Интеграция на постсоветском пространстве. Этапы и перспективы

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 13 Декабря 2011 в 20:19, доклад

Краткое описание

В настоящее время пространство СНГ – один из крупнейших и перспективных мировых рынков с колоссальным ресурсным потенциалом и возможностями для развития. Эти возможности надо рационально совместно использовать в интересах нынешнего и будущих поколений, однако, до сих пор с данной задачей страны СНГ справлялись неудовлетворительно. Периоды тесной дружбы сменялись периодами охлаждения.

Вложенные файлы: 1 файл

работа.docx

— 24.53 Кб (Скачать файл)

  Интеграция на постсоветском пространстве. Этапы и перспективы 

В настоящее время пространство СНГ – один из крупнейших и перспективных мировых рынков с колоссальным ресурсным потенциалом и возможностями для развития. Эти возможности надо рационально совместно использовать в интересах нынешнего и будущих поколений, однако, до сих пор с данной задачей страны СНГ справлялись неудовлетворительно. Периоды тесной дружбы сменялись периодами охлаждения. Экономическая целостность постсоветского пространства за прошедшие годы неоднократно подвергалась серьезным испытаниям, государства Содружества раздирали многочисленные торговые, энергетические, транзитные и иные войны. Сегодня, с учетом последствий мирового кризиса, значительно ухудшившего условия развития для постсоветских государств, быстрого продвижения трех стран – России, Белоруссии и Казахстана, по пути создания Таможенного союза и Единого экономического пространства , становится реальной задача выстраивания стратегического взаимодействия стран СНГ, основанного на признании общих целей и интересов. 

В период мирового финансового кризиса, заставившего государства искать новые ресурсы  для экономического роста, интеграционные процессы получили дополнительный импульс. Россия объективно подошла к тому, чтобы серьезно модернизировать  принципы партнерства — как в  СНГ, так и в других региональных объединениях. И сконцентрировала свое внимание прежде всего на развитии торговых и производственных связей. 

По сути речь идет о превращении интеграции в понятный, привлекательный для граждан и бизнеса, устойчивый и долгосрочный проект, не зависящий от перепадов текущей политической и любой иной конъюнктуры. 

     Ключевые  элементы интеграционной «повестки»: 

  • этапность, последовательное продвижение к более высоким уровням интеграции;
  • саморазвивающийся характер интеграции с постепенным усилением наднациональных институтов и механизмов;
  • всемерное развитие диалога с бизнесом и институтами гражданского общества по вопросам интеграции, проведение скоординированной кампании по разъяснению преимуществ интеграции;
  • гармонизация и обеспечение совместимости процессов разноуровневой и разноскоростной интеграции на пространстве СНГ;
  • определение рациональной «цены интеграции» – баланса «плюсов» и «минусов» для России (перенос центра тяжести с энергетических субсидий и финансового донорства на взаимовыгодную эксплуатацию преимуществ углубления интеграции, использование механизмов целевого финансирования проектов развития и технического содействия);
  • выстраивание внешнего контура интеграции через углубление сотрудничества с ЕС, в том числе в формате зоны свободной торговли ТС-ЕС;
  • позиционирование интеграции на пространстве СНГ как открытой модели, нацеленной на создание совместно с ЕС, ЕАСТ(Европейская Ассоциация Свободной Торговли) и другими заинтересованными странами и организациями общего евразийского экономического пространства от Атлантики до Тихого океана.
 

Формирование  таможенного союза предусматривает  создание единой таможенной территории, в пределах которой не применяются  таможенные пошлины и ограничения  экономического характера, за исключением  специальных защитных, антидемпинговых  и компенсационных мер. 

В рамках таможенного союза применяется  единый таможенный тариф и другие единые меры регулирования торговли товарами с третьими странами 

1 июля 2011 года на внутренних границах трех стран: России, Белоруссии и Казахстана был снят контроль за передвижением товаров, что завершило формирование полноценной единой таможенной территории с ясными перспективами для реализации самых амбициозных деловых инициатив. Теперь от Таможенного союза мы делаем шаг к Единому экономическому пространству.  
 

