Внешняя политика кубы в начале ХХI века (2001-2013 гг.)

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 23 Апреля 2014 в 21:32, курсовая работа

Краткое описание

Цель исследования. Целью работы является определение роли Кубы в международных отношениях на современном этапе (последнее десятилетие); анализ полученных данных, разработка выводов и т.д.
Задачи исследования:
- рассмотреть и дать общую характеристику государства;
рассмотреть особенности кубинского внешнеполитического курса в 2000-е гг.;
- определить важнейшие направления внешней политики Кубы в XXI веке

Содержание

Введение 3
1 Особенности внешней политики Кубы 5
1.1 Историческая справка: Республика Куба 5
1.2 Общая характеристика кубинской внешней политики 6
1.3 Направления внешнеполитического курса Кубы в XXI веке 7
2 Место и роль Кубы в современных международных отношениях 11
2.1 Отношения Кубы и США 11
2.2 Кубинско-российские отношения 12
2.3 Роль Кубы в латиноамериканском регионе 13
2.4 Отношения Кубы и Китая 16
2.5 Интересы Кубы и Европа 17
Заключение 19
Список использованных источников 22

Вложенные файлы: 1 файл

Курсовая ВП Кубы.docx

— 52.10 Кб (Скачать файл)

В 2006 г. в Америке был создан специальный комитет при Госдепартаменте США, занимающийся разработкой новой политики США в отношении Кубы после смерти Кастро и предполагаемого ослабления коммунистического режима.

2.2 Кубинско-российские отношения

 

Одной из особенностей внешней политики Кубы в XXI веке является усиление ориентации на Россию и улучшение динамики двухсторонних отношений. В этом плане крайне актуальным является налаживание Москвой и Гаваной взаимовыгодной российско-кубинской кооперации в самых различных областях.

2 мая 2012 года исполнилось 110 лет со времени  установления дипломатических отношений  между Россией и Кубой. [3, с.13-18] С распадом «советского блока» и самого СССР, начался период перестройки отношений между двумя странами. В начале 1990-х годов товарооборот между ними сократился в двадцать раз. На Кубе остались недостроенными сотни объектов, возводившихся с советской помощью. Был резко снижен уровень военно-технического сотрудничества. [3, с.13-18]

Начиная с середины 1990-х гг. неоднократно предпринимались попытки восстановить отношения на новой основе. Однако это не дало хоть сколько-нибудь заметных результатов. Экономические и военно-технические связи постепенно опустились до крайне низкого уровня. Куба начала переориентацию на других международных партнеров. [17]

В течение первого десятилетия XXI века товарооборот между Российской Федерацией и Кубой колебался в пределах 1% от всего внешнеторгового оборота последней. В 2010 году он равнялся 260 млн. долларов США.

Единственной сферой, где обе страны продолжали активно сотрудничать, оставалась дипломатия. Стратегические интересы России и Кубы на международной арене совпадали. Обмены визитами министров иностранных дел двух стран носили регулярный характер, партнерские контакты поддерживались дипломатическими представителями России и Кубы в международных организациях, в частности в Организации Объединенных Наций. Неплохо развивались гуманитарные связи, включая культурное сотрудничество и деятельность Русской Православной Церкви на Кубе, где проживает много выходцев из России и бывших республик СССР. Продолжал сохраняться огромный не использованный потенциал двустороннего сотрудничества. [17]

Российские позиции на Кубе сильно пострадали за 1990-е годы, уступая место партнерам и конкурентам – Китаю и Венесуэле, ЕС и Канаде. Однако на сегодняшний момент отношения Кубы и России крайне перспективны.

Усилия, которые предпринимают руководители России для развития отношений с островом, свидетельствуют, что они сознают необходимость возрождения двусторонних отношений на современном этапе. Куба – это ключ к Латинской Америке. И от того, кто окажется ближе к нему, будет зависеть будущее огромных реализованных или упущенных торгово-экономических и, наконец, геополитических возможностей. [17]

 

2.3 Роль Кубы в латиноамериканском  регионе

 

Особое место для Кубы по значимости ее социально-экономических и политических международных связей с середины первого десятилетия нынешнего столетия, бесспорно, имеет Латинская Америка. В условиях начавшегося на рубеже нового тысячелетия подъема освободительного движения в регионе, получившего в научной литературе название «левого поворота», перед социалистической Кубой открылись новые, более благоприятные возможности. Те кооперационные связи, которые она стремилась развивать со странами региона в предыдущие десятилетия, в последние годы начали обретать новое качество. Наряду с восстановлением дипломатических отношений со всеми странами Латинской Америки, окрепли ее политические, гуманитарные и экономические связи с ними.

 

2.3.1 Отношения с Венесуэлой

 

Особый характер политического и делового сотрудничества сложился у Кубы с Венесуэлой. За последнее десятилетие это государство превратилось в главного политического союзника и экономического партнера Гаваны. Уже вскоре после прихода к власти в Каракасе леворадикального правительства во главе с избранным президентом Уго Чавесом между двумя странами 30 октября 2000 г. было заключено Комплексное соглашение о сотрудничестве, положившее начало кардинальному повороту в сторону налаживания самых тесных двусторонних связей во всех сферах.

