Казахстан об институте дипломатического иммунитета и привилегий

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 29 Января 2013 в 20:27, доклад

Краткое описание

Нормы национального законодательства об иммунитетах и привилегиях формируются под непосредственным влиянием норм международного права. И институт дипломатического иммунитета и привилегий в большей степени, чем другие институты, является отражением взаимодействия международного и внутригосударственного права.

Вложенные файлы: 1 файл

Казахстан об институте дипломатического иммунитета и привилегий.doc

— 49.50 Кб (Скачать файл)

Сагындык  Б.О.

Карагандинский  государственный университет, Казахстан

Конституционное и текущее законодательство Республики Казахстан об институте дипломатического иммунитета и привилегий

В дипломатической  литературе и в современной практике государств под дипломатическим иммунитетом и привилегиями подразумевают совокупность, определенный комплекс особых льгот, прав и преимуществ, предоставляемых иностранным дипломатическим представительствам, их персоналу и другим лицам, пользующимся по международному праву защитой на территории государства пребывания, где эти права и преимущества, дополняют друг друга, неразрывносвязаны между собой и предоставляются одновременно /1, 2/.

Однако с  точки зрения теории между понятиями "дипломатический иммунитет" и "дипломатические привилегии" существуют определенные различия.

Дипломатический иммунитет - это особое право на освобождение дипломатов от местной юрисдикции, неприменимости к ним мер принуждения, предусмотренных внутренним правом страны пребывания за нарушение ее законов и правил.

Дипломатические привилегии - это дополнительные льготы и преимущества, направленные на облегчение работы дипломатических представительств и их персонала.

Иммунитеты  и привилегии предоставляются РК дипломатическим представительствам зарубежных государств как во исполнение международных обязательств, в связи с присоединением РК к Венской Конвенции о дипломатических сношениях 1961 года, Венской Конвенции о консульских сношениях 1963 года и другим, а также в целях поддержания стабильных дипломатических отношений с зарубежными странами, в основе которых лежат принципы уважениясуверенитета других государств, сотрудничества, равенства, невмешательства во внутренние дела друг друга, принцип взаимности.

Нормы национального законодательства об иммунитетах и привилегиях формируются под непосредственным влиянием норм международного права. И институт дипломатического иммунитета и привилегий в большей степени, чем другие институты, является отражением взаимодействия международного и внутригосударственного права. И поэтому правовое регулирование вопросов дипломатического иммунитета и привилегий в национальном законодательстве можно всесторонне рассмотреть только через призму международно-правовых норм.

При предоставлении привилегий и иммунитетов  дипломатическим представительствам зарубежных государств, законодательство РК исходит из Венской Конвенции о дипломатических сношениях 1961 года, где в преамбуле говорится, что дипломатические привилегии и иммунитеты "... предоставляются не для выгод отдельных лиц, а для обеспечения эффективного осуществления функций дипломатических представительств как органов, представляющих государство"/3/.

Поэтому институт дипломатического иммунитета и привилегий в законодательстве РК, неразрывно связан с проблемой обеспечения условий для деятельности иностранных дипломатических представительств в Республике Казахстан.

Другими словами, речь идет о правовых гарантиях, которые призваны обеспечить спокойные и нормальные условия для деятельности дипломатических представительств зарубежных государств и их дипломатов; оградить их от всяких посягательств на территории РК и от принудительного подчинения юрисдикции казахстанских органов власти.

Законодательство  РК, также как Венская Конвенция 1961 года, подразделяет дипломатические  иммунитеты и привилегии на иммунитеты и привилегии дипломатического представительства и личные иммунитеты и привилегии членов дипломатического персонала и их семей.

К первой категории относятся: неприкосновенность помещений дипломатического представительства; иммунитеты средств передвижения и имущества; фискальный иммунитет (налоговые льготы и изъятия); неприкосновенность архивов и документов; право на беспрепятственные сношения представительства с центральным ведомством и другими представительствами своего государства; таможенные привилегии; протокольные привилегии, право пользования флагом и эмблемой аккредитующего государства.

Из  анализа содержания нормативных  актов можно резюмировать, что  законодательство РК не допускает возможности  предоставления дипломатического убежища иностранными представительствами на территории Казахстана.

Недвусмысленная четкая позиция казахстанского законодательства в отношении вопроса о дипломатическом  убежище позволяет предупредить многие, могущие возникнуть, коллизионные ситуации между государствами, что в конечном итоге служит сохранению дружественных отношений РК с другими государствами.

Касаясь вопросов иммунитета дипломатического представительства, нельзя не сказать об иммунитете на их средства передвижения и имущество.

