Деятельность Комиссии ООН по праву международной торговли (ЮНСИТРАЛ)

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 18 Марта 2013 в 16:50, курсовая работа

Краткое описание

Цель работы – изучить основные направления деятельности Комиссии ООН по праву международной торговли и установить важность данного исследования. Для достижения поставленной цели, необходимо решить следующие задачи:
-изучить предпосылки возникновения и историю создания ЮНСИТРАЛ;
-определить организацию и методы работы комиссии;
-рассмотреть основные функции и направления деятельности ЮНСИТРАЛ;
-выявить значение ЮНСИТРАЛ в обеспечении международной торговли, рассмотрев при этом ее основные документы;
-установить роль типовых законов ЮНСИТРАЛ в международном торговом арбитраже;
-проанализировать сотрудничество ЮНСИТРАЛ и России.

Содержание

Введение…………………………………………………………………………...3
Глава 1. Комиссия ООН по праву международной торговли : история создания и направления деятельности………………………………………......5
1.1. Исторические и экономические предпосылки возникновения
ЮНСИТРАЛ………………………………………………………………………5
1.2. Организация и методы работы ……………………………………………...7
1.3. Основные функции и направления деятельности ………………………..10
Глава 2. ЮНСИТРАЛ и ее место в обеспечении международной
торговли…………………………………………………………………………..13
2.1. Документы ЮНСИТРАЛ и их значение для унификации права международной торговли ………………………………………………………14
2.2. Роль типовых законов ЮНСИТРАЛ в международном торговом арбитраже.………………………………………………………………………..18
Глава 3. Сотрудничество ЮНСИТРАЛ и России…………………………..…22
Заключение………………………………………………………………………27
Список использованных источников…………………………………………..29

Вложенные файлы: 1 файл

курсовая работа.docx

— 92.06 Кб (Скачать файл)

органами государств.

   Весьма эффективным инструментом унификации национального законодательства разных стран в области арбитражного процесса (третейского разбирательства) стал Типовой закон ЮНСИТРАЛ о международном коммерческом арбитраже, одобренный Комиссией в 1985 г. Этот документ предназначен для оказания содействия странам, осуществляющим реформу или модернизацию своего законодательства, регулирующего арбитражную процедуру. Предполагалось, что, ориентируясь на положения Типового закона, таким государствам легче будет учесть в своем законодательстве особенности и потребности международного коммерческого арбитража.19

   Форма «типового закона» закона, а не международной конвенции была выбрана  ЮНСИТРАЛ главным образом для того, чтобы предоставить возможность отдельным государствам привести в соответствие с Типовым законом их индивидуальные требования и нужды, а не ставить государства перед альтернативой принятия или непринятия конвенции. 20

   Типовой закон ЮНСИТРАЛ о международном коммерческом арбитраже 1985 г. стимулировал в большинстве европейских государств и во многих государствах иных континентов (Австралия, Австрия, Бахрейн, Бельгия, Англия, Гватемала, Уэльс, Индия, Перу, Оман, Новая Зеландия, Зимбабве, Северная Ирландия, Италия, Испания, Канада, Нигерия, Швеция, Швейцария, Финляндия, Франция, Германия, Голландия, Ирландия, Россия, Сингапур, Кипр, Сингапур, Египет, такие штаты США, как Калифорния, Коннектикут, Орегон и Техас и др.) реформу «внутреннего» законодательства различных государств о международном коммерческом

арбитраже, т.е. на его основе свыше 30 государств приняли свое арбитражное законодательство. Закон Российской Федерации от 7 июля 1993 г. № 5338-I "О международном коммерческом арбитраже" также был принят на основе Типового закона ЮНСИТРАЛ.21

   Тенденция к урегулированию международных торговых споров путем

достижения соглашений и посредничества в последние годы 70-ых годов породило необходимость подготовки единых правил относительно согласительных процедур. В этом направлении Комиссия ООН по праву

международной торговли подготовила и приняла согласительный регламент. Этот согласительный регламент также был принят резолюцией 35/52 Генеральной Ассамблеи ООН от 4 декабря 1980 года. В соответствии

с этим, стороны, желающие урегулировать свои споры путем достижения соглашения, могут использовать согласительный регламент ЮНСИТРАЛ. Стороны могут принять вышеназванный согласительный регламент, могут принять ее с определенными изменениями или же могут не принять некоторые правила, получившие свое отражение в этом документе.22

   Согласительный регламент ЮНСИТРАЛ, как и арбитражный регламент ЮНСИТРАЛ, применяется исключительно после принятия их сторонами.   После принятия согласительного регламента ЮНСИТРАЛ большинство арбитражных организаций подготовили свои особые согласительные регламенты относительно согласительных процедур. Среди них можно указать на регламенты Международной Торговой Палаты, Американского Арбитражного Общества, Лондонского Международного Арбитражного Суда, Арбитражного Института Стокгольмской Торговой Палаты.

