Интеграционные обьединения

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 31 Мая 2012 в 16:58, доклад

Краткое описание

Международная экономическая интеграция является важной характеристикой современной мировой экономики. Она представляет собой особый, новый этап в интернационализации мирового хозяйства. На современном этапе в мире насчитывается около 20 международных экономических интеграционных объединений, охватывающих основные регионы и континенты земного шара. На страны, входящие в эти объединения, приходится почти 2/3 мирового ВВП и основная часть международной торговли (ок.7 трлн.долл. из 10,5).

Вложенные файлы: 1 файл

1.doc

— 49.00 Кб (Скачать файл)

      Интеграционные  объединения 

      Международная экономическая интеграция является важной характеристикой современной  мировой экономики. Она представляет собой особый, новый этап в интернационализации  мирового хозяйства. На современном этапе в мире насчитывается около 20 международных экономических интеграционных объединений, охватывающих основные регионы и континенты земного шара. На страны, входящие в эти объединения, приходится почти 2/3 мирового ВВП и основная часть международной торговли (ок.7 трлн.долл. из 10,5).

      Экономическая интеграция –  процесс развития устойчивых взаимосвязей соседних государств, ведущий к их постепенному экономическому слиянию, основанный на проведении этими странами согласованной межгосударственной экономики и политики.

        Между странами–участницами интеграции осуществляется более глубокое международное разделение труда, происходит более интенсивный обмен товарами, услугами, капиталом, рабочей силой. В результате – национальные экономики «проникают» друг в друга, переплетаются многие и разные фазы научно-технической, производственной, инвестиционной, финансово-коммерческой деятельности. Экономическая взаимозависимость стран и народов становится ощутимой реальностью.

      Предпосылки интеграции:

    1. Близость уровней экономического развития и степени рыночной зрелости стран.
    2. Географическая близость стран, наличие в большинстве случаев общих границ и исторически сложившихся экономических связей, часто имеющих сходные исторические традиции и говорящих  на одном или близких языках.
    3. Общность экономических, политических, социальных и других проблем, стоящих перед странами в области развития финансирования, регулирования экономики, политического сотрудничества и т.д.
 

*Причины интеграции:

    • Углубление международного разделения труда, интернационализация производства и капитала требует перехода от простого обмена товарами к устойчивой масштабной международной торговле товарами и услугами, далее → к интернациональному перемещению капиталов, созданию новых производств → к тесной производственной и научно-технической кооперации → к совместному ведению производства, управлению.
    • Научно-технический прогресс, который требует значительных ресурсов: материальных, финансовых, трудовых, обширных рынков, совместной работы отдельных стран в научно-технической области.
    • Развитие крупных монополий, впоследствии ТНК. Капитал гигантских монополий с помощью интеграции стремится завоевать новые рынки сбыта, рынки сырья, максимально увеличить свои прибыли, опираясь при этом на поддержку государственной власти.
    • Политический фактор: стремление государств с помощью интеграции обрести больший политический вес, авторитет в мировом сообществе, быстрее решить на этой основе и свои экономические проблемы.

*Цели интеграции (в основном совпадают):

      1. Использование преимуществ  экономики масштаба. Обеспечить расширение размеров рынка, сокращение издержек и извлечение других преимуществ на основе теории экономики масштаба.

Экономика масштаба – развитие производства, при котором рост затрат факторов на единицу приводит к росту производства больше чем на единицу.

Интегрирующиеся страны надеются привлечь больше прямых иностранных инвестиций, которые  с большей охотой идут на рынки  значительных размеров, на которых  имеет смысл создавать самостоятельные  производства.

      1. Создание благоприятной внешнеполитической среды: укрепление взаимопонимания и сотрудничества участвующих стран в политической, военной, социальной, культурной и др. неэкономических областях; наличие добрых отношений с соседними странами, подкрепленных взаимными экономическими обязательствами.
      2. Решение задач торговой политики: согласованные выступления от лица блока стран (например, на переговорах в ВТО) более весомы и ведут к более желательным результатам в области торговой политики.
      3. Содействие структурной перестройке экономики: для стран,  создающих рыночную экономику или осуществляющих глубокие экономические реформы, объединение с более развитыми государствами является важнейшим каналом передачи опыта; а более развитые страны, объединяющиеся с соседями, заинтересованы в ускорении их рыночных реформ и создании там полноценных и ёмких рынков.
      4. Поддержка молодых отраслей национальной промышленности: интеграционное объединение нередко рассматривается как способ поддержки местных производителей, для которых в результате интеграции возникает более широкий региональный рынок.
 

