Долг Украины перед международными финансовыми организациями

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 30 Апреля 2012 в 19:35, реферат

Краткое описание

Осуществляя операции государственного кредитования внутри страны, государство является заемщиком средств, а население, предприятия, организации — кредиторами. В международных экономических отношениях государство выступает в роли, как заемщика, так и кредитора.

Содержание

Введение

1. Экономическая сущность государственного долга

2. Государственный долг Украины перед международными финансовыми организациями

3. Методы управления государственным долгом Украины

Заключение

Список использованной литературы

Вложенные файлы: 1 файл

М Ф О реферат.doc

— 60.00 Кб (Скачать файл)

  Министерство  науки и образования, молодежи и  спорта Украины

  Киевский  Национальный Экономический Университет  им. В. Гетьмана

  Крымский  Экономический Институт 
 
 
 
 

  Реферат

  По  дисциплине: «Международные финансовые организации».

  На  тему: « Долг Украины перед международными финансовыми организациями». 
 
 
 
 
 
 
 

  Выполнила: 
 
 
 
 

  Симферополь,2012 
 
 

  Содержание 

  Введение

  1.  Экономическая сущность государственного долга

  2.   Государственный долг Украины перед международными финансовыми организациями

  3.  Методы управления государственным долгом Украины

  Заключение

  Список  использованной литературы 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

  Введение

  Осуществляя операции государственного кредитования внутри страны, государство является заемщиком средств, а население, предприятия, организации — кредиторами. В международных экономических отношениях государство выступает в роли, как заемщика, так и кредитора.

  Государственный долг образуется в результате финансирования дефицита государственного бюджета, который, в свою очередь, отображает превышение бюджетных расходов над налогами, сборами и другими обязательными платежами в бюджет. Абсолютные значения государственного долга могут быть большими, однако долг всегда должен находиться в соответствующей пропорции к уровню бюджетного дефицита и темпов роста ВВП. Рост ВВП приводит к относительному снижению государственного долга в процентах ВВП, что даёт возможность сводить бюджет с дефицитом, не увеличивая отношения долга к ВВП.

  Выполнение  государством своих регулятивно-контролирующих функций не возможно без законодательно определенных и установленных размеров внутренних и внешних заимствований и государственных гарантий на текущий бюджетный год. Государственный долг имеет экономически обоснованные границы, которые дают правительству возможность обслуживать его без риска возникновения кризиса неплатежей.

  В Украине  государственные внутренние и внешние  заимствования и предоставления государственных гарантий осуществляются в пределах установленных на каждый бюджетный период предельных объемов  государственного внутреннего и внешнего долга Украины и предоставления гарантий. 
 
 
 
 
 

  1. Экономическая  сущность государственного долга

  Государственный долг — это сумма задолженности  государства по выпущенным и непогашенными  внутренними государственными заимствованиями, а также сумма финансовых обязательств по отношению к иностранным кредиторам на определенную дату, включая выданные гарантии по кредитам, которые предоставляют местным органам власти, государственным предприятиям, иностранным поставщикам.

  Существование государственного кредита приводит к появлению государственного долга, который разделяют на текущий и капитальный, внутренний и внешний. Важным вопросом о экономически обоснованной границе государственного долга. В большинстве стран мира, в том числе и в Украине, объем внутреннего государственного долга регулируются законодательством.

  К долговым обязательствам правительства Украины  принадлежат выпущенные им ценные бумаги, другие обязательства в денежной форме, гарантированные правительством Украины, а также получены им кредиты. Долговые обязательства правительства Украины выступают в виде облигаций внутренних государственных ссуд и обязательств казначейства Украины. В отдельных случаях могут применяться и другие формы правительственных обязательств. Характер и условия их в каждом конкретном случае определяет правительство Украины. 
 
 
 
 
 
 
 

  2.   Государственный долг Украины перед международными финансовыми организациями 

  Внешний государственный долг — это задолженность  государства иностранным кредиторам, то есть гражданам и организациям других стран.