   За прошедшие 20 лет, с целью расширения урегулирования споров путем достижения соглашения или посредничеством, необходимость в разработке такого закона привлекло внимание многих государств. Начиная с 1998 года подготовка единых правил о международных коммерческих согласительных процедурах была в центре ЮНСИТРАЛ и, в соответствии с этим, в 2002 году ЮНСИТРАЛ  принял типовой закон о международных коммерческих согласительных процедурах.23

   Генеральная Ассамблея ООН своей резолюцией 57/18 от 19 ноября 2002 года, утвердила типовой закон о международной коммерческой согласительной процедуре . Этот типовой закон содержит единообразные правила в отношении согласительного процесса в целях содействия применению согласительной процедуры и обеспечения большей предсказуемости и определенности при ее применении. Во избежание неопределенности, обусловленной отсутствием законоположений, в Типовом законе рассматриваются процедурные аспекты согласительной процедуры, включая назначение мировых посредников, начало и окончание согласительной процедуры, проведение согласительной процедуры, связь между посредником и другими сторонами, конфиденциальность и допустимость доказательств в других разбирательствах, а также вопросы, характерные для периода по окончании согласительной процедуры.24

 

   Учитывая полезность унификации согласительных процедур относительно урегулирования международных торговых споров, странам - участникам было рекомендовано принять во внимание данный типовой договор при разработке национального законодательства.25

    Таким образом, нужно сказать, что усиление роли арбитража и существенные различия в национальном праве, побудили государства принять ряд международных актов, направленных на унификацию арбитражного процессуального права. В процессе унификации в области арбитража важная роль принадлежит Комиссии ООН по праву международной торговли(ЮНСИТРАЛ). Использование в национальном

законодательстве типовых законов ЮНСИТРАЛ способствует как процессу сближения законодательства различных государств в области международного коммерческого арбитража, так и эффективному разрешению международных торговых споров.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

ГЛАВА 3. СОТРУДНИЧЕСТВО ЮНСИТРАЛ И РОССИИ

 

   Россия вносит важный вклад в работу Шестого (юридического) Комитета ГА ООН, на рассмотрении которого находится целый ряд актуальных международно-правовых проблем. 

   Российская Федерация высоко ценит деятельность ЮНСИТРАЛ в области гармонизации и унификации правового регулирования международной торговли. РФ считает, что комиссия играет заметную роль в поощрении верховенства права на национальном и международном уровнях, в области технического содействия, а также вносит важный вклад в профессиональную подготовку молодых юристов. Поэтому РФ активно поддерживает усилия ЮНСИТРАЛ на всех направлениях ее развития.26

   Координация действий по  обеспечению участия в работе  ЮНСИТРАЛ возложена на Минэкономразвития  России, в соответствии с Межведомственным  распределением обязанностей по обеспечению  участия  Российской Федерации в международных  организациях системы ООН, утвержденным  постановлением Правительства Российской Федерации                 от  3 июня 2003 г. № 323. В рамках указанных полномочий представители Минэкономразвития России принимали в 2011 году активное участие в деятельности рабочих групп ЮНСИТРАЛ в области государственных закупок; международного арбитража, обеспечительных интересов, электронной торговли,  законодательства о несостоятельности, урегулирования споров в режиме онлайн и т.д. 27

    Согласно Положению о Правовом Департаменте Минэкономразвития России, утвержденного приказом Минэкономразвития России от 13 мая 2009 г. № 169, на Правовой департамент возложена функция по обеспечению участия Российской Федерации в деятельности ЮНСИТРАЛ. 

   К работе в ЮНСИТРАЛ в зависимости от направлений текущей деятельности помимо Минэкономразвития России привлекаются представители МИДа России, Минтранса России, ТПП России и др. Это подтверждается следующими данными:

« В г. Вена (Австрия) с 4 по 8 октября 2010 года состоялась пятьдесят третья сессия Рабочей группы II(Арбитраж и согласительная процедура) Комиссии ООН по праву международной торговли (ЮНСИТРАЛ).

    В рамках данной сессии Рабочая группа приступила к разработке положений единообразного закона о прозрачности в контексте арбитражных разбирательств по спорам между инвесторами и государствами на основе международных договоров. При этом за основу были взяты подготовленные Секретариатом ЮНСИТРАЛ комментарии, содержащие анализ международной практики в области обеспечения прозрачности при проведении арбитражных разбирательств по спорам между инвесторами и государствами.