В декабре 2004 г. Уго Чавес посетил Кубу и вместе с Фиделем Кастро они подписали Совместную декларацию о реализации Боливарийской альтернативы для Америк (АЛБА). У.Чавес подвел своеобразную идеологическую платформу под проект АЛБА: он утверждал, что общие проблемы всех латиноамериканских стран (голод, нищета) невозможно решить в условиях капитализма. Единственным правильным путем был провозглашен социализм.

Боливарийская альтернатива для Америк, согласно определению ее вдохновителей, является, прежде всего, моделью интеграции народов Латинской Америки и Карибского бассейна, которые объединены географическим пространством, историческими и культурными связями, общими потребностями и возможностями. Речь идет об интеграционном проекте, «основанном на принципах кооперации, солидарности и дополняемости, который формируется в качестве альтернативы модели экономического неолиберализма, не принесшей ничего кроме углубления структурных асимметрий и условий для концентрации богатств в руках привилегированного меньшинства в ущерб процветанию народов». [1]

Венесуэла и Куба взяли на себя обязательства осуществить целый ряд мер, направленных на выполнение поставленных задач. Сотрудничество на благо латиноамериканских государств сплотило эти две страны. [17]

Куба на протяжении десятилетий создавала механизмы защиты от экономического эмбарго и постоянного политического и идеологического воздействия со стороны США. Это обеспечило её экономическим и торговым связям с внешним миром большую гибкость. Венесуэла же является членом ряда международных институтов, к которым не принадлежит Куба. Эти обстоятельства было необходимо принимать в расчет для соблюдения принципа взаимности в торговых и финансовых соглашениях между двумя государствами. Предложения обеих стран были включены в программу двустороннего сотрудничества. Она составлена в соответствии с Совместной декларацией о реализации Боливарийской альтернативы для Америк.

Данная декларация касается практически всех сфер отношений: торговля, инвестиции, энергетика, транспорт, туризм, спорт, медицина, образование и т.д. В XXI веке сотрудничество двух стран на самом деле становится все интенсивнее, экономические, политические и другие связи укрепляются.

 

2.3.2 Латиноамериканские страны  и сотрудничество с Кубой

 

«Левая волна» в Латинской Америке способствовала установлению более тесных экономических и политических связей Кубы с рядом других стран региона. Наряду с Венесуэлой, партнерами Кубы здесь стали Аргентина, Бразилия, Боливия, Гайана, Никарагуа, Уругвай, Чили, Эквадор и Ямайка. Бурное развитие кооперационных связей со странами Латинской Америки во многом способствовало тому, что Куба уже в 2006 г. значительно превзошла уровень объема внешней торговли, который она имела в 1989 г. в условиях активного сотрудничества с СССР и другими странами-членами Совета Экономической Взаимопомощи (СЭВ). В 2006 г. он составил 19,5 млрд. долл., в 2007 г. вырос до 22,4 млрд. долл., а в 2009 г. превысил 26 млрд. долл., в 2011г. достиг 28 млрд. [17]

Важное геополитическое событие для Кубы и всей Латинской Америки произошло 16 декабря 2011 года на встрече Группы Рио (латиноамериканского политического форума, созданного в 1986 году и к 2008 году насчитывавшего 22 страны-участницы), в ходе которой единогласно членство в группе было предоставлено Кубе. Тогдашний президент Мексики Фелипе Кальдерон, председательствовавший на собрании, приветствовал «братский народ» Кубы в лице президента Рауля Кастро, которому зал аплодировал стоя. На форуме резко осудили эмбарго США против Кубы и потребовали его немедленной отмены.

Другим важным событием для Гаваны стало начало работы по созданию новой политической организации всех стран Латинской Америки и Карибского бассейна, включающей Кубу, но без участия США и Канады. Об этом 23 февраля 2010 г. в Мексике на саммите Группы Рио и стран Карибского бассейна сообщил мексиканский президент Фелипе Кальдерон. По его словам, создан новый региональный формат. [17]

 

2.4 Отношения Кубы и Китая

 

В XXI веке возобновился интерес к Кубе со стороны идеологического соратника – Китая. Связи Кубы с КНР закономерна: эти страны установили дипломатические отношения между собой более 45 лет назад. С 2001 года КНР наращивает свою активность в Латинской Америке. Куба – важный элемент этого процесса. Визит председателя КНР Цзян Цзэминя на Кубу в 2001 году сыграл важнейшую роль в оживлении торговых связей между обоими государствами. Между странами было подписано соглашение об экономическом и техническом сотрудничестве. Пекин открыл Гаване беспроцентную кредитную линию на 6,5 млн. долларов США и предоставил заем в размере 200 млн. долларов на модернизацию и расширение местных телекоммуникационных сетей.

