Международная ситуация и начало Корейской войны

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 24 Февраля 2014 в 16:30, контрольная работа

Краткое описание

Актуальность темы. Действительно, существует необходимость называть и рассматривать войну 1950-1953 гг. в Корее достаточно осторожно и по возможности беспристрастно. По версии северокорейской и советской историографии, война была развязана Лисынмановским режимом и «американским империализмом». Согласно взгляду южнокорейской, западной и новейшей российской историографии, войну начала Северная Корея.
С точки зрения исследователей, не все было так просто, чтобы можно было с легкостью списывать ответственность за начало войны на какую-либо одну из сторон: Северную или Южную Корею, США или СССР и Китайскую Народную Республику. Несомненно одно: Корейская война была неизбежной. Отдельные предпосылки этой войны были изложены выше. Основной объективной причиной войны было разделение Корейского полуострова на два враждебных государства, не признававших легитимность друг друга и поддерживаемых двумя противоборствующими блоками — советским и американским.

Вложенные файлы: 1 файл

Корейская война 1950.docx

— 68.09 Кб (Скачать файл)

18 августа 1951 г. началось первое летнее наступление войск Южной Кореи и ООН. Однако целью его было вовсе не «возвращение» территорий у западной части фронта, а попытка прорваться в сентябре месяце к Вонсану (на востоке) и даже к Пхеньяну. Поэтому основным направлением удара стало восточное в районе Хвачхони и Инчже и центральное в районе Кимхва (другой возможный вариант прочтения — Кымхва) направления. Наиболее ожесточенные бои развернулись в районе высот 1211 и 1052. Однако первое летнее наступление оказалось неудачным для войск Юга и было прекращено 18 сентября.

Одновременно с началом переговоров обе стороны приступили к строительству оборонительных инженерных сооружений. Поскольку большая часть линии фронта, центральная и восточная, проходила в гористой местности, войска КНА и китайских народных добровольцев приступили к сооружению тоннелей, служивших лучшей защитой от воздушных налетов американской авиации. Так, к середине 1952 г. на один батальонный район обороны войск приходилось по 450-500 метров тоннелей.

Переговоры в Пханмунчжоме продолжались в течение следующего, 1952 г., несмотря на многочисленные весенние и летние попытки Южной стороны прорвать фронт. Особые затруднения возникли осенью в связи с вопросом репатриации военнопленных. Некоторые из плененных солдат и офицеров не хотели возвращаться назад.13 Переговоры прервались 8 октября 1952 г. 14 октября началось третье осеннее наступление войск ООН и Республики Корея в центральной и восточной части фронта. Сотни американских самолетов обрушили бомбовые удары как вдоль линии фронта, так и на северокорейские города в тылу. К восточному побережью было стянуто до 300 кораблей. Самые ожесточенные бои происходили в районе Кимхва, в центральной части фронта. Однако уже 25 ноября южнокорейско-американские войска были вынуждены прекратить наступление.

25 января 1953 г. по всему фронту началось четвертое зимнее наступление объединенных войск ООН и Республики Корея. В качестве основной задачи ставился выход на рубеж Нампхо-Пхеньян-Вонсан, т. е. продвижение вглубь северокорейской территории на расстояние порядка 200 километров. Но это наступление также не принесло ожидаемых результатов. Наоборот, в мае 1953 г. Северная сторона предприняла ряд контр наступательных операций, главным образом в восточной части фронта, у реки Пукханган, а также в его центральной части. Насчитывают до трех наступательных операций объединенных северокорейских и китайских войск, которые разворачивались с 1 мая (датой начала отмечают также 13 или 27 мая) по 27 июля (указывают на 13 или 15 июля как время завершения северокорейского наступления). Следует отметить, что впервые за долгое время предпринятые Северной стороной наступательные операции были достаточно успешными и подтолкнули обе воюющие стороны к скорейшему заключению соглашения о перемирии.

К 19 июля 1953 г. было достигнуто единство мнений по всем пунктам будущего соглашения. С 20 июля началась работа по определению места прохождения демаркационной линии, а 27 июля 1953 г. в 10 часов утра в Пханмунчжоме было наконец-то подписано Соглашение о перемирии, состоявшее из преамбулы, 5 статей и приложения. Оно было подписано представителями трех основных воюющих сторон — КНДР, КНР и войск ООН и объявляло о прекращении огня с 22 часов того же дня. Отказавшийся еще 25 мая 1953 г. от ведения переговоров южнокорейский генерал Чхве Доксин присутствовал на церемонии подписания Соглашения, однако поставить свою подпись отказался. Южнокорейская сторона долгое время отказывалась от установления мира с Северной Кореей, но, в конечном счете, была вынуждена согласиться под давлением США, которые обещали подписать новый договор о сотрудничестве в сферах обороны и экономики.

