«Китайский регион» как подсистема системы международных отношений

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 17 Ноября 2013 в 08:44, реферат

Краткое описание

Цель работы – рассмотреть «китайский регион» как подсистему системы международных отношений. Для достижения данной цели были поставлены следующие задачи:
Охарактеризовать понятие «регион» и «региональные объединения».
Системный подход к международным отношениям.
Охарактеризовать понятие «китайский регион».
Определить роль «китайского региона» как подсистемы системы международных отношений.

Вложенные файлы: 1 файл

Регионоведение.docx

— 55.69 Кб (Скачать файл)

 Введение

 В XXI столетие человечество вступило в условиях сломленной системы миропорядка и нарастания различных явлений и тенденций в международных отношениях, внутри государств и в жизни людей.  Современная мировая система, в которой господствующими тенденциями являются глобализация и регионализация, находится в процессе переустройства. Глобализация может проявляться как в мировом масштабе, проникая во все сферы международного развития и обеспечивая наиболее благоприятные условия для постиндустриальных стран, так и на региональном уровне, что является реакцией менее развитых стран. Региональное сотрудничество и развитие – это важная составляющая международных отношений в XXI в. Таким образом, существенно возрастает значение регионального фактора в современных международных отношениях. Современный мир становиться миром регионов – новой формой организации жизнедеятельности человека.  Такое направление развития мировой системы позволяет многим странам раскрыть свой потенциал развития, внести вклад в мировую цивилизацию. Регионы способствуют защите общественных отношений от негативных явлений глобализации и выступают в качестве самостоятельного субъекта международных отношений. С этой точки зрения государство или группа государств рассматривается как система и одновременно как подсистема системы международных отношений.

   Актуальность данной темы обусловлена тем, что в современном мире,  как регион, так и региональные объединения несут большое  значение для развития системы отношений, в том числе и международных. Регионы и интеграционные группировки являются неотъемлемой частью этих отношений.                                                                

   Актуальность темы, ее практическая значимость определили цель, задачи, объект и предмет исследования.

  Цель работы – рассмотреть «китайский регион» как подсистему системы международных отношений. Для достижения данной цели были поставлены следующие задачи:

  1. Охарактеризовать понятие «регион» и «региональные объединения».
  2. Системный подход к международным отношениям.
  3. Охарактеризовать понятие «китайский регион».
  4. Определить роль «китайского региона» как подсистемы системы международных отношений.

Объект исследования –  система международных отношений.

Предмет исследования – регион и региональные объединения.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

          

 

 

 

Глава 1. Анализ понятий «регион», «региональные объединения» и «международные отношения».

1.1 Регион и региональные объединения.

В начале нового столетия человечеству досталось огромное число нерешенных проблем, которыми характеризуется  конец XX-го века. Мировое сообщество оказалось перед выбором своего пути развития, который необходимо сделать в условиях глобализации. Глобализация – это всемирный процесс, взаимосвязывающий   национальные социально-экономические образования в единую мировую и общественную систему. Социальная, экономическая и политическая деятельность обретают мировой масштаб в такой мере, что события в одной части мира могут иметь немедленное значение для отдельных лиц и их объединений в самых отдаленных частях глобальной системы1.

Как тенденция мирового развития глобализация проявляется в растущей взаимозависимости национальных экономик и направлена на укрепление интеграционной сплоченности мира, на создание единой мировой экономики, единого политического, правового и культурно-информационного  пространства, что позволит в конечном итоге придать мировому сообществу новое качество развития. Но глобализация имеет и негативные последствия, которые создают угрозы для существования человечества. 

Так нестабильность и беспорядочность перспектив вынуждают государства задумываться о своей роли в мировом сообществе, искать пути обеспечения безопасности и других базовых интересов. Поэтому актуальной проблемой на современном этапе развития мирового сообщества является регионализация в системе международных отношений, которую рассматривают как тенденцию, идущую наряду с тенденциями глобализации. Регионализация – это процессы объединения государств в региональные организации и другие межгосударственные системы. Создание регионов и региональных объединений направлено на обеспечение безопасности как политической, экономической и социокультурной, так и обеспечение безопасности национальных интересов от негативных проявлений глобализации. Рассматривая регионализм как процесс, имеющий международное значение, нужно начать с определения самого понятия «регион» и «региональные объединения».

Как известно, термин «регион» на самом деле сложное и многоаспектное понятие, которое  трудно четко определить в современных регионоведческих и международных исследованиях. Многие исследователи считают, что определение региона зависит от той специализации, исследованием которой занимаются эксперты.

Понятие регион определяется на основе территориальных, географических, экономических, социально-политических, культурно-цивилизационных критериев. Общепризнанно, что регион – определенная территория страны или нескольких стран с более или менее однородными природными условиями и характерной направленностью развития производительных сил на основе сочетания комплекса природных ресурсов с соответствующей сложившейся материально-технической, производительной и социальной инфраструктурой, а также своеобразием социально-политических условий2.

 Кожурин Ф.Д. под регионом подразумевает определенную часть народнохозяйственного комплекса страны, отличающуюся географическими условиями и природоресурсной специализацией. Эти районы являются относительно замкнутыми как в производственно-техническом, так и в экономическом отношении3.

Черкашин Г.В. считает, что регион – это социально-территориальная общность, отражающая целостную общественную систему, обладающая административной, хозяйственно-экономической, социально-культурной самостоятельностью, развивающаяся в специфических жилищных культурно-бытовых условия4. Подобную точку зрения имеет и Н. Аитов, который рассматривает регион не как территориальную, а как социально-экономическую общность, определяемую единством экономической, политической и духовной жизни.