Перспективы создания Таможенного союза и ЕЭП: 

  • Создание колоссального рынока с более чем 165 млн. потребителей, с унифицированным законодательством, свободным передвижением капиталов, услуг и рабочей силы.
 
  • Обеспечении правил конкуренции, в сфере техрегламентов и сельскохозяйственных субсидий, транспорта, тарифов естественных монополий,а затем и на единой визовой и миграционной политике, что позволит снять пограничный контроль на внутренних границах.
 
  • Для граждан  снятие миграционных, пограничных и  прочих барьеров, так называемых «трудовых  квот» будет означать возможность  без всяких ограничений выбирать где жить, получать образование, трудиться.
 
  • Увеличение объема товаров для личного потребления, которые можно ввозить беспошлинно, тем самым избавляя людей от унизительных проверок на таможенных постах
 
  • Развитие  новых динамичных рынков, где будут действовать единые стандарты и требования к товарам и услугам, причем в большинстве случаев унифицированные с европейскими.
 
  • Возможность пользоваться всеми преимуществами отечественного производителя, включая доступ к госзаказам и контрактам.

    Естественно, чтобы закрепиться на таком открытом рынке, бизнесу предстоит работать над своей эффективностью, снижать  издержки, вкладывать ресурсы в модернизацию. Потребители от этого только выиграют. 

  • Начало настоящей «конкуренции юрисдикций»,  борьбы за предпринимателя. Ведь каждый российский, казахстанский, белорусский бизнесмен получает право выбирать — в какой из трех стран ему регистрировать свою фирму, где вести дела, где заниматься таможенным оформлением грузов.
 

С 1 января 2012 года в полном формате заработает и Суд ЕврАзЭС. Обращаться в суд по всем фактам, связанным с дискриминацией, нарушением правил конкуренции и равных условий ведения бизнеса, смогут не только государства, но и участники экономической жизни 

Принципиальная  особенность Таможенного союза  и ЕЭП — это наличие надгосударственных структур. К ним также в полной мере относится такое базовое  требование, как минимизация бюрократических  процедур и нацеленность на реальные интересы граждан. 

Для большей  эффективности должна повышаться роль комиссии Таможенного союза, которая  уже сейчас обладает значительными  полномочиями. На сегодня их около  сорока, а в дальнейшем — уже  в рамках ЕЭП — будет более  ста. В том числе это полномочия на принятие ряда решений по конкурентной политике, по техрегламентам, по субсидиям. Решать столь сложные задачи можно только путем создания полноценной, постоянно действующей структуры — компактной, профессиональной и эффективной.  

Уже начало идти постепенное расширение круга  участников Таможенного союза и  ЕЭП . Главы правительства стран ЕврАзЭс приняли решение о присоединении Киргизии к Таможенному союзу. Интерес проявляет и Таджикистан.  

Кроме того, 19 октября на заседании межправительственного  совета Евразийского экономического сообщества (ЕврАзЭС) в Санкт-Петербурге главами стран-участниц Таможенного союза рассматривался проект декларации о формировании Евразийского экономического союза, который призван стать новым этапом интеграции стран, которые уже создали Таможенный союз, а с 1 января 2012 года запускают Единое экономическое пространство (ЕЭП). Ожидается, что создание Евразийского союза завершится к 2015 году. Кроме этого, на заседании был подписан новый вариант договора о зоне свободной торговли на территории стран СНГ. 

18 ноября 2011 года в Москве лидерами РФ, Белоруссии и Казахстана была  подписана декларация о создании  Евразийского Союза. Подписание  данной декларации запускает  механизмы по формированию облика  ЕАС, и является фактической  «дорожной картой». Декларация  провозглашает создание первого  наднационального органа — Евразийской  Комиссии, которая непосредственно  займётся созданием институтов  будущего союза, а так же  выполнением «дорожной карты». 

 Комиссия  должна начать работу 1 января 2012 года, однако большую часть своих  функций она получит только 1 июля, до тех пор их по-прежнему  будет исполнять комиссия ТС, которая одновременно будет заниматься  организацией и информационно-техническим  обеспечением работы ЕЭК.  

