Движение товаров и услуг в мировой экономике

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 30 Октября 2014 в 16:40, курсовая работа

Краткое описание

Международная торговля — система международных товарно-денежных отношений, складывающаяся из внешней торговли всех стран мира, она является средством осуществления движение товаров и услуг в мировой экономике.
Изучение аспектов международной торговли актуально, в современных условиях активное участие страны в мировой торговле связано с значительными преимуществами, оно позволяет:
o более эффективно использовать имеющиеся в стране ресурсы, приобщиться к мировым достижениям науки и техники,
o в более сжатые сроки осуществить структурную перестройку своей экономики,
o более полно и разнообразно удовлетворять потребности населения.
В настоящее время РФ, как и все страны мира, стремится занять выгодное положение на мировом рынке, попытки вступления в ВТО с целью извлечения экономических и политических выгоды подтверждают это.

Содержание

Введение 4
Мировая экономика 6
Субъекты мировой экономики 8
Государство 9
Транснациональные компании. 10
Международные экономические организации. 12
Субъекты мировой экономики. Классификация по СНС. 14
Международная торговля 16
Мировой товарооборот 18
Структура МТ 18
Специализация МТ 20
Условия торговли 20
Коэффициенты эластичности МТ 21
Квоты МТ 22
Торговый баланс 23
Регулирование международной торговли 25
ГАТТ 26
ВТО 28
ГАТС 29
Россия и ВТО 31
Цели и задачи присоединения 7 31
Угрозы при вступлении РФ в ВТО 32
Возможности при вступлении РФ в ВТО 34
Заключение 36
Список источников 38

Вложенные файлы: 1 файл

dvizhenie_tovarov_i_uslug_v_mirovoy_ekonomike.docx

— 58.52 Кб (Скачать файл)

Дочерние учреждения МБ специализируются на выполнении особых  задач. МФК оказывает содействие росту частного сектора развивающихся стран, a MAP — помощь беднейшим странам на льготных условиях.

Региональные экономические интеграционные группировки. Участниками мирового хозяйства выступают региональные интеграционные объединения. Их насчитывается свыше 20. Они представляют собой межгосударственные экономические образования, ставящие своей целью постепенное объединение их хозяйств путем сближения и изменения хозяйственных механизмов прежде всего во внешнеэкономической сфере.

Региональные интеграционные объединения включат территориально близкие страны с примерно одинаковым уровнем социально-экономического развития. Почти все они находятся на низших уровнях хозяйственного единства. Реальное продвижение к объединению национальных хозяйств происходит в Западной Европе, где складывается экономическая общность в форме Европейского Союза (ЕС), и в Северной Америке (НАФТА).

Субъектами мирохозяйственных связей являются частные (физические) лица и организации (юридические лица), занятые осуществлением международных экономических операций.

 

Субъекты мировой экономики. Классификация по СНС.

 

С позиций принадлежности к национальной экономике субъекты разделены на резидентов и нерезидентов.

Резиденты – это хозяйствующие субъекты, постоянно находящиеся на территории данной страны, независимо от их национальной (государственной) принадлежности.

Нерезиденты – хозяйствующие субъекты, постоянно находящиеся на территории иностранного государства, даже если они являются гражданами данной страны, но постоянно проживают за границей, или филиалами хозяйствующих единиц данной страны, расположенных за ее пределами.

Все резиденты и нерезиденты, или хозяйствующие субъекты, международной системой национальных счетов (СНС) квалифицируются как институциональные единицы. Это физические и юридические лица, которые владеют факторами производства и располагают возможностями производить продукты или реализовывать услуги и от своего имени заключать сделки с другими лицами.

Согласно системе СНС все институциональные единицы разделены на пять секторов экономической деятельности:

1) нефинансовые корпорации (nonfinancial corporations) – включают фирмы, занятые производством товаров  и реализацией услуг (нефинансовых) для рынка;

2) домашние хозяйства (house holds) – представлены физическими  лицами, занятыми экономический  деятельностью, в том числе продажей  на рынке труда своей рабочей силы, а также производящие и потребляющие продукты;

3) неприбыльные институты (nonprofit institution) – состоят из юридических  лиц, занятых оказанием нерыночных  услуг домашним хозяйствам и  действующих на принципе добровольного  участия в их деятельности  физических лиц;

4) правительственные учреждения (government agencies). Выполняя свои прямые  функции в области политики  и регулирования экономики, эти  институциональные единицы осуществляют  также производство нерыночных  продуктов, выносят решения и  постановления в области экономики, а также оказывают услуги индивидуального  или коллективного потребления, перераспределяют доходы, направляя  их в бюджетные организации: социального  обеспечения, здравоохранения и  образования;

5) финансовые корпорации (Financial corporations) – фирмы, занятые финансовым  посредничеством и осуществлением  вспомогательных финансовых услуг, в том числе банки, страховые, финансовые и инвестиционные  компании.

