Источники римского права

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 19 Ноября 2013 в 21:58, лекция

Краткое описание

Источники римского права: понятие и виды. В юридической и историко-правовой литературе применительно к римскому праву «источник права» употребляется в различных значениях:
как источник содержания правовых норм;
как способ (форма) образования норм права;
как источник познания права

Вложенные файлы: 1 файл

источники римского прва.docx

— 35.11 Кб (Скачать файл)

Источники римского права

Источники римского права: понятие и виды. В юридической и историко-правовой литературе применительно к римскому праву «источник права» употребляется в различных значениях:

  1. как источник содержания правовых норм;
  2. как способ (форма) образования норм права;
  3. как источник познания права.

Институции Гая к источникам права относят: законы, сенатусконсульты, конституции императоров, эдикты магистратов, деятельность юристов. В этом перечне указанные источники раскрывают способ (форму) возникновения норм права. Следовательно, источник права понимался в Риме как способ (форма) образования права.

В Институциях Юстиниана  упоминается два вида источников:

  1. закон и другие нормы, исходящие от государственных органов и зафиксированные ими в письменной форме;
  2. нормы, складывающиеся в практике (имеются в виду правовые обычаи).

По признаку письменной и  устной формы источников римляне  разделяли право на писаное (jus scriptum) и неписаное (jus non scriptum): «Наше право является или писаным, или неписаным...» (D. I. I. 1. 6).

В более широком смысле к источникам права относятся  многочисленные правовые и другие памятники, содержащие юридические нормы и  иные данные о праве. В первую очередь  к ним можно отнести кодификацию  Юстиниана, произведения римских юристов, историков, философов, ораторов, поэтов и др. К источникам права в широком  смысле причисляют также папирусы с  текстами отдельных договоров и  надписи на дереве, камне и т. д.

Обычное право  и закон. Самым древним неписаным источником права Рима было обычное право как совокупность правовых обычаев. В современной теории права под правовым обычаем понимается правило поведения, сложившееся вследствие его фактического применения в течение длительного времени и признаваемое государством и качестве общеобязательного правила.

Отмеченные признаки характеризовали  правовой обычай в Риме. Римский  юрист Юлиан говорит о давности (длительности) применения обычая и  молчаливом согласии общества (считаем  признание его государством в  качестве общеобязательного правила) на его применение.

Нормы обычного права включали обычаи предков (mo res maiorum); обычную практику (usus); обычаи жрецов (com mentarii pontificum); обычаи, сложившиеся в практике магистратов (commentarii magistratuum). В императорский период обычное право именуется термином «consuetude».

Обычное право в течение  длительного времени играло существенную роль в регулировании разнообразных  общественных отношений. Даже в эпоху  принципата за правовыми обычаями признавалась такая же сила, как и за законами.

Наряду с обычным правом уже в древний период в Риме в качестве источника права применялись  законы (leges). Первыми законами в Риме были законодательные акты, принимаемые народными собраниями и утверждаемые Сенатом.

В 451–450 гг. до н. э. была сделана  запись обычаев, получившая название Законов XII таблиц (leges duodecim tabularum). В 326 г. до н. э. был принят Петелиев закон, отменивший долговое рабство и убийство должника за неуплату долга. Примерно в III в. до н. э. появился закон Аквилия (об ответственности за уничтожение и повреждение чужих вещей). Позднее был принят ряд других законов. В период принципата, когда роль народных собраний понизилась, они уже не принимали законы. Последним был аграрный закон I в. н. э.

При одновременном сосуществовании  в Риме в течение длительного  времени правовых обычаев и законов  возникает вопрос: как соотносились друг с другом эти источники права?

У римлян не вызывало сомнения, что закон мог отменить правовой обычай. Римские юристы также считали, что правовой обычай может отменить закон (в этом случае говорили, что  закон вышел из употребления). От классических юристов на сей счет сохранилось высказывание: «...Законы могут быть отменены не только вследствие выраженной воли законодателя, но и  по молчаливому соглашению всех, путем  обычая» (D. 1. 3. 32. 1). Этот вывод делался  на основании того, что не существовало различия в том, как народ выразит  свое согласие с той или иной нормой права: подачей голосов или своими поступками.

