Инфляционное таргетирование и его особенности в развитых

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 18 Мая 2015 в 17:25, курсовая работа

Краткое описание

Целью исследования является – изучение теоретико-методологических основ и предпосылок инфляционного регулирования в развитых странах.
В исследовании выделим следующие задачи:
-изучение сущности инфляционного процесса в развитых странах и его факторов;
-рассмотрение основных положений инфляционного процесса и регулирования в развитых странах;
-характеристика механизма инфляционного регулирования в развитых странах на современном этапе.

Содержание

ВВЕДЕНИЕ………………………………………………………………..
3
1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ИНФЛЯЦИИ И
ИНФЛЯЦИОННЫХ ПРОЦЕССОВ…………………………………......

1.1 История возникновения инфляции…………………………………..
5
1.2 Виды и измерение инфляции………………………………………..
7
1.3 Характер инфляционных процессов………………………………...
10
2. ОСОБЕННОСТИ МОНЕТАРИСТСКОЙ ТЕОРИИ ИНФЛЯЦИИ

2.1 Сущность монетаристской теории инфляции………………………
12
2.2 Значение монетаристской теории……………………………………
17
2.3 Недостатки монетаристской теории…………………………………
20
3. АНАЛИЗ МОНЕТАРИСТСКОЙ ТЕОРИИ ИНФЛЯЦИИ В
РАЗВИТЫХ СТРАНАХ………………………………………………….

3.1. Динамика показателей инфляции в развитых странах…………….
27
3.2. Инфляционное таргетирование и его особенности в развитых
странах…………………………………………………………………….

39
ЗАКЛЮЧЕНИЕ………………………………………………………......
52
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ……………………..
54

Вложенные файлы: 1 файл

монетарная теория инфляции.doc

— 980.50 Кб (Скачать файл)

Из всех центральных банков только Резервный банк Новой Зеландии и Банк Англии обнародуют свои прогнозы предстоящей динамики инфляции. Как считает президент Европейского центрального банка В. Дуйзенберг: "Публикация прогноза инфляции должна не затемнять, а разъяснять действия Совета управляющих. Обществу необходимо предоставить единственный прогноз, обобщающий тщательный и исчерпывающий анализ большого числа показателей. Однако это приводит к неизбежному упрощению. Кроме того, в связи с тем, что публикация единственного прогноза инфляции, вероятно, будет стимулировать мнение, что денежно-кредитная политика механистически стремится реализовать прогноз, его опубликование может ввести общество в заблуждение и, следовательно, противоречит принципу ясности".

Определение целевых ориентиров инфляции. Инфляционная цель в разных странах также определяется неодинаково. Основные различия касаются трех параметров таргетирования: временного горизонта, уровня цен и ширины диапазона отклонений инфляционного ориентира. Под ним понимается период времени, в течение которого планируется достичь поставленную цель. Определение горизонта таргетирования во многом зависит от уровня инфляции на момент принятия целевого ориентира. Например, в связи с тем, что в Канаде и Новой Зеландии власти первоначально использовали инфляционное таргетирование как антиинфляционный прием, горизонт таргетирования составил 18 месяцев. Затем по мере снижения инфляции в Новой Зеландии интервал уменьшился до 12 месяцев, а в Канаде остался на прежнем уровне. Если инфляция достигала целевого значения, то ее предполагалось удерживать на этом уровне на протяжении пяти лет. В Великобритании денежные власти приняли в качестве горизонта таргетирования время окончания парламентского срока (середина 1997 г.). Вплоть до этого момента инфляция должна была находиться в диапазоне 1-4%, а затем стабилизироваться на отметке не более 2,5%. В Австралии нашли еще более оригинальное решение - горизонт таргетирования соответствует длительности экономического цикла уровень цен. Изменения в расчетах индекса потребительских цен (ИПЦ) из-за появления новых товаров или увеличения спроса на товары повышенного качества в настоящее время происходят часто, поэтому на практике стабильность цен означает не столько нулевое, сколько небольшое положительное значение прироста ИПЦ. Эти и другие соображения побудили руководство большинства стран остановить свой выбор на инфляционном ориентире в 2% годовых ширина диапазона. Основное различие между странами при определении ориентира инфляции состоит в ширине допустимого диапазона отклонений фактической инфляции от запланированного показателя. В Австралии и Финляндии власти стремятся к достижению точечного значения инфляции, в Канаде, Новой Зеландии, Швеции и Великобритании устанавливают не точечное значение, а целевую зону. В Испании фиксируют только верхнюю границу (потолок) инфляции. Вариант выбора диапазона зависит от предполагаемой степени контроля над инфляцией. Властям необходимо найти оптимальное решение между двумя крайностями: узким диапазоном, который трудно удержать, и чрезмерно широким, который участники рынка могут интерпретировать как слабость центрального банка.

