Международный технологический обмен и современный мировой рынок технологий

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 09 Декабря 2012 в 21:04, курсовая работа

Краткое описание

Цель определить особенности влияния технологического обмена на мировую экономику и экономику государства в целом.
В ходе исследования были поставлены следующие задачи:
 Изучить литературу по теме исследования.
 Выявить содержание и формы технологического обмена.

Содержание

Введение……………………………………………………………………….……….3
ГЛАВА 1. Сущность и экономическая целесообразность международного технологического обмена……………………………………………………………...6
1.1. Международная передача технологий как форма международных экономических отношений…………………………………………………………….6
1.2. Экономическая целесообразность экспорта и импорта технологий…..9
ГЛАВА 2. Структура и особенности современного мирового рынка технологий. Формы международного технического обмена……………………………………10
2.1. Формы международного технологического обмена………………….10
2.2. Географическая и видовая структура мирового рынка технологий…25
2.3. Особенности современного мирового рынка технологий……………28
ГЛАВА 3. Государственное регулирование международной передечи технологий. Международное техническое содействие…………………………………………...29
3.1. Причины ограничения и механизмы регулирования обмена технологиями………………………………………………………………………….29
3.2. Современное международное техническое содействие……………….33
Заключение…………………………………….………………………………………35
Литература……………………………………...…………………………………...…37

Вложенные файлы: 1 файл

Шевченко Д.А. - Международный технологический обмен и современный мировой рынок технологий.doc

— 197.00 Кб (Скачать файл)

В 90% лицензионные платежи  осуществляются в виде роялти. В  международной практике срок действия лицензионных соглашений обычно составляет 3-10 лет.

По категории предмета сделки различают лицензии на научно-технические  знания (изобретения и ноу-хау), промышленные образцы, торговые знаки и различные  виды услуг.

Ноу-хау (know how) – предоставление технического опыта и секретов производства, включающих сведения технологического, экономического, административного, финансового характера, использование которых обеспечивает определенные конкурентные преимущества. Законодательство многих стран определяет ноу-хау как коммерческую информацию, составляющую секрет производства.

Промышленный образец  – художественное или художественно-конструкторское  решение, определяющее внешний вид  изделия10. Промышленному образцу предоставляется правовая охрана.

Товарный знак – это  обозначение, позволяющее отличить товары и услуги одних лиц и фирм от однородных товаров других лиц или фирм. Товарные знаки могут содержать в себе слова, рисунки, символы и т.п. Товарный знак может быть признан недействительным, если незаконно зарегистрирован или стечением времени утрачены основания для дальнейшего поддержания в силе его государственной охраны, например, он вошел во всеобщее употребление как обозначение товара определенного рода. Так едва не произошло с товарными знаками Аспирин, Рэнк ксерокс.

Лицензионная торговля, охватывающая сделки с ноу-хау и патентами на изобретения, является основной формой коммерческого трансферта технологий. В современных условиях подавляющая часть лицензионной торговли приходится на продажу беспатентных лицензий. Это связано с экономией на проведении дополнительных НИОКР и расходов на внедрение в производство. Поэтому наибольшее распространение в международном трансферте получили лицензионные соглашения, предусматривающие комплексный технологический обмен с представлением ноу-хау и инжиниринговых услуг по промышленной реализации передаваемой технологии. Второе место занимают лицензии на ноу-хау и только третье – чисто патентные лицензии, не предусматривающие передачи ноу-хау. Это объясняется, в частности, тем, что при современном уровне развития техники освоение большей части изобретений без предоставления ноу-хау, т.е. опыта и знаний, которыми располагает фирма-продавец, либо вообще невозможно, либо ведет к непроизводительным затратам времени и средств. Поэтому ноу-хау являются основным объектом не только лицензий, но и других форм передачи технологии.

Динамизм лицензионной торговли объясняется следующим:

    •  экономический эффект от использования лицензий в течение срока действия лицензионных соглашений в 10 раз превышает расходы на их приобретение.
    •  покупка лицензии позволяет снизить затраты на собственные НИОКР;
    •  приобретение лицензий и сопутствующих инжиниринговых услуг ускоряет технический прогресс предприятий на 7-8 лет;
    •  каждый доллар, затраченный на приобретение лицензии, дает экономический эффект в 3-6 долларов (в зависимости от страны и без учета фактора времени), а в Японии - 16 долларов;

Разновидностью международной  торговли лицензиями является франчайзинг - когда одна, обычно крупная, компания (франчайзер) разрешает другой (франчайзи) использовать свое широко известное фирменное наименование11. История развития франчайзинга за рубежом насчитывает уже полтора века - с тех пор, когда Зингер впервые применил его для сбыта швейных машин.

