Личность – как субъект политики

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 02 Мая 2013 в 19:42, курсовая работа

Краткое описание

В нормальном, цивилизованном обществе политика осуществляется для людей и через людей. Какую значительную роль ни играли бы социальные группы, массовые общественные движения, политические партии, в конечном счете, ее главным субъектом выступает личность, ибо сами эти группы, движения, партии и другие общественные и политические организации состоят из реальных личностей и только через взаимодействие их интересов и воли определяется содержание и направленность политического процесса, всей политической жизни общества.
Активное участие личности в политической жизни общества имеет многоплановое значение.

Содержание

Введение……………………………………………………………….3

Глава I. Теоретические вопросы, понятия личности, как субъекта политики…………………………………………………………………………6

§1. Понятие и сущность субъектов политики…………………………………6
§2. Личность как один из видов субъектов политики………………………..11

Глава II. Роль и значение личности в политике…………………………….15

§1. Личные и политические права человека и его роль в политике………...15
§2. Понятие и мотивационные теории политического участия………….….21

Заключение……………………………………………………………………..24

Литература……………………………………………………………………...25

Вложенные файлы: 1 файл

Личность – как субъект политики edited.docx

— 68.23 Кб (Скачать файл)

В современном мире патерналистские  взгляды на соотношение индивида и власти в основном преодолены, хотя многие из отмеченных выше идей и  сегодня достаточно широко распространены в развивающихся странах с  преимущественно крестьянским населением, в авторитарных и тоталитарных государствах, представляющих вождя-диктатора как  отца нации, защитника простого человека, а в какой-то степени и в  демократических государствах, где  часть населения все еще воспринимает президента или премьера как главу единой большой семьи, а себя — как маленького человека, покорного исполнителя указаний властей.

Не менее существенное влияние  на последующую, в том числе современную  политическую мысль оказали учения Платона и Аристотеля. В пол  концепции Платона разработана  тоталитарная трактовка личности.

В своих проектах идеального государства  он исходит из безусловного верховенства цело (государства) над частью (индивидом).

Государство, руководимое мудрым царем  или аристократией — призвано утверждать единомыслие и коллективизм, регламентировать всю жизнедеятельность  человека, следить за правильностью  его мыслей и верований. В своей  земной жизни человек подобен  кукле, марионетке, управляемой божественными  законами. При таком понимании  личности вопрос о ее автономии и  политическом творчестве заведомо исключается  и человек вы лишь объектом власти.

Взгляды Платона на роль индивида в политике оказали определенное влияние и на мировоззрение крупней мыслителя античности — Аристотеля, хотя в целом в вопросе о соотношении личности и власти его творчества отмечено целым рядом новых, конструктивных идей.

К ним относится антропологическая  трактовка власти (и политики), обоснование  ее производности от природы человека. Аристотель считает индивида существом  политическим по своей природе в  силу его естественной предопределенности жить в обществе, коллективе. Человек  не может существовать без обще с другими людьми. Исторически первыми формами такого общения являются семья и селение. На их базе, на определенной стадии общественного развития возникает государство, которое является высшей формой общения людей.

 

 

Хотя Аристотель и выступает  за приоритет государства в отношениях с гражданином, но, в отличие от Платона, он противник огосударствления общества. По его мнению, тотальная  унификация всех граждан, чрезмерное единство государства ведет к его распаду. В целом же Аристотель, как и  его предшественники, еще не отделяет личность и общество от государства. Гражданин выступает у него не только субъектом-партиципантом власти, но и ее объектом во всех своих жизненных проявлениях.

Взгляды Аристотеля на гражданина как  на активный органический элемент государственного целого, непосредственно участвующий  в политической жизни, законной и  судебной деятельности государства  и полно подчиняющийся его  решениям, характерны для ан понимания  демократии. Эта демократия, считая свободных граждан непосредственными  участниками властных решений, в  то же время никак не защищала личность от произвола, санкционированного волей  боль. Индивидуалистической реакцией на политическую беззащитность личности в отношениях с государством явился ли. Он впервые в истории социально-политические мысли отделил индивида от общества и государства, провозгласил политическое равенство всех граждан, наделил личность фундаментальными, незыблемыми правами, утвердил ее в качестве главного элемента пол системы, а также ограничил сферу действий и полномочий государства по отношению к личности как объекту властвования. Индивид выступает в либерализме источником власти. Государство же — результат соглашения, договора свободных людей.

