Иранская ядерная программа, как проблема международных отношений

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 25 Июня 2014 в 23:16, курсовая работа

Краткое описание

Актуальность темы исследования. Исламская Республика Иран, о создании которой было провозглашено в 1979 году после иранской революции, возглавляемой имамом Хомейни, - одно из крупнейших государств Средней Азии и Ближнего Востока, обладающее значительными запасами энергоресурсов, лежащее на мировых торговых нефтяных путях, владеющее в масштабах региона значительным военным потенциалом. Несмотря на переживающие трудности, Иран представляется весьма перспективным объектом для инвестиций и экономическим партнером, стратегически важным с точки зрения геополитического потенциала. Государство, которое претендует на роль лидера, причем не только в регионе, но и в мире.

Содержание

Введение………………………………………………………………………….3
Глава I. Основные этапы развития иранской ядерной программы.
§1. История развития программы атомных технологий Ирана………..7
§2.Ядерная программа Ирана …………………………………………...13
Глава II.Позиция России, США и EC по проблеме иранской ядерной программы.
§1.Российско-иранское сотрудничество в сфере атомных технологий………………………………………………………………………..21
§2.Политика западных государств в отношении ядерной программы………………………………………………………………………..26
Заключение……………………………………………………………………...31
Список использованной литературы и источников………………………33

Вложенные файлы: 1 файл

Курсовая работа, иранская ядерная программа.docx

— 79.11 Кб (Скачать файл)

 

                    

 

                   

 

 

 

 

 

 

 

Глава II. Позиция России, США и EC по проблеме иранской ядерной программы.

§1 Российско-иранское сотрудничество в сфере атомных технологий.

Партнером Ирана в области ядерных исследований является Россия, с которой был подписан ряд соглашений о сотрудничестве в этой сфере. В частности, в 1992 г. было заключено Соглашение «Об использовании ядерной энергии в мирных целях». Оно касалось строительства АЭС и сотрудничества в области мирного использования ядерной энергии. Предусматривались возможности поставки в Иран исследовательских ядерных реакторов, совместные научные исследования, производство изотопов для медицины и техники, а также подготовка специалистов для ирaнской стороны. Ирaнская сторона ратифицировала соглашение в апреле 1993 г., что послужило основой для контрактов, которые прошли нелегкий путь согласования. Так, положения контракта на завершение строительства первого энергоблока в Бушере были согласованы в конце сентября 1994 г.

Следует отметить, что в 1990-х гг. сотрудничество Российской Федерации и Исламской республики Иран носило вынужденный характер. Но постепенно ситуация менялась. Вот как ее оценил российский иpaнист Владимир Сажин: «Сквозь сковывающую все живое мерзлоту шиитско-идеологических догматов все активнее стали пробиваться ростки прагматизма и открытости в ирaнском обществе, что усилило политико-экономические позиции реалистов…».27

Важным фактором политики России в отношении Ирана, а также оценки деятельности Ирана в ядерной сфере, являлось то обстоятельство, что для России Иран являлся крупным, быстро развивавшимся исламским государством, без которого невозможно было решить многие острые международные проблемы. По мнению некоторых аналитиков, российско-ирaнское сотрудничество в 2000-е гг.28 в первую очередь было направлено на ограничение влияния третьих стран, а также других политических блоков в регионе. Высказывалось даже мнение, согласно которому от данного сотрудничества зависело геополитическое будущее самой России.

В самом начале 2006 г. обострился ирaнский ядерный кризис: Иран заявил о намерении возобновить полномасштабные исследования в области использования атомной энергии. В свою очередь, страны ЕС и США заявили, что переговоры окончательно зашли в тупик, и встал вопрос о переносе «ирaнского досье» в СБ ООН, что и было сделано в конце марта 2006 г.29

В сложившейся ситуации значительный интерес вызвало предложение России. В.В. Путин 25 января 2006 г. выдвинул инициативу создания на территории России и других ядерных держав системы международных центров по предоставлению услуг ядерного топливного цикла, включая обогащение ypaна.30 Россия фактически предложила свой план решения «ирaнского вопроса». Однако российское предложение Ираном было отклонено.

В январе 2006 г. позиция Москвы в отношении «ирaнского досье» начинала меняться в сторону сближения с позицией европейских стран и США. Российская сторона дала понять, что поддержит предложение о переносе рассмотрения «ирaнского вопроса» в СБ ООН. В то же время Россия возражала против принятия жестких мер в отношении Тегерана.

В июле 2006 г. СБ ООН принял резолюцию 1696, призывавшую Тегеран прекратить обогащение, и в случае невыполнения принять меры в соответствии со ст. 41 гл. 7 Устава ООН. Переговоры между Ираном и странами «шестерки» во второй половине 2006 г. не привели к достижению компромисса, в результате чего в конце декабря 2006 г. решение «ирaнского вопроса» окончательно перешло в санкционную плоскость. 31При этом примерно со второй половины 2006 г. основным пунктом расхождений в позиции России и США по «ирaнской проблеме» стало не принятие репрессивных мер как таковых, а степень этих мер. 24 марта 2007 г. СБ ООН единогласно принял резолюцию №1747, которая незначительно ужесточала санкции в отношении Ирана. После отказа ИРИ выполнить положения данной резолюции и в результате длительных переговоров, свидетельствовавших о серьезных разногласиях между членами СБ ООН, в том числе России и США, 3 марта 2008 г. СБ ООН принял очередную резолюцию 1803, по своему содержанию мало чем отличавшуюся от предыдущих.

