Международная миграция трудовых ресурсов

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 07 Июня 2012 в 03:19, контрольная работа

Краткое описание

1 ПОНЯТИЕ, ПРИЧИНЫ, ФОРМЫ МЕЖДУНАРОДНОЙ МИГРАЦИИ РАБОЧЕЙ СИЛЫ
2 ПОСЛЕДСТВИЯ МИГРАЦИИ ДЛЯ СТРАН-РЕЦИПИЕНТОВ И СТРАН-ДОНОРОВ

Вложенные файлы: 1 файл

Документ Microsoft Office Word.docx

— 36.17 Кб (Скачать файл)

1 ПОНЯТИЕ, ПРИЧИНЫ, ФОРМЫ МЕЖДУНАРОДНОЙ МИГРАЦИИ РАБОЧЕЙ СИЛЫ

 

Международная миграция рабочей  силы - это процесс перемещения трудовых ресурсов из одной страны в другую с целью трудоустройства на более выгодных условиях, чем в стране происхождения, определяющихся соотношением спроса и предложения на рынке труда.

Страну, принимающую мигрантов, называют страной-реципиентом, импортером рабочей силы. Страна, из которой  выезжает рабочая сила, называется страной-донором, экспортером рабочей  силы. Географические перемещения значительной части лиц трудоспособного возраста принято называть трудовыми миграциями, а участников этого процесса —  мигрантами.

Основные причины международной  трудовой миграции:

- различия в уровне экономического развития отдельных стран;

- наличие национальных различий в размерах заработной платы;

- наличие безработицы в странах-донорах;

- международное движение капитала и функционирование ТНК.

Помимо экономических  причин международной трудовой миграции существуют также военно-политические и социальные причины для найма  за рубежом. К последним относятся неразвитость местной системы образования, сети учреждений здравоохранения, стремление к «объединению семей», как правило, на территории стран с более высоким доходом на одного человека. Поэтому можно сказать, что экономические причины превалируют.

Основные элементы международной  трудовой миграции:

- иммиграция -перемещение трудоспособного населения из-за рубежа в данную страну;

-  эмиграция - перемещение трудоспособного населения из данной страны за рубеж.

Существует также такое  понятие, как «реэмиграция» - возвращение эмигрантов на постоянное место жительства.

Основные показатели межстранового  перемещения рабочей силы:

- масштабы выбытия - число эмигрантов, выбывших за рубеж из страны за определенный период с целью трудоустройства;

- масштаб прибытия - число иммигрантов, прибывших за определенный период;

- сальдо миграции - чистая миграция, или разница между числом прибытий и числом выбытий в стране за определенный период;

- валовая миграция - общая миграция, или сумма числа прибывших и числа выбывших в стране (регионе) за определенный период.

Основные формы, которые  принимает международная трудовая миграция:

- переселенцы - лица, переезжающие в другую страну на постоянное место жительства;

- работающие по контракту - работающие со строго ограниченным сроком пребывания в принимающей стране;

- профессионалы - лица с высоким уровнем теоретической подготовки и соответствующим опытом практической работы;

- нелегальные иммигранты - лица, выезжающие в принимающую страну или остающиеся в ней на незаконных основаниях;

- вынужденные мигранты - лица, перемещающиеся за пределы национальных границ по вынужденным обстоятельствам.

Интенсивность международной  миграции рабочей силы зависит от ряда факторов.

• Глобальный характер мирового экономического развития и растущая взаимозависимость страны.

• НТП, развитие которого сопровождается структурной перестройкой экономики, появлением новых профессий, изменением спроса на уже имеющиеся.

• Фазы экономического цикла, на которых находится экономика  отдельных стран и мировая  экономика в целом: в фазе подъема  спрос на рабочую силу, в том  числе и иностранную, возрастает, в фазе кризиса — падает.

• Процессы экономической  интеграции в мировой экономике, стимулирующие международную миграцию рабочей силы между объединяющимися  странами.

• Растущее осознание людьми широких экономических возможностей, которыми располагают другие страны, развитие и удешевление транспортных средств, расширение международной  системы информации.

Общую численность мигрантов, включая беженцев, трудно определить из-за текучести этой категории людей  или незаконности их пребывания. По приблизительным оценкам, в 2011 г. в  перемещениях рабочей силы принимало  участие более 80 млн человек, а с семьями — около 150 млн, из которых на долю граждан стран Востока приходится свыше 60%. В зависимости от экономической или военной ситуации эти цифры могут существенно увеличиться.

В конце XX в. в странах Запада произошло значительное оживление экономики, сопровождающееся повышенным спросом на рабочую силу. Поэтому основная масса легальных и нелегальных мигрантов приходится на страны Западной Европы и Северной Америки (приблизительно по 25—30 млн человек), а также на нефтеэкспортирующие страны Ближнего Востока (12—15 млн человек), в странах Ближнего Востока - в строительстве, сельском хозяйстве и сфере услуг. В зависимости от конъюнктуры занятость иностранных рабочих может изменяться безотносительно к их квалификации.

