Культура общения между супругами и особенности семейных номинаций

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 14 Апреля 2014 в 21:03, курсовая работа

Краткое описание

В связи с указанной целью в курсовой работе сформулированы следующие задачи:
1.изучить понятие и виды речевого общения;
2 рассмотреть проблемы, возникающие в процессе речевого общения;
3. изучить понимание семейных отношений в русской культуре;
4.выявить особенности этики общения в русском языке;
5. рассмотреть особенности номинаций в общении между супругами.

Содержание

Введение
Глава 1 Лингвистическое отражение семейных взаимоотношений в русском языке
1.1 Основы речевого общения
1.2. Проблема "Язык и Культура".
1.3 Этика общения в семье
Глава 2 Практическое рассмотрение языковых средств и стиля общения между супругами в русском языке
2.1 Этика речевого общения и этикетные формулы речи
2.2 Особенности номинаций в общении между супругами
Заключение
Список литературы

Вложенные файлы: 1 файл

Kotova_21m_kursovaya.docx

— 104.87 Кб (Скачать файл)

ДЕПАРТАМЕНТ ОБРАЗОВАНИЯ ГОРОДА МОСКВЫ ГБОУ СПО КОЛЛЕДЖА ИНДУСТРИИ ГОСТЕПРИИМСТВА И МЕНЕДЖМЕНТА №23

 

 

 

 

КУРСОВАЯ РАБОТА

по профессиональному модулю

«Технология управления домашним хозяйством»

по теме:

«Культура общения между супругами и особенности семейных номинаций»

 

 

 

 

                                  

                                                                                                  Выполнила:

                                                                                                  Студентка гр.21М

                                                                                                   Котова В.Р

 

                                                                            Принял:

                                                                                       Преподаватель

                                                                                          Спец. дисциплин

                                                                                          Алимкина Н.Н.

 

Москва 2013

ДЕПАРТАМЕНТ ОБРАЗОВАНИЯ г. МОСКВЫ 
Государственное бюджетное образовательное учреждение среднего 
профессионального образования города Москвы

Колледж индустрии гостеприимства и менеджмента №23

 

Специальность «Сервис домашнего и коммунального хозяйства»

 

 

 

ЗАДАНИЕ

на курсовую  работу

Котовой Владиславы Роландовны

Тема дипломной работы: «Культура общения между супругами и особенности семейных номинаций»

 

Целевая установка: провести исследованье в области общения между супругами и семейными номинациями.

 

Основные вопросы, подлежащие разработке: Лингвистическое отражение семейных взаимоотношений в русском языке. Основы речевого общения. Проблема "Язык и Культура". Этика общения в семье. Практическое рассмотрение языковых средств и стиля общения между супругами в русском языке. Этика речевого общения и этикетные формулы речи. Особенности номинаций в общении между супругами.

Основная литература – согласно списку

Объем дипломной работы – не менее 30 машинописных листов (через 1,5 интервала)

 

Срок доклада руководителю о ходе разработки дипломной работы

а) доклад о собранном материале и ходе разработки курсовой работы до 2 февраля 2014 года

б) доклад о ходе написания дипломной работы до « 5» марта 2014 года.

Срок сдачи дипломной работы « 10 »   марта     2014года.

 

 

 

 

 

 

Требования к выполнению работы

 

Степень теоретической проработки, проблема на основе изучения литературы.

 

Литературное, грамотное, логически последовательное и самостоятельное изложение материала.

 

Оформление работы в соответствии с установленными требованиями.

 

Выполнение сроков докладов руководителю о ходе разработки и написания работы.

 

 

 

Требования к защите работы

 

Требования

Оценка

Умение четко и ясно излагать свои мысли выводы.

 

Использование иллюстрации в ходе защиты.

 

Ответы на дополнительные вопросы.

 

 

 

Общая оценка

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Содержание

 

Введение

Глава 1 Лингвистическое отражение семейных взаимоотношений в русском языке

1.1 Основы речевого общения

1.2. Проблема "Язык и Культура".

