Зарубежный опыт противодействия коррупции

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 05 Октября 2012 в 07:41, доклад

Краткое описание

Хотелось бы начать свои рассуждения именно с этого афоризма польского писателя и журналиста 20 века Габриэля Лауба. Именно ему, на мой взгляд, удалось отразить сущность современной коррупции в одной маленькой, но в то же время ёмкой фразе. Суть её такова, что коррупция настолько разрослась повсеместно, и настолько крепко вросла в государственную систему многих государств мира, что это уже считается естественным элементом общественной жизни.

Вложенные файлы: 1 файл

зурубежный опыт антикоррупционной политики.doc

— 104.00 Кб (Скачать файл)

В целях предохранения общественных институтов от содействия преступности или от вовлечения в процесс отмывания  денег, была создана специальная государственная организация. В ее задачу входит предоставление общественным институтам информации о тех компаниях, с которыми они собираются вести дела, а именно кто в этих компаниях ответственные за принятия решений, откуда происходят их капиталы, придерживаются ли они закона и т. д.

Формально закон не допускает никаких  поблажек коррупции среди гражданских  служащих. Взяткодатель и коррумпированный чиновник - оба подвергаются наказанию, тюремному заключению сроком до четырех  лет, а в исключительных случаях - с конфискацией имущества. Дача и принятие подарков, одолжения, предоставление услуг всегда наказуемы, как в момент совершения, так и в процессе осуществления коррумпированных сделок. Нет даже необходимости, чтобы гражданский служащий нарушал свои служебные обязанности, факта принятия «подарка» уже достаточно для возбуждения уголовного дела.7

Новое законодательство предоставило существенно больше возможностей для  отслеживания и борьбы с коррупцией. К примеру, поскольку доказать, что  «подарок» и действия гражданского служащего связаны напрямую, практически невозможно, принцип причинности был упрощен до того, что простого предположения о связи одного с другим стало достаточно. В свою очередь, дающий взятку может быть арестован, даже не будучи пойман на месте преступления или, как говорят голландцы, «с красной рукой».

Более того, в соответствии с антикоррупционным законодательством 2001 г. за подкуп иностранных гражданских  служащих голландские компании подвергаются такому же судебному преследованию, как и за подкуп госслужащих на территории Нидерландов. Эти поправки было обусловлены требованиями международной конвенции государств - членов ОЭСР.

Несмотря на очевидные  успехи в борьбе с коррупцией в  государственном секторе, общепризнанным слабым местом в голландском законодательстве является практически полное отсутствие преследования коррупции в частном секторе. В законодательстве имеется только один пункт, посвященный этому вопросу, который предполагает наказание тюремным заключением сроком на один год. Однако сейчас все больше внимания уделяется этому вопросу, вносятся предложения пересмотреть значение термина «официальный служащий», с тем чтобы наделить этим званием не только работников общественных учреждений, но и сотрудников частного сектора.

В Нидерландах существует трехуровневая система борьбы с  коррупцией. Подавляющее большинство  случаев коррупции государственные  организации и институты, такие  как тюрьмы, департамент государственных  сборов, министерство обороны и т. д., разбирают сами, внутри своих организаций. Для этих целей в большинстве госучреждений существуют собственные отделы внутренних дел (или, иначе говоря, внутренние службы безопасности). Как правило, организации наказывают провинившихся, что называется, не вынося сор из избы, смещением с занимаемой должности, взиманием компенсации за нарушение или увольнением.

Так, к примеру, все  двадцать пять региональных полицейских  подразделений и Национальное Полицейское  Агентство имеют не-обходимые  инструменты и штат сотрудников для отслеживания и борьбы с коррупцией внутри своих организаций, они варьируются от крупных отделов внутренних дел до одного полицейского офицера.

Не секрет, что местные  власти часто нанимают частных детективов для расследования, если видят в этом необходимость.

Следующим важным структурным  уровнем в системе борьбы с  коррупцией является так называемая Служба Общественного Обвинения. Служба общественного обвинения имеет  девятнадцать региональных офисов, в  каждом офисе имеется свой общественный обвинитель, ведущий дела по криминальным расследованиям. 

Национальный общественный обвинитель, в свою очередь, делает заявку в генеральную прокуратуру, составляющую третий организационный  уровень в системе борьбы с  коррупцией. Генеральный прокурор дает указание государственной криминальной полиции (в Голландии она называется «Rijksrecherche») о проведении независимого расследования.   

Говоря о национальных особенностях, которые определяют антикоррупционную  политику в Голландии, ссылка на культуру вполне правомерна, поскольку основным принципом национальной антикоррупционной политики является «стимулирование честности (promotion of integrity)», что имеет непосредственное отношение к общественной культуре. Достойный уровень жизни, справедливая оплата труда, наличие демократических прав и свобод это, образно говоря, та пища, которая поддерживает здоровье общественного организма, в то время как «integrity» - это самое мощное «антитело» в борьбе с вирусом коррупции, проникшем в этот организм.