Инфляционное таргетирование используется как инструмент не только денежно-кредитной политики, но и оценки деятельности центрального банка. Если денежные власти достигают заявленных целей точно и в установленные сроки, то можно говорить о том, что центральный банк эффективно справляется с поставленными задачами. Проверить это можно только в условиях достаточной открытости и транспарентности его операций. Власти должны публично заявлять об изменениях в денежно-кредитной политике и объяснять их причины. В свою очередь, открытость и транспарентность помогают повысить эффективность проводимой политики. Большая "прозрачность" действий влияет на участников рынка через механизм ожиданий и уменьшает лаг между моментом применения монетарных инструментов и реакцией цен и заработной платы.

В большинстве стран центральные банки, использующие инфляционное таргетирование, подотчетны законодательной ветви власти. Регулярные выступления представителей центрального банка в парламенте и публикация его годовых отчетов - основные средства общественного контроля за деятельностью денежных властей. По отношению к инфляционному таргетированию они были впервые применены в Новой Зеландии. С 1989 года управляющий резервным банком Новой Зеландии каждые 6 месяцев представляет общественности документ под названием "Заявление о денежно-кредитной политике", в котором анализируются результаты предыдущего таргетирования и рассматривается стратегия на следующие шесть месяцев. Новозеландская система подотчетности послужила прототипом для центральных банков других стран. Банк Англии пошел еще дальше - он с пяти-шестинедельной задержкой публикует протокол собраний Комитета по денежно-кредитной политике [18, с.17].

Кроме того, трансмиссионный механизм промежуточных целей довольно слабо влияет на цены. Ведь такие оказывающие воздействие на динамику потребительских цен факторы, как издержки оплаты труда, валютный курс, цены на зарубежное сырье находятся вне досягаемости инструментов денежно-кредитной политики. С этой точки зрения намного легче устанавливать значения денежных агрегатов, которые могут непосредственно контролироваться центральным банком.

Считается, что инфляционное таргетирование эффективнее, чем денежное, влияет на ожидания участников рынка и ценообразование. Соответственно ускоряется их ответная реакция, отсюда - и катализаторные свойства инфляционного таргетирования. Однако специалисты Банка Италии, изучив инфляционное таргетирование, пришли к выводу, что оно не обладает выраженными сигнально-катализаторными свойствами. По их мнению, сигнальный процесс не будет протекать нормально, поскольку инфляционное таргетирование не может преодолеть влияния изменения цен под воздействием упомянутых факторов. Они полагают, что сигнально-катализаторные свойства присущи инфляционному таргетированию в меньшей степени, чем таргетированию денежных агрегатов. По сути, мы вернулись к проблеме управляемости. Замкнутый круг может быть разорван, если центральный банк пользуется высоким авторитетом среди рыночных игроков. Чем выше доверие к денежным властям, тем заметнее проявляются сигнально-катализаторные свойства независимо от того, насколько управляем процесс достижения конечной цели. Соответственно в краткосрочном периоде выбор более управляемой и понятной для рынка цели денежно-кредитной политики подходит для центрального банка, пользующегося низким авторитетом, а менее управляемой и объяснимой - для центрального банка с высоким уровнем доверия. Однако на практике наблюдается обратная картина: к инфляционному таргетированию прибегли центральные банки, испытывавшие ощутимый недостаток доверия и не сумевшие справиться с более простым таргетированием денежных агрегатов и валютного курса.