Законы XII таблиц. В 451–450 гг. до н. э. была сделана запись обычаев, получившая название Законов XII таблиц.

В значительной своей части  Законы XII таблиц фиксируют письменно  давно сложившуюся практику взаимоотношений  различных лиц, т. е. право обычное. В этом смысле, как ни странно, их можно было бы назвать варварской правдой (как именуются первые юридические  кодексы государств раннего Средневековья), если забыть о том, что само понятие  «варвары» применялось в античности ко всем людям, кроме греков и римлян.

В тексте таблиц заметно  влияние греческого права, а конкретно  – афинского законодательства Солона. В двух случаях на это прямо  указывает античный юрист Гай. Так  подтверждается сообщение источника  о том, что на подготовительном этапе  для работы коллегии были привлечены греческие законы. Но очевидно и  то, что использовались они спорадически, и получившийся свод в основном отражал  римские реалии.

Законы XII таблиц закрепили  уже сформировавшееся к этому  времени право частной собственности (dominium), которое в Риме вытекало из высшего права собственности гражданской общины, т. е. государства, и потому принадлежало только гражданам. В них еще отсутствует универсальная формула, позднее выработанная римскими юристами: «Собственность на вещь есть право по своей воле ее использовать, изменять, отчуждать и передавать по наследству». Однако трактовка этого правоотношения в отдельных статьях таблиц уже приближается к классической.

В таблицах юридически оформлено  социальное неравенство между свободными и рабами, патронами и клиентами, патрициями и плебеями. Первое различие просуществует еще два тысячелетия, второе доживет до падения Римской  империи, а третье исчезнет сравнительно скоро, и принад лежность к патрицианскому или плебейскому роду не будет иметь в Риме никакого значения.

В наше время даже образованные люди – не специалисты по античности – убеждены, будто на всем протяжении римской истории, в том числе  в эпоху империи, патриции составляли в Риме привилегированное сословие, угнетавшее плебеев. В действительности патриции, представлявшие собой старую знать родового общества, вели с  плебеями борьбу за сохранение своих  привилегий в течение первых столетий истории Римской республики и  к III в. до н. э. потерпели полное поражение. Во время империи принадлежность к патрицианскому роду была не более  важна для римлянина, чем для  нашего современника – боярское происхождение  его предков.

Законы XII таблиц содержат множество  конкретных положений, которые были развиты впоследствии в западноевропейском и позднеримском праве. Заслуга их составителей состоит в том, что они заложили основы правотворческого процесса на будущее и сформулировали нормы, позволившие молодому классовому обществу достаточно эффективно функционировать.

Прежде всего составители таблиц установили определенный порядок судебных процедур, т. е., говоря профессиональным языком, зафиксировали нормы процессуального права.

Законы XII таблиц охраняют устои  древней патриархальной семьи.

Законы XII стали первым древнеримским  судебником: многие их положения относятся  к сфере уголовного права.

Законы ХII таблиц были начертаны на 12 деревянных досках-таблицах и были выставлены для всеобщего обозрения на главной площади Рима, отсюда и пошло их название.

Таким образом, Законы ХII таблиц регулировали семейные, наследственные отношения, займовые операции и частично уголовные преступления. Постепенно, в связи с развитием новых экономических отношений, вызванных ростом товарного производства, товарообмена и банковских операций, Законы ХII таблиц стали корректироваться новым источником права – преторскими эдиктами.

Эдикты магистратов. Римские судебные магистраты обладали правом издавать постановле ния для римских граждан и других жителей Римского государства.

Термин «эдикт» происходит от dico («говорю») и в соответствии с этим первоначально обозначал устное объявление магистрата следующих видов:

  • постоянный эдикт издавался новым магистратом и объявлял о том, какие правила будут лежать в основе его деятельности, в каких случаях будут даваться иски, в каких – нет (своеобразный план работы на определенный период);
  • разовый эдикт издавался по поводу решения какого-либо конкретного дела и по другим незапланированным поводам.