Россия рассматривала резолюции как сигнал Тегерану о необходимости его полного сотрудничества с МАГАТЭ и выполнения всех его требований. В то же время российская сторона выступала категорически против применения в отношении Ирана каких-либо силовых мер воздействия. Россия критиковала американский подход односторонних действий в отношении Ирана, в частности, введение односторонних санкций и угрозы применения силы, что, как полагали в российском руководстве, подрывало единство позиции стран «шестерки» в решении «ирaнской ядерной проблемы».

В целом, на отношение России к Ирану и к его ядерной пpoгpaмме влияют несколько важных факторов: географическая близость Ирана к российском границам, особенно с учетом стремления России при Президенте РФ В.В. Путине создать по периметру границ РФ пояс стабильности; Иран как важный фактор в регионе Ближнего и Среднего Востока и Центральной Азии, без которого невозможно было решить ни одну международную проблему; Иран как важный торгово-экономический партнер России. В то же время Россия выступает категорически против появления у Ирана ядерного оружия, поскольку со всей очевидностью это нанесло бы серьезный ущерб национальной безопасности РФ.

Негативное событие произошло в конце сентября 2009 г., когда стало известно о тайном строительстве вблизи священного для шиитов ирaнского города Кум нового завода по обогащению ypaна. Строительство такого ядерного объекта можно было оправдать с военной точки зрения ввиду возможности израильского ракетно-бомбового удара по аналогичному объекту в Натанзе. Но это полностью подрывало доверие к ирaнской ядерной пpoгpaмме со стороны России, которая в течение долгого времени не только спасала ИРИ от введенная жестких («травмирующих») санкций со стороны СБ ООН, но и продолжала сотрудничать с Ираном в области атомной энергетики, несмотря на мощное давление со стороны Запада.

Одна из наиболее ярких страниц российско-ирaнского сотрудничества в сфере атомной энергетики заключается в постройке атомной электростанции в г. Бушере (первая АЭС в Иране и на всём Ближнем Востоке). Это сотрудничество носит исключительно мирный характер, так как реактор АЭС не предназначен для наработки плутония. Помимо этого, на Бушерскую АЭС распространяются гарантии МАГАТЭ, а Иран взял на себя обязательства по возврату в Россию облученного на станции ядерного топлива.

Строительство АЭС юго-восточнее г. Бушер было начато в 1975 г. западногерманским концерном Kraftwerk Union, подразделением Siemens. В 1980 г. правительство ФРГ присоединилось к санкциям США, введённым против Ирана после Исламской революции 1979 г., и строительство было прекращено. 24 августа 1992 г. правительства России и Ирана подписали соглашение о сотрудничестве в сфере мирного использования атомной энергии, а на следующий день было заключено соглашение о продолжении строительства АЭС в Бушере. В настоящее время российская сторона практически выполнила свои обязательства по данному соглашению, хотя реализация этого была сопряжена со значительными трудностями. Так, первоначально планировалось запустить станцию осенью 2007 г., но из-за проблем с финансированием проекта и других затруднений, в том числе политического характера, предварительный срок запуска был перенесён на сентябрь 2009 г., а затем и на 2010 г. В мае 2010 г. начата «горячая обкатка» первой реакторной установки, а в ноябре 2010 г. Иран наконец-то осуществил пуск реактора АЭС в Бушере.32

Для эксплуатации Бушерской АЭС создано российско-ирaнское совместное предприятие с участием ЗАО «Атомстройэкспорта». Его создание не предусмотрено контрактом и было инициировано российской стороной ввиду отсутствия опыта у ирaнских специалистов. Штат компании - около 900 человек.

Сторонники развития российско-иранского ядерного сотрудничества обосновывают его необходимость тем, что:

  1. оно позволяет контролировать развитие иранской ядерной программы;
  2. оно исключительно выгодно России с экономической точки зрения;
  3. Иран полностью соблюдает ДНЯО, а МАГАТЭ не обнаружило признаков осуществления в Иране военных программ;
  4. Иран является стратегическим партнером России на международной арене.

 

       Все эти аргументы вызывают  сомнения. Строительство ядерных  объектов в Араке и Натанце  свидетельствует, что Россия, сотрудничая  с Ираном в ядерной области, не в состоянии «контролировать»  действия Тегерана в данной  области. В противном случае пришлось  бы признать, что указанные объекты  сооружаются с ведома и согласия  России.      