Рассмотрим главный аргумент против использования инфляционного таргетирования. Его основное преимущество, заключается в том, что главенствующая цель долгосрочной стабильности цен может быть достигнута в комбинации с другими краткосрочными целями, такими, как уровень производства или занятости. Однако в экономической литературе нет единой точки зрения по этому вопросу. Например, сотрудники Принстонского университета пишут: (...Значимость контроля над инфляцией повысилась не потому, что безработица и связанные с ней проблемы стали менее неотложными, но потому, что экономисты и политики сегодня гораздо меньше, чем тридцать лет назад, уверены в том, что денежно-кредитная политика может эффективно использоваться для сглаживания краткосрочных колебаний в экономике). Но далее авторы определяют инфляционное таргетирование как денежно-кредитную политику с множеством относительно равноправных краткосрочных целей (Если рассматривать инфляционное таргетирование в классическом значении как эмпирическое правило, то оно становится очень уязвимым перед критическими нападками. Во-первых, идея, что денежно-кредитная политика не имеет никаких других целей помимо контроля над инфляцией, найдет слабую поддержку в обществе, руководстве центральных банков или у специалистов по финансам. Во-вторых, когда правительства и центральные банки заботятся, кроме инфляции, также о производстве, занятости, валютных курсах и других переменных, интерпретация инфляционного таргетирования как правила проведения политики может привести к очень незначительным экономическим достижениям).

Из этих цитат видно, что инфляционное таргетирование может рассматриваться и как эмпирическое правило с акцентом на контроле над инфляцией, и как денежно-кредитная политика с множеством целей. Если оно действительно направлено на достижение нескольких целей, то нарушается правило Тимбергена, что приведет к усилению неопределенности будущего уровня цен. Для прояснения этого вопроса в 1999г. в Федеральном резервном банке Сент-Луиса (США) было выполнено специальное исследование. Денежно-кредитная политика стран 0-10 и Швейцарии моделировалась как эмпирическое правило инфляционного таргетирования. Согласно полученным выводам, если центральный банк также заботится о развитии реального сектора экономики (то есть придерживается множества целей), то режим инфляционного таргетирования способствует росту неопределенности последующей динамики инфляции и будущего уровня цен. В указанных странах повышенная неопределенность цен за последние сорок лет, по мнению исследователей, является естественным результатом использования инфляционного таргетирования.

Среди американских специалистов больше всего яростных критиков инфляционного таргетирования. В странах Европы к нему относятся лояльнее М. Нессен из Исследовательского департамента Риксбанка провела детальный анализ последствий применения того или иного варианта инфляционного таргетирования. Ее расчеты позволяют уточнить выводы, сделанные специалистами Федерального резервного Банка Сент-Луиса:

- в случае применения жесткого  инфляционного таргетирования, ориентированного на краткосрочный период, когда власти не заботятся о стабилизации ВВП, денежно-кредитная политика становится более волатильной,

- когда денежные власти придают  некоторое значение стабилизации  ВВП (так называемое гибкое инфляционное  таргетирование), то в среднесрочной перспективе денежно-кредитная политика также является волатильной, но в долгосрочном периоде она становится "осторожной",

- наконец, если инфляционное таргетирование  в долгосрочном периоде ориентируется  на экономический рост, денежно-кредитная  политика приобретает мягкий характер и сглаживает колебания ВВП, однако издержки корректировки отклонений от целевых ориентиров весьма велики.

Таким образом, существует множество методов антиинфляционного регулирования, среди которых есть весьма эффективные, но все они имеют свои отрицательные стороны. Несмотря на это, для каждой страны может быть выбрана своя оптимальная тактика выхода из кризиса.

инфляция таргетирование прогнозирование

 

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

 

Согласно выше изложенному, можно сделать вывод, что чаще всего инфляция является следствием в первую очередь изменении политики государства, а во вторую очередь с наступлением войны и других катаклизмов. Прежде всего от инфляции страдает основная масса населения, то есть рабочие, служащие и т.д., тех, кто получает относительно фиксированные денежные доходы и "субсидирует" тех, чьи денежные доходы меняются. Непредвиденная инфляция наказывает владельцев сбережений. Она приносит выгоды получателям займов за счет кредиторов. Некоторые семьи, владеющие недвижимостью или держащие какие-то финансовые активы, могут и выиграть и проиграть при инфляции, т.к. при инфляции финансовые активы могут обесцениваться, а недвижимость обязательно растет в цене. Таким образом, инфляция негативно сказывается на благосостоянии населения как по линии текущего потребления, так и сбережений. Она поражает центральное звено рыночного механизма — систему цен, что негативно сказывается на производстве.

