Глобальные международные конфликты и мирные стратегии

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 20 Мая 2013 в 17:39, курсовая работа

Краткое описание

Цель – выявить стратегии мирного разрешения международных конфликтов.
Задачи:
рассмотреть глобальные международные конфликтов;
выявить источники международных конфликтов;
разобрать пути урегулирования и предотвращения международных конфликтов

Содержание

Введение…………………………………………………………………………..3
1.6 Общественная суть и особенности международного конфликта………..6
1.2 Понятие международного конфликта……………………………………...10
1.3 Типы международных конфликтов………………………………………...13
1.4 Фазы международного конфликта………………………………………….16
1.5 Причины международных конфликтов…………………………………….21
2.1 Источники конфликтов в современном мире……………………………...25
2.2 Урегулирование и предотвращение международного конфликта………..29
Заключение……………………………………………………………………….36
Список использованных источников……………………………………...........38

Вложенные файлы: 1 файл

курсовая.docx

— 59.66 Кб (Скачать файл)

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

2.2 Урегулирование и предотвращение международного конфликта.

Важное место занимает проблема предотвращения, ограничения  и урегулирования конфликтов. В качестве наиболее эффективных способов урегулирования конфликтов рассматриваются:

- переговорные процессы;

- посреднические процедуры; 

- арбитраж;

- сокращение и прекращение  поставок оружия сторонам конфликта; 

- организация свободных  выборов.

 Конфликты должны выявляться  и разрешаться на возможно  более ранних стадиях. Крайне  важно начать урегулирование  до того, как стороны окажутся  втянутыми в вооруженную борьбу.

После начала вооруженных  действий ход событий, как показывает практика, развивается по двум сценариям.

Первый сценарий предполагает относительно быструю победу одного из участников и поражение другого. Каждая из сторон рассчитывает на победу, поэтому вступает в вооруженную борьбу. Будучи не удовлетворенной исходом, пораженная сторона, собравшись с силами, может снова развязать конфликт, и тогда начинается новый виток конфликтных отношений.

Второй сценарий реализуется, когда силы сторон приблизительно равны. В этом случае конфликт приобретает  характер длительного вооруженного противостояния. Он может расширяться, вовлекая в свою орбиту новых участников, среди которых нередко оказываются  и те, кто пытался его урегулировать  в качестве посредников. Очень часто расширяется и предмет спора. Для урегулирования длительного конфликта стороны должны прийти к выводу о бесперспективности продолжения вооруженной борьбы.

Урегулировать конфликты  можно благодаря тому, что противоборствующие стороны почти всегда имеют определенные совпадающие интересы. Существуют еще  и нейтральные интересы, которые  могут различным образом увязываться  и также приобретать значимость для сторон, стимулируя поиски путей  разрешения конфликтов. На это обстоятельство еще в 60-е годы прошлого века обратил  внимание один из основателей конфликтологии Т. Шеллинг, заметив, что «чистый  конфликт», когда интересы сторон полностью  противоположны (так называемый конфликт с нулевой суммой), представляет собой особый случай. Он может возникнуть в войне, направленной на взаимное уничтожение.  

Одним из подходов является принцип разведения интересов сторон. Во время переговоров по мирному  урегулированию проблемы в 1978 году интересы между Египтом и Израилем, казалось, были несовместимы. Однако анализ интересов  сторон показал, что Израиль был  заинтересован в контроле над  Синаем для обеспечения своей  безопасности, которая ему представлялась надежной при наличии буфера между  вооруженными силами обоих государств. Египет же не мог смириться с отторжением  территории, принадлежавшей ему с  древности.  

Разрешение конфликта  оказалось возможным благодаря  возврату Синая под полный суверенитет  Египта и его демилитаризации, гарантировавшей  безопасность Израиля. 

Компромисс в урегулировании конфликта достижим на основе различения значимости объектов соперничества  для участников конфликта и благодаря  их взаимным уступкам.

Принцип взаимных уступок  может быть реализован путем обращения  сторон к независимым экспертам  для выработки соответствующих  предложений. В качестве таких экспертов  могут привлекаться общественные деятели, ученые, международные организации. Разработка нескольких вариантов решений, можно выбрать из них оптимальный, который устроит обе конфликтующие стороны  

Во многих конфликтах обмен  уступками крайне затруднен вследствие значимости объектов спора для интересов  сторон и их нежелания идти на уступки. Но и в этом случае возможно снижение остроты конфликта путем временного отказа от обсуждения наиболее сложных  вопросов и достижения договоренностей  по остальным. В результате применения принципа «вынесения за скобки» во многих случаях достижимо частичное  соглашение, позитивно влияющее на взаимоотношения сторон.  