В дальнейшем эдикты стали  приниматься в письменной форме. Они действовали только в период управления издавшего их магистрата, и следующий магистрат мог  отменить или продлить их. В начале II в. н. э. эдикты были объявлены вечными и неизменными.

Римский юрист Гай писал, что эдикты принимались:

1) преторами. Преторы были  как городскими, ведавшими гражданской  юрисдикцией в отношениях между  римскими гражданами, так и перегринскими, ведавшими гражданской юрисдикцией по спорам между перегринами, а также между римскими гражданами и перегринами;

2) правителями провинций;

3) курульными эдилами,  ведавшими гражданской юрисдикцией  по торговым делам (в провинциях  – соответственно квесторами).

Начиная с III в. до н. э. в связи  с усложнением общественных отношений (развитие торговых отношений с другими  странами, развитие сельского хозяйства) нормы ius civile устарели и перестали удовлетворять запросам жизни. Преторские эдикты помогали цивильному праву в удовлетворении новых потребностей общества, так как преторы выпускали постановления не в общем, а по конкретным искам. Претор руководил гражданским процессом и мог выбирать для защиты только те иски, которые не были предусмотрены цивильным правом.

Претор не мог отменить или изменить нормы цивильного права («претор не может творить право»). Он мог проработать норму цивильного права на практике и лишить силы то или иное положение данной нормы. Например, мог защитить несобственника имущества как собственника, но не мог изменить статус несобственника и превратить его в соб ственника. Претор не мог дать право наследования. Таким образом, претор мог давать защиту только новым формам правоотношений, что еще раз подчеркивает незыблемость исконного права (ius civile).

По словам римских юристов, преторское право постепенно развивалось и стало действовать по нескольким направлениям, откликаясь на новые запросы жизни и удовлетворяя их:

  • претор помогал применению гражданского права (iuris civilis adiuvandi gratia);
  • заполнял пробелы гражданского права с помощью своих эдиктов (iuris civilis supplendi gratia);
  • изменял и исправлял нормы гражданского права (iuris civilis corrigendi gratia).

Претор не мог отменить действие цивильного права, мог только дополнить его.

В результате правотворческой  деятельности курульных эдилов, преторов и правителей провинций (которые  в значительной мере заимствовали содержание преторских эдиктов) значение этой деятельности расширялось, и возникло ius honorem (от слова honores – «почетные должности») – магистратское право, или ius praetorium – преторское право, в основе которого лежал преторский эдикт. Ius honorem и гражданское право (которое нельзя было резко отменить или заменить, так как римляне относились к своим истокам с большим почтением) стали действовать параллельно, дополняя друг друга.

Во II в. н. э. юристом Юлианом  была выработана опись отдельных  постановлений, содержавшихся в  преторских эдиктах. Эта опись, являвшаяся по сути кодификацией преторских эдиктов, была одобрена императором Адрианом и получила статус окончательной редакции так называемого вечного эдикта (edictumperpetuum). Ее объявили неизменной, и только император мог вносить некоторые дополнения. «Вечный эдикт» Юлиана не дошел до нас, но сохранились фрагменты комментариев римских юристов. С помощью этих комментариев были сделаны попытки реконструкции эдикта.

В процессе взаимодействия эти два вида права все теснее сближались между собой и начиная с классического периода стали сливаться в единую систему права.

Таким образом, различие цивильного и преторского права просуществовало вплоть до Юстиниана (VI в. н. э.).

Деятельность  юристов. Большое распространение получила такая специфическая римская форма правообразования, как деятельность юристов (юриспруденция).

Юристы действовали по следующим направлениям:

1) составление формул  различных частноправовых актов,  совершаемых отдельными лицами (завещаний,  актов продажи и т. п.) (cavere). Чтобы оценить значение этой функции, нужно принять во внимание строгий формализм римского права, при котором пропуск хотя бы одного слова обессиливал совершенный акт, делал его юридически ничтожным;

2) консультации и советы  относительно предъявления иска  и порядка ведения возбужденного  дела (agere). Римляне не допускали прямого представления в суде ввиду ритуальности суда (истец должен был вести дело самостоятельно), и поэтому помощь юристов выражалась только в подготовке дела;

Информация о работе Источники римского права