1.3 Этика общения в семье

Глава 2 Практическое рассмотрение языковых средств и стиля общения между супругами в русском языке

2.1 Этика речевого общения и этикетные формулы речи

2.2 Особенности номинаций в общении между супругами

Заключение

Список литературы

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Введение

Без общения, как без воздуха, человек не может существовать.Способность общаться с другими людьми позволила человеку достичь высокой цивилизации, прорваться в космос, опуститься на дно океана, проникнуть в недра земли. Общение дает возможность человеку раскрыть свои чувства, переживания, рассказать о радостях и горестях, о взлетах и падениях. Общение для человека – его среда обитания. Без общения невозможно формирование личности человека, его воспитание, развитие интеллекта. Общение помогает организовать совместную работу, наметить и обсудить планы, реализовать их. Овладение искусством общения необходимо для каждого человека независимо от того, каким видом деятельности он занимается или будет заниматься. Актуальность темы курсовой работы состоит в том, что на современном этапе становления языковой культуры проблемы изучения внутрисемейных номинаций является недостаточно изученным аспектом. Целью курсовой работы является изучение проблем культуры общения между мужем и женой и особенностей номинаций друг друга и предметов окружающего их быта.

В связи с указанной целью в курсовой работе сформулированы следующие задачи:

1.изучить  понятие и виды речевого общения;

2 рассмотреть проблемы, возникающие в процессе речевого общения;

3. изучить понимание семейных отношений  в русской культуре;

4.выявить  особенности этики общения в  русском языке;

5. рассмотреть особенности номинаций  в общении между супругами.

Предметом данной курсовой является особенности номинации друг друга мужем и женой в семье. Объектом исследования в курсовой является языковое общение в русском языке.

Данная курсовая работа состоит из введения, где обоснованы цели и задачи работы, двух глав, в которых раскрываются основные аспекты темы работы и заключения, где подведен итог проделанной работы.

Глава 1 Лингвистическое отражение семейных взаимоотношений в русском языке

1.1 Основы речевого  общения

На первый взгляд, кажется, что содержание понятия "общение" всем понятно и не требует особых разъяснений, А между тем общение – это очень сложный процесс взаимодействия людей. Как справедливо отмечает А.А. Леонтьев, в современной науке об общении существует огромное количество несовпадающих определений данного понятия. Это объясняется поли системностью и многогранностью явления. Проблемами общения занимаются представители разных наук – философы, психологи, лингвисты, социологи, культурологи и др. Каждый из них рассматривает общение с позиции своей науки, выделяет специфические аспекты для изучения и соответственно формулирует определение. Понятие "общение" приобрело междисциплинарный характер. Естественно, что и среди ученых той или иной науки тоже существуют разные взгляды на общение.Отметим, что наряду с термином общение широкое распространение получило слово коммуникация. Чаще всего они используются как синонимы. Приведем словарную статью из "Лингвистического энциклопедического словаря ": "Коммуникация (лат. communicatio, communico – делаю общим, связываю, общаюсь) – общение, обмен мнениями, сведениями, идеями и т.д. – специфическая форма взаимодействия людей в процессе их познавательно-трудовой деятельности". В последнее время в научной литературе делаются попытки развести смысл терминов общение и коммуникация (например, теория коммуникации = теория связи = теория передачи информации по каналу связи), однако общепринятого мнения по данному вопросу не существует. В нашей книге эти слова употребляются как синонимы.Человеческое общение, по данным исследователей, на две<$" трети состоит из речевого.Именно при помощи речи чаще всего происходит общение между людьми. Речевая деятельность человека является самой сложной и самой распространенной. Без нее невозможна никакая другая деятельность, она предшествует, сопровождает, а иногда формирует, составляет основу любой другой деятельности человека (производственной, коммерческой, финансовой, научной, управленческой и др.).Особенность речевой деятельности заключается в том, что она всегда включается в более широкую систему деятельности как необходимый и взаимообусловленный компонент: Так, например, образование, обучение, пропаганда знаний немыслимы без общения, без речевой деятельности.Предприниматель, управляющий, архитектор, референт, врач, строитель, продавец, выполняя свою основную работу, вынужден что-то обсуждать, советоваться, вести переговоры, задавать вопросы, отвечать. От того, насколько умело осуществляется речевая деятельность, зависит успех любой профессиональной деятельности.Проблемами речевого общения занимаются многие лингвистические дисциплины: когнитивная лингвистика, теория речевого воздействия, теория речевых актов (ТРА), прагматика, психолингвистика, культура речи и др.Лингвисты изучают процессы образования речи и ее восприятие; коммуникативные установки; связь между высказыванием, говорящим и речевой ситуацией; факторы, затрудняющие общение; факторы, повышающие его эффективность; отношение речевой деятельности к другим видам деятельности и т.п. Исследователи выделяют и описывают основные единицы общения – речевое событие, речевую ситуацию, речевое взаимодействие.

Рассмотрим эти понятия.