В Венской Конвенции о дипломатических сношениях 1961 года говорится: "средства передвижения представительства пользуются иммунитетом от обыска, реквизиции, ареста и исполнительных действий" (ст.22п.3)/3/; "Его (дипломатического агента) бумаги, корреспонденция и ... его имущество равным образом пользуются неприкосновенностью" (ст.30 п.2)/3/. Под имуществом понимаются и средства передвижения.

Иммунитет средств передвижения иностранных  дипломатических представительств и дипломатов в Казахстане, как и в других государствах, обеспечивается присвоением им номерных знаков специальных серий.

Не  менее важным является вопрос о неприкосновенности архивов и документов дипломатического представительства. Как и неприкосновенность дипломатических помещений, она носит абсолютный характер и не содержит каких-либо исключений.

Казахстан берет на себя обязанность обеспечить освобождение архивов и документов от каких-либо воздействий со стороны собственных законодательных, исполнительных и судебных органов, а также защиту архивов и документов от посягательств со стороны частных лиц; запрещение их использования местными властями в судебном или административном разбирательстве, либо для иных официальных целей.

Ко второй группе дипломатических привилегий и иммунитетов, предусмотренных Венской Конвенцией 1961 года, относятся личные иммунитеты и привилегии членов дипломатического персонала и их семей. Это: неприкосновенность жилища, фискальный иммунитет; таможенные привилегии; иммунитет от уголовной юрисдикции государства пребывания, а также от гражданской и административной юрисдикции; освобождение от личных повинностей.

Фундаментальным принципом и основной нормой дипломатического права является личная неприкосновенность дипломата.

В юридической  литературе, в доктрине международного права, как известно, предметом острых дискуссий является вопрос об изъятиях дипломатов от гражданской юрисдикции в сопоставлении с абсолютным иммунитетом дипломата от уголовной юрисдикции страны пребывания. Позиции ученых расходятся в вопросе относительно числа и объема исключений их иммунитета от гражданской юрисдикции и в вопросе о целесообразности этих исключений вообще. Практика государств в этом вопросе также неоднозначна. Законодательство одних государств как Англия, Франция устанавливают полный иммунитет дипломатов от гражданской юрисдикции, тогда как другие государства как Польша, Швейцария, Норвегия, Индия и другие в своем национальном законодательстве предусматривают отдельные изъятия из иммунитета от гражданской юрисдикции.

Право на дипломатический иммунитет и привилегии не дает основания дипломатическим представительствам иностранных государств и их персоналу нарушать законы страны пребывания.

Конституция РК устанавливает: "1. Каждый обязан соблюдать Конституцию и законодательство Республики Казахстан, уважать права, свободы, честь и достоинство других лиц", (ст. 34)/4/.

Нормы международного права о дипломатических привилегиях  и иммунитетах, трансформированные в национальное законодательство РК, в основном, текстуально воспроизводятся в нормативных актах РК; в отдельных случаях с более детальной регламентацией тех или иных вопросов.

При регулировании отдельных вопросов, касающихся дипломатических иммунитетов и привилегий в Венской Конвенции 1961 года не предусмотренных, либо теоретически недоработанных или решенных компромиссно, законодательство РК заимствует достижения правовых систем и практику ведущих государств.

Если  в отдельных случаях Казахстан  идет на ограничение дипломатических иммунитетов и привилегий, то это проводится на основе международных документов.

Существенным  пробелом законодательства РК является то, что в Республике Казахстан  нет единого нормативного акта, регулирующего вопросы правового статуса иностранных дипломатических представительств и консульских учреждений на территории Казахстана. Отдельные стороны их правового положения рассматриваются в немногочисленных нормативных актах, не имеющих прямого отношения к иностранным дипломатическим представительствам и консульствам.

Принятие специального Положения о правовом статусе иностранных дипломатических представительств и консульских учреждений, пребывающих на территории Казахстана, позволит урегулировать многие вопросы дипломатических и консульских отношений Республики Казахстан с другими государствами, а также основные вопросы дипломатических иммунитетов и привилегий в РК, что послужит основой для более детального их урегулирования в двусторонних дипломатических соглашениях РК с другими государствами, четко и ясно определить позицию Казахстана по ряду вопросов, касающихся статуса дипломатических представительств и консульств.

Литература:

  1. Левин Д. Б. Дипломатический иммунитет, Москва, Ленинград, 1949, С.56;
  2. Ковалев А.А. Привилегии и иммунитеты в современном международном праве, Москва, 1986, С.83.
  3. www.svobodainfo.org. Венская Конвенция
  4. Конституция Республики Казахстан, Алматы, 2004.

Информация о работе Казахстан об институте дипломатического иммунитета и привилегий