обусловленные тем, что мировые политические процессы обладают своей спецификой, отличаются от политических процессов, разворачивающихся в рамках отдельных государств.

Значительное  место в исследовании мировой  политики и международных отношений принадлежит методу наблюдения. Прежде всего мы видим, а затем оцениваем события, происходящие в сфере международной политики. В последнее время специалисты все чаще прибегают к инструментальному наблюдению, которое осуществляется с помощью технических средств. Например, наиболее важные явления международной жизни, такие как встречи лидеров государств, международные конференции, деятельность международных организаций, международные конфликты, переговоры по их урегулированию, мы можем наблюдать в записи (на видеопленке), в телевизионных передачах.

Более фундаментальны и информативны аполитические исследования, выполненные на основе собственного дипломатического и политического опыта. К их числу можно отнести, например, работы известного в прошлом американского политического деятеля Генри Киссинджера, занимавшего в 1970-1980-е гг. ответственные посты в администрации США.

Важную информацию о внешней политике государств, о  мотивах принятия внешнеполитических решений и той или иной международной ситуации можно получить, изучая соответствующие документы, Метод изучения документов играет наибольшую роль в исследовании истории международных отношений, но для изучения текущих, актуальных проблем международной политики его применение ограничено. Дело заключается в том, что информация о внешней политике и международных отношениях часто относится к сфере государственной тайны и документы, содержащиеся подобную информацию, доступны ограниченному кругу лиц, особенно если речь идет о документах и материалах иностранного государства. Работа с большинством таких документов становится возможной только по прошествии времени, часто через десятки лет, т. е. тогда, когда они представляют интерес в основном для историков.

2.Метод контент анализа.

Если доступные документы  не дают возможности адекватно оценить намерения, цели, предсказать возможные решения и действия участников внешнеполитического процесса, специалисты могут применять контент-анализ (анализ содержания). Так называют метод анализа и оценки текстов. Этот метод был разработан американскими социологами и использован в 1939-1940 гг. для анализа речей руководителей нацистской Германии, опубликованных в печати и передаваемых по радио. С невероятной точностью американские специалисты предсказали время нападения на СССР, место и порядок проведения многих военных операций, выявили секретные идеологические установки германского фашизма. Метод контент-анализа использовался специальными учреждениями США в целях разведки. Только в конце 1950-х гг. он стал применяться широко и приобрел статус методологии изучения общественных явлений.

При проведении контент-анализа в тексте документа, статьи, книги выделяются некоторые ключевые понятия или смысловые единицы с последующим подсчетом частоты употребления этих единиц в соотношении друг с другом, а также с общим объемом информации. В международном политическом процессе такой единицей выступает внешнеполитическая идея, значимая тема или ценность, политическое событие или лицо, т. е. ключевые понятия из внешнеполитической жизни. В тексте она может быть выражена одним словом или устойчивым сочетанием слов. Контент анализ позволяет делать вывод о возможных внешнеполитических решениях и действиях тех международных факторов, которые стали объектом исследования.

 

 

3.Проблема подлинности и достоверности источников.

 

Существуют такие категории, как  подлинность и достоверность  источника. Подлинность - то, что источник был создан именно в то время, к  которому он себя адресует, тем автором  и пр. Достоверность относится  к информации, которая в нем  заложена. Если подлинность сейчас установить легко, не считая отдельные  моменты, как со "Словом о полку  Игореве", оригинал которого сгорел в 1812 году. Например, была доказана подделка "Велесовой книги" или "Дневника Анны Вырубовой". Кстати, фальсификация источников - тоже интересный момент с историко-культурной точки зрения, хотя и далеко не этичный.  
Теперь о мемуарах. Мемуары - источник личного происхождения, наряду с дневниками, письмами и пр. Абсолютно всегда мемуары будут субъективными. И именно этот источник, в первую очередь, следует изучать только в окружении других источников. Например, это хорошо просматривается в отношении ряда мемуаров, написанных мемуаров после первой мировой войны, определяя, кого считали виноватым в этой катастрофе (мемуары Ллойд-Джорджа, Фоша, Сазонова, Бьюкинена, кайзера Вильгельма и пр.).Мемуары также можно классифицировать на различные подгруппы, например, когда это мемуары, относящиеся к определенным историческим событиям, конкретному человеку и пр. Необходимо учитывать положение человека в обществе, его роль в конкретных событиях, период создания мемуаров в его жизни, и, главное, цель создания мемуаров. 
              О цели. Такой вид источника как мемуары можно рассматривать и с культурной точки зрения, ведь они связаны и с эволюцией человеческой личности. Это хорошо прослеживается в средние века или переходные периоды. На примере XX века мемуары нередко преследуют коммерческий успех, как в примере с деятелями культуры и т. п. Но мемуары могут создаваться и для таких целей как месть, оправдание, политическое завещание и пр. Например, Витте своими мемуарами нанес удар по политическим соперникам, дав им унижающе язвительные характеристики, одна из целей создания воспоминаний Екатерины II - завуалировать тайну рождения Павла, кто-то с помощью мемуаров желает оправдаться или оправдать своих близких. Ну а такие личности как Наполеон или Черчилль также создавали и миф о себе.  