 

2 ПОСЛЕДСТВИЯ МИГРАЦИИ  ДЛЯ СТРАН-РЕЦИПИЕНТОВ И СТРАН-ДОНОРОВ

 

Интенсивность миграций, следующих  в направлении с Юга на Север, усиливается депопуляцией, наблюдаемой  в странах так называемого  «северного кольца» - группе наиболее развитых государств мира. В этих условиях потоки мигрантов все больше воспринимаются не только как необходимая составная часть масштабных процессов перераспределения трудовых ресурсов, но и как некая осязаемая угроза сохранению национальной идентичности стран-реципиентов. Появились исследования, авторы которых трактуют это переселение не просто как пространственное перемещение человеческих масс, но и как динамичное «наступление», инфильтрацию этносов и культур, смешение которых с этносами и культурами принимающих стран может иметь не всегда предсказуемые последствия и особенности. Знакомство с взглядами представителей данного направления позволяет лучше понять природу, характер наблюдаемой в настоящее время вспышки антииммигрантских настроений, культурной ксенофобии и в то же время убедиться в том, что ни Северная Америка, ни Европа, включая Россию, в ближайшем будущем не в состоянии обойтись без постоянного потока населения из стран Азии, Африки и Латинской Америки.

Прямым следствием масштабных миграций стало фактическое формирование многонациональных государств, сопровождавшееся такой характерной особенностью, как попадание иммигрантов преимущественно  в нижние слои принимающего общества, что превращало западные страны в  общество, социальные низы которого образуют национальные меньшинства. В подобных ситуациях социальный мир оказывается  тесно связанным с «национальным  вопросом» и с характером взаимоотношений, возникающих между коренным и  пришлым населением, вызывая озабоченность  тем, как складываются (или не складываются) процессы интеграции иммигрантов в  местный социум. Вопреки ожиданиям  и надежде на действенность мультикультурной модели интеграции иммигранты, перенося с собой собственные идеалы, религии и верования, обнаружили определенную склонность к тому, чтобы замыкаться в собственной среде. Другим основанием говорить о современном процессе миграции именно как о переселении народов стали изменения, произошедшие в структуре потоков легальной миграции, выразившиеся в повышении удельного веса перемещений, связанных с воссоединением семей и поиском политического убежища.

Важной особенностью современных  миграций стала массовая нелегальная иммиграция. Д.Хелд связывает это явление со спросом на максимально дешевую силу (во всяком случае – менее дорогую, чем локальная) рабочую силу, предъявляемым в первую очередь сконцентрированным в основном в северном полушарии транснациональным капиталом. Похоже, что именно потребность в дешевой рабочей силе и делает нелегальную иммиграцию столь трудноискоренимой. О наличии подобного спроса можно судить по США. «Это единственная в мире высокоразвитая экономика с легко доступным, очень дешевым, нерегулируемым или нелегальным рынком труда». Принося экономическую выгоду, нелегальная иммиграция одновременно порождает очевидные трудности, когда речь идет об интеграции иммигрантов в принимающее общество. Наконец, нельзя забывать о том, что в мире возникла мощная индустрия вербовки и транспортировки мигрантов, заинтересованная в том, чтобы их было как можно больше, а потому обслуживающая как легальную, так и нелегальную миграцию.

Иммиграция была и остается для Запада больше положительным, чем  отрицательным явлением. Очевидно, что если бы не было крупномасштабной миграции, европейские страны в 50-60-е  годы испытали бы очень серьезные  проблемы на рынке труда. Необычно долгий период устойчивого экономического роста, полной занятости и сравнительно низкой инфляции стал возможным отчасти  потому, что опасность вспышки  инфляции, существующая при неполностью  занятых рынках труда, смягчалась постоянным притоком низкооплачиваемых мигрантов, попадавших в их нижние слои. И именно неприхотливые переселенцы вынесли основную тяжесть реструктурирования экономик западных стран в 80-е годы.

Одновременно, возмещая потери населения, иммиграция облегчала решение  проблем, связанных с его старением. Конечно, картина занятости при  этом менялась, в общей численности  работников повысился удельный вес  иностранцев. Присутствие последних усилило нагрузку на государственный бюджет, но это был выход из создавшегося положения, и за это надо было платить.