СНС не устанавливает различий между субъектами национальной и международной экономической деятельности, поскольку в условиях открытой рыночной экономики все юридические и физические лица, реально существующие в экономике любой страны, одновременно и в том же качестве имеют право быть субъектами мировой экономики, т.е. вступать в разрешенные законом экономические отношения с любыми субъектами других стран или участниц международных экономических союзов.

 

Международная торговля

 

Международная торговля (МТ) — сложная экономическая категория, которая может рассматриваться по меньшей мере в трех аспектах: организационно-техническом, рыночном и социально-экономическом.

Организационно-технический аспект изучает физический обмен товарами и услугами между государственно оформленными национальными хозяйствами (государствами). Основное внимание при этом уделяется проблемам, связанным с закупкой (продажей) конкретных товаров, их движением между контрагентами (продавец — покупатель) и пересечением государственных границ, с расчетами и т. п. Эти аспекты МТ изучаются конкретными специальными (прикладными) дисциплинами — организация и техника внешнеторговых операций, таможенное дело, международно-финансовые и кредитные операции, международное право (различные его отрасли), бухгалтерский учет и т. д.

Организационно-рыночный аспект определяет МТ как совокупность мирового спроса и мирового предложения, которые материализуются в двух встречных потоках товаров и (или) услуг — мировом экспорте (вывозе) и мировом импорте (ввозе). При этом мировой совокупный спрос понимается как объем производства товаров, которые потребители готовы коллективно приобрести при существующем уровне цен внутри и вне страны, а совокупное предложение — как объем производства товаров, которые производители готовы предложить на рынке при существующем уровне цен. Они рассматриваются обычно только в стоимостном выражении. Проблемы, возникающие при этом, связаны преимущественно с изучением состояния рынка конкретных товаров (соотношением спроса и предложения на нем — конъюнктуры), оптимальной организацией товарных потоков между странами с учетом самых разнообразных факторов, но прежде всего фактора цены.

Эти проблемы изучаются международным маркетингом и менеджментом, теориями международной торговли и мирового рынка, международных валютно-финансовых отношений.

Социально-экономический аспект рассматривает МТ как особого типа общественно-экономические отношения, возникающие между государствами в процессе и по поводу обмена товарами и услугами. Эти отношения имеют ряд признаков, которые сообщают им особенную важность в мировой экономике.

Прежде всего следует отметить, что они носят всемирный характер, поскольку в них вовлечены все государства и все их экономические группировки; они являются интегратором, объединяя национальные хозяйства в единую мировую экономику и интернационализируя ее, базируясь на международном разделении труда (МРТ). МТ определяет, что выгоднее производить государству и на каких условиях обмениваться произведенным продуктом. Таким образом, она способствует расширению и углублению МРТ, а значит и МТ, вовлекая в них все новые государства. Эти отношения объективны и универсальны, т. е. они существуют независимо от воли одного (группы) человека и пригодны для любого государства. Им под силу систематизировать мировое хозяйство, расставив государства в зависимости от развитости в нем внешней торговли (ВТ), от доли, которую она (ВТ) занимает в международной торговле, от размера среднедушевого внешнеторгового оборота. По этому признаку различают «малые» страны — те, которые не могут оказать влияние на изменение цены на МР, если изменят свой спрос на какой-либо товар и, наоборот, «большие» страны. Малые страны, чтобы восполнить эту свою слабость на том или ином рынке, нередко объединяются (интегрируются) и предъявляют совокупный спрос и совокупное предложение. Но объединиться могут и большие страны, усиливая таким образом свои позиции в МТ.

 

Мировой товарооборот

 

Мировой товарооборот представляет собой сумму внешнеторговых оборотов всех стран. Внешнеторговый оборот страны — это сумма экспорта и импорта одной страны со всеми странами, с которыми она находится во внешнеторговых отношениях.

Поскольку все страны ввозят и вывозят товары и услуги, то мировой товарооборот определяют еще как сумму мирового экспорта и мирового импорта.

Состояние мирового товарооборота оценивают его объемом за определенный временной период или на определенную дату, а развитие — динамикой этих объемов за определенный период.

Объем измеряется в стоимостном и физическом выражениях соответственно в долл. США и в натуральном измерении (тоннах, метрах, баррелях и т. п., если оно применяется к однородной группе товара), либо в условном физическом измерении, если товары не имеют единого натурального измерения. Для оценки физического объема стоимостной объем делится на среднюю мировую цену.

Для оценки динамики мирового товарооборота используются цепные, базисные и среднегодовые темпы (индексы) роста.

 

Структура МТ

 

Структура мирового товарооборота показывает соотношение в общем его объеме тех или иных частей в зависимости от избранного признака.

Общая структура отражает соотношение экспорта и импорта в процентах или в долях.