 Следует  отметить, что ЕЭК будет состоять  из совета и коллегии. В совет  войдет по одному вице-премьеру  от правительства каждой страны, в состав коллегии – по три  представителя каждой стороны.  Также ЕЭК предусмотрены полномочия  по созданию департаментов, которые  будут готовить решения и заниматься мониторингом в подведомственных отраслях, и консультативных органов. Главой коллегии ЕЭК на четыре года станет руководитель Минпромторга России Виктор Христенко. 

Желательный атрибут любой интеграции – единая валюта. Предполагаемая валюта должна будет заменить национальные валюты стран — членов ЕАС. Как заявил Виктор Христенко, переговоры по единой валюте для стран ЕврАзЭСа начнутся после 2015 года. До этого необходимо отрегулировать кредитно-денежную политику всех участников союза, — сказал министр.  

В свое время европейцам потребовалось 40 лет, чтобы пройти путь от Европейского объединения угля и стали до полноценного Евросоюза. Становление Таможенного  союза и ЕЭП идет гораздо динамичнее, поскольку учитывает опыт ЕС и  других региональных объединений. Мы видим  их и сильные, и слабые стороны. И  в этом наше очевидное преимущество, позволяющее избежать ошибок, не допустить  воспроизводства разного рода бюрократических  навесов. 

Перспективы и контуры создания  Евразийского экономического союза: 

  • Роль эффективной «связки» между Европой и динамичным Азиатско-Тихоокеанским регионом;
 
  • Более тесной координации экономической и валютной политики, создание полноценного экономического союза;
 
  • Конкурентоспособность ЕАС в индустриальной и технологической  гонке, в соревновании за инвесторов, за создание новых рабочих мест и  передовых производств в результате сложения природных ресурсов, капиталов, сильного человеческого потенциала
 
  • Обеспечение устойчивости глобального развития, наряду с другими ключевыми игроками и региональными структурами, такими как ЕС, США, Китай, АТЭС(Азиатско-Тихоокеанское экономическое сотрудничество);
 
  • Центр дальнейших интеграционных процессов, то есть формирование ЕАС путем постепенного слияния  существующих структур — Таможенного  союза, Единого экономического пространства.
 
  • Активная  работа над совершенствованием институтов Содружества, в частности запуск в СНГ конкретных, понятных, привлекательных  инициатив и совместных программ;
 
  • Евразийский союз — это открытый проект, который  приветствует присоединение к нему других партнеров, и прежде всего  стран Содружества;
 
  • Возможность ,благодаря ЕАС, быстрее и на более сильных позициях интегрироваться в Европу;
 
  • Создание  реальных условий для изменения  геополитической и геоэкономической конфигурации всего континента ,а также несомненный позитивный глобальный эффект, благодаря экономически логичной и сбалансированной системе партнерства Евразийского союза и ЕС
 

Таким образом, интеграционный проект выходит  на качественно новый уровень, открывает  широкие перспективы для экономического развития, создает дополнительные конкурентные преимущества. Такое объединение  усилий позволит не просто вписаться  в глобальную экономику и систему  торговли, но и реально участвовать  в процессе выработки решений, задающих правила игры и определяющих контуры  будущего. 

Создание  Евразийского союза, эффективная интеграция — это тот путь, который позволит его участникам занять достойное  место в сложном мире XXI века. Только вместе страны способны войти в число  лидеров глобального роста и  цивилизационного прогресса, добиться успеха и процветания. 

     Долгосрочная  перспектива: 

     – Создание Евразийского союза в качестве наднационального интеграционного  объединения, замещающего Таможенный союз и ЕЭП, ЕврАзЭС и Союзное государство (формально Союзное государство не упраздняется), формирующего институты общих экономических пространств с СНГ, Евросоюзом и в перспективе с АТЭС (в случае развития АТЭС как интеграционной группировки); 

     – Укрепление СНГ как межгосударственного  регионального  объединения, экономически не выходящего за рамки свободной  торговли и элементов общего экономического пространства и потому не подразумевающего создание наднациональных институтов. При этом расширяется и углубляется  взаимодействие в таких сферах как  гуманитарное сотрудничество, образование  и культура, миграция, наука и  инновации, валютно-финансовое сотрудничество, инфраструктура и транспорт. 

Информация о работе Интеграция на постсоветском пространстве. Этапы и перспективы