 

§ 4. Основные итоги войны

Корейская война закончилась победой как для КНДР, так и для Республики Корея. Обоим государствам, в течение некоторого периода почти полностью оккупированным вражескими войсками, удалось практически полностью отстоять свои территории. В южнокорейской историографии, правда, факт победы передается чуть более скромным выражением: «преодоление государственных трудностей». В любом случае и Корейская Народно-Демократическая Республика, и Республика Корея продолжили свое развитие в направлениях, определенных при основании каждого из государств. Подобный исход войны в условиях паритетного противостояния недавно сформировавшихся социалистического (во главе с СССР) и капиталистического (во главе с США) лагерей был объективно предопределен.

Однако Соглашение о перемирии от 27 июля 1953 г., будучи по своему характеру временным, не принесло долгожданного мира. Два корейских государства по-прежнему не признавали друг друга и объявляли своей территорией весь Корейский полуостров, который с этого времени стал постоянным источником нестабильности в Восточной Азии. Корейская война окончательно закрепила разделение полуострова на два враждебных государства, являвшихся азиатскими форпостами двух военно-политических блоков. Из-за вынужденной или добровольной миграции населения с севера на юг и наоборот появилось большое количество разделенных семей, когда дети и родители, братья и сестры оказались по разные стороны от демаркационной линии. После войны проблема объединения Кореи стала важнейшей и практически неразрешимой задачей правительств обоих государств. Последующие 30-40 лет XX столетия принесли двум Кореям лишь первые робкие шаги на пути межкорейского сближения. Только начиная с 1990-х годов межкорейские отношения вступили в фазу активных контактов.

За хрупкий мир и право КНДР и Республики Корея продолжать строить общество своего типа была заплачена очень дорогая цена. За годы войны общее число погибших достигло 1,5 млн человек, а раненых — 360 тыс., многие из которых на всю жизнь остались калеками. Северная Корея была полностью разрушена американскими бомбардировками, так что в конце Корейской войны американское военное командование официально заявило, что в Северной Корее «больше нет объектов для бомбардировки». Там было уничтожено более 8 700 промышленных предприятий, более 600 тыс. жилых домов. Ущерб, нанесенный экономике КНДР, оценивался в сумму, превысившую 420 млрд вон.

Несмотря на то что Южная Корея не подвергалась таким разрушительным бомбардировкам, как Северная, ущерб, который страна понесла от боевых действий, также был достаточно велик. За годы войны в Республике Корея было разрушено 44% зданий, уничтожено 42% промышленного оборудования, 68% промышленных предприятий. Экономический кризис был настолько велик, что к началу 1953 г. ценность национальной валюты (так же, как и в Северной Корее, именовавшейся вона) упала в 11 раз, поэтому в феврале 1953 г. правительство было вынуждено провести денежную реформу. Цены за годы войны выросли в 18 раз. Общий экономический ущерб, нанесенный Республике Корея, оценивается суммой в 3 млрд долларов США.

После войны в Южной Корее значительно усилилась антикоммунистическая идеология, что отрицательно отразилось на развитии демократического движения.

В годы войны также имела место масштабная миграция населения, связанная с изменением границ демаркационной линии, добровольным переходом в Северную или Южную Корею сторонников левых или правых сил (одновременно с поочередным отступлением войск Севера и Юга), а также в связи с насильственной депортацией населения на Север (до 83 тыс. человек; относительно Юга сведения отсутствуют).

Другим немаловажным итогом Корейской войны стало возвращение на Корейский полуостров американских вооруженных сил, что противоречило ст. 4 Соглашения о перемирии, в которой говорилось о необходимости вывода из Кореи всех иностранных войск. 1 октября 1953 г. был заключен корейско-американский Договор об обеспечении взаимной безопасности, согласно которому на территории Республики Корея должны были быть расквартированы американские войска. Присутствие вооруженных сил США на Корейском полуострове, с одной стороны, защищало Южную Корею от «агрессии с Севера», т. е. на первых порах в известной степени служило гарантом мира. С другой стороны, в Республике Корея начался процесс частичной американизации корейской культуры, который оценивается достаточно негативно самими южными корейцами. В-третьих, со временем факт наличия в Южной Корее американских вооруженных сил стал важнейшим препятствием в межкорейском диалоге и из гаранта мира (в связи с изменением внутрикорейской и международной обстановки) превратился в фактор нестабильности.

С конца 1953 г. Республика Корея и Корейская Народно-Демократическая Республика стали развиваться как два независимых, совершенно не связанных и взаимно не признающих друг друга враждебных государства, населенные одной нацией, имевшей некогда единую историю.

Северная Корея оказалась в уникальном геополитическом положении, будучи окруженной тремя сильнейшими державами мира: с юга — враждебными США, контролировавшими всю систему обороны Южной Кореи, а с севера — Китаем и СССР, отношения с которыми со временем заметно охладели. Поэтому Северная Корея была вынуждена тратить много сил и выделять большие средства, чтобы развивать свои вооруженные силы.