 Оно подконтрольно и подотчетно  и призвано выполнять лишь  те функции, которыми его наделяют  граждане.

Это, прежде всего, задачи обеспечения  безопасности и свободы граждан, охраны их естественных, священных  прав, поддержания общественно порядка  и социального мира. Провозглашая верховенство личности, во взаимоотношении  с властью, либерализм вместе с тем  суживает сферу политики и тем  самым ограничивает диапазон политической активности граждан. В либеральной  классической теории личность выступает  скорее первичным источником и высшим контролером власти, чем ее сознательным повседневным участником. Главной сферой самореализации личности, проявления ее творческой активности, инициативы и предприимчивости выступает гражданское  общество.

Участие в демократическом политическом процессе4 является способом самоутверждения человека, формирования культуры общения, навыков управленческой и самоуправленческой деятельности. По мере все более полного удовлетворения основных материальных потребностей человека, роста его культурного уровня, самосознания и самоуважения, будут развиваться потребности и интересы участия в общественно-политической жизни. Всесторонне развитый человек - это и активный общественный деятель. Чем дальше, тем в более широких масштабах общество будет сталкиваться с этой тенденцией.

____________________________________________________

4 – см.: Политология: курс лекций под редакцией Радугина АА // "Центр". - М., 1997, стр.73.

Глава II. Роль и значение личности в политике.

 

§1. Личные и политические права человека и его роль в политике.

 

Личность в политике5 – субъект осознанной, целесообразной деятельности, выражающий и реализующий интересы политических сил в единстве с собственными интересами, интегрирующий их в единое целое (государственное, партийное, общественно-политическое, международное и др.).

Личность является основным субъектом  политики, поскольку все политические силы, субъекты суть человеческие образования. Субъектность личности в политике проистекает из ее способности, возможности и потребности участвовать в политической жизни общества и государства в соответствии со своими интересами. Но в отличие от других сфер общественной жизни, в которых личность может реализовать свои интересы абсолютно, в политике она осуществляет свои интересы как элемент каких-то общих, то есть политических интересов. Даже не понимая данного положения, например, голосуя на выборах, личность, опуская бюллетень в урну, совершает индивидуальный акт коллективно-политической значимости.

Личность в политике участвует  в решении общих дел, что вызывает у нее ощущение причастности к человеческому роду, его институциональным образованиям. Через самостоятельную сознательную причастность к общему делу личность обретает способность осознать свою уникальность, значимость, неповторимость, ответственность за свои поступки. Поэтому можно отметить, что участие личности в политике есть один из наиболее значимых видов ее деятельности.

Участие личности в политике проявляется  во множестве форм и видов: митинг, демонстрация, манифестация, выборы представительных органов власти, участие в различных  кампаниях, проводимых партиями, общественно-политическими  движениями, членство и активная деятельность в политических организациях и т.п. Высшей формой участия личности в  политике является профессиональная политическая деятельность.

Сегодня в мировой политической мысли явно преобладает естественно  историческое понимание прав человека. Сам этот термин «права человека»  употребляется как в широком, так и в узком смыслах. В узком значении это только те права, которые не представляются, а лишь охраняются и гарантируются государством, действуют независимо от их конституционно- правового закрепления и государственных границ.

 

 

 

 

__________________________________________

5 - см.: Вятр Е. Социология политических отношений. – М., 2008, стр.67.

 К ним относятся равенство  всех людей перед законом, право  на жизнь и телесную неприкосновенность, уважение человеческого достоинства,  свобода от произвольного, незаконного  ареста или задержания, свобода  веры и совести, право родителей  на воспитание детей, право  на сопротивление угнетателям  и др.