Для разрешения конфликтов с «ненулевой суммой» его участникам могут быть полезны принципы поведения, сформулированные в середине 80-х  годов американским исследователем Р. Аксельродом применительно к  отношениям между США и СССР.

Следует ориентироваться  не на то, сколько в итоге получит  противоположная сторона, а насколько  будут удовлетворены ваши интересы.

Не следует первым выбирать конкурентное поведение. Это рискованно, так как может привести к ответным действиям и конфронтации в дальнейшем.

Целесообразно отвечать тем  же самым ходом, что и партнер: на кооперативное поведение —  кооперативным, на конкурентное — конкурентным, причем сразу.11

Если в ситуациях с  «нулевой суммой» важно сохранять  в тайне свои замыслы, то в ситуациях  с «ненулевой суммой», напротив, лучше  показать, что вы будете отвечать тем  же, что и партнер.

Поиску конкретных вариантов  разрешения конфликта, как правило, должно предшествовать снижение уровня напряженности. Этой цели может служить  принцип деэскалации, который состоит в выдвижении и реализации одной из сторон конфликта мирных инициатив, имеющих целью побудить противостоящую сторону последовать своему примеру.

В современной международно-правовой практике субъектами территориальных  споров признаются только государства. Борьба наций за самоопределение  и образование самостоятельных  государств на определенной территории не рассматривается как территориальный  спор. Для территориальных конфликтов характерно наличие разногласий  по вопросу о границе и суверенитете над определенной территорией.

На практике большинство  решений по территориальным спорам подтверждали статус-кво. Устав ООН  предусматривает мирное разрешение таких споров посредством региональных организаций и органов. На европейском  континенте роль регионального соглашения, регулирующего поддержание международного мира и безопасности, играет Заключительный акт Совещания по безопасности и  сотрудничеству в Европе 1975 года. В  этом документе провозглашен принцип  нерушимости границ государств-участников. Хотя документ не содержит прямого  запрещения территориальных притязаний, все подписавшие его государства  выражают намерение воздерживаться от них.  

Часто территориальный спор является конфликтом с «нулевой суммой», т.е. в результате его разрешения одна из сторон теряет территорию, а  другая ее приобретает. Но в трех случаях  конфликт не имеет «нулевой суммы».

1. В ходе конфликта  население оспариваемой территории, руководствуясь принципом самоопределения  наций, создает новый субъект  международного права. В споре  относительно какой-либо заселенной  территории появляется третья  сторона.

2. В результате спора  достигается соглашение о совместном  владении территорией. Вариантом  такого случая является ситуация, когда государство-суверен не лишается данной территории, но предоставляет государству-претенденту различные льготы относительно деятельности на данной территории. Например, создание общей экономической зоны для рыболовства. Такой путь решения территориального спора, видимо, может быть применен для урегулирования проблемы Курил.

3. Исчезает сам предмет  спора. Например, в 60-е годы  объектом спора между СССР  и Китаем был остров Даманский.  В результате демаркации границы  между РФ и Китаем остров  Даманский стал частью китайской  территории. Тем самым исчезло  основание для территориальных  претензий.

Важным фактором урегулирования конфликтов могут быть неофициальные  контакты между противоборствующими  сторонами. Они способствуют преодолению  стереотипа врага и установлению доверия, являются важнейшим источником информации о позициях сторон, каналом  обмена мнениями и проработки вариантов  решений. Участники таких контактов  могут позволить себе большую  свободу суждений, чем официальные  лидеры противоборствующих сторон. Это  повышает вероятность нахождения нестандартных  решений, устраивающих обе стороны.

Неофициальные контакты имеют  двойную направленность воздействия  — на население (прежде всего через  СМИ) и на лидеров противоборствующих сторон. Возможности, открываемые неофициальными контактами участников конфликта, превращают их во второе направление дипломатии. В рамках «второго направления дипломатии»  наибольшее распространение получили семинары-переговоры между представителями  конфликтующих общин.

Принципы, методы и способы  мирного урегулирования международных  конфликтов зависят от их характера, условий протекания, социокультурных  факторов. Конфликты могут иметь  несколько вариантов решения, но оптимальным является тот, который наиболее полно отвечает интересам противоборствующих сторон.

Посредничество в поисках  мирного урегулирования требует  высокого уровня профессионализма, осторожности и такта.