Слово событие, по данным "Толкового словаря русского языка" СИ. Ожегова и Н.Ю. Шведовой, означает: "То, что произошло, то или иное значительное явление, факт общественной, личной жизни".,Под речевым событием понимается протекающий в контексте речевой ситуации дискурс.Дискурсом (от франц. discours – речь) называют связный текст в совокупности с экстралингвистическими – прагматическими, социокультурными, психологическими и другими факторами; текст, взятый в событийном аспекте.Дискурс – это различные виды речевой практики: бытовой диалог, интервью, лекция, беседа, переговоры и др., т. е. речь, "погруженная в жизнь".Дискурс включает паралингвистическое сопровождение речи (мимику, жесты). Речевое событие, как следует из его определения, включает два основных компонента:

1) словесную речь (то, что говорится, сообщается) и то, что ее сопровождает (жесты, мимика, движения и др.), т. е. дискурс;

2) условия, обстановку, в которой происходит  речевое общение между участниками, включая самих участников, которое  существенно влияют на речевое  событие (речевая ситуация)

Таким образом, речевое событие можно представить в виде формулы: "это дискурс плюс речевая ситуация".Речевая ситуация, т. е. ситуация, составляющая контекст высказывания, порожденного в речевом акте, выполняет важную роль в речевом общении.Следует иметь в виду, что высказывание делается в определенном месте в определенное время и имеет определенный набор участников – это говорящий и слушающий. Соответственно к основным составляющим речевой ситуации относят говорящего и слушающего, время и место высказывания.Речевая ситуация помогает понять смысл сообщения, конкретизирует значение ряда грамматических категорий, например, категории времени, местоименных (дейктических) слов типа л, ты, этот, сейчас, здесь, там, вот и др. Она позволяет также правильно интерпретировать высказывание, уточнять его целевую функцию (угроза, просьба, совет, рекомендация), выявлять причинные связи данного высказывания с другими событиями и т.д.Каноническими считаются ситуации, когда время произнесения (время говорящего) синхронно времени его восприятия (времени слушающего), т. е. определен момент речи; когда говорящие находятся в одном и том же месте и каждый видит то же, что и другой (в идеале, они располагают общим полем зрения); когда адресат – конкретное лицо и т.д.Неканонические ситуации характеризуются следующими моментами: время говорящего, т.е. время произнесения высказывания, может не совпадать со временем адресата, т. е. временем восприятия (ситуация письма); высказывание может не иметь конкретного адресата (ситуация публичного выступления) и т.д. Дейктические слова в таких ситуациях употребляют иначе. Если, к примеру, говорящий по телефону использует слово здесь, то он обозначает только свое пространство.Речевое взаимодействие представляет собой очень сложное явление. Чтобы понять его суть, прежде всего следует уяснить, что такое речевая деятельность, как она протекает, при каких условиях возможна, что необходимо для ее осуществления.От природы человек наделен" речемыслительным аппаратом, без которого невозможна была бы речевая деятельность. Чтобы заниматься речевой деятельностью, человек должен обладать способностью мыслить и говорить, должен испытывать желание реализовать свою мысль, передать ее другому.Речевой процесс начинается в коре головного мозга в двух его центрах, акустическом (сенсорном) центре Вернике (по имени физиолога, открывшего этот центр в 1874 г.) и двигательном (моторном) центре Брока (по имени анатома и хирурга, открывшего этот центр в 1861 г.), который находится в левом полушарии. Центр Вернике помогает слушающему различать звуки речи и отличать их от других возможных звуков. Кроме того, этот центр – своеобразная "кладовая" памяти, в нем хранятся все известные нам слова. Второй центр руководит органами речи, заставляет их совершать артикуляцию, необходимую для образования того или иного звука.Речемыслительный процесс не ограничивается работой названных центров, в нем участвуют и другие области коры головного мозга. Механизм речевой деятельности человека необыкновенно сложен и до настоящего времени не до конца изучен.Речевая деятельность носит социальный характер, поскольку она является частью общественной деятельности человека. Социальный характер речевой деятельности проявляется и в том, что для ее осуществления требуется коллектив (самое меньшее два человека). В процессе речевого (вербального) взаимодействия субъектов участвуют их мышление, воля, эмоции, знания, память – речемыслительная, модальная (волевая), эмоциональная, интенциальная,понятийная сферы.Помимо непосредственных участников – говорящего (S-субъект) и слушающего (А-адресат), обычно меняющихся ролями, необходим и предмет речи, то, о чем говорят и по поводуНеобходимо знание языка (L), или коммуникативного кода, той системы, которая обеспечивает возможность перевода смыслов, значений передаваемой информации в знаки, слова, единицы передаваемого сообщения. И, наконец, необходимо само высказывание (V), та коммуникативная речевая единица, которая содержит в себе все то, что исходит от говорящего (S) по поводу того, о чем он говорит (D) для своего адресата (А) при помощи языка (L), известного им обоим.Высказывание оказывается центром коммуникативного взаимодействия, вокруг которого расставляются все остальные "участники" диалога.