 В широком значении права  человека включают весь обширнейший  комплекс прав и свобод личности, их различные виды. Современная  типология прав человека достаточно  разнообразна. Наиболее общей их  классификацией является деление  всех прав на негативные и позитивные. Такое различение прав основано на фиксации в них негативного и позитивного аспектов свободы. Как известно, в негативном значении свобода понимается как отсутствие принуждения, ограничений по отношению к личности, в позитивном — как свобода выбора, а главное, способность человека к достижению своих целей, проявлению способностей и индивидуальному развитию в целом. В соответствии с таким различением свободы негативные права определяют обязанности государства и других людей воздерживаться от тех или иных действий по отношению к индивиду. Они предохраняют личность от нежелательных, нарушающих ее свободу вмешательств и ограничений. Эти права считаются основополагающими, абсолютными. Их осуществление не зависит от ресурсов государства, уровня социально-экономического развития страны.

Типичным примером юридической  фиксации этой группы прав и в целом  негативного подхода к правам человека является Билль о правах конституции США. Так, его первая статья (поправка) гласит: «Конгресс  не должен издавать законов, устанавливающих  какую-либо религию или запрещающих  ее свободное исповедание, ограничивающих свободу слова или печати или  право народа мирно собираться и  обращаться к правительству с  петициями о прекращении злоупотреблений»6.

Термин «не должен» содержится почти во всех статьях (кроме одной) этого документа.

Практически все содержание Билля  о правах направлено на ограждение личности от различного рода несправедливых и нежелательных посягательств  со стороны правительства. В отличие  от негативных прав, позитивные права  фиксируют обязанности государства, лиц и организаций предоставить гражданину те или иные блага, осуществлять определенные действия. Это, например, право на социальное вспомоществование, образование, охрану здоровья, достойный  жизненный уровень и т.п. Реализовать  эти права гораздо труднее, чем  права негативные, т.к. ничего не делать гораздо легче, чем что-то делать или предоставлять каждому гражданину. Осуществление позитивных прав невозможно без наличия у государства  достаточных ресурсов. Их конкретное наполнение прямо зависит от богатства  страны и демократичности ее политической системы.

_______________________________________________________________

6 – см.: Иванов В.Н., Назаров М.М. Политическая ментальность: опыт и перспективы исследования // Социально-политический журнал. 2008. №2.

 В случае ограниченности  ресурсов позитивные права могут  гарантировать гражданам лишь  «равенство в нищете», как это  и имело место в подавляющем  большинстве государств тоталитарного  социализма.

Более конкретной классификацией прав и свобод личности по сравнению с  их делением на негативные и позитивные является их подразделение в соответствии со сферами реализации на гражданские (личные), политические, экономические, социальные и культурные. Гражданские права (не путать с правами граждан, включающими весь комплекс прав подданных государства) — это естественные, основополагающие, неотъемлемые права человека, имеющие в основном характер негативного права. Они производны от естественного права на жизнь и свободу, которым от рождения обладает каждый человек, и призваны гарантировать индивидуальную автономию и свободу, защитить личность от произвола со стороны государства и других людей. Эти права обеспечивают идентификацию личности, позволяют человеку быть самим собой в отношениях с другими людьми и с государством.

К гражданским правам обычно относят  право на жизнь, свободу и личную неприкосновенность, права на защиту чести и доброго имени, на справедливый, независимый и публичный суд, предполагающий защиту обвиняемого, на тайну переписки и телефонных разговоров, свободу передвижений и  выбора места жительства, в том  числе право покидать любое государство, включая собственное, и возвращаться в свою страну и др.

В конституциях многих государств гражданские права объединяют в одну группу с правами политическими.

Основанием для этого служит преимущественно негативный характер тех и других, а также направленность обоих видов этих прав на обеспечение  свободы личности в ее индивидуальных и общественных проявлениях. Политические права определяют возможности активного  участия граждан в управлении государством и в общественной жизни. К ним относятся избирательные  права, свобода союзов и ассоциаций, демонстраций и собраний, право на информацию, свобода слова, мнений, в том числе свобода печати, радио и телевидения, свобода совести и некоторые другие.

 

Экономические права

 

К гражданским и политическим правам непосредственно примыкают права  экономические, связанные с обеспечением свободного распоряжения индивидами предметами потребления и основными факторами  хозяйственной деятельности: собственностью и трудом, а также с проявлением  предприимчивости и инициативы. Вплоть до середины XX века важнейшие из этих прав — право на частную собственность, предпринимательство и свободное  распоряжение рабочей силой —  обычно рассматривали как фундаментальные, основополагающие права личности и  объединяли их с правами гражданскими.

Информация о работе Личность – как субъект политики