 Сложнее обстоит дело с  экономической целесообразностью  ядерного сотрудничества с Ираном. За строительство АЭС в Бушере  Минатом и субподрядные организации  и предприятия должны получить  в целом около 800 миллионов долларов. Поскольку строительство предполагается  завершить в 2004 году, российская промышленность получает ежегодно примерно 100 миллионов долларов. Это, безусловно, является важным для предприятий, вовлеченных в осуществление бушерского проекта. Но для российской экономики в целом доход от ядерного сотрудничества с Ираном минимален. Он составляет менее 0,1 процента ежегодной экспортной выручки России. Необходимо также иметь в виду, что в соответствии с существующей практикой Иран при заключении контракта выплатил России всего 5 процентов от стоимости проекта. Другие 85 процентов платежей должны быть произведены после отгрузки оборудования, а остающиеся 10 процентов – по завершении проекта в целом. Это означает, что российские предприятия должны искать кредиты для выполнения иранских заказов под достаточно высокие проценты – до 15 процентов годовых. 
       При анализе экономической целесообразности дальнейшего сотрудничества с Ираном в ядерной области важно учитывать три обстоятельства. Во-первых, четыре крупнейших российских производителя оборудования для АЭС имеют в настоящее время заказы на изготовление пяти энергоблоков, и заключение контракта на строительство дополнительно еще одного такого блока приведет к тому, что в общей сложности выполнение всех обязательств растянется примерно на шесть лет. Во-вторых, не ясно, сможет ли Иран оплатить строительство новых АЭС. Иранская экономика находится в тяжелом положении, а намечающееся после окончания войны против режима Саддама Хусейна снижение цен на нефть существенно уменьшит экспортные доходы страны. В-третьих, нет уверенности в том, что российские банки смогут предоставить необходимые кредиты под приемлемые проценты, а иностранные банки захотят это сделать.

 

§2. Политика западных государств в отношении ядерной  программы.

 Иран последние тридцать лет находится в центре внимания международного сообщества во многом по причине его ожесточенного противостояния с крупнейшей державой в современном мире - Соединенными Штатами Америки. Уже три десятилетия США предпринимают огромные усилия по полной политико-дипломатической и экономической изоляции Ирана. Главной целью этого является смена нынешнего ирaнского режима, что смогло бы привести к восстановлению утраченных США позиций в Иране, к ликвидации «угрозы» со стороны Ирана американским интересам в регионе Ближнего и Среднего Востока.33

Причем первоначально иpaно-американские отношения в области ядерной энергетики носили исключительно дружеский характер, а сотрудничество этих стран даже зародилось задолго до принятия Ираном плана диверсификации энергетического комплекса: в 1957 г. было подписано соглашение между Ираном и США о сотрудничестве в мирном использовании атомной энергии в рамках американской пpoгpaммы «Атом для мира». Иран и США вели переговоры о заключении соглашения о сотрудничестве в области гражданского использования атомной энергии; имеются и иные многочисленные примеры сотрудничества.

Различные экономические санкции США в отношении Ирана появились с момента «исламской революции» 1979 г. Односторонние экономические санкции стали неотъемлемой частью американской дипломатии с момента окончания холодной войны. В начале 1990-х гг. санкции США стали приобретать экстерриториальный характер: в 1992 г. был принят закон «О нераспространении вооружения на территории Ирана и Ирака», в 1996 г. - закон «О санкциях в отношении зарубежных компаний, инвестирующих капиталы в нефтегазовый сектор Ирана и Ливии», в 2000 г. - закон «О нераспространении в отношении Ирана», который предусматривал введение американских административных и финансово-экономических санкций по отношению к иностранным физическим и юридическим лицам, если появлялась «достоверная информация» о том, что ими переданы Ирану технологии производства оружия массового уничтожения.34

Жёсткой критике со стороны Запада, и особенно США и Израиля, подвергается на протяжении многих лет и российско-ирaнское сотрудничество. С середины 1994 г. США и Израиль начали вести массированную информационную войну с целью дискредитации такого сотрудничества. Основной акцент делается именно на наличие в Иране военной ядерной пpoгpaммы.

Ещё более усилилось давление США в ирaнском вопросе после трагических событий 11 сентября 2001 г. в США и начала антитеррористической операции в Афганистане. В 2002 г. президент США Джордж Буш причислил Иран к странам «оси зла», которые финансируют террористов и стремятся завладеть ядерным оружием. С этого времени США постоянно пытаются добиться международной изоляции Ирана, чтобы не допустить создания этой страной ядерной бомбы. Однако усилия США наталкиваются на противодействие со стороны Франции, Германии и Великобритании, а также России, связанной с Ираном контрактами на поставку военной техники и строительство АЭС в Бушере.

Лишь осенью 2004 г. США согласуют с Великобританией, Францией и Германией текст резолюции МАГАТЭ, требующей от Ирана рассекретить все его ядерные пpoгpaммы. Теперь уже и европейские страны заявляют о намерении резко ужесточить давление на Иран в этой связи.

Информация о работе Иранская ядерная программа, как проблема международных отношений