Важно иметь в виду, что мемуары всегда достаточно субъективны, в них выражается жизненная позиция автора, его симпатии и антипатии, предвзятость и тенденциозность, идеологические установки и личная ограниченность. Рассматривая мемуары как источник культурологического исследования, необходимо принимать во внимание соотношение объективного и субъективного, временного и вечного, достоверного и случайного, идеализацию жизни и чрезмерного возвышения собственной личности, пессимистические или оптимистические оценки жизненного пути.

 

 

 

 

 

 

4.Мемуары И.В. Сталина.

К ГРАЖДАНАМ.

ДА ЗДРАВСТВУЕТ КРАСНОЕ  ЗНАМЯ!

 

 

 Большие надежды и большое разочарование! Вместо национальной вражды - взаимная любовь и доверием Вместо братоубийственного погрома - грандиозная демонстрация против царизма, виновника погромов? Рухнули надежды царского правительства: так и не удалось натравить друг на друга национальности Тифлиса!..

Давно старается  царское правительство натравить  друг на друга пролетариев, давно  старается оно раздробить на части  общее движение пролетариата. Потому оно и устроило погромы в Гомеле, Кишиневе и других местах. С этой же целью вызвало оно в Баку братоубийственную войну. И вот, наконец, взоры царского правительства  остановились на Тифлисе. Здесь, в центре Кавказа, вознамерилось оно разыграть  кровавую трагедию и перенести ее затем в провинции! Шутка ли: натравить  друг на друга национальности Кавказа  и потопить в собственной же крови  кавказский пролетариат! Царское правительство  потирало руки от радости. Оно даже распространило прокламации с призывом - бить армян! И оно надеялось на успех. И вдруг 13 февраля многотысячная  толпа из армян, грузин, татар и  русских, как бы назло царскому правительству, собирается в ограде Ванкского собора и клянется поддерживать друг друга “в борьбе с дьяволом, сеющим рознь между нами”. Единодушие полное. Произносятся речи с призывом “объединиться”. Масса аплодирует ораторам. Распространяются наши прокламации (3000 штук). Масса принимает их нарасхват. Настроение массы подымается. Назло правительству она решает собраться на другой день в ограде того же собора, чтобы еще раз “поклясться любить друг друга”.

14 февраля. Вся  ограда собора и прилегающие  к ней улицы полны народа. Наши  прокламации распространяются и  читаются совершенно открыто.  Масса разбивается на группы  и обсуждает содержание прокламаций.  Произносятся речи. Настроение массы  подымается, Она решает демонстративно пройти около Сионского собора и мечети, “поклясться любить друг друга”, остановиться на персидском кладбище, еще раз поклясться и разойтись. Масса приводят в исполнение свое решение. По пути, около мечети и на персидском кладбище произносятся речи, распространяются наши прокламации (в этот день распространено 12 000 прокламаций). Настроение массы подымается все выше и выше. Накопившаяся революционная энергия рвется наружу. Масса решает демонстративно пройти Дворцовую, Головинский проспект и лишь потом разойтись. Наш комитет пользуется моментом и немедленно же организует маленькое руководящее ядро. Ядро это с передовым рабочим во главе занимает центральное место, - и взвивается перед самым дворцом импровизированное красное знамя. Знаменосец, поднятый на руки демонстрантами, произносит ярко политическую речь, где он прежде всего просит товарищей не смущаться отсутствием социал-демократического призыва на знамени. “Нет, нет, - отвечают демонстранты, - он у нас в сердцах!” Далее, он разъясняет значение красного знамени, критикует предыдущих ораторов с точки зрения социал-демократии, разоблачает половинчатость их речей, указывает на необходимость уничтожения царизма и капитализма и призывает демонстрантов к борьбе под красным знаменем социал-демократии. “Да здравствует красное знамя!” - отвечает масса. Демонстранты двигаются вперед к Ванкскому собору. На пути три раза останавливаются) чтобы выслушать знаменосца. Последний опять призывает демонстрантов к борьбе с царизмом и просит поклясться, что они так же единодушно пойдут на восстание, как теперь на демонстрацию. “Клянемся!” - отвечает масса. Далее, демонстранты доходят до Ванкского собора и, после маленького столкновения с казаками, расходятся.