По существу, продавец и покупатель в этом случае действуют как вертикально интегрированная фирма, филиалы которой взаимосвязаны и производят для потребителя часть товаров и услуг. Особенно характерно это для комплексного франчайзинга, который предусматривает полное обеспечение дилера, включая маркетинг, руководство эксплуатацией предприятия, стандарты и контроль качества продукции.

Различают три типа франчайзинга12:

1. Производственный - поставка франчайзером своим франчайзи основных элементов (комплектующих) для изготовления продукции, реализуемой под лицензируемым фирменным наименованием (товарным знаком). Чтобы качество товара сохранялось на высоком уровне, франчайзер также предоставляет технологии и проводит обучение сотрудников франчайзи, осуществляя контроль за соблюдением технологической дисциплины.

2. Торговый (товарный) - фирмы покупают у известной компании право на продажу ее товаров с ее товарным знаком.

3. Лицензионный (деловой) - франчайзер выдает лицензию на право открытия магазинов для продажи покупателям товаров и услуг под именем франчайзера. Используется при эксплуатации ресторанов, предприятий общепита быстрого обслуживания, продажи мороженого.

Преимущества франчайзинга:

    •  сохранение у франчайзи статуса юридического лица и права собственности на принадлежащее ему имущество даже при фактическом превращении этого ранее независимого предприятия в своеобразную дочернюю фирму известной компании;
    •  бесплатная взаимная поддержка рекламой и осуществление помощи друг другу при осуществлении поставок сырья и компонентов, запчастей, сбыта готовой продукции.
    •  использование имиджа фирмы, уже завоевавшей авторитет у клиентов, гарантирует быстрое признание у клиентов;
    •  возможность получения небольшой фирмой поддержки от франчайзера при обращении за кредитом в банк или при временных трудностях в расчетах с кредиторами (франчайзер может выступить поручителем);
    • гарантированная помощь в менеджменте, маркетинге, исследованиях и разработках;

Оценочная стоимость  продукции, выпускаемой в различных  странах мира по иностранным лицензиям, составляет 500–650 млрд. долл. Лидирующее положение в качестве экспортеров лицензий занимают экономически развитые страны, на которые приходится более 80% мирового экспорта лицензий. При этом на США приходилось около 2/3 указанного экспорта, далее следуют страны ЕС. В последние годы Япония из нетто-импортера лицензий превратилась в экспортера технологий. На нее приходится уже более 5% мирового экспорта технологий.

Подавляющая часть лицензий импортируется также экономически развитыми странами. На развивающиеся  страны приходится лишь менее 20% мирового экспорта лицензий, что объясняется  малой емкостью их технологического рынка.

Что касается отраслевой структуры мирового рынка технологий, то большая часть мировой торговли лицензиями приходится на: электротехническую и электронную промышленность – 19%, общее машиностроение – 18%, химическую промышленность – 17,4%, транспортное машиностроение – 10,2% всего объема коммерческих операций. Влияние международного обмена технологиями на развитие обрабатывающей промышленности в 3 раза выше, чем на развитие экономики в целом.

Франчайзинг выгоден  как мелкому, так и крупному бизнесу.

Малый бизнес заинтересован  во франчайзинге по следующим причинам:

    •  имидж авторитетной фирмы гарантирует быстрое признание у потребителей;
    •  уменьшается объем капиталовложений;
    •  возможность владеть и управлять собственным предприятием при ограниченном предварительном опыте;
    •  гарантия постоянной помощи в менеджменте, маркетинге, исследованиях;
    •  возможность обучаться ведению дела по схеме, эффективность которой проверена на практике.

Заинтересованность крупных  корпораций объясняется следующим:

    •  они расширяют сбыт продукции, проникая на малые и отдаленные рынки, быстрее реагируют на изменение спроса, не затрачивая средств на реализацию товаров и услуг, строительство и организацию собственной сбытовой сети;
    •  получают возможность привлечения доп. капитала за счет средств мелких и средних предпринимателей;
    •  компания имеет право на строгий контроль за качеством продукции, производимой и реализуемой франчайзи, для сохранения своего имиджа.

Однако франчайзинг имеет и недостатки: франчайзи и франчайзер подвержены определенному риску, опасности потерь.

Возможные проблемы франчайзи:

    •  объемы продаж могут быть ниже предсказанных франчайзером;
    •  помощь франчайзера в управлении и маркетинге может быть меньше ожидаемой;
    •  франчайзи не имеет возможности влиять на политику франчайзера.

