Международная экономика

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 27 Ноября 2012 в 11:51, контрольная работа

Краткое описание

Инновационная политика – это совокупность установленных органами государственной власти целей инновационной стратегии и механизмов поддержки приоритетных инновационных программ и проектов с целью повышения технологического уровня и конкурентоспособности производства.

Содержание

Инновационная политика Республики Беларусь на современном этапе 3
ТНК России и Беларуси 9
Тесты 17
Список используемой литературы 21

Вложенные файлы: 1 файл

Междунородная экономика.doc

— 164.50 Кб (Скачать файл)

Содержание

 

 

 

Инновационная политика Республики Беларусь на современном  этапе 3

ТНК России и  Беларуси 9

Тесты 17

Список используемой литературы 21

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Инновационная политика Республики Беларусь на современном  этапе

 

Инновационная политика – это совокупность установленных органами государственной власти целей инновационной стратегии и механизмов поддержки приоритетных инновационных программ и проектов с целью повышения технологического уровня и конкурентоспособности производства.

Главная задача инновационной политики - стимулирование инновационных процессов, реализуемых через систему целей и усилий, признаваемых государством, закреплённых законодательно и ориентированных на развитие и государственную поддержку науки, наукоёмких технологий и мероприятий, обеспечивающих инновационные процессы в основных сферах промышленности, сельского хозяйства и социального комплекса.

Основными задачами государственной  инновационной политики Республики Беларусь являются:

  • обеспечение экономического и социального развития Республики Беларусь за счет эффективного использования интеллектуальных ресурсов общества;
  • обеспечение правового регулирования, стимулирующего инновационное развитие национальной экономики;
  • формирование и комплексное развитие национальной инновационной системы, обеспечение ее интеграции в мировую инновационную систему с учетом национальных интересов;
  • создание благоприятных условий для осуществления инновационной деятельности, в том числе для вложения инвестиций в данную сферу;
  • стимулирование авторов (соавторов) инновации;
  • стимулирование создания и развития юридических лиц, осуществляющих инновационную деятельность, а также стимулирование деятельности индивидуальных предпринимателей в инновационной сфере;
  • содействие созданию и развитию рынка инноваций;
  • создание благоприятных условий для доступа субъектов инновационной деятельности к материальным, финансовым и интеллектуальным ресурсам, необходимым для осуществления инновационной деятельности;
  • содействие созданию и развитию инновационной инфраструктуры;
  • развитие государственно-частного партнерства в сфере инновационной деятельности;
  • прогнозирование технологического развития;
  • организация подготовки, переподготовки и повышения квалификации кадров в сфере инновационной деятельности;
  • развитие международного сотрудничества в сфере инновационной деятельности;
  • обеспечение государственных интересов (обороны и национальной безопасности) в сфере инновационной деятельности.

Направления инновационной  политики Республики Беларусь:

1. Разработку и совершенствование нормативно-правового обеспечения инновационной деятельности, механизмов ее стимулирования и защиты интеллектуальной собственности.

2. Создание системы комплексной  поддержки инновационной деятельности.

3. Развитие инфраструктуры инновационного процесса, включая систему информационного обеспечения, систему экспертизы, финансово-экономическую систему, производственно-технологическую поддержку, систему сертификации и продвижения разработок, систему подготовки и переподготовки кадров.

4. Развитие малого инновационного предпринимательства.

5. Совершенствование конкурсной  системы отбора инновационных проектов и программ.

6. Подготовка кадров, ориентированных  на инновационную деятельность.

Для социально-экономического прогресса любой страны, независимо от величины ее территории и природных условий, необходимо иметь соответствующий уровень развития науки в качестве собственного источника технологических инноваций. Этот уровень определяется структурой и состоянием науки и экономики в целом, а также политическими и социально-экономическими целями развития общества.В современных условиях развитие экономики Беларуси во многом зависит от такого научного потенциала, который бы отличался высокой степенью концентрации научных заведений и научных кадров, соответствующим уровнем развития науки, необходимыми возможностями и ресурсами, которые направляются на решение научно-технических проблем. Только такой научный потенциал в состоянии обеспечить разработку и внедрение проектов высокотехнологичных производств. Сегодня в условиях научно-технического прогресса наука превратилась в производительную силу и активно воздействует на эффективность всего народнохозяйственного комплекса. Она стала важнейшим фактором отраслевой и территориальной организации хозяйства, содействует формированию научно-производственного комплекса. Поэтому наличие научно-технической базы, ее соответствие производственному потенциалу, системе расселения - главное условие социально-экономического развития любого государства.С целью активизации инновационной деятельности, разрабатывается инновационная политика, представляющая собой совокупность принципов и мероприятий, обеспечивающих создание благоприятного инновационного климата в стране. Инновационная политика является составной частью социально-экономической политики. Она должна объединять общими задачами науку, технику, производство, потребление, финансовую систему, образование и быть ориентирована на использование интеллектуальных ресурсов, развитие высокотехнологичных производств и приоритеты экономики.Для эффективного управления инновационными процессами необходимы мониторинг, оценка инновационной деятельности, прогнозирование НТП, разработка государственных, отраслевых, региональных научно-технических программ и механизмов их реализации.Наша страна имеет значительный научно-технический и производственный потенциал, поэтому быстрое развитие науки, инновационной деятельности приобретают стратегическое значение. Этим обусловлен выбор инновационного пути развития экономики [1, c. 34].