Именно благодаря китайским инвестициям Куба смогла удвоить производство никеля и кобальта и теперь вышла по этому показателю на четвертое место в мире. КНР, новая восходящая сверхдержава, инвестирует в Кубу значительные капиталы и может быть заинтересована в сохранении существующего на острове политического режима. Однако аналитики прогнозируют, что китайцы могут в любой момент прекратить такую поддержку экономики Кубы, если их инвестиции не будут приносить достаточной прибыли. Также, собственный рост Китая может замедлиться, и это тоже может сказаться на количестве инвестиций.

С 2003 года Куба становится первой страной Западного полушария, с которой Китай развивает отношения в сфере туризма. Прогнозируется, что к 2020 году Китай может стать четвертой по величине туристической державой мира.

Если перейти от торговых связей к сфере политики, то следует признать, что КНР и Куба – близкие союзники. Например, в Организации Объединенных Наций Китай последовательно выступает против американских санкций в отношении Кубы.

Политические связи Кубы и Китая имеют прочные корни. Экономические отношения двух стран развиваются циклично, теперешний пик товарообмена и инвестиций вполне может смениться упадком. Кубинское руководство гордится дружбой с Китаем, позиционирует ее как образец социалистической солидарности. Однако тут не обходится без разногласий, ведь Китай последовательно либерализует свою экономику, в то время как кубинцы противостоят влиянию рыночной экономики. [8]

 

2.5 Интересы Кубы и Европа

 

Считается, что позиция Евросоюза в отношении Кубы враждебная и «обслуживает» интересы США.

Хотя Европа и отменила в июне 2008 года санкции против острова Свободы, некоторые страны не желают нормализации отношений между Кубой и Евросоюзом. Были окончательно сняты санкции, на основе взаимного уважения начался политический диалог. Тем не менее, для полной нормализации отношений Евросоюзу следует изъять из документа «Единой Позиции» (была принята в 1996 году ЕС в отношении Республики Куба) положения, которые предполагают вмешательство во внутренние дела страны и обслуживают интересы США. Кроме того, кубинские дипломаты выражают мнение, что ряд стран, такие как Швеция, Голландия, Дания, Чехия и Великобритания, чинят препятствия нормализации отношений. [14]

 

Выводы

 

  1. Отношения Кубы и США в XXI веке остаются напряженными, однако сегодня США заявляет о готовности пересмотреть санкции, применяемые к Кубе. Кубинские же дипломаты считают, что пока говорить о каких-либо существенных изменениях рано;
  2. Одной из особенностей внешней политики Кубы в XXI веке является усиление ориентации на Россию и улучшение динамики двухсторонних отношений;
  3. Особое место для Кубы по значимости ее социально-экономических и политических международных связей с середины первого десятилетия нынешнего столетия, бесспорно, имеет Латинская Америка;
  4. Особый характер политического и делового сотрудничества сложился у Кубы с Венесуэлой. За последнее десятилетие это государство превратилось в главного политического союзника и экономического партнера Гаваны;
  5. Наряду с Венесуэлой, партнерами Кубы здесь стали Аргентина, Бразилия, Боливия, Гайана, Никарагуа, Уругвай, Чили, Эквадор и Ямайка;
  6. В XXI веке возобновился интерес к Кубе со стороны идеологического соратника – Китая. КНР много инвестирует в Кубу, что помогает той стабильно поддерживать высокий экономический рост. Также Китай заинтересован в сохранении на Кубе действующего политического режима;
  7. Несмотря на отмену санкций против Кубы в 2008 году, отношения Евросоюза и Республики остаются напряженными.

 

Заключение

 

В ходе написания данной курсовой работы был рассмотрен период 2000-х годов для Республики Куба. В первой главе была рассмотрена общая характеристика страны на международной арене; охарактеризован внешнеполитический курс Кубы и ее участие в различных процессах, происходящих в Западном полушарии.

Вторая глава посвящена международному положению Кубы в XXI веке. Были описаны и проанализированы основные направления внешней политики, отношения с различными странами и регионами. Была дана оценка отношениям с основными партнерами и соратниками в современных условиях, проведены исторические параллели. Также были сделаны выводы по каждой части курсовой работы, дана характеристика в целом места Республики Куба в современных международных отношениях (ХХI век).

Во внешней и внутренней политике Куба успешно развивает экономические и дипломатические связи со всем миром, несмотря на давление и бойкот со стороны США. Успех Кубы в преодолении коллапса её главных торговых партнеров в Восточной Европе и бывших республиках СССР и реструктуризации её экономики являются одним из наиболее драматических явлений современной истории. Тем же образом, способность кубинской национальной системы безопасности отбивать все удары единственной и самой могущественной в истории супердержавы, направленные на разрушение достижений революции, остается беспрецедентной в настоящем и обозримом прошлом.

Информация о работе Внешняя политика кубы в начале ХХI века (2001-2013 гг.)