Существенную роль в снижении уровня конфликтогенности современных  международных отношений может  сыграть миротворческая деятельность мирового сообщества и ее модификация  — «принуждение к миру». Миротворчество включает в себя все формы действий по прекращению вооруженных конфликтов и установлению мира.

Традиционное миротворчество осуществляется с согласия конфликтующих  сторон с целью прекращения военной  фазы конфликта. Оно заключается  в физическом разъединении сторон путем  введения в зону конфликтов международных  наблюдателей, создании инфраструктуры для урегулирования конфликтов .Миротворчество предполагает оказание конфликтующим  сторонам помощи кадрами, финансовыми  средствами, поставками продовольствия и медикаментов, обучением персонала, содействием в проведении выборов  и референдумов, обеспечением контроля за соблюдением соглашений.

«Принуждение к миру»  применимо в более сложных  ситуациях, когда как минимум  одна из сторон стремится продолжать конфликт военными средствами, активно  противодействуя усилиям по его  политическому урегулированию. Такое  миротворчество носит военизированный  характер и допускает подавление субъекта (субъектов) конфликта, широкомасштабное вмешательство во внутренние дела противоборствующих сторон. Если традиционное миротворчество но своей сути является посредничеством  в политическом урегулировании конфликта, то «принуждение к миру» — силовая  операция, направленная на прекращение  вооруженных столкновений и установление мира.

С окончанием холодной войны  опасения по поводу возможных неблагоприятных  последствий военного вмешательства  в локальные конфликты значительно  уменьшились. Вместе с тем возросло стремление единственной сверхдержавы — Соединенных Штатов — к использованию  во внешней политике силовых методов  для распространения своего влияния  на обширные регионы, установления контроля над зонами конфликтов (Балканы, Ближний  Восток и др.).

Перед мировым сообществом  стоит задача выработки новой  технологии урегулирования и разрешения международных конфликтов, по своему содержанию и характеру протекания существенно отличающихся от конфликтов прошлого.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Заключение.

Рассмотренные выше признаки могут быть использованы для первичной  идентификации конфликта. Но при  этом всегда необходимо учитывать высокую  подвижность грани между такими явлениями, как собственно военный  конфликт и война. Сущность этих явлений  одна и та же, но она имеет различную  степень концентрации в каждом из них. Отсюда и известная трудность  в различении войны и военного конфликта. Среди признаков, которые  могут быть использованы для идентификации  военного конфликта, был назван и  такой признак, как относительная  управляемость развитием конфликтных  отношений между участниками  спора. Этот признак представляется наиболее важным. В совокупности с  уже рассмотренными он позволяет  уточнить результаты первичной идентификации  военного конфликта и обеспечивает возможность получить весьма прочные  основания для обнаружения различий между войной и военным конфликтом. Управляемость конфликтным процессом  предполагает существование коммуникативных  каналов между сторонами спора, позволяющих им осуществлять обмен  информацией. Иначе говоря, в конфликте  всегда имеется механизм "обратной связи". Этот механизм обеспечивает возможность реализации двусторонних мер реальными или потенциальными участниками конфликта в целях  его урегулирования и предотвращения. Если же между участниками конфликтного процесса прекращается обмен информацией, то конфликт перестает быть управляемым. В этом случае "включаются" другие механизмы, генерирующие силы эскалации. Эскалационные процессы могут привести военный конфликт к перерастанию в войну.

Конфликт не предполагает конфронтации абсолютно по всем вопросам. В этом его весьма важная отличительная  черта. Противостоящие в конфликте  стороны в силу этого могут  осознать себя не только соперниками, но и зависимыми друг от друга партнерами. Это ощущение позволяет участникам конфликта осознавать всю важность и полезность конструктивных двусторонних мер, направленных на блокирование механизмов эскалации конфликтных отношений. Война же, если она началась, представляет собой процесс, вышедший из-под контроля. Единственным средством, позволяющим контролировать этот процесс, является максимально эффективное (в соотношении с противником) использование своей военной силы с целью уничтожения противника или навязывания ему определенных условий и требований. Но и это средство весьма ненадежно, ибо противостоящие в войне стороны стремятся действовать по максимуму . Это стремление в свою очередь инициирует действие сил эскалации, которые постепенно сокращают (а часто и вовсе исключают) какое-либо ограничение в применении военных сил и средств. Таким образом, относительная управляемость конфликтными отношениями участников военного столкновения, как представляется, может выступать устойчивым признаком в идентификации военного конфликта.

Информация о работе Глобальные международные конфликты и мирные стратегии