В целом, на примере Голландии можно ясно увидеть, что общество, не управляемое национальным лидером или элитами, а управляющее самим собой, обладает уникальной способностью к самоизлечению от многих социальных недугов, включая коррупцию, не прибегая при этом к репрессивным политико-административным мерам в отношении своих граждан. 

И, наконец, для сравнения обратимся к опыту Китая. С приходом председателя КНР Ху Цзиньтао антикоррупционная кампания приобрела неслыханный размах и стала приносить существенные результаты. В своих многочисленных выступлениях Ху Цзиньтао неизменно уделяет большое внимание борьбе с коррупцией и мерам по её предотвращению, указывая на то, что «необходимо искоренить почву, порождающую коррупцию, и решительно наказывать коррупционеров в соответствии с законом». Руководством страны был сделан глубокий анализ состояния и причин, порождающих коррупцию в Китае.

Сложившееся положение дел в вопросе борьбы с коррупцией и необходимость принятия ещё более действенных мер по её пресечению побудили руководство КНР к созданию в декабре 2007г., помимо существующих ведомств по борьбе с коррупцией – Центральной комиссии по проверке дисциплины ЦК КПК и Министерства контроля, нового, национального всекитайского органа – Государственного управления по предупреждению коррупции, главой которого была назначена министр контроля Ма Вэй. Данное ведомство наделено широчайшими полномочиями по выявлению коррупции и по разработке целого комплекса антикоррупционных мер. Таким образом, создание антикоррупционной системы в Китае началось с образования централизованной структуры по борьбе с коррупцией.

Интересный факт –  в 2007 г. Центральная комиссия по проверке дисциплины при ЦК КПК выпустила  указ, который предусматривал «снисходительность»  в отношении тех чиновников, которые  добровольно сознаются в коррупции. Результат превзошел все ожидания: всего за месяц 1790 китайских чиновников пришли с повинной, вернув государству 10,2 млн.долл.США. Всего же, по данным китайских источников в КНР добровольно вернули государству полученные взятки в размере 89,18 млн.долл.США.

Одним из наиболее действенных  способов борьбы с коррупцией, на практике подтвердившим свою эффективность, является ротация кадров во всех органах  власти. Так, по итогам 17 съезда КПК  в высшие органы партии вошло значительное число новых лиц(более 50%). Также проведена масштабная перегруппировка руководящего состава на местах, вплоть до провинциального звена.

В рамках активизированной кампании по борьбе с коррупцией был  усилен контроль над провинциальным звеном государственного и партийного аппарата, ограничена излишняя самостоятельность и политический вес провинциальных элит, поставленных в более жесткие условия необходимости следовать линии центра.

Ощутимые результаты в борьбе с коррупцией приносит проводимая китайским руководством социальная политика, позволившая в последнее время сократить разрыв между бедными и богатыми частями населения «Поднебесной». Реальные доходы городских жителей за 9 месяцев последнего года увеличились на 13,5% до 1380 долларов США, сельских – 14,8% до 443 долларов.

И, наконец, особое значение в Китае уделяется формированию у государственных служащих моральных  и нравственных принципов, а также  повышению чувства долга и  ответственности. На сегодняшний день разработанный Ху Цзиньтао «моральный кодекс из восьми принципов» поведения для граждан Китая находит все большее распространение и признание.

Особо следует подчеркнуть, что коррумпированные чиновники  сурово наказываются, независимо от занимаемого  положения и должности. Ярким  примером непреклонной борьбы с коррупцией стал судебный процесс над министром КНР по продовольствию и лекарствам КНР Чжэнь Сяоюем, который завершился смертным приговором.

Подводя итог проанализированной ситуации, связанной с анти-коррупционными мерами китайского руководства, необходимо отметить, что в целом проведенные в Китае за последние несколько лет весьма эффективные реформы в административной, судебной и финансовой системах , органах юстиции не только дали ощутимый результат, но и нашли большой отклик в обществе, повысили доверие граждан к государственной власти, партии и общественным институтам.

Итак, рассмотрев меры по борьбе с коррупцией в отдельно взятых странах, какой вывод можно сделать? Одним выводом тут не ограничишься.

Во-первых, получается, что существует два противоположных пути борьбы с коррупцией. Первый – принятие жестких мер против коррупционеров, максимальное использование административных ресурсов, вплоть до введения смертной казни за мздоимство, как это происходило в Китае. Второй – реформирование законодательства, повышение роли социальных регуляторов, акцент на самоизлечение общества от такого социального недуга как коррупция, что происходит в странах Северной Европы, Нидерландах и некоторых других государствах.