Проблемы франчайзера:

    •  ошибки при выборе точек размещения франчайзинговых предприятий;
    •  затраты на подготовку пакета материалов для создания франчайзинговой системы могут значительно превысить предполагавшиеся затраты;
    •  проблемы получения с франчайзи обусловленной договором роялти;
    •  крах франчайзи бросает тень на репутацию франчайзера, даже если его вины нет.

Международный лизинг - финансово-коммерческая операция по предоставлению одной стороной (арендодателем) другой (арендатору) в исключительное пользование на установленный срок имущества (машин, оборудования) за определенное вознаграждение на основе арендного договора13.

В отличие от купли-продажи  аренда сохраняет за арендодателем право собственности на сданное внаем оборудование, предоставляя арендатору лишь право на его временное использование.

Наибольшее распространение  в МЭО получил лизинг, который  подразделяется на:

1. Оперативный - более короткий, чем жизненный цикл изделия, срок соглашения, неполная амортизация оборудования за время аренды. По окончанию срока оборудование возвращается владельцу либо вновь сдано в аренду;

2. Финансовый - полная окупаемостью арендуемого оборудования. По истечении срока арендатор может вернуть оборудование арендодателю, заключить новое соглашение, или купить объект лизинга по остаточной стоимости на условиях опциона (предварительное соглашение о заключении договора в будущем в сроки, обусловленные сторонами). По сути, он равнозначен долгосрочному кредитованию покупки.

Международный лизинг характеризуется  тем, что его участники: производитель, арендодатели (банк, лизинговая компания) и арендатор могут находиться в разных странах. Выделяют прямой зарубежный лизинг - арендную сделку между юридическими лицами различных стран и косвенный - сдачу в аренду через третье лицо.

Экспортный лизинг - сделка, когда лизинговая компания покупает оборудование у национальной фирмы  и предоставляет его в аренду зарубежному арендатору. Импортный  лизинг - закупка оборудования у иностранной фирмы и предоставление его отечественному арендатору14.

Лизинг актуален для  стран с высоким уровнем внешней  задолженности и с ограниченными  валютными средствами. По правилам МВФ обязательства, вытекающие из аренды, не включаются в объем внешней задолженности государства, поэтому международный лизинг находит государственную поддержку во многих промышленно развитых и развивающихся странах.

 

2.2. Географическая и видовая структура мирового рынка технологий

Мировой рынок  технологий представляет собой систему экономических отношений в сфере обмена научно-техническими знаниями, которые могут быть представлены как в овеществлённом, так и не в овеществлённом виде.

Субъектами  мирового рынка технологий выступают  государственные структуры, научно-исследовательские институты и образовательные учреждения, промышленные компании и мелкие инновационные фирмы, а также физические лица – ученые и специалисты.

Основными агентами на международном рынке технологий выступают ТНК, т.к. крупные затраты  на НИОКР могут себе позволить лишь крупнейшие компании, тем более что и внедрение современных, обычно технически сложных нововведений требует больших капиталовложений. ТНК, как основной агент обмена технологиями, владеет более 4/5 патентов на новую технологию. В то же время не менее 1/3 мирового технологического обмена приходится на внутрифирменный трансферт технологии ТНК, который используется ими для проникновения на новые рынки или для учреждения собственных дочерних фирм.

Объектами мирового рынка технологий являются результаты интеллектуальной деятельности в овеществленной (различные агрегаты, оборудование, инструменты, технологические линии и др.) и неовеществленной (информация, различного рода техническая документация, знания, производственный опыт) формах.

Мировой рынок  технологий имеет специфическую  нормативно-правовую базу своего функционирования – Международный кодекс поведения  в области передачи технологий; а  также такие международные органы регулирования, как Соглашение Всемирной  торговой организации по аспектам прав на интеллектуальную собственность (ТРИПС), Комитет по передаче технологии Конференции ООН по торговле и развитию (ЮНКТАД), Всемирная организация интеллектуальной собственности (ВОИС), Координационный комитет по контролю за экспортом (КОКОМ), Совещание специалистов по безопасности и технологии (СТЕМ).

Промышленно развитые страны:

· занимают ведущее место в международной торговле лицензиями (до 80% их экспорта), поступления от продажи лицензий за рубеж составляют 30 млрд. долларов в год, стоимость продукции, выпускаемой по иностранным лицензиям - 500 млрд. долларов в год; доля высокотехнологичной продукции в экспорте США - 20%, ФРГ и Франции - 15;

Информация о работе Международный технологический обмен и современный мировой рынок технологий