  Государственный внешний долг Украины — это  задолженность по непогашенным внешним  ссудам и невыплаченным по ним  процентами на определенную дату. Этот долг состоит из долговых обязательств перед международными финансовыми  организациями — МВФ, Мировым банком, ЕС, ЕБРР, иностранными странами-кредиторами — Россией, Туркменистаном, Германией, США, а также иностранными банками (фидуциарные ссуды) и корпорациями. Следовательно, государственный внешний долг — это задолженность по займам, привлеченными из иностранных источников. При этом государство играет роль заемщика или гаранта погашения этих ссуд другими заёмщиками. К составляющим государственного внешнего долга принадлежат:

  ·  прямой долг, который формируется с помощью привлечения иностранных кредитов, непосредственным заемщиком по которым является государство, и выпуск государственных ценных бумаг в виде внешних государственных ссуд. Кредитные отношения базируются на прямом государственном управлении;

  ·  условный долг, который формируется при нормативно административной регуляции заимствований за счет иностранных кредитов, привлеченных другими заемщиками под гарантии государства (гарантированный государственный долг). Ответственность за обслуживание этих кредитов несет или государство, или предпринимательская структура — заемщик, который самостоятельно погашал иностранные кредиты за счет собственных средств. Если непосредственный заемщик-предприятие не выполняет своих долговых обязательств перед нерезидентами, то по условиям соглашения о займе вступает государственная гарантия относительно выполнения платежей в интересах иностранного кредитора. В таком случае деньги перечисляются кредиторам из Государственного бюджета, а затем государство пытается возвратить средства от непосредственных заёмщиков.

  В Украине  с 1992 г. за счет иностранных кредитов под государственную гарантию было реализовано 90 проектов общим объемом 2,4 млрд. грн. Отмеченные кредиты являлись низкоэффективными. Это объясняется  тем, что больше половины из них сначала  предусматривала полное или частичное использование бюджетных средств для обслуживания и погашения ссуд. Различают такие ссуды, которые предоставляются предприятиям на условиях их обслуживания и возвращения исключительно за счет государства, и такие, которые предусматривают погашение из бюджетных источников с постепенным возмещением предприятиями суммы долга в национальной валюте или товарами к государственным резервам. Соответственно 50 % гарантированных правительством ссуд было предоставлено на условиях валютной самоокупаемости предприятий. Основными кредиторами отечественных предприятий является Германия и США. Значительная часть их средств направлена в отрасли агропромышленного комплекса Украины, на металлургическую промышленность, на образование и здравоохранение.

  Учитывая  негативный опыт привлечения ссуд под  гарантию правительства, государство  фактически приостановило этот процесс, оно гарантирует выполнение только тех проектов, которые имеют для  страны стратегическое значение.

  Определение уровня задолженности связано с основными макроэкономическими параметрами: динамикой производства и экспорта, уровнем процентной ставки, динамикой валютных курсов, бюджетным дефицитом.

  Согласно  с международными стандартами уровень  внешней задолженности Украины  сравнительно невысокий.

  Неразрешённой проблемой Украины является неправильно  контролируемые абсолютные и относительные  показатели внешнего долга, их краткосрочная  ликвидность — отношение платежей к имеющимся валютным резервам.

  Для стран, которые осуществляют радикальные экономические реформы, внутренние ссуды и внешняя финансовая поддержка необходимы для финансирования структурных превращений, ускорения стабилизации экономики и достижения экономического роста.

  Однако  механизм влияния ссуд на макроэкономическую ситуацию не однозначен. Структура  государственного долга по использованию  привлечённых средств свидетельствует, что государственные ссуды преимущественно  направлялись на текущие потребности  государства: обеспечение стабильности функционирования денежно-кредитной системы, финансирования дефицита платежного баланса и государственного бюджета и осуществления «критического импорта» (преимущественно энергоресурсов). И только небольшая их часть направлялась непосредственно на развитие экономики. Беспокойство вызывает большой удельный вес кратко- и среднесрочных обязательств (13 % — до 5 лет, 62 % — от 5 до 10 лет, 11 % — от 10 до 15 лет, 14 % — свыше 15 лет).

