Интеграционные процессы в Латинской Америке

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 26 Мая 2012 в 11:31, курсовая работа

Краткое описание

Процессы экономической и политической интеграции в мире продолжают набирать обороты – разнообразные проекты существуют на постсоветском пространстве, к стадии реализации приближается создание объединения государств Восточной Азии. Не остается в стороне и Латинская Америка. Здесь интеграция развивается уже достаточно долго. Объективной основой этого процесса на континенте служат общие исторические судьбы и практически единый язык (точнее два родственных языка, на которых говорит большинство населения).

Содержание

Введение…………………………………………………...………………………3
1 Международная экономическая интеграция………………………………….5
Экономическая интеграция как понятие…………………………5
Уровни международной экономической интеграции…………..10
Интеграция в Латинской Америке………………………………………….13
Предпосылки интеграции стран Латинской Америки……….…13
2.2 Общая характеристика латиноамериканской экономической 16
интеграции…………………………………………………………
Экономическое сотрудничество Республики Беларусь 23
со странами Латинской Америки…………………………………………..
Заключение………………………………………………………………………33
Список использованных источников……………………………

Вложенные файлы: 1 файл

курсовая.docx

— 105.04 Кб (Скачать файл)

         На всех континентах существуют региональные интеграционные объединения в форме таможенных союзов: МЕРКОСУР, Андский пакт, Таможенный союз Республики Беларусь, Республики Казахстан и Российской Федерации. [2, c. 231]

         Более сложной формой является общий рынок, обеспечивающий его участникам наряду со свободной взаимной торговлей и единым внешним тарифом свободу передвижения капиталов и рабочей силы, а также согласование экономической политики. [9, с. 120]

         Общий рынок - тип международной интеграции, когда страны-участницы договариваются о свободном движении через национальные границы не только товаров и услуг, но и факторов производства – капитала и рабочей силы. Таким образом, формируется общее рыночное пространство. Это более глубокий вид интеграции, чем таможенный союз.[1, c. 34]

         Устранены ограничения на перемещения населения и капитала через границы. Мобильность позволяет более эффективно использовать труд, капитал и технологии. Таким образом, в общем рынке интеграция начинается непосредственно в сфере производства, что вынуждает его членов тесно сотрудничать в кредитно-денежной, налоговой сферах, а также в сфере регулирования рынка труда.

         Кроме очевидных выгод функционирования общий рынок имеет и негативные стороны. Речь идет о том, что повышение производительности труда стран-участниц общего рынка в целом не всегда предусматривает одинаковую выгоду для всех государств, входящих в него. Из-за этого возникают трудности в создании данной формы интеграционных образований. Примером общего рынка являются ЕЭС или Европейский общий рынок, имеющий официальное название – Европейские сообщества.

         Экономический союз предполагает не только интеграцию в сфере внешнеторговой и производственной деятельности, но и согласование экономической политики. Страны-участницы экономического союза в дополнение к свободному перемещению товаров, услуг, факторов производства должны гармонизировать денежно-кредитную политику, налогообложение и государственные расходы. Кроме того, участники экономического союза используют общую валюту. Фактически последнее может быть реализовано путем создания системы фиксированных валютных курсов. Формирование экономического союза требует от государств отказа от значительной части их национального суверенитета, что является серьезным препятствием на пути формирования данной формы интеграционных объединений. [2, c. 231]

         Ярким примером экономического союза могут служить Соединенные Штаты Америки, где 50 штатов объединены в полный экономический союз с общей валютой и единым Центральным банком (Федеральная резервная система). Торговля между отдельными штатами свободна, и капитал и труд свободно перемещаются в погоне за максимальной прибылью. Фискальная и монетарная политики, так же как и международные связи, военные расходы, пенсионное обеспечение, программы здравоохранения, едины и обеспечиваются единым федеральным правительством. Другие программы, такие как образование, культура, обеспечение порядка (полиция), финансируются штатами, что позволяет последним утверждать свою "самобытность" в пределах союза. [6, с.168]

         Процесс формирования экономического союза успешно происходит лишь в Европе, где развивается интеграционное образование, достигшее данного уровня развития – Европейский Союз. [2, c. 231]

         Возможным завершением экономической интеграции может стать политическая интеграция – создание многонационального субъекта в форме федерации или конфедерации, который выступает в международных экономических отношениях с единых позиций и выражает интересы всех участников объединения. В результате такого развития интеграционного процесса национальное государство постепенно утрачивает свои управляющие функции, передавая их новым организационным структурам межгосударственного хозяйственного взаимодействия.