 Иначе трактует рассматриваемую тему автор нашумевшей книги «Смерть Запада» , известный американский политик Патрик Дж. Бьюкенен. Он рисует мрачную картину гибели иудео-христианской цивилизации под напором огромных масс переселенцев из развивающихся стран. Бьюкенен считает, что движущим мотивом миграции выступает стремление стран Третьего мира, воспользовавшись благоприятно складывающимися обстоятельствами, получить доступ к богатствам Запада. Благодаря протекающим здесь процессам депопуляции выходцы из зоны «отсталости» превратившись за несколько десятилетий в этническое большинство, способны мирным путем колонизировать бывшие метрополии и тем самым положить конец здешней развитой цивилизации. Правящие элиты, в первую очередь, стран Западной Европы, явно проглядели эту опасность, и теперь им будет крайне сложно что-либо исправить, учитывая очень низкий показатель рождаемости (1,4 в среднем по Европе против необходимого для простого воспроизводства 2,1).

Международная трудовая миграция имеет  как положительные, так и отрицательные  последствия для стран-реципиентов.

К положительным последствиям можно  отнести следующие:

  1. Занятость рабочих мест, связанных с непрестижным или тяжелым трудом, на которые не претендуют граждане принимающей страны. Например, в 2011 году трудящиеся-иммигранты составляли от общей численности трудовых ресурсов в Швейцарии 19,4%, в Австрии - 10,2%, в Германии - 7,4%, во Франции - 6,2%. При отсутствии иностранных рабочих объемы производства в этих отраслях были бы значительно меньше.
  2. Расширение внутреннего рынка принимающей страны за счет спроса на товары и услуги, предъявляемого иностранными рабочими.
  3. Снижение налоговой нагрузки на государственный бюджет. Трудовые мигранты не только не требуют, социальных пособий, но, уплачивая налоги и другие обязательные взносы, снижают относительную налоговую нагрузку на коренное население.

В странах-реципиентах иммиграция позволяет удовлетворять спрос  на труд, заполняя нижний этаж социальной пирамиды, способствует восходящей социальной мобильности «своих», снижая цену труда, повышает прибыли предпринимателей и конкурентоспособность национальной экономики.

К отрицательным последствиям международной  трудовой миграции, как правило, относят  следующие:

  1. Рост нелегальной миграции, особенно за счет работников, у которых истек срок трудового контракта, но они не ходят возвращаться на родину, надеясь опять найти работу в принимающей стране.
  2. Рост социальной напряженности в связи с ростом нелегальной иммиграции.

В настоящее время в странах-импортерах рабочей силы сложилась система  мер государственного регулирования  иммиграции, которая включает в себя законодательство о юридическом, политическом и профессиональном статусе иммигрантов, национальные службы иммиграции, а  также межгосударственные соглашения по вопросам миграции.

На международном уровне деятельность национальных иммиграционных служб  координируется службой СОПЕМИ (Система  постоянного наблюдения за миграцией), созданной странами-членами ОЭСР (Организации экономического и социального  развития).

 

 

Таблица 2.1 - Возможные социально-экономические  последствия международной миграции рабочей силы для страны-импортера

Положительные

Отрицательные

1. Облегчение структуры региональных  сдвигов

1. Блокирует внедрение трудосберегающей  технологии

2. Содействие вертикальной мобильности местных работников

2. Осложняет ситуацию на внутреннем  рынке рабочей силы 

3. Снижение стоимости рабочей  силы, общих издержек, связанных  с сокращением численности рабочей  силы

3. Увеличиваются расходы на содержание  безработных иностранцев и их  семей

Положительные

Отрицательные

4. Торможение роста цен, благодаря  склонности иностранных работников  к сбережениям

 

5. Повышение качества рабочей  силы путем отбора более молодых,  квалифицированных работников

 

 

В июне 2003 года Евросоюз ввел квоты на миграцию рабочей силы. На внесении этого пункта в конституцию  ЕС особенно настаивала Германия, а  основным противником этого была Франция. Британские же власти разрешили неограниченный въезд в страну гражданам из новых государств-членов ЕС, предполагая, что это принесет экономике сплошные выгоды. «В Великобритании один из самых низких уровней безработицы по Евросоюзу, и аналитики думали, что поток мигрантов из Восточной Европы никакой опасности не представляет, - комментирует  глава отдела по связям с общественностью Международной организации по миграции (ЮМ) Жан-Филипп Кози. - К тому же в стране очень низкий уровень рождаемости, поэтому только с помощью приезжих можно удовлетворить спрос на рынке труда. А недавно Банк Англии опубликовал исследование, в котором указывается, что именно благодаря мигрантам Британии удалось сдержать инфляцию в заданных рамках». Однако реальность все-таки оказалась далека от расчетов. «Правительство ожидало притока иммигрантов, но их число намного превысило все предварительные прогнозы, - отмечает старший эксперт по социальной политике американской RAND Corporation Кевин Маккарти. - Вместо 20 тыс. человек в страну прибыло 447 тыс. мигрантов, и больше половины из них - жители Польши».

Информация о работе Международная миграция трудовых ресурсов