Южная Корея стала фактически островным государством, отделенным от внешнего мира с запада, юга и востока морями, а с севера — наглухо закрытой демаркационной линией. Для поддержания порядка в разрушенной стране и восстановления экономики Ли Сын Ман пошел по пути усиления единоличной власти, которую сами южные корейцы стали воспринимать как диктатуру.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

 

Корейская война сильно повлияла на международную обстановку 50-х

годов. Она была призвана показать всему миру во что может вылиться

межрегиональный конфликт, и то, что любая страна может стать плацдармом для военных действий более сильных государств, пытающихся поделить между собой мир или достигнуть мирового господства. Напрасны были огромные человеческие потери с обеих сторон, которые не привели ни к чему. Казалось бы мировые лидеры должны понять что гибель огромного числа ни в чём не повинных людей можно избежать, но очередные конфликты уже нашего времени показывают, что политика не щадит никого.

Корейская война важна по нескольким причинам. Она была первой войной в ядерном веке. Хотя ядерное оружие и не применялось, существовала угроза его использования. Эта война была борьбой двух идеологий.

 В целом она закончилась восстановлением существовавшего до начала военных действий положения. Несмотря на огромные затраты и потери, США так и не смогло выиграть эту войну – общее соотношение сил характеризовалось относительным равновесием. Военные действия закончились, но окончательного урегулирования корейского вопроса, предусмотренного мирным Соглашением, достигнуто не было. США, не дожидаясь созыва политической конференции по Корее, 1 октября 1953 г. подписали в Вашингтоне с Южной Кореей Договор о взаимной обороне. Помимо этого Соединённым Штатам предоставлялось право располагать на южнокорейской территории свои сухопутные войска, военно-воздушные и военно-морские силы. Подписание этого договора представляло собой взаимовыгодную сделку: в обмен на обязательство охранять Южную Корею от «коммунистического вторжения» США получили возможность создать на её территории свои военные базы. Этим договором США закрепляли принадлежность Южной Кореи к системе мирового капитализма и, превращая свою военно-стратегическую базу, делали орудием своей политики на Дальнем Востоке.

На Женевском совещании, открывшемся в апреле 1954 г., США и Южная

Корея выступили с единой позицией, поддержанной другими западными странами: либо урегулирование на основе резолюции ГА ООН от 7 октября 1950 г. (то есть фактически распространение южнокорейского политического режима на территорию всей Кореи путём выборов под наблюдением ООН и на основе «законодательных актов» «единственного законного правительства» Южной Кореи), либо никакого урегулирования вообще. Отвергнув предложения КНДР, поддержанные СССР и Китаем, США и Южная Корея сорвали мирное урегулирование корейской проблемы в Женеве. По вине США и южнокорейских правителей Корея осталась разделённой, а Корейский полуостров превратился в очаг постоянно тлеющей конфликтности, неоднократно приводившей к обострению международной напряжённости на Дальнем Востоке.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Список использованной литературы

 

1 Wеаthersby К. New Russian Documents on the Korean War // Соld War International History Project Bulletin 6-7 (Штег 1995-1996). Указанное издание представляет собой перевод на английский язык и комментарии к 216 документам, переданным Б. Н. Ельциным президенту Республики Корея Ким Ёнсаму во время его визита в Москву в июле 1994 г. Кроме того, о предварительных консультациях Северной Кореи с китайской Народно-освободительной армией как до провозглашения КНР, так и после свидетельствуют документы, представленные в книге А. В. Торкунова «Загадочная война: корейский конфликт 1950-1953 гг.» (М., 2000. С. 62-70).

2 Точно так же и в Конституции Северной Кореи косвенным образом обозначалось, что вся территория Корейского полуострова входит в состав КНДР (указание на то, что столицей КНДР является Сеул (ст. 103), или на те «места Кореи, где земельная реформа еще не проводилась» (ст. 7), т.е. на Южную Корею). Таким образом, с точки зрения конституций двух корейских государств любые военные действия на «противоположной территории» были законными, т. е. не являлись «агрессией».

3  Хангук хёндэсаый чэ чомён. 1945-1980 ёндэый чончхи, вегё пунсок (Новое освещение новейшей истории Кореи. Анализ внутренней и внешней политики 1945-1980-х годов). Сеул, 1993. С. 117.

4  Cumings В. Тhе Оrigins оf the Коrеаn War. Vol.1-11. Рrinceton, 1990.

5 Документы из советских архивов, представленные в работе А. В. Торкунова «Загадочная война: корейский конфликт 1950-1953 гг.», однозначно свидетельствуют об активной подготовке КНДР к войне с Югом, а также помогают понять роль СССР и КНР в Корейской войне.

6  Война в Корее 1950-1953. СПб., 2000; Плотников Г. К. Отечественная освободительная война корейского народа (обзор боевых действий) // За мир на земле Кореи. Воспоминания и статьи. М., 1985; и др.— Первая из указанных работ особо примечательна, поскольку представляет собой современное издание коллективного труда, составленного в 1950-е годы под руководством С. С. Лотоцкого и предназначенного для внутреннего пользования советским генералам и офицерам, в котором предлагается самое подробное из опубликованных на русском языке описание Корейской войны.

Информация о работе Международная ситуация и начало Корейской войны