         Основные экономические параметры некоторых интеграционных образований представлены в таблице 1.

 

Таблица 1 - Основные экономические показатели некоторых региональных интеграционных группировок в 2009 г.

 

Интеграционная группировка

Население, млн человек

ВВП по паритету покупательской способности на душу населения, тыс. дол.

Экспорт товаров и услуг, млрд дол.

ЕС

СНГ

НАФТА

МЕРКОСУР

АСЕАН

492,4

296,7

456,5

252,3

551,8

32,6

10,0

37,7

10,7

5,0

1952,0

453,8

1599,1

218,3

815,7

 

         Как видно из приведенной таблицы, наибольшая численность населения составляет в АСЕАН, а самая меньшая в МЕРКОСУР. Наибольший ВВП составил в НАФТА, а в АСЕАН он достиг лишь 5,0. По экспорту первое место среди данных группировок занимает ЕС, а СНГ – последнее. [7, c.8]

 

 

 

         Глава 2 Интеграция в Латинской Америке

 

         2.1 Предпосылки интеграции стран Латинской Америки

 

 

         Симон Боливар, завоевывая независимость для латиноамериканских республик, верил, что на месте испанских колоний появится не множество разрозненных и часто враждующих между собой государств, а единая семья братских народов, строящих свою судьбу самостоятельно, но совместно.

         Этим мечтам не дано было воплотиться в жизнь, хотя, казалось бы, все предпосылки для этого были. Латинскую Америку объединяет испанский язык (за исключением, конечно, говорящей на португальском Бразилии), католическая религия, общие исторические корни и сходная культура, в том числе политическая. К тому же все страны региона на протяжении большей части своей истории находились под внешним влиянием – сначала это была европейская метрополия – Испания или Португалия, потом неформальное господство США, экономическое, а порой и политическое. [10]

         Непосредственная близость к главной мирохозяйственной державе не только не создала преимуществ или просто благоприятных условий для формирования своего рода системы «сообщающихся сосудов», но, наоборот, ухудшила возможности развития потенциально богатого континента, превратив его в ресурсно-энергетического сателлита. До середины ХХ века Латинская Америка – это конгломерат разрозненный, подчас враждующих между собой государств, легко становившихся объектом сырьевой и финансовой эксплуатации северным гигантом, которому не нужна сильная Латинская Америка, способная превратиться в нежелательного конкурента. А та больше не желает оставаться его универсальным амортизатором. Отсюда тяга к объединению усилий, созданию оборонительно-наступательного «единого фронта».

         Латиноамериканская интеграция как фактор установления общих экономических и социально политических ориентиров развивалась по сложному и противоречивому пути, у неё были периоды и подъёма, и спада, и прорывов, и кризисов. Однако страны Латинской Америки приступили к объединительным процессам раньше других развивающихся стран. Первые организации были созданы уже в 1960 году. 18 февраля 1960 г. в Монтевидео Аргентина, Бразилия, Чили, Мексика, Парагвай, Перу, Уругвай подписали договор о создании Латиноамериканской ассоциации свободной торговли (ЛАСТ), позже преобразованной в Латиноамериканскую ассоциацию интеграции (ЛАИ). 13 декабря 1960 г. на конференции в Манагуа было заключено соглашение о создании общего рынка Гватемалы, Сальвадора, Гондураса и Никарагуа – Центральноамериканского общего рынка (позже – ЦАИС). В мае 1969 г. представители Боливии, Колумбии, Чили, Эквадора и Перу подписали учредительный документ – «Договор Картахены» или «Андский пакт», образовав Андскую группу стран. В 1973 г. в соответствии с договором Чагуарамас было образовано Карибское сообщество (КАРИКОМ). Основной стратегической целью всех этих организаций так или иначе было гармоничное и сбалансированное развитие экономик латиноамериканских стран, которое, в конечном итоге, должно привести к созданию единого экономического пространства. Они внесли существенный вклад в становление процессов экономической интеграции в Латинской Америке, создав международно-правовые предпосылки возникновения и эволюции крупнейших субрегиональных объединений – Андского сообщества и МЕРКОСУР, а также способствовав заключению и унификации двусторонних экономических соглашений. [11]