Данная схема коммуникативного речевого акта есть воплащение системы, системного взаимодействия, самодостаточного, целостного и полного.Речевая деятельность, как и любая другая деятельность складывается из процессов, которые обеспечивают, делают возможным осуществление акта речи. Процессы эти – проявления поли участников диалога (S и А).

Процессы порождения речи, ее восприятие, понимание, реагирование на нее обусловливают соответствующие функции языковой системы и ее единиц:

Рассмотрим подробнее, что представляют собой процессы и функции общения. Речевая деятельность есть процесс, который складывается, формируется из деятельностных актов. Их характер, содержание зависят от различных ситуаций, в которые попадает человек. Например, необходимо устроиться на работу, реализовать изготовленную продукцию, принять участие в конференции. Эти и другие обстоятельства определяют характер речевой ситуации.В первом случае необходимо подготовиться к собеседованию, во втором – продумать агитационную речь (диалог), в третьем – написать доклад.Речевые ситуации бывают разнообразными, но этапы осуществления речевой деятельности в основном одни и те же. В какой бы речевой ситуации ни оказался человек, если он стремится добиться успеха, достичь цели, обратить на себя внимание, то должен прежде всего сориентироваться в сложившейся обстановке, осознать, что может привести к успеху, чем следует руководствоваться. В русском языке есть глаголы обдумывать, продумывать, рассуждать, обмозговывать, соображать. Все они называют действие, характерное для начального этапа любой деятельности, в том числе и речевой. В результате обдумывания., рассуждений рождается внутренний план высказывания. Это первый этап речевой деятельности. На втором этапе происходит порождение, структурирование высказывания. Из памяти извлекаются нужные слова, по синтаксическим моделям строятся предложения. Механизм порождения речи, к сожалению, еще недостаточно изучен. Существуют различные точки зрения, многое пока строится на догадках и пред положениях. Третий этап – самый ответственный. Начинается говорение. Субъект речевого действия повествует, докладывает, рассуждает, иными словами, творит звучащую речь, использует вербальные средства общения.Речь, высказывание – продукт речевой деятельности, ее порождение лнованная, искренняя, льстивая, грубая, ласковая), ее целевое назначение (речь убеждающая, информационная, агитационная), ее коммуникативную значимость (речь содержательная, бессмысленная, пустая, глубокая, осмысленная), отношение говорящего к собеседнику (речь презрительная, ироническая, хвалебная, угрожающая).Речевая деятельность чаще всего преследует какую-то цель, поэтому важен результат. О нем судят по обратной связи, по тому, как воспринимают сказанное, как на него реагируют.Чтобы понять значение обратной связи, следует помнить, что в речевой деятельности принимают участие субъект (S) и адресат (А), первый порождает речь, а второй ее воспринимает, поэтому следует рассматривать речевое действие не только в генеративном плане, с точки зрения его порождения, воспроизведения, но и в перцептивном, с точки зрения его восприятия.Для адресата, как и для субъекта, важно, в какую речевую ситуацию он попадает. Например, служащего вызывает начальник, приглашают на лекцию по маркетингу, состоится производственное совещание, присутствие на котором обязательно. В первом случае стараются определить причину вызова, если она неизвестна; обдумывают, как себя вести, о чем будет говорить начальник, какие вопросы задаст, что может предложить. Во втором случае адресат намечает круг вопросов, на которые желал бы получить ответ. В третьей ситуации поведение приглашенного на совещание определяется его ролью на этом мероприятии. Если он на нем только присутствует, то дает себе установку: слушая выступающих, уяснить, что из сказанного непосредственно относится к его работе, что ему необходимо знать и использовать в своей деятельности.Исследование речевой деятельности органически связано с психологией, психофизиологией, социологией. В речевом общении изучаются различные аспекты, соответствующие поставленной говорящими цели: информативной, прескриптивной (воздействие на адресата), экспрессивной (выражение эмоций, оценок), межличностной (регулирование отношений между собеседниками), игровой (апелляция к эстетическому восприятию, воображению, чувству юмора) и др.

Информация о работе Культура общения между супругами и особенности семейных номинаций