Такова была “демонстрация 8 000 тифлисских граждан”.

Так ответили тифлисские граждане на фарисейскую политику царского правительства. Так они отомстили подлому правительству за кровь бакинских граждан. Слава и честь тифлисским гражданам!

Перед многотысячной  толпой тифлисских граждане собравшихся под красным знаменем и несколько раз произнесших смертный приговор царскому правительству, подлые лакеи подлого правительства должны были отступить. Они отказались от погрома.

Но значит ли это, граждане, что царское правительство  впредь не постарается устраивать погромы? Далеко нет! Пока оно живо) и чем более оно теряет почву, тем чаще оно будет прибегать к погромам. Единственное средство искоренить погромы - это уничтожение царского самодержавия.

Вы дорожите вашей  жизнью и жизнью близких вам людей? Вы любите ваших друзей, родственников, и вы не хотите погромов? Так знайте же, граждане, что только с уничтожением царизма уничтожатся погромы  и связанные с ними кровопролития!

Низвержение царского самодержавия - вот прежде всего чего должны вы добиваться!

Вы хотите уничтожения всякой национальной вражды? Вы добиваетесь полной солидарности народов? Так знайте же, граждане, что только с уничтожением неравенства, только с устранением капитализма уничтожится всякая национальная рознь!

Торжество социализма - вот в конце концов к чему должны вы стремиться!

Но кто сметет с лица земли гнусные порядки царизма, кто избавит вас от погромов? - Пролетариат, руководимый социал-демократией.

А кто разрушит капиталистические  порядки, кто водворит на земле международную  солидарность? - Тот же пролетариат, руководимый той же социал-демократией.

Пролетариат и только пролетариат - вот кто завоюет  вам свободу и мир.

Так сплачивайтесь  же вокруг пролетариата и становитесь  под знамя социал-демократии!

Под красное знамя, граждане!

Долой царское самодержавие!

Да здравствует  демократическая республика!

Долой капитализм!

Да здравствует  социализм!

Да здравствует  красное знамя!

15 февраля 1905 г.

Печатается  по тексту прокламации,

напечатанной  в типографии Тифлисского

комитета  РСДРП

Подпись: Тифлисский комитет

 

5.Письма И.В.Сталину.

 

 

 

 

 

6. Источниковедение. Понятие источниковедение.

 

Итак, историческими источниками  занимается целая наука - источниковедение. Споры о  том. что можно считать историческим источником кипели очень долго. да и сейчас еще не утихли. До XIX века в культ был возведен письменный источник, например, не привлекались археологические данные. В России они вообще долго не использовались, вплоть до начала века XX. Но сейчас объектное поле источников расширилось вплоть до привлечения в помощь историку ландшафта. 
Сильные школы источниковедения были во Франции, многое для интерпретации источников сделала знаменитая школа "Аналов", но и в России были и остаются до сих пор сильные кафедры источниковедения при институтах (на примере Москвы - МГУ и РГГУ). Отечественная историческая наука, как не банально звучит, находится в кризисе, а источниковедение - то, что помогает удержаться на плаву. Ну а еще на помощь историкам традиционно приходят вспомогательные исторические дисциплины - топонимика, сфрагистика, геральдика, палеография и пр.  
          

Информация о работе Мемуары как источник изучения международных отношений