         Реальные предпосылки интеграции возникли в Латинской Америке после Второй Мировой Войны, когда в результате национально-освободительного движения укрепились позиции государства в экономике (национализация иностранной собственности в первые послевоенные годы). В 1948 г. создана Экономическая комиссия ООН для Латинской Америки, сплотившая вокруг себя немало выдающихся национальных аналитиков; были разработаны программы индустриализации. [12, стр.88]

         К самостоятельности, индустриализации, догоняющему развитию добавились стабилизационно-оборонительные, восстановительные задачи. Если на первых этапах речь шла в основном о расширении рынков сбыта, «облагораживании» производства и структуры экспорта, а также о самодостаточном кредитовании, то в последнее время вопрос об углублении регионального сотрудничества рассматривается в более широком плане, с позиций обеспечения экономической безопасности. Обобщающая формула модификации могла бы свестись к тому, что мир становится все более жестким и все менее управляемым, а периферийные страны все более уязвимыми. В условиях обостряющейся глобальной конкуренции, возрождения принципа Гоббса «борьба всех против всех» региональная интеграция, основывающаяся на регулируемом сотрудничестве и приспособлении национальных хозяйств к новым мирохозяйственным отношениям, представляет собой коллективный механизм обеспечения экономической безопасности стран Латинской Америки. [13]

         Латиноамериканская интеграция – это не просто сумма товарных, инвестиционных и трудовых рынков, а новое качество воспроизводственных механизмов; объективный процесс, часть современной экономической политики выживаемости в обстановке обостряющейся мирохозяйственной конкуренции. Не случайно все вновь избранные главы государств континента в той или иной мере затрагивают вопросы интеграции, совместных действий. Показательно, что во время спада 2002-2003 гг. в ключевой промышленности Венесуэлы – нефтяной, вызванного внутренней нестабильностью, помощь Бразилии, Тринидада и Тобаго и других стран региона предотвратила политический взрыв. Конечно, существуют пределы стимулирования рыночных отношений с помощью интеграции. Для их расширения необходимы внутренне структурные преобразования, которые позволили бы оптимизировать стратегию развития региона. Однако нарастающая глобализация с суровыми правилами взаимодействия при одновременном сохранении недостаточной конкурентоспособности латиноамериканской экспортной продукции, дают основание полагать, что дальнейшая региональная интеграция, каким бы спадам она ни подвергалась, неизбежна.

        В любом случае интеграция имеет огромное значение, как для настоящего, так и для будущего развития Латинской Америки. Ныне, когда идут поиски оптимальной стратегии развития региона, она приобретает особую значимость и актуальность. [12, стр.97]

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

         2.2 Общая характеристика латиноамериканской  экономической интеграции

 

 

         Процесс латиноамериканской интеграции начался в 1960-е гг., когда были подписаны соглашения о трех группировках.

         Первой интеграционной группировкой стала Латиноамериканская зона свободной торговли − ЛАСТ (LatinAmericanFreeTradeAgreement − LAFTA), созданная на основе Договора Монтевидео, поставившего цель формирования зоны свободной торговли в Западном полушарии. В ее состав вошли 11 стран: Мексика, Аргентина, Боливия, Бразилия, Чили, Колумбия, Эквадор, Парагвай, Перу, Уругвай, Венесуэла. Группировка объединила 85 % стран Латинской Америки и Карибского бассейна. Это крупные и средние по объему ВВП страны. Они преследовали чисто экономические цели по действию индустриализации экономик и расширению рынков сбыта.

Информация о работе Интеграционные процессы в Латинской Америке