Выделяют  следующие уровни экономической интеграции (с усилением интеграции к концу списка):

        1. Преференциальные соглашения (подготовительный уровень): страны подписывают соглашения, предусматривающие предоставление более благоприятного режима друг другу в торговле. Таможенные тарифы могут сохраняться. При этом никаких межгосударственных органов для управления такими преференциальными соглашениями не создается. Такие соглашения могут подписываться либо на двусторонней основе между отдельными государствами, либо между уже существующей интеграционной группировкой и отдельной страной или группой стран.
  • Азиатско-Тихоокеанское экономическое сотрудничество (АТЭС, 1989): Австралия, Вьетнам, Канада, Китай, Мексика, Перу, Россия, США, Таиланд, и ряд др. стран.
        1. Зона свободной торговли (ЗСТ): страны-участницы договариваются о полной взаимной отмене таможенных тарифов и квот в торговле между собой. В то же время каждое государство проводит свою собственную торгово-экономическую политику в отношении третьих стран. ЗСТ может координироваться небольшим межгосударственным секретариатом, но обычно обходятся без него, основные параметры развития страны согласовывают на периодических совещаниях руководителей соответствующих ведомств. Между странами-участницами сохраняются таможенные границы и посты.
          • Североамериканская ЗСТ (North American Free Trade Agreement – NAFTA, в силе с 1994): США, Канада и Мексика.
          • Европейская ассоциация свободной торговли (European Free Trade Association – EFTA, 1960): Австрия, Англия, Дания, Норвегия, Швеция, Португалия, Швейцария.
        2. Таможенный союз: кроме ликвидации таможенных тарифов и квот внутри союза, идёт установление единых таможенных тарифов в отношении 3-х стран. Предусматривает создание единой таможенной территории. Страны договариваются о создании межгосударственных органов, координирующих проведение согласованной внешнеторговой политики. Как правило, это заключается в проведении периодических совещаний министров, руководящих соответствующими ведомствами, которые в своей работе опираются на постоянно действующий межгосударственный Секретариат.
  • Таможенный Союз РФ, респ. Беларусь, респ. Казахстан (КТС – координатор)
        1. Общий рынок: страны договариваются о свободе движения не только товаров и услуг, но и факторов производства (капитала и рабочей силы). Координация внешнеэкономической политики осуществляется на периодических совещаниях глав государств и правительств участвующих стран, более частых встречах руководителей министерств финансов, центральных банков и др. экономических ведомств.
  • Европейская экономическая зона (European Economic Area, EEA): ЕС, Норвегия, Исландия и Лихтенштейн;
  • Центральноамериканский общий рынок: страны Центральной Америки;
  • Южноамериканский общий рынок: страны Южной Америки.
        1. Экономический союз: предусматривает наряду с общим таможенным тарифом и свободой движения товаров и факторов производства также и координацию макроэкономической политики и унификацию законодательств в ключевых областях: валютной, бюджетной, денежной путем периодических встреч, совещаний глав государств и правительств, руководителей различных министерств. Возникает потребность в органах, наделенных уже не просто способностью координировать действия и наблюдать за экономическим развитием, но и принимать оперативные решения от лица группировки в целом. Правительства согласованно отказываются от части своих функций и тем самым уступают часть государственного  суверенитета в пользу надгосударственных органов.
  • Союз реки Ману (Manu River Union, 1973): Гвинея, Либерия, Сьерра-Леоне
  • Экономический союз – Бенилюкс (1948): Бельгия, Нидерланды, Люксембург.
        1. Полная экономическая интеграция: совмещает все рассмотренные типы интеграции плюс проведение единой экономической политики всеми странами-участницами группировки, что требует унификации правового законодательства в пределах данного интеграционного союза.  Общая для всех стран-участниц валютная политика, т.е. единая валютная система с едиными валютными отношениями и единым валютным механизмом (включает единую валюту, единые правила регулирования валютных курсов, общий центральный банк и др).
  • США
 

      Следует отметить, что интеграционные процессы происходят как на макроэкономическом  уровне, так и на микроэкономическом. Причем эти два уровня интеграции иногда идут параллельно, но чаще пересекаются, переплетаются между собой, дополняют друг друга. Четко прослеживается тенденция к преобладанию макроэкономического уровня интеграции, т.е. к большему усилению межгосударственного регулирования экономических отношений стран-участниц интеграционных группировок. Большое влияние на создание и функционирование того или иного типа интеграции оказывает политический фактор. Ведь, по своей сути, интеграция требует от её участников отдать часть национального суверенитета в жертву идеям национальной государственности.


Информация о работе Интеграционные обьединения