Товарная структура мирового товарооборота показывает долю той или иной группы товаров в его общем объеме. При этом надо иметь в виду, что в МТ товар рассматривается как продукт, удовлетворяющий какую-либо общественную потребность, на который направлены две основные рыночные силы — спрос и предложение и одна из них обязательно действует из-за рубежа.

Товары, производимые в национальных экономиках, по-разному участвуют в МТ. Некоторые из них не участвуют в ней вообще. Поэтому все товары делятся на торгуемые и неторгуемые.

Торгуемые — это товары свободно перемещаемые между странами, неторгуемые — в силу тех или иных причин (неконкурентоспособны, стратегически важны для страны и т. п.) не перемещаются между странами. Когда говорят о товарной структуре мирового товарооборота, то речь идет только о торгуемых товарах.

В наиболее общей пропорции в мировом товарообороте выделяют торговлю товарами и услугами.

При характеристике товарной структуры мирового товарооборота чаще всего выделяют две большие группы товаров: сырье и готовую продукцию.

Географическая (пространственная) структура мирового товарооборота характеризуется его распределением по направлениям товарных потоков — совокупности товаров (в стоимостном физическом выражении), движущихся между странами.

В пространственной структуре следует различать также региональный, интеграционный и внутрикорпорационный товарооборот. Это части мирового товарооборота, отражающие его концентрацию в пределах одного региона (например, Юго-Восточной Азии), одной интеграционной группировки (например, ЕС) или одной корпорации (например, какой-либо ТНК). Каждый из них характеризуется своей общей, товарной и географической структурой и отражает тенденции и степень интернационализации и глобализации мировой экономики.

 

Специализация МТ

 

Для оценки степени специализации мирового товарооборота исчисляют индекс специализации (Т). Он показывает долю внутриотраслевой торговли (обмен деталями, узлами, полуфабрикатами, готовыми предметами одной отрасли, например, легковыми автомобилями разных марок, моделей) в общем объеме мирового товарооборота. Его величина всегда находится в интервале 0-1; чем она ближе к 1, тем глубже международное разделение труда (МРТ), тем больше в нем роль внутриотраслевого разделения труда. Естественно, что его величина будет зависеть от того, как широко определена отрасль: чем она шире, тем выше коэффициент Т.

Особое место в комплексе показателей мирового товарооборота занимают те из них, которые позволяют оценить влияние мировой торговли на мировую экономику. К ним относят прежде всего коэффициент эластичности мировой торговли. Он рассчитывается как отношение темпов индексов роста физических объемов ВВП (ВНП) и товарооборота. Его экономическое содержание состоит в том, что он показывает, на сколько процентов увеличился ВВП (ВНП) при росте товарооборота на 1%. Для мировой экономики характерна тенденция усиления роли МТ. Как правило, в периоды экономических кризисов коэффициент эластичности ниже, чем в периоды рецессий и подъема.

 

Условия торговли

 

Условия торговли — коэффициент, устанавливающий связь между средними мировыми ценами экспорта и импорта, поскольку рассчитывается как отношение их индексов за определенный период времени. Его величина изменяется от 0 до 1: если он равен 1, значит условия торговли стабильны и сохраняют паритет экспортных и импортных цен. Если коэффициент увеличивается (по сравнению с предыдущим периодом), значит, условия торговли улучшаются и наоборот.

 

Коэффициенты эластичности МТ

 

Эластичность импорта — индекс, характеризующий изменение совокупного спроса на импорт, вытекающее из изменений условий торговли. Он рассчитывается как процентное соотношение объемов импорта и его цены. По своему численному значению он всегда больше нуля.

Если его величина меньше 1, значит, повышение цены на 1% привело к росту спроса более, чем на 1%, а следовательно, спрос на импорт эластичен. Если коэффициент более 1, то спрос на импорт вырос меньше, чем на 1%, значит, импорт неэластичен. Поэтому улучшение условий торговли вынуждает страну увеличивать расходы на импорт, если спрос на него эластичен, и уменьшать — если неэластичен, наращивая при этом расходы на экспорт.

Эластичность экспорта и импорта также тесно связана с условиями торговли. При эластичности импорта, равной 1 (падение цены импорта на 1% привело к росту его объема на 1%), увеличивается предложение (экспорт) товаров на 1%. Это означает, что эластичность экспорта (Ex) будет равна эластичности импорта (Eim) минус 1, или Ex = Eim — 1. Таким образом, чем выше эластичность импорта, тем более развит рыночный механизм, позволяющий производителям быстрее реагировать на изменение мировых цен. Низкая эластичность чревата для страны серьезными экономическими проблемами, если это не связано с другими причинами: высокие капиталовложения, сделанные в отрасль ранее, невозможность быстро переориентироваться и др.

Названные показатели эластичности могут использоваться для характеристики международной торговли, но более эффективны они для характеристики внешней торговли. Это относится и к таким показателям, как внешнеторговая, экспортная и импортная квоты.

Информация о работе Движение товаров и услуг в мировой экономике