В целях создания соответствующего правового поля для обеспечения  инновационного процесса на всех его стадиях на уровне Главы государства и Правительства страны принят ряд законов, в том числе:

10 июля 2012 г. Президент  Республики Беларусь подписал Законы Республики Беларусь № 425-З «О государственной инновационной политике и инновационной деятельности в Республике Беларусь» и № 424-З «О внесении изменений и дополнения в некоторые законы Республики Беларусь по вопросам государственной инновационной политики и инновационной деятельности», принятые Палатой представителей 31 мая 2012 г. и одобренные Советом Республики 22 июня 2012 г[6].

Закон определяет правовые и организационные основы осуществления  государственной инновационной политики и инновационной деятельности в Республике Беларусь. Главной целью Закона является необходимость сформировать правовые условия, содействующие росту экономического и социального благосостояния общества путем проведения соответствующей государственной инновационной политики и активизации инновационной деятельности как основы развития современной экономики.

В Законе государственная  инновационная политика определена как составная часть государственной социально-экономической политики, представляющая собой комплекс осуществляемых государством организационных, экономических и правовых мер, направленных на регулирование инновационной деятельности.

В соответствии с Законом  «О государственной инновационной  политике и инновационной деятельности в Республике Беларусь» целью государственной инновационной политики в Республике Беларусь является создание благоприятных социально-экономических, организационных и правовых условий для инновационного развития и повышения конкурентоспособности национальной экономики.

Основными задачами на 2012 год, является: координировать работу государственных заказчиков, головных организаций по выполнению и финансированию программ, курировать работу Государственных научно-технических экспертных советов, участвовать в работе Координационных советов по приоритетным направлениям, заседаниях Научно-технических советов по научно-техническим программам.

Республиканским бюджетом на 2012 год расходы на финансирование научной, научно-технической и инновационной деятельности установлены в размере 1,3 трлн. рублей. Такие объемы расходов республиканского бюджета на финансирование внутренних затрат на научные исследования и разработки в структуре наукоемкости оценивается на уровне 17,1%. В то же время, показатель «внутренние затраты на научные исследования и разработки, в процентах к ВВП» в 2012 году составит 0,67% к ВВП.

Основные задачи научно-инновационной  сферы на 2012 год направлены на модернизацию национальной экономики в соответствии с приоритетными направлениями научно-технической деятельности и Государственной программой инновационного развития на 2011 – 2015 годы, в том числе разработку для утверждения Главой государства программы развития промышленного комплекса на период до 2020 года.Формирование нового сегмента национальной экономики — высокотехнологичных наукоемких предприятий и производств, соответствующих V и VI технологическим укладам; увеличение удельного веса инновационной продукции в общем объеме отгруженной продукции до 14–15%; увеличение доли инновационно-активных организаций в общем количестве организаций до не менее 31%; ростнаукоемкости ВВП до 1,4–1,6 %; рост доли экспорта наукоемкой и высокотехнологичной продукции в общем объеме белорусского экспорта до 10,0% и др.

«Ключевая задача развития инновационной экономики – создание условий для формирования у граждан компетенций инновационной деятельности – компетенций «инновационного человека» как субъекта всех инновационных преобразований», - подчеркнул Игорь Войтов [8].

Беларусь в ближайшие  пять лет планирует втрое увеличить экспорт высокотехнологичнойпродукции.