  В результате нерациональных и лишних внешних  заимствований могут возникнуть такие долговые обязательства перед нерезидентами, которые в будущем значительно ограничат возможности правительства относительно осуществления независимой экономической политики. Обосновывая экономические последствия государственного долга, применяют разные критерии для различения влияния на финансовую систему: срок существования долга, его структуру, размер платежей, изменение в делении и использовании ВВП на потребление, инвестиции, экспорт товаров и услуг. 
 
 
 

  3.  Методы управления государственным долгом Украины 

  Управление  государственным внешним долгом — это совокупность действий, связанных  с подготовкой к выпуску и  размещением долговых обязательств правительства, регуляции рынка  государственных ценных бумаг, предоставление государственных гарантий, обслуживание и погашение долга и тому подобное. Управление государственным внешним долгом предусматривает:

  ·  регулирование и динамику государственного долга с поддержанием оптимальных пропорций между внешним и внутренним долгом;

  ·  максимально эффективное обслуживание долга с уменьшением удельного веса расходов на обслуживание долга в расходной части бюджета;

  ·  употребление мероприятий из обеспечения дополнительных источников финансирования, кредитование других правительств;

  ·  участие в мероприятиях международных финансовых организаций и тому подобное.

  Управление  внешним долгом предусматривает  такие этапы:

  ·  привлечение кредитных ресурсов, в том числе предоставление гарантий;

  ·  размещение (направление использование);

  ·  обслуживание (уплата процентов и основного объема долга);

  ·  уточнение и изменение условий привлечения, размещения и погашения.

  Мировой опыт решения проблемы внешней задолженности  допускает три возможных сценария.

  1.  Оптимистический. Страна-должник постепенно выплачивает не только проценты, но и сумму основного долга. Для этого необходим профицит бюджета, за счет которого и осуществляется погашение долгов. Полный расчет по долгами является кардинальным вариантом решения проблемы долгов, но это обеспечивается не только сбалансированностью бюджета, но и достижением стойкого позитивного сальдо, которое может генерировать только здоровая экономика.

  2.  Пессимистический. Погашения основного долга и процентных платежей рефинансируется за счет новых иностранных кредитов. Внешний долг принимает формы финансовой пирамиды, которая в перспективе неминуемо развалится, что и приведет к отказу возвращать долги. Отказ от уплаты долгов имеет только одно преимущество — отсутствие необходимости его обслуживать и возвращать. Однако страна-должник имеет по большей части более существенные потери: уменьшение прибылей от международной торговли, исключения из международного рынка ссуд, арест активов и т.д.

  3.  Нулевой. Страна-должник своевременно выплачивает проценты по кредитам, а сумма новых иностранных ссуд не превышает суммы, выплаченной в счет погашения долга. Вследствие этого внешний долг надолго замораживается. Необходимым условием успешной уплаты внешней задолженности является решение так называемой проблемы трансферта. Она имеет три главных аспекта:

  4·  Бюджетный — обеспечение превышения прибылей над затратами, что требует реализации системы мероприятий для увеличения бюджетных поступлений (путем создания налогового кодекса, который стимулирует частные инвестиции) и уменьшения бюджетных расходов (за счет ограничений государственных инвестиций с широким привлечением к инвестированию коммерческих банков, пенсионных фондов, страховых компаний; проведение реформ в социальной и жилищно-коммунальной сферах, чтобы льготы получали только те, кому они реально необходимы; погашение долгов перед бюджетом предприятиями-монополистами, сокращение бюрократического аппарата и т.д.).

Информация о работе Долг Украины перед международными финансовыми организациями