В работе Чернышева А.С. «регион» – это обширный район, соответствующий нескольким областям или нескольким странам, объединенным экономико-географическими, культурно-историческими или другими особенностями и условиями жизнедеятельности. 

Американские профессоры П. Джеймс и Дж. Мартин пишут, что  под понятием «регион» понимается целостный участок территории, отличающийся некоторой однородностью в своей основе, но не обладающий четкими границами. М. Гуннарссон считает, что регион – это взаимодействие «акторов» и институтов в рамках данной географической территории. К. Дойч дает иное определение региону, по его мнению,  представляет собой группу стран, которые по многим параметрам больше взаимосвязаны между собой, чем с иными странами.

Функции региона: институциональные, то есть регион как часть территории страны; экономические – обеспечение экономической безопасности стран в целом и создание условий свободной деятельности в регионах (региональная функция спроса, региональная функция предложения, функция региональной активности, функция региональной специализации, функция регионального управления, хозяйственная функция региона, демографическая функция, социально-бытовая функция); социальные;  экологические; психологические.

Степень реализации функций  зависит от факторов:

  1. уровень развития промышленного комплекса региона и страны;
  2. степень обеспечения природными ресурсами;
  3. обеспеченность и качество трудовых ресурсов;
  4. наличие уникальных свойств региона, имеющих уникальную значимость;
  5. социально-политическая стабильность в регионе;
  6. финансовые возможности региона;
  7. геополитическое положение региона5.

Множество подходов к анализу  понятия региона и его функций  определило наличие огромного числа  классификаций регионов. Под названием «регион» существуют такие политические единицы как:

Микрорегионы – регионы внутри одного государства: провинции, районы, департаменты. Некоторые микрорегионы могут стать самостоятельными участниками международных отношений и сформировать  собственные международные организации.

Трансграничные  регионы – микрорегионы, распространившиеся на несколько государств. Следует отметить, что европейские страны поощряют создание трансграничное региональное сотрудничество, так как это способствует выравниванию развития различных регионов и предотвращает разрушение приграничных регионов.  

Макрорегионы – регионы мира, обычно имеются в виду такие макрорегионы, как Европа, Евразия, Восточная, Юго-Восточная, Южная Азия, Ближний и Средний Восток, Латинская, Центральная и Северная Америка, Северная Африка, Австралия и Океания. Монголию, Афганистан и другие государства, разные специалисты относят к разным регионам.

Субрегионы – регионы, выделяющиеся внутри макрорегионов как меньшие региональные группы 6.

Выделяют также историко-культурные и культурно-религиозные  регионы. 

Следует отметить, что отдельные  страны могут входить не в один, а в два или три региональных кластера по различным критериям. 

Под воздействием глобализации и регионализации многие страны, ощущая неспособность решить собственными средствами некоторые задачи, стали интенсивно сближаться, создавать международные организации. Такие международные организации, объединяющие государства одного географического региона, получили название региональные. Объектом деятельности таких организаций стали вопросы в рамках регионального сотрудничества: совместная безопасность, экономическая, социальная, культурная и другие сферы. Региональные объединения послужили наиболее эффективной формой  ослабления отставания стран в социальном развитии. Большинство угроз внутреннему равновесию и безопасности возникают извне, поэтому их нейтрализация, так же как и создание устойчивой экономики, невозможна без постоянного и широкого сотрудничества с сопредельными государствами. Следовательно, страны,  географически находящиеся ближе друг к другу, пытаются укрепить взаимные связи, чтобы в глобальной мировой системе сообща представлять свои интересы.   

К региональным организациям, деятельность которых направлена на поддержание международного мира и  безопасности, относятся:

  1. Организация по безопасности и сотрудничеству в Европе (ОБСЕ);
  2. Организация Североатлантического договора;
  3. Африканский союз (АС);
  4. Организация Американских государств (ОАГ);
  5. Лига арабских государств (ЛАГ);
  6. Содружество Независимых Государств (СНГ);
  7. Организация центрально-американских государств (ОЦАГ)

Региональные и субрегиональные  международные организации общей  компетенции:

    1. Ассоциация гос-в Юго-Восточной Азии (АСЕАН – «азиатские тигры»)
    2. Организация Исламской конференции (ОИК – Исламский конгресс)
    3. Европейский союз (ЕС)

Универсальные, субрегиональные  и региональные организации специальной компетенции:

  1. Международная организация морской спутниковой связи (ИНМАРСАТ). В основе деятельности – принципы универсальности и недискриминации. Цели – улучшение морской связи с помощью искусственных спутников Земли для оповещения о бедствиях и спасании на море.
  2. Организация стран-экспортеров нефти (ОПЕК). Статус постоянного наблюдателя при ООН. По существу, ОПЕК – международный картель, международная монополия, цель – установление единой продажной цены на нефть.
  3. Европейский банк реконструкции и развития (ЕБРР). Цель – содействовать переходу к экономике, ориентированной на рынок; развивать частную и предпринимательскую инициативу в странах Восточной и Центральной Европы.
  4. Совет Европы (СЕ) - региональная организация специальной компетенции. Статус постоянного наблюдателя при ООН. Цель – достижение единства во имя защиты и осуществления идеалов и принципов, являющихся общим достоянием, и содействие экономическому и социальному прогрессу.

 

    1. Система международных отношений

Системный подход – общее  и широкое понятие, которое включает  рассмотрение самых разных явлений  и объектов на основе системы. По мнению одного их теоретиков системного подхода Л. Фон Берталанфи, система – это комплекс элементов, находящихся во взаимодействии, то есть включает элементы и связи между ними. Система характеризуется целостностью, так как изменение одной ее части приводит к изменению в других частях и во всей системе7. Так международные отношения можно рассматривать как систему.

Информация о работе «Китайский регион» как подсистема системы международных отношений