По программе планируется  выполнить более 900 проектов по созданию новых предприятий и производств, из которых 235 имеют определяющее значение для развития страны. "Будут реализованы крупные структурообразующие инвестиционные и инновационные проекты в фармацевтической промышленности, нефтехимической и химической промышленности, в области энергетики и энергосбережения, в машиностроении и металлургии, строительстве и промышленности строительных материалов", - рассказал Игорь Войтов [4]. 
К примеру, использование инновационных разработок на предприятиях фармацевтической промышленности позволит довести долю отечественных препаратов на внутреннем рынке фармацевтической продукции до 50%, увеличить экспорт лекарственных препаратов в 2 раза, при этом импортоемкость произведенной продукции уменьшится до 32,7%. Всего в производстве будет освоено 197 новых лекарственных средств.

В результате реализации проектов госпрограммы концерном "Белнефтехим" глубина переработки нефти достигнет 92%, доля высокооктановых бензинов возрастет с 70% до 96%, доля дизельного топлива с ультранизким содержанием серы увеличится с 16,4% до 95,5%.

В области энергетики и энергосбережения главным проектом станет строительство АЭС. Будет также завершено строительство Гродненской ГЭС мощностью 17 МВт и Полоцкой ГЭС мощностью 21 МВт. Решение этих и других задач позволит Беларуси увеличить к 2015 году долю собственных энергоресурсов до 28-30% и уменьшить долю природного газа в потреблении до 64%. 
Новые проекты будут выполнены в сфере машиностроения и металлургии. В частности, планируется строительство на РУП "БМЗ" завода по производству листового проката с выпуском новой продукции - горячекатаного листа шириной от 800 до 1850 мм, толщиной листа от 0,8 до 25 мм, что снизит зависимость предприятий промышленного комплекса республики от импорта. В целом развитие производства машин и оборудования будет направлено на расширение модельного ряда автомобилей, освоение производства автобусов повышенной пассажировместимости, создание нового семейства автопоездов уровня Евро-4 и Евро-5. Рост валовой добавленной стоимости в производстве машин и оборудования ожидается в 1,5 раза, их экспорт - в 2,5 раза, транспортных средств и оборудования в 1,7 раза и 2,5 раза, соответственно.

Госпрограмма инновационного развития затронет также строительную отрасль[8]. В стране планируется ввести в строй три новые технологические линии по производству цемента на основе современных энергосберегающих технологий. Проектами предусматривается замена природного газа на уголь и использование других альтернативных видов топлива. Ввод этих линий обеспечит прирост базовых мощностей по производству цемента в 2 раза и позволит полностью обеспечить потребность в этой продукции внутреннего рынка. Помимо этого, появится возможность увеличить экспортные поставки цемента в другие страны.

Мировое развитие в ближайшей  перспективе будет определяться становлением новых технологических укладов. Соответственно, экономический профиль Беларуси, его технологическая и отраслевая структура также должны существенно измениться. Развитие инновационной экономики предполагает значительное повышение эффективности использования интеллектуального потенциала страны и улучшение взаимодействия основных участников инновационного процесса: образования, науки и производства. Экономика должна стать более наукоемкой, основанной на значительно возросшей доле инновационных технологий V и VI укладов за счет создания инновационной системы. Необходим переход к быстрому обновлению основных средств. Ключевой задачей должно стать создание в Беларуси условий для перетока капиталов в инновационные отрасли, формирующие экспортоориентированные высокотехнологичные производства.

Негативное воздействие  мирового финансово-экономического кризиса на национальную экономику и, соответственно, научно-техническую сферу остается. Затянулся процесс формирования венчурного бизнеса, страхового рынка, инвестиционных фондов. Финансирование инноваций не должно ограничиваться бюджетом. Надо активнее привлекать средства зарубежных и отечественных инвесторов, разработать условия страхования инновационной деятельности.

Сегодня большинство  белорусских предприятий нельзя отнести к инновационно-активным. Основная часть белорусского директората не только не обладает знаниями в инновационной сфере, но и старается избегать связанных с ней лишних проблем. Доля выпускаемой в Беларуси продукции, которую можно отнести к новой, составляет не более 5 - 7 %, а произведенной на основе V технологического уклада и того меньше - 3 %. В тоже время в развитых странах ассортимент ежегодно обновляется на 15 - 45 %. Многие крупнейшие предприятия, специализирующиеся на производстве продукции машиностроительной, нефтеперерабатывающей, химической и нефтехимической промышленности используют изношенное оборудование и устаревшие технологии. Только 5% внедренных белорусскими предприятиями технологий относятся к высоким и принципиально новым.

Информация о работе Международная экономика