Цены при высокой инфляции все меньше отражают реальные потребности производства, дезинформируя производителей, что приводит к диспропорциональности отраслевого и регионального развития. Инфляционное налогообложение «съедает» большую часть прибыли, замедляя процессы инвестирования. Предприниматели не рискуют осуществлять капиталовложения в проекты с длительным сроком окупаемости из-за невозможности прогнозирования динамики цен и издержек. Инфляция нарушает функционирование кредитно-денежной сферы, дестабилизируя деятельность банков и других финансовых учреждений, так как реальная процентная ставка уменьшается на величину ежегодного процента роста инфляции. Можно подчеркнуть, что последствия инфляции в сфере перераспределения произвольны в том смысле, что они возникают независимо от целей и ценностей общества. У инфляции отсутствует общественное сознание, поэтому она берет у одних и дает другим.

Для борьбы с инфляцией государство проводит антиинфляционную политику, т.е. комплекс взаимосвязанных мероприятий, которые предпринимаются с целью стабилизации общего уровня цен. Поскольку окончательно избавиться от инфляции невозможно (рыночная экономика инфляционна по своей сути), задача антиинфляционного регулирования состоит в установлении контроля над инфляцией, снижении темпа роста цен до умеренного уровня. Поэтому антиинфляционная политика является постоянным элементом макрорегулирования.

Выбор наиболее эффективных методов борьбы с инфляцией возможен только тогда, когда определены ее основные причины.

Борьба с инфляцией требует осуществления бюджетной политики, направленной на сокращение бюджетного дефицита.

 

 

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ

 

 

  1. Амосова В., Гукасьян Г., Маховикова Г. Экономическая теория. - СПб.: Питер, 2011.-390 с.
  2. Андреев Б. Системный курс экономической теории. Микроэкономика. Макроэкономика. - М.: Бизнес, 2010.-130 с.
  3. Базылев Н.И., Гурко С.П., Базылева М.Н. Экономическая теория. – М.: ИНФРА-М, 2011.-421с.
  4. Барр Р. Политическая экономия: В 2 т. - М.: Международные отношения, 2012.-397с.
  5. Вечканов Г.С., Вечканова Г.Р. Микроэкономика. – СПб.: Питер, 2010.-245 с.
  6. Гребенников П.И., Леусский А.И., Тарасевич Л.С. Микроэкономика. - СПб.: Юрайт, 2012.-252 с.
  7. Емцов Р.Г., Лукин М.Ю. Микроэкономика. - М.: МГУ, Изд-во «Дело и Сервис», 2012.-344с.
  8. Ивашковский С.Н. Экономика для менеджеров: Микро- и макроуровень. - М.: Дело, 2013.-406 с.
  9. Курс экономики / Под ред. Б.А. Райзберга. - М.: ИНФРА-М, 2011.
  10. Курс экономической теории / Под ред. М. Чепурина, Е.Киселевой. - Киров, 2012.-298 с.
  11. Макконнелл К., Брю С. Экономикс: принципы, проблемы, политика. - М.: ИНФРА-М, 2013-343 с.
  12. Мэнкыо Г. Микроэкономика. – СПб.: Питер, 2012.-252 с.
  13. Николаева И.П. Экономическая теория. – М.: ПБОЮЛ Григорян А.Ф., 2011.-176 с.
  14. Нуреев Р. Курс микроэкономики. - М.: Издательская группа НОРМА-ИНФРА М, 2012.-388 с.
  15. Экономическая теория / Под общ.ред. В. Видяпина, А. Добрынина, Г. Журавлевой. - М.: ИНФРА-М, 2011.-125 с.
  16. Основы экономической теории. Политэкономия / Под ред. Д. Москвина. - М.: Едиториал УРСС, 2011.-461 с.
  17. Пиндайк Р., Рубинфельд Д. Микроэкономика. М.: Дело, 2012.
  18. Селищев А.С. Макроэкономика. – СПб.: Питер, 2011.-467 с.
  19. Симкина Л.Г., Корнейчук Б.В. Микроэкономика. – СПб.: Питер, 2012.-176 с.
  20. Тарасевич Л., Гребенников П., Леусский А. Макроэкономика. - М.: Юрайт-Издат, 2012.-42 с.
  21. Семёнов В.П. Инфляция: метрика причин и следствий. — 1-е изд. — М.: Российская экономическая академия им. Г. В. Плеханова, 2012. — 383 с.

Информация о работе Инфляционное таргетирование и его особенности в развитых