    В указанном мероприятии в качестве экспертов от Российской Федерации приняли участие Лебедев Сергей Николаевич - председатель Морской арбитражной комиссии при Торгово-промышленной палате Российской Федерации, и Комаров Александр Сергеевич - член Президиума Международного коммерческого арбитражного суда (МКАС) при Торгово-промышленной палате Российской Федерации».28

   Следует сказать, что  представители МКАС при ТПП РФ длительное время участвуют в работе Комиссии ООН по праву международной торговли (ЮНСИТРАЛ), в том числе по вопросам подготовки международных договоров и модельных актов, в частности Типового закона ЮНСИТРАЛ «О международном торговом арбитраже». На базе этого документа был разработан и в 1993 г. принят закон Российской Федерации «О международном коммерческом арбитраже», который проверен эффективной десятилетней практикой применения. 29    

   Нужно отметить, что многие государственные структуры РФ ведут совместное сотрудничество с Комиссией ООН по праву международной торговли (ЮНСИТРАЛ), а именно:

«В г. Нью-Йорк (США) в период с 11 по 15 апреля 2011 г. состоялась  19-я сессия Рабочей группы VI (Обеспечительные интересы) Комиссии Организации Объединенных Наций по праву международной торговли (ЮНСИТРАЛ). В работе указанной сессии приняли участие эксперты Минэкономразвития России и МИДа России. В рамках данной сессии Рабочая группа продолжила подготовку текста проекта руководства по вопросам, касающимся реестра обеспечительных прав в движимых активах, а также рассмотрела проект типовых положений, касающихся создания и функционирования реестра. В ходе сессии рассмотрены вопросы, касающиеся создания, структуры и функционирования реестра обеспечительных прав в движимых активах, основных характеристик эффективности реестра, правил, применимых к регистрации и процессу поиска, управления реестром, доступа к услугам реестра, процессу регистрации предоставляемой информации, а также ответственности регистрационного органа.30

   В г. Нью-Йорк (США) в период с 23 по 27 мая 2011 г. состоялась 23-я сессия Рабочей группы III (Урегулирование споров в режиме онлайн) (далее – РГ и УСО соответственно) Комиссии Организации Объединенных Наций по праву международной торговли (ЮНСИТРАЛ). В работе указанной сессии приняли участие эксперты Минэкономразвития России, Международного коммерческого арбитражного суда при ТПП РФ, Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации, Судебного департамента при Верховном Суде Российской Федерации, Минкомсвязи России, МИДа России.  В рамках данной сессии Рабочая группа начала подготовку положений правового стандарта в области урегулирования споров в режиме онлайн применительно к трансграничным электронным коммерческим сделкам небольшой стоимости. В ходе сессии рассмотрены такие вопросы, как виды исков, которые будут регулироваться в режиме онлайн, возбуждение процедуры и механизмы урегулирования споров, включая переговоры, содействие урегулированию спора и арбитраж, приведение в исполнение вынесенного решения и применимое право».

   Кроме того, Минэкономразвития России совместно с представителями МИДа России, Минюста России, Минпромторга России, Минэнерго России и Минтранса России был подготовлен проект  федерального  закона № 583004-5 «О внесении изменений в  Закон Российской Федерации «О международном коммерческом арбитраже» (далее  – законопроект). Законопроект был внесен в Государственную Думу Федерального Собрания Российской  Федерации 20 июля 2011 года. 25 января 2012 года Государственной Думой данный законопроект был принят в первом чтении. В соответствии с ним вводится ряд положений, призванных уточнить существующие нормы российского законодательства, регулирующие правоотношения, связанные с международным коммерческим арбитражем. В частности, проектом определяется возможность заключения сторонами арбитражного соглашения, его условия и особенности применения.31

   Таким образом, законопроект приводит в соответствие положения действующего российского законодательства о международном коммерческом арбитраже с признанными на международном уровне законодательными подходами по ключевым аспектам регулирования международного коммерческого арбитража. Тем самым законопроект усовершенствовал институт негосударственного разрешения  коммерческих споров в соответствии с общепринятыми международными стандартами

(Типовой закон Комиссии ООН  по праву международной торговли о международном  торговом арбитраже) и тем самым повысил его эффективность.

   В настоящее время, в РФ прорабатывается вопрос о подписании Конвенции ООН о договорах полной или частичной морской международной  перевозке грузов и о ратификации Конвенции об использовании электронных сообщений в международных договорах.32

   Таким образом, Российская  Федерация осуществляет активное  международное сотрудничество с  Комиссией ООН по праву международной  торговли (ЮНСИТРАЛ)  с целью изучения международного опыта разрешения коммерческих споров,  а также стимулирования и поощрения практики арбитражного разрешения споров в соответствии с самыми высокими стандартами.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

 

   Исходя из теоретического исследования деятельности Комиссии ООН по праву международной торговли можно сделать следующие ключевые выводы:

    ЮНСИТРАЛ является основным юридическим органом системы ООН в области права международной торговли. Это первая международная организация, ставшая главным универсальным центром совместной выработки норм, учитывающих интересы и особенности всех распространенных правовых систем мира.

Информация о работе Деятельность Комиссии ООН по праву международной торговли (ЮНСИТРАЛ)