Во-вторых, не в каждой стране эти меры будут эффективны, так как не существует абсолютно одинаковых стран, таким образом, где-то такие меры приживутся и будут действовать, а где-то не будут приняты обществом. Например, меры принятые в Китае не будут эффективны во Франции, а меры принятые в Нидерландах не приживутся в какой-нибудь Анголе, так как там нет гражданского общества, достаточного уровня жизни населения и тому подобных факторов.

В-третьих, нет ни одной страны в мире, где бы коррупция отсутствовала, однако, в более развитых странах коррупция на бытовом уровне практически отсутствует и поэтому практически не отражается на жизни общества. Другое дело страны подобные России, где коррупция развита повсеместно среди всех групп населения и всех уровней власти. Здесь она встречается повсюду, начиная с шоколадки врачу за право пройти на прием без очереди и заканчивая «распилом» бюджета субъекта или коммерческой организации. Именно поэтому она так заметна населению, серьезно сказывается на жизни общества, его экономическом благополучии.

В-четвертых, универсальные методы борьбы с коррупцией отсутствуют, поэтому нужно использовать различные методы, в зависимости от менталитета страны и поставленных задач. Поэтому очень важно сотрудничество России с другими государствами и международными организациями в области обмена опытом борьбы с коррупцией. Важными вехами такого сотрудничества можно считать ратификацию Россией Конвенции ООН против коррупции и Конвенции Совета Европы об уголовной ответственности за коррупцию, а также вступление России в организации ГРЕКО,ОБСЕ противоборствующих международной и внутригосударственной коррупции. Другое дело, что Россия не выполняет рекомендации этих организаций, за что часто критикуются власти, к примеру, в последнем отчете организации ГРЕКО (Группа стран против коррупции) говорится, что только 12 из 26 рекомендаций были выполнены полностью. Чтобы добиться результатов , нужно направить все силы на борьбу с коррупцией и выполнять все рекомендации без исключений.

В заключении хотелось бы перечислить некоторые из основных мероприятий по борьбе с коррупцией, задекларированных в международных конвенциях.

 Рекомендации для госсектора: В качестве антикоррупционной меры внедрить разумные правила для государственных заказов, обязывающие проводить открытые конкурсы на получение госзаказа; Требовать независимых проверок выполнения как малых, так и крупных заказов, финансируемых международными организациями развития и иными зарубежными организациями; Провести реформу, упрощающую законодательство, с целью сокращения возможностей для коррупции и устранения препятствий к развитию предпринимательства; Бизнес-ассоциации и исследовательские центры должны выступить инициаторами составления перечня дублирующихся законов и законодательных препятствий для развития бизнеса; Стремиться свести к минимуму теневую экономику как наиболее благоприятную среду для коррупции; Зарплаты государственных служащих должны быть сопоставимы с заработками в частном секторе; Введение в действие и усиление законов против взяточничества; Поддержка систем «электронного правительства».

Для частного сектора: Сдерживающий коррупцию фактор – развитие независимых СМИ и снабжение их аналитическим инструментарием, позволяющим выявлять и разоблачать факты коррупции и мошенничества; Привлечение к антикоррупционному движению исследовательских центров, ассоциаций предпринимателей и других негосударственных организаций, просвещение населения относительно цены коррупции, завоевание общественной поддержки антикоррупционных реформ; Принятие Международных стандартов финансовой отчетности и соответствие им; Разработка правил эффективного управления на основе общих рекомендаций ОЭСР; Четко определить понятие «конфликт интересов» и соответствующие правила для государственных служащих; Для государственных организаций разработать четкий порядок и критерии выдачи субсидий, льгот, а также освобождения от штрафов, налогов и сборов; Внедрение рациональных методов акционерного управления; Совершенствование стандартов бухгалтерского учета.9

Этот небольшой перечень – основные средства борьбы с современной коррупцией, придуманные ведущими специалистами мира. Все что нужно делать, чтобы побороть такое вселенское зло как коррупция – это следовать этому перечню и постепенно претворять в жизнь каждое положение. Результат не будет моментальным, его придется долго ждать, однако мне думается «игра стоит свеч», надеюсь, российские власти поступят правильно.

Кстати, самое важное, то с чего следует начинать борьбу с чем-либо – это заинтересовать общество в необходимости этой борьбы. Это главное в борьбе с коррупцией, это «секретный ингредиент» без которого вся эта затея с противодействием коррупции сойдет на нет. Поэтому пока российский народ не заинтересован в борьбе с коррупцией, пользы от всех антикоррупционных мероприятий властей не будет никакой.

Информация о работе Зарубежный опыт противодействия коррупции